Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

И это сильный пол? Остроумные и смешные высказывания знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Обучение в детском саду >>

СРЕДСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ОБУЧЕНИЕ


Образовательная работа с детьми-дошкольниками складывалась в определенных формах соответственно требованиям времени. Формы и средства образовательной работы с детьми дошкольного возраста в дидактике Коменского, Песталоцци применительно к условиям воспитания в семье, к трудовым процессам, которые осуществлялись в семье, иные, чем в педагогике и дидактике Оуэна и Фребеля, где они связаны с процессами воспитания детей в детском учреждении.
Изменяющиеся условия воспитания определяют и изменение форм и средств образовательной работы с детьми. Поэтому правомерно рассматривать как формы, так и средства образовательной работы в их развитии, видеть в них устаревшее и те новые черты, которые вызываются новыми задачами и условиями воспитания.
Образовательная работа с детьми может вестись самыми различными средствами в зависимости от целей, ради которых она проводится. Это могут быть цели общего развития ребенка без притязаний на программный характер. Тогда образовательная работа может быть выполнена в условиях игры, труда, индивидуального общения взрослого с ребенком и т. д.
Но наряду с общими целями существуют и цели более конкретные, направляющие образовательную работу в определенное русло. Нужно улучшить, например, речевое развитие ребенка, расширить ориентировку в окружающем (в явлениях природы и т. п.), развить ребенка в музыкальном отношении. Для того чтобы эти конкретные требования были осуществлены, необходимо детей обучать.
Рассматривая средства образовательной работы, мы встречаемся с понятием дидактики и по отношению в дошкольному возрасту (дидактические игры, дидактический материал, дидактический метод). Это важно подчеркнуть. Требования дидактики помогают отделить от общего хода воспитательного процесса то, что в образовательной работе связано с обучением.
Поэтому мы будем рассматривать не те многообразные условия, в которых может протекать образовательная работа с детьми, что представляет также значительный интерес, а только те средства, которые связаны с дидактикой.
Дидактические средства образовательной работы можно разделить на две группы: первая группа характеризуется тем, что обучение ведет взрослый, во второй трупов обучающее воздействие передается дидактическому материалу, дидактической игре, построенной с учетом образовательных задач. Это различие носит принципиальный характер и определяет различие в требованиях к детям.
Рассмотрим характер обучения в таких дидактических условиях, когда обучающая роль принадлежит взрослому. Главным здесь является психологическое влияние взрослого на ребенка, на группу детей. Создается обстановка совместной деятельности взрослого и ребенка; чем ближе взрослый к ребенку, тем больших результатов он достигает. Вполне правомерно определить здесь ту роль, которая отводится активности ребенка.
Интересные высказывания о роли активности ребенка мы находим у Л. Н. Толстого и К. Д. Ушинского в связи с критикой занятий по фребелевской системе. В этих высказываниях содержится такая мысль: там, где в ребенке видят лишь объект воздействия, а не существо, способное в меру своих детских возможностей мыслить самостоятельно, иметь свои суждения, способное что-то выполнить своими силами, воздействие взрослого теряет свою ценность; там же, где эти способности ребенка принимаются во внимание и на них опирается взрослый, эффект получается иной.
Другая группа средств образовательной работы основана на принципе автодидактизма. Обучающее воздействие здесь принадлежит дидактическому материалу, дидактической игре, учебно-игровым заданиям, которые автоматически ведут дидактический процесс, направляют силы ребенка, дают ему возможность самообучения.
В дидактической игре, наиболее популярном средстве дошкольного обучения, ребенок учится счету, речи и т. п., выполняя правила игры. Взрослому остается только следить за ходом игры и вносить в нее поправки. К этой группе средств относится и образовательная работа с детьми по принципу задания.
Процесс овладения знаниями и умениями здесь опирается на собственные силы ребенка. Предполагается, что дети таким способом могут освоить чтение, письмо и счет.
Роль взрослого проявляется косвенно: в подготовке методических учебно-игровых заданий, в организации обстановки этих игр, в смене заданий в процессе игры, в индивидуальных уроках. При таком характере образовательной работы со всей очевидностью обнаруживается тенденция целиком опереться на самостоятельность детей, отстранить прямое влияние взрослого, свести его функции к ряду операций, опосредствованного значения. Впечатление от живого процесса такой игры-учения, конечно, очень приятное: все дети заняты серьезной игрой, рамки заданий действительно делают такие игры дидактически содержательными.
