Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

И это сильный пол? Остроумные и смешные высказывания знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Обучение в детском саду >>

ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРЕСКАЗАМ ДЕТЕЙ


Пересказы пятилетних детей своеобразны по объему и содержанию. Учитывая особенности памяти, внимания, мышления ребенка этого возраста, мы предлагаем для пересказов особый литературный материал: очень небольшие, понятные, сюжетные тексты с выразительным и простым языком.
Но, несмотря на легкость текстов, требования к качеству пересказа должны быть самые серьезные, чтобы пересказ оставался именно пересказом, а не вольной интерпретацией ребенка.
Умение пересказывать, т. е. связно, толково и полно излагать произведение устно, мы должны формировать с самого начала, чтобы потом закреплять, шлифовать это умение, но не ломать его, добавляя новые трудные требования. Исходя из сущности пересказа, можно наметить основные требования к пересказу ребенка, которые надо предъявлять с самого начала:
1) осмысленность, т. е. полное понимание текста;
2) полнота передачи произведения, т. е. отсутствие существенных, нарушающих логику изложения, пропусков;
3) последовательность;
4) удачная замена отдельных слов синонимами, использование словаря и оборотов авторского текста;
5) правильный ритм, отсутствие длительных пауз;
6) культура изложения в широком смысле слова: правильная, спокойная поза во время пересказа, обращение к слушателям, интонационная выразительность речи, достаточная громкость, отчетливость произношения.
Все эти требования взаимосвязаны, и, если опустить хоть одно из них, пересказа вообще не получится. Возьмем, например, рассказ Л. Н. Толстого «Сел дед пить чай», содержащий три логических звена. Пропустить какое-нибудь — значит, затруднить понимание события; переставить фразы в другой последовательности — вовсе разрушить рассказ.
Если ребенок не может никак начать или делает длительную паузу в середине пересказа, его перестают слушать, т. е. пересказ лишается своей сущности, своей социальной направленности, и, чтобы сохранить ритмичность (тоже одно из требований), воспитатель помогает ребенку вопросом, подсказом.
Если ребенок рассказывает, отвернувшись, или одному воспитателю, или так тихо, что его не слышно — ясно, что он еще не умеет пересказывать, передавать рассказ другим, и воспитатель формирует эту сторону детского пересказа: дает указание ребенку, повторяет громко сказанное им, на других занятиях подбирает упражнения на дикцию, на изменение силы голоса и др.
Если в рассказе заменить все слова своими, то и рассказ нельзя будет узнать; кроме того, нельзя забывать, что автор специально продумывает язык для наиболее точной характеристики действующих лиц. И наша задача — учить детей ценить, сохранять эти точные слова. Так, в рассказе Л. Н. Толстого действуют именно дед и внук, а не просто старик и мальчик; дед не только дает внуку чай, но и поучает его. Другое дело, что слова могут приобрести иную форму, например ласкательную — дедушка, внучек, а некоторые могут быть заменены синонимами, например согласие деда: «Вот тебе, внук, чай»; ребенок верно по смыслу передает так: «На тебе чай». Обучение пересказыванию и предусматривает, в частности, удачное, свободное владение словом, так как пересказ не есть передача текста наизусть.
Работу над выразительностью речи так же нельзя оторвать от первоначального обучения последовательности и связности пересказа, как и при разучивании стихотворений нельзя сказать, что сначала будем работать над запоминанием текста, а уже потом над выразительностью... Содержание и форма произведения неразделимы. Поэтому опять-таки с самого начала необходимо учить детей выразительному пересказыванию, используя пример товарища, специальные упражнения и другие приемы.
Все перечисленные нами требования к пересказу можно и нужно предъявлять сразу, так как мы предлагаем для пересказа специально подобранные, доступные детям произведения. В чем же проявляется усложнение качества пересказов детей?
Прежде всего качество пересказов повышается в связи с усложнением самих текстов, которые становятся длиннее, требуют большей выразительности и большего понимания. Последовательно повышаются требования конкретно к каждому ребенку: воспитатель добивается связности, ритмичности рассказа, конечно, помня, что правильность и последовательность пересказа должны быть обязательно (нарушения последних исправляются немедленно).
Постепенно повышаются требования к культуре рассказывания, в частности к позе, к свободе общения со слушателями. К концу года ребенок без напоминания воспитателя должен выходить для пересказа к столу педагога, обращаться к группе детей, стоять спокойно, прямо.
Приведем несколько пересказов пятилетних детей в начале года после ознакомления их с рассказом Л. Н. Толстого «Сел дед пить чай».
Витя. Сел дед пить чай. Подошел к деду внук. Дед, дай мне чаю. Пей, на себя не лей.
Как видно, логические звенья сохранены, хотя выпущена одна фраза — согласие деда. Последовательность событий также сохранена, даже уточнена дополнительной фразой. Витя пользуется словами автора, но переставляет их свободно. Пересказывал мальчик самостоятельно, громко, в конце с улыбкой.
Наташа. Сел дед пить чай. Подошел к нему внук. А мне дай, дед, чаю. Вот тебе, внук, чай. Пей, на себя только не лей.
В рассказе девочка правильно, осмысленно пользуется авторскими словами. Она передает рассказ в собственном ритмическом рисунке, медленно, назидательно.
После Наташи воспитательница снова предлагает послушать, как написано в книжке, и напоминает текст, чтобы дети не уклонялись от него. Затем она вызывает ребенка со слаборазвитой речью. Он молчит.
Воспитательница. Сел дед...
Митя. Пить чай. И мине, дедушка, чай.
Воспитательница. И мне, дедушка, чаю.
Митя. И мне, дедушка, чаю. Ну, садись. Только пей, на себя не лей.
Митя не умеет самостоятельно начать пересказ, но хорошо реагирует на исправление ошибок, с помощью воспитателя рассказывает уверенно, с интересом.
Ясно, что его надо чаще вызывать на занятиях, следить за грамматической правильностью речи. Приведем еще два примера пересказов на том же занятии.
Люда поднимает передничек ко рту, молчит.
Воспитательница (опускает передник, но Люда удерживает ее за руку). Давай поучимся: «Сел дед пить чай...» Говори.
Люда. Сел дед пить чай. А мне, дедушка, дай чаю. (Молчит.)
Воспитательница. Что ответил дедушка?
Люда. На тебе чай. Пей, на себя не лей.
Рассказывает она тихо, глядя на воспитательницу. Совершенно очевидно, что ей необходимо уделить особое внимание.
Вова вертится, поглядывает на детей, молчит. Воспитательница, Сел дед пить чай.
Вова. Чай.
Воспитательница. Как внук попросил чаю?
Вова. Дай, дед, чаю. (Молчит.)
Воспитательница. А дед что ответил?
Вова. На. (Молчит.)
Воспитательница. Дети, кто помнит, что дед ответил?
Игорь (с места. Вова на него не смотрит.) Вот тебе чай. Пей, на себя не лей.
Воспитательница. Теперь ты, Вова, скажи.
Вова молчит.
Такого ребенка надо прежде всего спрашивать при рассматривании игрушек, давать для описания особенно его интересующие, чтобы развивать общий навык разговорной, публичной речи.
Зная общие требования к качеству пересказа, воспитатель должен следить за всеми его сторонами, добиваясь полноты, последовательности, осмысленности и выразительности пересказа. Для этого он пользуется разнообразными приемами: вопросами в процессе пересказывания и после него, указаниями, упражнениями, подсказом и т. п.
Вот еще пример. Пересказ рассказа «Спор».
Саша. Был у Пети и у Миши конь. Стал у них спор: чей конь? Петя сказал: «Мой конь». А Миша сказал: «Нет, мой конь, отдай коня». Они начали вырывать коня. Пришла мама, забрала у них коня, и стал конь ничей. Пересказ хороший, полный, самостоятельный; основной смысл произведения сохранен; словарем Саша пользуется свободно, используя вполне доступные замены (рвать — вырывать; мать — мама; взяла — забрала и т. д.)
Люда. У Пети и Миши был конь. Они... потом...поспорили. Один говорит: «Мой конь».— «Нет, отдавай, не твой конь, а мой». Они стали рвать коня. А мама пришла и убрала коня.
В основном девочка поняла рассказ; то, что она не закончила мысль: «Один говорит...», не существенно, так как в рассказе имена детей во время диалога не названы.
Но воспитательница правильно задает ей дополнительные вопросы: «Кому же достался конь? Чей он стал?» И указывает: «В рассказе так и говорится: «И стал конь ничей».
Под влиянием разъяснений и указаний воспитателя меняется выразительность речи детей, в том числе словарная выразительность. Естественно, что, поняв сущность образа, ребенок ищет подходящие слова для обрисовки его.
Вот для сравнения два пересказа «Сказки про ослика».
Люда. Привязали ослика к дереву. Он кричит: «И-а». Птичка высунула головку из гнезда: «Что ты кричишь, что?» А он в ответ: «И-а». Цветок, который рос рядом с деревом, поднял головку и спрашивает: «У тебя что-нибудь болит?» А он все кричит. Потом услышал его мальчик. Развязал его (исправлено: отвязал) и поехал на высокую холму (исправлено: высокий холм). Приехал, а там была старая ослица, мать этого ослика. Увидел ее ослик и закричал: «И-а». А мальчик не понял, почему он так кричит. А что тут не понять, ведь он не умел говорить: «Мама». Пересказ очень логичный, полный, самостоятельный, в меру выразительный.
Но дети могут еще больше выразить свое понимание и отношение к персонажам. Так, после того как воспитатель особо подчеркнул, что в этой сказке все разговаривают с осликом заботливо, ласково, нежно, в пересказах детей появились исключительно нежные ласковые интонации (которые, к сожалению, не обозначить на бумаге) и даже словарная выразительность (ласкательные суффиксы, эпитеты, сказочные обороты).
Например: «А под деревом рос цветочек красивый. И говорит цветочек: «А у тебя что-нибудь болит?»
Другой пример: «Под деревцем рос цветочек. Он поднял свою головку и спрашивает: «Может быть, у тебя что-нибудь болит?»
Третий пример: «Пришел мальчик, отвязал маленького ослика и поехал на зеленый холм. Бежал, бежал ослик. А на вершине холма паслась старая ослица, мать маленького ослика».
Такие отступления от текста вполне оправданы и допустимы в пересказах дошкольника. Перечисленные выше требования к пересказу представляют собой самый минимум. В дальнейшем эти требования усложняются.


А.М.Дементьева, "Обучение пересказыванию в средней группе детского сада", М., 1960.
OCR Detskiysad.Ru




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>



.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +