Б. А. Федорович. Лик пустыни
Гос. изд-во культурно-просветительной лит-ры, М., 1948 г. OCR Detskiysad.Ru Приведено с некоторыми сокращениями
В последние годы заложено лишь основание изучения истории культуры наших пустынь. Однако хорошо известно, что сохранившиеся во многих местах по окраинам низовий Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи остатки многих сотен древних глинобитных крепостей и городищ, еще не полностью размытых дождями и развеянных ветрами, имеют различный возраст и некоторые из них весьма древни. Например, холмы со следами стен, так называемые «ассары», расположенные среди неорошаемых ныне левобережий Сыр-Дарьи на юг от Казалинска и на северо-запад от Кзыл-Орды, воздвигнуты были при первобытно-общинном строе около 4 тысячелетний тому назад. Значительно лучше сохранились и в большем количестве известны крепостные сооружения античной эпохи, насчитывающие возраст около двух с половиной тысячелетий.
В Хорезмийском царстве. Уже за две тысячи четыреста лет до наших дней в низовьях Аму-Дарьи, как показали раскопки, существовало большое Хорезмийское государство с самобытной культурой и искусством. Многие историки видели в современном, многонациональном населении Средней Азии лишь совсем недавних пришельцев. А раскопки эти с несомненностью показывают, что современные орнаменты на войлочных кошмах, шелковых сюзанэ и набивных одеялах ведут, свое непосредственное происхождение от древних росписей, свойственных только Средней Азии и сложившихся в ней уже два-тысячелетия тому назад. Значит современное население — это не только пришлый элемент, а в основном плоть от плоти и кровь от крови давних жителей этих стран.
Древнему хорезмийскому царству обязаны живущие ныне в низовьях Аму-Дарьи сооружением многих главнейших каналов, поныне орошающих поля Кара-Калпакии, Хорезмской области Узбекистана и Ташаузской области Туркмении. Но значительно большее количество построенных тогда каналов погибло с уходом Аму-Дарьи в новые места.
Безжизненны, засыпаны песками поля, крепости и города, лежавшие на правобережьях Аму. Мертвы и безводны пустынные такыры на месте былых оазисов хорезмийского царства между современной дельтой Аму и древним Сарыкамышским озером.
Армии рабов создавали культуры Хорезма. Клочок за клочком отвоевывали они от пустыни, но великая река, словно играя, то разрушала творения человека, то бросала их во власть пустыни. Человек покидал все созданное вековым трудом и покорно уходил вслед за рекой на новые места, чтобы снова начать «в поте лица добывать хлеб свой насущный».
Борясь с природой и врагами, уступая природе в одних местах и снова отвоевывая у нее в других, строя и восстанавливая разрушенное врагами, человек постепенно создавал все более и более обширные оазисы. Так было повсюду в пустынях там, где рядом с ней была вода. Человек все лучше научался орошать водою землю, оплодотворять ее плодороднейшим илом и под жгучими лучами солнца выращивать богатые урожаи хлеба и плодов. Рис и хлопок, дающие зерно и масло кунжут и маш, лучшие в мире дыни и разнообразные сорта винограда, сочнейшие персики и сладчайшие урюки и абрикосы выращивались и выводились в оазисах Средней Азии много веков и тысячелетия тому назад. Многие из этих плодов запечатлены на стенной живописи в древних городищах Хорезма.
На стенах раскопанных комнат крепости Топрак-Кала профессор С. П. Толстов в 1946 году нашел художественное изображение в красках женщины, собирающей в фартук персики и виноград. Картина эта была, нарисована около двух тысяч лет тому назад.
Велика и культурна была страна Бактриана, лежащая выше по той же Аму-Дарье. С глубокой древности известна страна Чач на Сыр-Дарье и Маргиана на реке Мургаб.
А на соседней с Аму-Дарьей реке Заравшан, в ту же эпоху, существовало другое родственное государство — Согдийское. Его замечательная культура распространялась на запад до берегов Черного моря и Крыма, а на восток до Лоб-Нора. Согдийский алфавит через неизмеримые просторы Азии дошел до берегов Тихого океана. Греческие, арабские, иранские и китайские путешественники описывали эти лежащие в пустынях государства, отдавая им дань уважения и восхищения.