Наиболее полное выражение принцип самообучения получил в дидактическом материале Монтессори. Этот материал сам контролирует работу ребенка, обнаруживает его ошибки. Самообучение на таком материале протекает при наблюдательной позиции взрослого.
Характерной чертой автодидактизма является то, что ребенку предоставляется возможность в большей или меньшей мере самообучаться. В дидактической игре его направляют правила игры, игровые действия, в учебно-игровых заданиях — инструкция для выполнения такого задания, подсказанные действия, в дидактическом ма териале — способ действия с ним. В рамках предложенного ребенок самостоятелен.
Конечно, встает законный вопрос: все ли дети при этих условиях могут быть так активны, чтобы использовать возможность быть самостоятельными?
Роль взрослого здесь в общем можно назвать пассивной. В дидактических играх контроль принадлежит детям, взрослый в лучшем случае может действовать на одном уровне с играющими детьми, т. е. в рамках правил игры и игровых действий.
В учебно-игровых занятиях за взрослым остается разработка заданий, контроль за их выполнением и индивидуальные уроки в случае обнаружения затруднений. Обучать знаниям и умениям он не может непосредственно, ребенок должен идти тем путем, который подсказывает ему задание. Такова же роль взрослого и при использовании дидактического материала Монтессори. Дело, конечно, не только в переоценке активности ребенка и в недооценке активности взрослого. Вопрос заключается в том, с какими требованиями подходить к дидактическому процессу и какие ставить перед ним задачи: будет ли дидактический процесс активно вести ребенка, или его задача ограничится выявлением некоторых возможностей детей.
Посмотрим, к каким результатам приводит такой дидактический процесс.
Наиболее четко результаты работы с детьми по такой системе выражены в английских школах для 5—7-летних детей при обучении чтению, письму и счету. До хорошего уровня чтения поднимается небольшая группа детей. Они к семи годам научаются читать довольно сложный текст. Значительная часть детей идет на среднем уровне, т. е. осваивает чтение простого текста. Группа детей численностью в 5—8 человек оказывается неспособной усвоить чтение.
Можно было бы признать эти результаты обычными, т. е. согласиться с тем, что не все дети легко осваивают чтение; одним детям нужно для этого большее количество времени, другим — меньшее. Однако на основании этих данных дети переводятся в соответствующие группы основной школы: сильные пойдут в группу сильных, слабые - в группу слабых.
Есть ли условия для того, чтобы ребенок преодолел этот барьер? Таких условий нет, так как способ воздействия и на следующих ступенях школы основан на самообучении.
Дидактический процесс, построенный таким образом, выявляет способности детей, их возможности, но не может активизировать развитие детей, вести его и направлять. То, что ребенок способен достичь путем самообучения, даже на лучших и совершенных средствах, есть далеко не подлинные возможности его развития.
Наше время требует от педагогики ясного ответа на вопрос о том, как более экономно и с большим эффектом подвести молодое поколение к овладению громадным опытом, накопленным человечеством, тем более что темпы этого накопления неизмеримо возрастают.
В связи с этим советская дошкольная педагогика предъявляет определенные требования к средствам образовательной работы в детском саду: необходимо, чтобы эти средства не только соответствовали возрастным особенностям и возможностям детей, но и были достаточно эффективны по отношению к развитию каждого ребенка в группе, поскольку речь идет о педагогике детского сада, об общественном воспитании. Нельзя примириться с тем, что часть детей в группе не будет достаточно развита в определенных областях. Одним из важных требований к средствам образовательной работы, следовательно, будет их действенность по отношению ко всем детям данной группы.
Вполне понятно, насколько важно уяснить тот способ воздействия, который позволит охватить всех детей и при этом учесть разнообразие их способностей. Мы полагаем, что в образовательной работе с детьми в детском саду наибольшая эффективность принадлежит обучению как такому средству, где взрослый дает детям не только знания и умения, но и самый способ овладения ими, активно воздействуя на детей.
Дети могут приобретать знания и умения в языке, счете, рисовании, конструировании и т. д. только при условии обучения этим видам деятельности. При этих условиях опыт в виде знаний и умений станет достоянием всех детей, окажет влияние на их развитие. Эти задачи не следует связывать с какой-то особой одаренностью детей. Все нормальные дети способны подняться на определенный уровень развития при обучении со стороны взрослого, если это обучение проводится с опорой на активность детей и с использованием этой активности.
Современная педагогика и психология располагают достаточными данными, чтобы сделать обучающее влияние взрослого гибким. Но для того чтобы создать такого рода средство, необходимо учитывать особенности психики ребенка, в первую очередь склонность к подражанию и особенности соотношения подражательных и самостоятельных элементов в его деятельности.
