Образовательная работа с детьми-дошкольниками складывалась в определенных формах соответственно требованиям времени. Формы и средства образовательной работы с детьми дошкольного возраста в дидактике Коменского, Песталоцци применительно к условиям воспитания в семье, к трудовым процессам, которые осуществлялись в семье, иные, чем в педагогике и дидактике Оуэна и Фребеля, где они связаны с процессами воспитания детей в детском учреждении. Изменяющиеся условия воспитания определяют и изменение форм и средств образовательной работы с детьми. Поэтому правомерно рассматривать как формы, так и средства образовательной работы в их развитии, видеть в них устаревшее и те новые черты, которые вызываются новыми задачами и условиями воспитания. Образовательная работа с детьми может вестись самыми различными средствами в зависимости от целей, ради которых она проводится. Это могут быть цели общего развития ребенка без притязаний на программный характер. Тогда образовательная работа может быть выполнена в условиях игры, труда, индивидуального общения взрослого с ребенком и т. д. Но наряду с общими целями существуют и цели более конкретные, направляющие образовательную работу в определенное русло. Нужно улучшить, например, речевое развитие ребенка, расширить ориентировку в окружающем (в явлениях природы и т. п.), развить ребенка в музыкальном отношении. Для того чтобы эти конкретные требования были осуществлены, необходимо детей обучать.
Рассматривая средства образовательной работы, мы встречаемся с понятием дидактики и по отношению в дошкольному возрасту (дидактические игры, дидактический материал, дидактический метод). Это важно подчеркнуть. Требования дидактики помогают отделить от общего хода воспитательного процесса то, что в образовательной работе связано с обучением. Поэтому мы будем рассматривать не те многообразные условия, в которых может протекать образовательная работа с детьми, что представляет также значительный интерес, а только те средства, которые связаны с дидактикой. Дидактические средства образовательной работы можно разделить на две группы: первая группа характеризуется тем, что обучение ведет взрослый, во второй трупов обучающее воздействие передается дидактическому материалу, дидактической игре, построенной с учетом образовательных задач. Это различие носит принципиальный характер и определяет различие в требованиях к детям. Рассмотрим характер обучения в таких дидактических условиях, когда обучающая роль принадлежит взрослому.
Главным здесь является психологическое влияние взрослого на ребенка, на группу детей. Создается обстановка совместной деятельности взрослого и ребенка; чем ближе взрослый к ребенку, тем больших результатов он достигает. Вполне правомерно определить здесь ту роль, которая отводится активности ребенка. Интересные высказывания о роли активности ребенка мы находим у Л. Н. Толстого и К. Д. Ушинского в связи с критикой занятий по фребелевской системе. В этих высказываниях содержится такая мысль: там, где в ребенке видят лишь объект воздействия, а не существо, способное в меру своих детских возможностей мыслить самостоятельно, иметь свои суждения, способное что-то выполнить своими силами, воздействие взрослого теряет свою ценность; там же, где эти способности ребенка принимаются во внимание и на них опирается взрослый, эффект получается иной. Другая группа средств образовательной работы основана на принципе автодидактизма. Обучающее воздействие здесь принадлежит дидактическому материалу, дидактической игре, учебно-игровым заданиям, которые автоматически ведут дидактический процесс, направляют силы ребенка, дают ему возможность самообучения. В дидактической игре, наиболее популярном средстве дошкольного обучения, ребенок учится счету, речи и т. п., выполняя правила игры. Взрослому остается только следить за ходом игры и вносить в нее поправки. К этой группе средств относится и образовательная работа с детьми по принципу задания. Процесс овладения знаниями и умениями здесь опирается на собственные силы ребенка. Предполагается, что дети таким способом могут освоить чтение, письмо и счет. Роль взрослого проявляется косвенно: в подготовке методических учебно-игровых заданий, в организации обстановки этих игр, в смене заданий в процессе игры, в индивидуальных уроках. При таком характере образовательной работы со всей очевидностью обнаруживается тенденция целиком опереться на самостоятельность детей, отстранить прямое влияние взрослого, свести его функции к ряду операций, опосредствованного значения. Впечатление от живого процесса такой игры-учения, конечно, очень приятное: все дети заняты серьезной игрой, рамки заданий действительно делают такие игры дидактически содержательными. Наиболее полное выражение принцип самообучения получил в дидактическом материале Монтессори. Этот материал сам контролирует работу ребенка, обнаруживает его ошибки. Самообучение на таком материале протекает при наблюдательной позиции взрослого. Характерной чертой автодидактизма является то, что ребенку предоставляется возможность в большей или меньшей мере самообучаться. В дидактической игре его направляют правила игры, игровые действия, в учебно-игровых заданиях — инструкция для выполнения такого задания, подсказанные действия, в дидактическом ма териале — способ действия с ним. В рамках предложенного ребенок самостоятелен. Конечно, встает законный вопрос: все ли дети при этих условиях могут быть так активны, чтобы использовать возможность быть самостоятельными? Роль взрослого здесь в общем можно назвать пассивной. В дидактических играх контроль принадлежит детям, взрослый в лучшем случае может действовать на одном уровне с играющими детьми, т. е. в рамках правил игры и игровых действий. В учебно-игровых занятиях за взрослым остается разработка заданий, контроль за их выполнением и индивидуальные уроки в случае обнаружения затруднений. Обучать знаниям и умениям он не может непосредственно, ребенок должен идти тем путем, который подсказывает ему задание. Такова же роль взрослого и при использовании дидактического материала Монтессори.
Дело, конечно, не только в переоценке активности ребенка и в недооценке активности взрослого. Вопрос заключается в том, с какими требованиями подходить к дидактическому процессу и какие ставить перед ним задачи: будет ли дидактический процесс активно вести ребенка, или его задача ограничится выявлением некоторых возможностей детей. Посмотрим, к каким результатам приводит такой дидактический процесс. Наиболее четко результаты работы с детьми по такой системе выражены в английских школах для 5—7-летних детей при обучении чтению, письму и счету. До хорошего уровня чтения поднимается небольшая группа детей. Они к семи годам научаются читать довольно сложный текст. Значительная часть детей идет на среднем уровне, т. е. осваивает чтение простого текста. Группа детей численностью в 5—8 человек оказывается неспособной усвоить чтение. Можно было бы признать эти результаты обычными, т. е. согласиться с тем, что не все дети легко осваивают чтение; одним детям нужно для этого большее количество времени, другим — меньшее. Однако на основании этих данных дети переводятся в соответствующие группы основной школы: сильные пойдут в группу сильных, слабые - в группу слабых. Есть ли условия для того, чтобы ребенок преодолел этот барьер? Таких условий нет, так как способ воздействия и на следующих ступенях школы основан на самообучении. Дидактический процесс, построенный таким образом, выявляет способности детей, их возможности, но не может активизировать развитие детей, вести его и направлять. То, что ребенок способен достичь путем самообучения, даже на лучших и совершенных средствах, есть далеко не подлинные возможности его развития. Наше время требует от педагогики ясного ответа на вопрос о том, как более экономно и с большим эффектом подвести молодое поколение к овладению громадным опытом, накопленным человечеством, тем более что темпы этого накопления неизмеримо возрастают. В связи с этим советская дошкольная педагогика предъявляет определенные требования к средствам образовательной работы в детском саду: необходимо, чтобы эти средства не только соответствовали возрастным особенностям и возможностям детей, но и были достаточно эффективны по отношению к развитию каждого ребенка в группе, поскольку речь идет о педагогике детского сада, об общественном воспитании. Нельзя примириться с тем, что часть детей в группе не будет достаточно развита в определенных областях. Одним из важных требований к средствам образовательной работы, следовательно, будет их действенность по отношению ко всем детям данной группы. Вполне понятно, насколько важно уяснить тот способ воздействия, который позволит охватить всех детей и при этом учесть разнообразие их способностей. Мы полагаем, что в образовательной работе с детьми в детском саду наибольшая эффективность принадлежит обучению как такому средству, где взрослый дает детям не только знания и умения, но и самый способ овладения ими, активно воздействуя на детей. Дети могут приобретать знания и умения в языке, счете, рисовании, конструировании и т. д. только при условии обучения этим видам деятельности. При этих условиях опыт в виде знаний и умений станет достоянием всех детей, окажет влияние на их развитие. Эти задачи не следует связывать с какой-то особой одаренностью детей. Все нормальные дети способны подняться на определенный уровень развития при обучении со стороны взрослого, если это обучение проводится с опорой на активность детей и с использованием этой активности. Современная педагогика и психология располагают достаточными данными, чтобы сделать обучающее влияние взрослого гибким.
Но для того чтобы создать такого рода средство, необходимо учитывать особенности психики ребенка, в первую очередь склонность к подражанию и особенности соотношения подражательных и самостоятельных элементов в его деятельности. И. М. Сеченов пишет: «...Подражательность вообще есть свойство, присущее всем без исключения людям, притом пронизывает всю жизнь... Выясненный в сознании звук или ряд звуков служит для ребенка меркой, к которой он подлаживает свои собственные звуки и как будто не успокаивается до тех пор, пока мерка и ее подобие не станут тождественны». И. П. Павлов говорит о подражательном рефлексе «...при помощи которого у всех нас в детстве складывается и вырабатывается сложное индивидуальное и социальное поведение». Подражание помогает ребенку при усвоении языка, усвоении различных умений. В процессе развития ребенка подражание приобретает более сложный и осознанный характер.
Еще в 30-х годах в связи с рассмотрением тестов Л. С. Выготский ставил вопрос о недооценке роли подражательной деятельности ребенка (школьного возраста), о неправильности ценить только те задачи, которые решаются самостоятельно. «Ребенок в состоянии с помощью подражания в коллективной деятельности, под руководством взрослых, сделать гораздо больше, и притом сделать с пониманием, самостоятельно» , — пишет он. В книге А. В. Запорожца «Развитие произвольных движений» (глава «Формирование произвольных движений
путем подражания») рассматриваются характерные особенности этого процесса в связи с обучением. «В подражании обнаруживается, — пишет он, — как нам думается, некое кардинальное противоречие, основная контраверза всякого обучения. С одной стороны, интенсивное руководство, дающее ребенку готовый способ решения задачи, избавляющее его от ошибок и прямо ведущее его к требуемому результату, чрезвычайно облегчает усвоение новых знаний и умений. С другой стороны, лишь известная само деятельность, самостоятельная ориентировка в предлагаемом содержании может обеспечить должную полноту и глубину этого усвоения» . Дидактический процесс и состоит в том, что взрослый ведет детей определенным путем в усвоении знаний, умений, вызывая у них подражательную деятельность в виде способа овладения материалом.
Но обучение, опираясь на подражательность, должно в то же время развивать и самостоятельность ребенка. В понимании проявлений самостоятельности детей мы исходили из высказываний К. Д. Ушинского, из опыта работы Л. Н. Толстого в Яснополянской школе над речью детей, из суждений Н. К. Крупской. Мы имели в виду способность высказывать свои суждения, говорить своими словами, реагировать своим способом и т. д. — способность, присущую всем нормально развивающимся детям. В результате наших опытов стало более ясно место и роль подражательности и самостоятельности в процессе обучения. Работа по подражанию (образцам) давала детям возможность находить и самостоятельные пути решений — в задачах, рисунках, рассказах; образец давал лишь общее правильное направление решения. Здесь не было «обезьянства», связанного с каким-то стандартом действия и мышления. Возможности детей дошкольного возраста здесь, конечно, в общем невелики, но все же результаты превзошли наши предположения. Однако все же в понимании детской самостоятельности скрыта до сих пор некоторая переоценка возможностей ребенка. Часто здесь можно столкнуться с самой обыкновенной беспомощностью, которая от взрослого будет скрыта его собственным измышлением о том, что ребенок «что-то задумал» и т. д. Самостоятельность развивается постепенно и требует серьезной опоры в обучении. Мы имели возможность в течение долгого времени наблюдать развитие детей, питающих склонность к творческим рассказам (детское сочинительство). Но у детей, обучавшихся рассказыванию, очень быстро развивалась эта по существу довольно простая способность. Нам представляется важным обратить внимание на следующее обстоятельство: дети, не овладевшие работой по подражанию, не могли быть и достаточно самостоятельными. Они могли уклоняться в сторону любого случайно возникшего обстоятельства. Напротив, дети, умеющие подражать, были способны работать по предложенному плану и проявляли в процессе обучения самостоятельность.
Следует иметь в виду еще один очень важный фактор в организации обучения. Взрослый обучает детей в коллективе сверстников, и объектом его влияния является не только каждый ребенок, но и коллектив детей. В таком коллективе представлены, несомненно, дети разных уровней развития, разных возможностей. В процессе обучения создаются широкие возможности для активного влияния детей друг на друга, и если эти возможности правильно использованы, то обучающий детей взрослый получает серьезную поддержку своим усилиям; эффект получается гораздо большим, нежели тогда, когда взрослый работает с одним ребенком. Но это может быть только при том условии, если перед детским коллективом ставятся задачи, объединяющие усилия детей, вызывающие общие переживания и тем самым побуждающие детей к активности.
Обучение при соблюдении всех этих условий требует организованной формы. Такой формой были признаны занятия с целой группой детей, протекающие в определенное время дня.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.