В великом царстве Тамерлана. В течение многих веков такие города, как Хива, Бухара, Коканд, Ташкент и отец городов — Аулье-Ата (ныне Джамбул) были знамениты своим «богатством» и культурой. Но жемчужиной всех городов Средней Азии был Самарканд. «Римом Востока» называли его, но он временами был могущественнее, богаче и культурнее великого Рима. Парусные суда не пересекали тогда еще океанов, торговля шла по сухопутным дорогам. А Самарканд лежал в самом центре тогдашнего культурного мира, на перепутье между Римом, Египтом и Месопотамией с одной стороны, Хорезмом, Бактрианой и Ираном — с другой и Индией и Китаем — с третьей.
Живое и творческое общение с далекими народами оказывали плодотворное влияние на широкое развитие в Самарканде своих искусств, ремесел и наук. Знаменитая обсерватория Самаркандского правителя Улуг-бека была в те времена единственной в мире. Сады и поля, города и культуры расцветали в Средней Азии и особенно в Согдиане веками. И все же, ни плоды этих садов, ни плоды этих культур не кормили досыта и не делали счастливыми тех, кто их выращивал и создавал. Тяжелое рабство было уделом народов, населявших эту страну. Показная роскошь единиц уживалась со страшной бедностью порабощенных бесправных народов.
Самым лучшим, самым «справедливым» и богатым периодом в прошлом Средней Азии считалось время царствования знаменитого Тамерлана или Тимура, которого звали «Железный хромой». Он создал свое обширное царство, распространявшееся до Багдада. Правители Евроцы присылали к нему своих послов с подарками, изъявляя желание вести торговлю с этим «сказочно богатым» царством.
Что же это были за богатства и справедливость о которых сложилось немало легенд? Да и нужны ли эти легенды, когда существуют точные письменные свидетельства образованных очевидцев, имевших возможность непосредственно видеть и сравнивать культуру Азии и Европы.
Выслушаем же, что писал о богатствах, о справедливости в сердце империи Тимура, в великом Самарканде, испанский вельможа Рюи Гонзалес де Клавихо. Он прибыл ко двору Тамерлана в 1404 году, в качестве посла и «Камерьера великого и могущественного государя Эрико Третьего, короля Кастильи и Леона».
Испания была тогда могущественной страной, и Тамерлан принял посла со всеми почестями. Неделями длились невиданные пиры. Тимура, на которых самым почетным гостем являлся де Клавихо, оставшийся вполне довольным оказанным ему приемом.
Клавихо был поражен богатством, роскошью и невиданным искусством Самаркандского царства. Он восхвалял Тимура за то, что в своем городе собрал чуть ли не полтораста тысяч ремесленников, согнанных им со всех сторон Земли из самых различных государств; восхвалял за цветущую торговлю с Индией, Китаем и другими странами.
Столица пустынь — Самарканд ему казалась раем на Земле. Вельможа и советник испанского короля, описывая порядки Тамерлана, советовал своему правителю перенять их.
Вот что он пишет об одном из замков Тимура:
«...Туда не входил никто, кроме алькада и его слуг. В этом замке царь держал около тысячи пленных мастеров, которые делали латы, шлемы, луки и стрелы и круглый год работали на него».
Клавихо восхвалял Тимура и как строителя:
«...Царь приказал провести через город улицу, в которой по обеим-сторонам были лавки и палатки для продажи товаров. Эту работу царь поручил двум своим мирассам, давши им знать, что если они не приложат к 4 ней всех стараний, заставляя работать день и ночь, то заплатят головой. Мирас-сы начали дело и принялись разрушать дома, которые встречались в тех местах, где царь велел провести улицу, чьи бы они ни были, не обращая внимания на. хозяев; так что хозяева, видя, что их дома разрушались, собирали свое добро и все, что у них было, и бежали. Улицу провели очень широкую » по обеим сторонам поставили палатки...»
Клавихо восхвалял Тимура не только за такие методы строительства, заставлявшие население бежать куда угодно из разрушенного собственного дома. Он хвалил его и за то, что великий Тамерлан умел заставлять людей работать, не только угрожая им лишением головы, но и «поощрениями».
Вот как Клавихо описывал такие «поощрения» просветленнейшего повелителя.
Во время постройки одной из мечетей, «сооружавшихся во славу Аллаха», пишет он, что: «Царь сказал, что он берется наблюдать за одной частью, а приближенным своим приказал взять на себя присмотр за другой половиной, чтобы увидеть, кто скорее приготовит свою часть... И он приказывал каждый день носить себя туда на носилках и оставался там часть дня, торопя работой. Потом он приказывал приносить туда вареного мяса и бросать его тем, которые работали яме, точно как собакам; иногда он сам своими руками бросал мясо и так возбуждал рабочих, что на удивление; иногда же приказывал бросать в ямы даже деньги».
Вельможа Клавихо был вполне доволен и порядком, царившим в стране Тамерлана:
«В городе Самарканде соблюдается справедливость и ни один человек не смеет обидеть другого или сделать какое-либо насилие без приказания царя, а царь делает его столько, что с них довольно».
Испанский посол был доволен. Но был ли доволен народ той «справедливостью», которой наградил его Тимур, считавшийся просветленнейшим и умнейшим повелителем? А ведь это был один из лучших периодов в мрачном прошлом народов Средней Азии! Нелегка была жизнь в завоеванных у пустынь оазисах. Богатства, созданные тысячелетиями, трудами народов, манили к себе не только ближайших соседей, кочевавших в пустынях Азии, но и орды из отдаленных стран. С севера—из пустынь Казахстана, с востока—из сухих степей Монголии и Китая, с запада и юга—из Аравии и Ирана шли завоеватели. Они были многочисленны, как саранча, но саранча губит только посевы, обрекая на голод, а завоеватели губили сотни тысяч жизней и обрекали мечу и пожару всех попадавшихся по пути людей и все ими созданное. И те, кто могли, убегали в пустыни, чтобы спасти свои жизни. Погибали города, разрушались каналы, и казалось, что снова ш навсегда воцарится пустыня. Но проходило время. Завоеватели смешивались с оставшимся населением, воспринимали от него остатки прежних знаний. Восстанавливались старые, сооружались новые каналы, и возрождалась жизнь оазисов, пока не налетала новая волна завоевателей и тогда опять спасаясь, уходили люди подальше в пустыню.
Владыка недавнего прошлого, Значительные пространства наших пустынь вплоть до 1917 года находились лишь под протекторатом России, сохраняя полностью свой средневековый феодальный строй. Это были эмирство Бухарское и ханство Хивинское. Чтобы судить о жизни в этих ханствах, приведу лишь несколько штрихов.
Спросите у какого-нибудь старика-бухарца, кто был Насрула-хан. И он поведает вам о властелине великой Бухары, под страшной властью которого жил бухарский народ почти четыре десятилетия.
«Лютое сердце Джяль-барса вложил в его тело при рождении Аллах. Кровожадные мысли гиены наполняли его голову. Как трусливый шакал, боялся он каждого и самого себя. Это он в своем пруду с чистой и прозрачной водой держал сажённых сомов и ежедневно наслаждался, глядя, как сомы заживо пожирали брошенных в пруд его врагов.
Жадный, жестокий, он отбирал у бедняков последний кусок.
Это он, страшной памяти Насрула-хан, так разнообразил усладу своего сердца. В зимние вечера во дворец к нему приводили его врагов, а врагами его были все честные люди. Добела накалялась на жаровне сковорода. Палач тут же на ковре отсекал очередной жертве голову и ставил ее на раскаленную сковороду. И хан наслаждался, глядя, как подпрыгивала голова в страшной пляске смерти, вращая выпученными глазами. С ужасом смотрели на эту пляску даже привыкшие ко всему царедворцы. А хан, насладившись, засыпал здесь же, на ковре, у той же жаровни. И даже в час своей нечистой смерти он велел отрубить голову своей жене — матери его детей, виновной лишь в том, что. ее брат тоже стал врагом этого дьявола-иблиса».
Если вам случится быть в каком-нибудь из городов бывшей Бухары или Хивы, то вы увидите на каждой башне крепостных стен торчащие из кирпичного купола палки. Спросите любого прохожего, зачем они воткнуты и почему их так много?
И каждый вам расскажет, что до 1917 года на этих палках всегда висели головы казненных ханом, эмиром или их беками. Они висели на виду у всех, чтобы всякий помнил, что и его ждет та же участь при любом неповиновении властелину.
И это было лишь тридцать лет тому назад!
Под тяжким гнетом. Просторны пустыни. Чист воздух. Залито ярким солнцем небо oт края до края. Но глубокий душевный мрак был уделом народов, живущих в пустынях и особенно в соседних с ними оазисах. Гнет богача — бая, судей — верных помощников богачей, гнет ханов я седобородых аксакалов, ведавших распределением воды, душил все живое, высасывал из народа все его силы.
Годами тянулись никогда не прекращавшиеся полностью братоубийственные религиозные войны. Во имя религии вырезались целые народы. А когда воцарилось магометанство, то фанатизм и изуверство сковали души, мысли, поступки людей. Науку заменило богословие, общественная жизнь угасла, торговля оскудела, иноземные купцы не допускались, связь с внешним миром прекратилась. И над мрачной и молчаливой страной раздавался только заунывный голос муллы, трижды в день сгонявшего всех мужчин на молитву Аллаху.
Самой тяжелой была участь женщины. Глава семьи обязан был под страхом божьей кары следить за всей семьей и особенно за женской ее половиной. Женщина по магометанским представлениям не имеет души, не считается человеком, и потому мужчина вправе ею распоряжаться наравне со всем своим имуществом и во имя Аллаха обязан следить за ней во всем.
Даже под покровом густой черной сетки из конского волоса (чачвана) и опускавшегося до земли плаща (паранджи) женщина-узбечка не имела права выходить на улицу без его провождения мужчины. В домах не было ни одного окна на улицу, А для того, чтобы случайно не увидал кто-нибудь женщину дома, она обязана была всегда находиться во втором, внутреннем дворике.
Влияние религиозного гнета было немного меньше за пределами оазисов, в пустынях у кочевников, но страшная сила религиозных обычаев сказывалась и там.
Смерть за любую провинность была уделом женщячы во всем мусульманском мире. «Чильдухтаран» — глубокие «колодцы смерти», куда сбрасывали живых женщин, — широко были распространены в Узбекистане. В Туркмении убить женщину, изменившую мужу, обязан бьш каждый, узнавший об этом: иначе смерть должна была обрушиться и на него.
Тяжел был гнет богачей. Тысячи лет упорным трудом возделывались поля и сады в оазисах. Но никогда люди, работавшие на них, не пользовались их плодами полностью. Ведь земля была не тех, кто от темноты до темноты тяжелым кетменем обрабатывал ее. Вода была тоже не их.. И даже семена были не их. За все —за землю, за воду и семена —
надо было платить и платить. А уж лучше платить баю, мулле и хану, только бы не попасть в цепкие руки бия-судьи. Не многим легче жилось и вне оазисов, в пустынях. Богач всегда находил способ овладеть добром бедняков. То не может уйти бедняк с истоптанных пастбищ, не одолжив верблюда у бая. То надо хлеба достать, а бай предлагает его даром, только просит, чтобы бедняки выкопали новый колодец. Ему вторит мулла: «Кто выкопает новый колодец, тот попадет в рай и получит семь гурий небесных, а кто не будет копать, тот превратится в помесь шакала и крысы». А когда выкопают всем миром новый колодец, то неожиданно почему-то вскоре завалится старый. И тогда оказывается, что за воду из нового колодца надо платить баю каждую
пятую овцу, каждого пятого верблюда и в батраки отдать каждого пятого человека.
Захотят бедняки восстановить старый колодец — нельзя: такова воля Аллаха, не должно быть здесь больше одного колодца. И обвалился он потому, что семь раз его чистили, семь раз смывали с себя люди свои грехи. И так переполнился колодец грехами, что пришлось Аллаху его завалить, чтобы не вышли они и не разошлись по земле.
Классовое расслоение все больше и глубже проникало ив оазисы и в пустыни. А к этому прибавлялись лишения от постоянных междоусобных войн одних феодалов с другими, одних родственных племен и народов с другими — соседями. Войны эти приносили еще большее богатство богачам, еще большее разорение беднякам.
С 1850— 1880-х годов прошлого века пустыни Казахстана и Средней Азии стали входить в Русскую империю. Этот процесс местами проходил мирно, а местами сопровождался ужасными репрессиями. До сих пор еще живо имя генерала Лалкина в тех местах, где прошел его карательный отряд, огнем и мечом расправившийся с невооруженным населением.
Царская Россия смотрела на «вновь приобретенные окраины», как на колонию. Империи необходим был собственный хлопок, и российское самодержавие начало развивать хлопководство, строить железные дороги, закладывать государственные имения, в которых впервые строились новые ирригационные системы, выращивались новые сорта хлопка.
Вырастали города, появлялись хлопкоочистительные и маслоделательные заводы. Кое-где по окраинам пустынь стала развиваться горная промышленность — разрабатывались месторождения соли, бурились первые нефтяные скважины, заложены были небольшие угольные шахты в Фергане. Вырос спрос на мясо и фрукты. В связи с этим начали развиваться и земледелие и скотоводство. Но от всего этого опять богатели купцы, скупщики, владельцы земли и воды, а тем, кто работал на полях, выпасал скот баев, растил сады и добывал уголь, жилось так же тяжело и бесправно.
В цветущей Фергане в 1914 году 70 процентов дехкан были безземельны и не имели скота; они либо батрачили у баев, либо обрабатывали на кабальных условиях чужую землю, вскапывая ее часто вручную тяжелым кетменем.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.