Обязательный прием, подготавливающий детей к пересказу, — это беседа по произведению, как бы оно ни было мало и просто.
При проведении беседы воспитатель может наметить несколько целей: разъяснить содержание произведения, выявить, как дети поняли его; уточнить последовательность произведения; содействовать выразительности пересказов детей; активизировать их словарь.
Беседа включает и вопросы к детям, и объяснения самого воспитателя (что часто на практике забывается). Беседа, как правило, проводится после первого или второго чтения. Но иногда (как и при обычном художественном чтении) возникает необходимость провести вводную, предварительную беседу до чтения, чтобы обеспечить усвоение произведения детьми. Это преимущественно бывает перед чтением сложных познавательных рассказов или описания событий, с которыми дети сталкивались в жизни. Например, перед чтением рассказа Н. Калининой «Помощники» полезно спросить, кто из детей сегодня дежурил и как он накрывал на стол. Перечисление предметов, которые нужно поставить на стол, одобрение воспитательницы сделают более осмысленным восприятие рассказа. Непосредственно перед чтением воспитательница может сделать, примерно, такое вступление-переход: «А теперь послушайте, как помогали накрывать на стол два малыша, два брата Саша и Алеша. Рассказ называется «Помощники». Перед чтением рассказа «Как Сашу обожгла крапива» того же автора воспитательница может спросить у детей, какая высокая трава с крупными листьями вырастает весной у заборов, почему ее нельзя трогать руками; что бывает с рукой, если нечаянно дотронешься до крапивы. (Если дети продолжают разговор и вспоминают конкретные случаи, то можно подчеркнуть, что дети средней группы знают, что крапива — жжется, это вредная трава, сорняк.) Нужно помнить, что такая вводная беседа должна быть короткой, конкретной, из одного-двух вопросов, чтобы не отвлекать внимание детей от содержания произведения, которое им будет прочитано. Вот записи некоторых таких бесед. Воспитательница. Дети! Скоро наступит весна, будет тепло, земля подсохнет. А у заборов появится трава, с крупными листьями. Сначала она будет низенькая, а потом все выше, выше... (показывает рукой). Подумайте: какая это трава? (Поднято всего несколько рук.) Трогать эту траву нельзя... Дети (почти все вместе). Крапива. Воспитательница. Правильно. А вот послушайте, какой случай произошел с одним маленьким мальчиком Сашей (читает название и рассказ). Другая беседа. Воспитательница. Дети, кто из вас видел ежа?
Дети. У нас был... На даче жил... Я видел... Воспитательница (вызывает ребенка к себе). Расскажи, Петя, всем, какой еж.
Петя. Он колючий, бегает. Воспитательница. Покажи руками, какой он величины (показывает утрированно широкий и узкий размер). Такой или такой? Петя. У нас большой был (показывает несоразмерно большую величину, распахнув руки. Некоторые дети смеются) .
Воспитательница. Кто покажет точнее. Миша (делает округлый жест руками). Вот такой, не очень большой, еще иголки торчат.
Воспитательница. Да, все ежи примерно такие (показывает). Они могут сворачиваться клубком. Сейчас я вам прочитаю рассказ про ежа. Послушайте, как дети нашли ежа (читает). Данная беседа целеустремленна, но несколько растянута. Можно ограничиться предложением детям вспомнить ежа, виденного на даче, и постараться показать руками, какой он величины, так как признак — колючий — хорошо известен детям, а развязка рассказа заключается в том, что еж оказался больше детской шапки, и дети оставили его в лесу. Если же у детей сравнительно мало знаний о еже, воспитательница может рассказать о нем, о его повадках, показать картинку (т. е. провести отдельное занятие, как мы говорили выше), а затем прочесть рассказ и выяснить, как дети поняли его. Вот какая беседа была проведена на занятии по художественному чтению. Название занятия: «Чтение «Сказки про ослика». Программное содержание: учить слушать, понимать и переживать художественное произведение. Ход занятия. Спросить у детей, кто видел живого ослика. Предложить рассказать, какой он, на кого похож, показать рукой от пола его величину. Подчеркнуть, что ослик похож на маленькую лошадь, на нем можно ездить верхом, перевозить тяжести. Все ослы кричат: «И-а». Ведь каждое животное кричит по-своему. После чтения провести небольшую беседу по содержанию сказки. Сказать, что это забавная сказка про маленького ослика, который все время почему-то жалобно кричал: «И-а». Задать детям вопросы, уточняющие последовательность сказки: 1. Кто сначала услышал ослика? 2. Кто потом услышал его крик? При ответах указывать на выразительность речи персонажей. Птичка на дереве ласково спросила у ослика: «Чего ты кричишь?» Маленький, нежный цветок под деревом тихо и заботливо спросил: «У тебя что-нибудь болит?» И никто по-ослиному не понимал, все удивлялись: «Чего он все кричит?» Задать вопрос для умозаключения:
«А почему же ослик кричал?» Прочесть сказку еще раз. Предложить детям поучиться кричать, как ослик: сначало тихо и жалобно: и-а, потом радостно. Как мы видим, в этом конспекте указано направление не только вводной беседы, но и разъяснительной беседы по произведению; в последней большое место занимают объяснения самого воспитателя.
А.М.Дементьева, "Обучение пересказыванию в средней группе детского сада", М., 1960. OCR Detskiysad.Ru
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.