И. М. Сеченов пишет: «...Подражательность вообще есть свойство, присущее всем без исключения людям, притом пронизывает всю жизнь... Выясненный в сознании звук или ряд звуков служит для ребенка меркой, к которой он подлаживает свои собственные звуки и как будто не успокаивается до тех пор, пока мерка и ее подобие не станут тождественны».
И. П. Павлов говорит о подражательном рефлексе «...при помощи которого у всех нас в детстве складывается и вырабатывается сложное индивидуальное и социальное поведение».
Подражание помогает ребенку при усвоении языка, усвоении различных умений. В процессе развития ребенка подражание приобретает более сложный и осознанный характер. Еще в 30-х годах в связи с рассмотрением тестов Л. С. Выготский ставил вопрос о недооценке роли подражательной деятельности ребенка (школьного возраста), о неправильности ценить только те задачи, которые решаются самостоятельно. «Ребенок в состоянии с помощью подражания в коллективной деятельности, под руководством взрослых, сделать гораздо больше, и притом сделать с пониманием, самостоятельно» , — пишет он.
В книге А. В. Запорожца «Развитие произвольных движений» (глава «Формирование произвольных движений путем подражания») рассматриваются характерные особенности этого процесса в связи с обучением. «В подражании обнаруживается, — пишет он, — как нам думается, некое кардинальное противоречие, основная контраверза всякого обучения. С одной стороны, интенсивное руководство, дающее ребенку готовый способ решения задачи, избавляющее его от ошибок и прямо ведущее его к требуемому результату, чрезвычайно облегчает усвоение новых знаний и умений. С другой стороны, лишь известная само деятельность, самостоятельная ориентировка в предлагаемом содержании может обеспечить должную полноту и глубину этого усвоения» .
Дидактический процесс и состоит в том, что взрослый ведет детей определенным путем в усвоении знаний, умений, вызывая у них подражательную деятельность в виде способа овладения материалом. Но обучение, опираясь на подражательность, должно в то же время развивать и самостоятельность ребенка.
В понимании проявлений самостоятельности детей мы исходили из высказываний К. Д. Ушинского, из опыта работы Л. Н. Толстого в Яснополянской школе над речью детей, из суждений Н. К. Крупской. Мы имели в виду способность высказывать свои суждения, говорить своими словами, реагировать своим способом и т. д. — способность, присущую всем нормально развивающимся детям.
В результате наших опытов стало более ясно место и роль подражательности и самостоятельности в процессе обучения.
Работа по подражанию (образцам) давала детям возможность находить и самостоятельные пути решений — в задачах, рисунках, рассказах; образец давал лишь общее правильное направление решения. Здесь не было «обезьянства», связанного с каким-то стандартом действия и мышления. Возможности детей дошкольного возраста здесь, конечно, в общем невелики, но все же результаты превзошли наши предположения.
Однако все же в понимании детской самостоятельности скрыта до сих пор некоторая переоценка возможностей ребенка. Часто здесь можно столкнуться с самой обыкновенной беспомощностью, которая от взрослого будет скрыта его собственным измышлением о том, что ребенок «что-то задумал» и т. д.
Самостоятельность развивается постепенно и требует серьезной опоры в обучении. Мы имели возможность в течение долгого времени наблюдать развитие детей, питающих склонность к творческим рассказам (детское сочинительство). Но у детей, обучавшихся рассказыванию, очень быстро развивалась эта по существу довольно простая способность.
Нам представляется важным обратить внимание на следующее обстоятельство: дети, не овладевшие работой по подражанию, не могли быть и достаточно самостоятельными. Они могли уклоняться в сторону любого случайно возникшего обстоятельства. Напротив, дети, умеющие подражать, были способны работать по предложенному плану и проявляли в процессе обучения самостоятельность.
Следует иметь в виду еще один очень важный фактор в организации обучения. Взрослый обучает детей в коллективе сверстников, и объектом его влияния является не только каждый ребенок, но и коллектив детей. В таком коллективе представлены, несомненно, дети разных уровней развития, разных возможностей. В процессе обучения создаются широкие возможности для активного влияния детей друг на друга, и если эти возможности правильно использованы, то обучающий детей взрослый получает серьезную поддержку своим усилиям; эффект получается гораздо большим, нежели тогда, когда взрослый работает с одним ребенком. Но это может быть только при том условии, если перед детским коллективом ставятся задачи, объединяющие усилия детей, вызывающие общие переживания и тем самым побуждающие детей к активности. Обучение при соблюдении всех этих условий требует организованной формы. Такой формой были признаны занятия с целой группой детей, протекающие в определенное время дня.


А.П.Усова, "Обучение в детском саду", М., 1981 г.
OCR Detskiysad.Ru




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>



.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +