Из различных взаимоотношений ребенка со взрослыми может быть уже на этой ступени выделена и сформирована деятельность, которую мы назовем учением или учебной деятельностью. Характерным для этой деятельности является усвоение ребенком знаний и умений.
Учебная деятельность не вытекает непосредственно из разнообразных детских игр и не является игрой, а формируется под непосредственным педагогическим воздействием. Можно привести многочисленные примеры из практики, показывающие, насколько дети, хорошо играющие, далеки от того, чтобы выполнять самые простые и вместе с тем основные требования учебной деятельности: слушать и слышать взрослого, следовать его указаниям в овладении познавательным содержанием, навыками, приемами действия. Практика показывает, что детей в дошкольном возрасте необходимо обучать для того, чтобы они могли овладеть сведениями и навыками, важными для их правильного развития на данной ступени, и подготовиться к школе. Учение в жизни ребенка есть особая деятельность, формирующаяся под влиянием организованных занятий. Опыт показывает, что, как бы игра ни учила детей сама по себе и как бы мы ни прилагали усилия к тому, чтобы в формах игры решить ряд важных учебных задач, часто возникает противоречие между тем содержанием, которое надо дать детям, и формой игры. Например, будет чем-то крайне искусственным обучать детей в детском саду рисованию только посредством игры или делать это же в отношении ознакомления с предметами и явлениями окружающего. Всестороннее развитие ребенка не может быть обеспечено полностью только игрой.
Вопрос этот был поставлен в свое время К. Д. Ушинским, когда он говорил о том, что серьезное, под которым он понимал для детей учение, нужно отделить от игры. Как известно, К. Д. Ушинский и игру считал для детей серьезной деятельностью. И все же он находил нужным отделить учение от игры. Это отделение игры от учения было сделано им в целях правильного проведения самого учения. Психология игры и психология учения уже на этой возрастной ступени различны. Однако это не исключает связей, переходов, сходства и даже противоречий, которые существуют во взаимном влиянии игры и учения на личность ребенка. Нужно сказать, что сама практика воспитания ведет детей по пути постепенной, но неизбежной дифференциации игры и учения. Учение как деятельность детей, направленная к цели, выдвинутой воспитателем, только на первых порах переплетается с игрой. Но скоро начинают преобладать мотивы учения (сделать, выполнить). Установившееся отношение детей к занятиям позволяет им легко переходить от игры к занятию. Мы предполагали значительные затруднения в этом отношении и думали даже ограничить число игрушек, которыми дети могли пользоваться до занятий (исключить гремящие игрушки, подвижные и т. п.). Но эта мера оказалась ненужной, так как дети вскоре спокойно могли оставлять игры, переходить к занятиям, а затем также спокойно снова к ним возвращаться. Переход этот происходил естественно. Такое отношение детей к занятиям возможно лишь тогда, когда они интересны для детей, когда у них появляется потребность в познавательной деятельности. Учебная деятельность требует особой психологической установки ребенка. Больше, чем все другие виды деятельности, она основана на развитии у ребенка дошкольного возраста познавательного отношения к действительности. В процессе учебной деятельности ребенок усваивает известные знания, умения, научается слушать и слышать, смотреть и видеть — становится более собранным, более организованным, чаще это встречается у детей, способных управлять своим поведением. Надо отметить также, что обучение развивает у ребенка способность откликаться на воздействие взрослого. Интересно сопоставить наши выводы с тем, что в этом отношении достигалось при работе детей с дидактическим самообучающим материалом Монтессори. В ее книгах, более чем в каких-либо других, показана деятельность детей в процессе такой работы. Не только ее выводы, но и описанные ею факты убеждают в том, что у детей развивается довольно устойчивое внимание, сконцентрированное на процессе учебной работы. Это очень важно отметить, так как часто, определяя степень развития внимания ребенка в том или ином возрасте, рассматривают его изолированно от той деятельности, в которой оно протекает. Из сопоставления фактов, полученных нами и описанных Монтессори, можно сделать вывод, что в них есть много сходного. Но есть и глубокое различие. Дети, воспитанные на самообучающем дидактическом материале, не способны воспринимать обучающее воздействие взрослого, этому они, естественно, не научились, так как такое поведение и не формировалось. Поэтому Монтессори считает, что дети не способны обучаться в обычной школе, и предпринимает работу по перестройке школы в духе идей самовоспитания и самообучения (1).
Можно было бы продолжить этот сравнительный анализ и указать на то, что у Монтессори дети не обладают активной самостоятельностью, что они способны действовать в очень узкой сфере и т. д. Говоря об обучении как особом средстве влияния на детей, мы связываем результаты его воспитательного вли- ------------------------------------------------- 1. Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе. М., 1922.
------------------------------------------------- яния не только с определенными знаниями и умениями, которые могут здесь приобрести дети, но и с усвоением способа их приобретения; не только с тем, что у ребенка при этом лучше будет развито внимание, восприятие, память, но и с тем, что все эти отдельные психические качества дадут более обобщенное выражение определенного типа деятельности (учебной).
Поэтому на вопрос о том, может ли нужная образовательная работа с детьми дошкольного возраста быть проделана в их трудовой деятельности и в играх, мы можем ответить утвердительно, но с тем примечанием, что дети при этом не овладевают самим способом приобретения знаний и умений. * * * Игра, доступный труд, учение, которым дети дошкольного возраста овладевают в самых его элементарных формах, способны сформировать все необходимые черты поведения и психики ребенка. Следовательно, основная структура педагогического процесса детского сада должна опираться на названные нами виды деятельности, в целом дающие детям разностороннее и полноценное содержание жизни. Но каждый из этих видов деятельности своеобразен, обладает своими особыми качествами и потому оказывает свое, ничем не заменимое влияние. То, что и труд, и игра, и учение оказывают специфическое влияние на личность ребенка, обязывает так строить педагогический процесс, чтобы характерные особенности этих видов деятельности были в достаточной мере развиты и использованы в воспитательных целях.
Поэтому встает важный вопрос о тех воспитательных задачах, решение которых целесообразно связывать с развитием той или иной деятельности. (Мы не разделяем той точки зрения, что у хорошего воспитателя всякий путь окажется хорошим.) Рассмотрение и научное изучение вопроса о соответствии воспитательно-образовательных задач характеру детской деятельности имеет большое теоретическое и практическое значение. В педагогической теории это позволит объективно установить воспитательные возможности каждого вида деятельности, а в практике определится ясная программа действий воспитателя. Таким образом, связывая воспитательно-образовательные задачи и их решение с развитием разносторонней детской деятельности, мы можем структуру педагогического процесса в детском саду представить следующим образом: 1) игра и связанные с ней воспитательно-образовательные задачи; 2) труд и связанные с ним воспитательно-образовательные задачи; 3) учебная деятельность и связанные с ней воспитательно-образовательные задачи.
Очень интересным для педагогики является вопрос о тех подлинных, жизненных возможностях, которые существуют в той или иной деятельности в труде, игре, учении, а еще более — в сочетании всех тех возможностей, которые здесь имеются. Использование этих возможностей составляет в настоящее время одну из главнейших задач педагогической практики. Педагогический процесс, не развивающий учебной деятельности ребенка, не опирающийся на нее, не может выполнить многих важных и жизненных задач воспитания.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.