Б. А. Федорович. Лик пустыни
Гос. изд-во культурно-просветительной лит-ры, М., 1948 г. OCR Detskiysad.Ru Приведено с некоторыми сокращениями
Человек все больше селился у воды, все шире разрастались искусственно орошаемые поля. На месте непроходимых тугайных зарослей и лесов, вместо непролазных тростников и камышей, где жили лишь тигры да кабаны, появлялись обширные оазисы. Все меньше вырывали жизней и губили скота кровожадные тигры. Все больше удавалось уберечь урожай от потравы стад диких кабанов, до сих пор еще сохраняющихся в тростниковых чащах и уносящих на окраинах оазисов не малую долю урожая.
Небольшая родовая группа могла использовать лишь землю, орошенную родником. Она могла засеять участок речного разлива, выкорчевать площадку среди тугая или тростника. Но она не могла совладать с рекой, заставить ее отдать воду для орошения полей. Это возможно было лишь на отдельных, небольших и наиболее благоприятных участках. Земли, требовавшие большего труда на искусственное орошение, могли быть освоены только позднее — коллективным трудом большой родовой общины. Но для покорения крупных рек и орошения больших площадей требовалась уже объединенная работа тысяч людей. Вот почему долины крупных транзитных рек, пересекающих пустыни, являлись в древности аренами развития, организованного труда, местами создания высоких культур, странами, где очень давно возникли и развились высокие формы общественной организации, появились одни из первых могущественных государств.
С тех пор прошли тысячелетия, в течение которых исчезали одни царства и даже народы и на смену им появлялись новые. А основные источники существования человека в пустыне оставались в основном прежними. В неорошаемых районах им было животноводство. Вторым занятием, даже в пустынях, где нет постоянных речных вод, оставалось земледелие ка близких грунтовых подземных водах и на водах временного стока. Но там где есть постоянная речндя вода, там человек все больше превращал пустыню в сады и поля, и труд его вознаграждался все большими урожаями. Поэтому-то так густо бывает население оазисов.
За счет каких же животных обеспечивает себя человек в пустыне?
Что дает человеку верблюд? Самым необходимым домашним животным в пустыне является верблюд. Самка двугорбого верблюда бактриана, обитающего в пустынях Центральной Азии и Казахстана, дает ежедневно от 5 до 8 литров молока, а одногорбая верблюдица арвана, жительница пустынь Африки, Южной и Средней Азии, приносит его по 12 и даже 15 литров в день беспрерывно в течение 15—18 месяцев! Со взрослого двугорбого верблюда снимают ежегодно до 12 килограммов тончайшей длинной и пушистой шерсти, из которой вырабатывают прекрасные ткани. Имея верблюдов, можно в любое время сняться с использованных пастбищ и уйти со всем своим добром хоть за тысячу километров. Запасы жира помогают ему переносить даже длительную бескормицу. Не страшны ему трех-четырехдневные безводные переходы. В районах соленой воды верблюд чувствует себя прекрасно, а молоко его, подбавленное к соленой воде, делает ее вполне пригодной для питья человеку. На верблюде можно привезти пресную воду к аулу, расположившемуся на пастбищах, обеспеченных лишь соленой водой. На нем же можно привезти топливо, если аул или колхозная ферма расположились в местах, лишенных его.
Когда же верблюд станет стар, его можно зарезать и получить целую гору мяса и жира — до 250 килограммов мяса и 80—120 килограммов жира. Шкура его дает прекрасную кожу для прочной обуви. Таким образом, верблюд и кормит, и поит, и одевает человека и перевозит его самого и все его имущество по любому бездорожью пустынь, по любым безводным районам.
Но иметь одного верблюда кочевнику было недостаточно: на перевозку кибитки нужно двух «кораблей пустыни», да под утварь и скарб, запас воды и зерна еще одного, а то и двоих; так что надо было иметь не меньше трех-четырех вьючных верблюдов на семью, чтобы быть в состоянии кочевать в пустыне.
Но есть и у верблюдов свой недостаток — это слишком медленное их размножение. Живут они лет 30, редко 40. Первое потомство дают на шестом году и в дальнейшем лишь раз в два года или два раза за три года. Под полный вьюк верблюд становится пригодным только с 7 лет. Понятно поэтому, что человеку нужно помимо верблюда иметь и таких животных, которые давали бы более часто приплод. Такими животными в условиях пустынь является мелкий рогатый скот. Сейчас верблюд занимает большое место в нашем хозяйстве. Особенно ценен он колхозам для организации отгонного животноводства. В различных районах пустынь имеются крупные верблюдоводческие совхозы. И как бы широко ни входил в хозяйство пустынь автомобиль, верблюд всегда будет сохранять свое значение в освоении пустынь.
«Дары» овцы. Овцы и козы размножаются значительно быстрее, чем верблюды, и приносят обычно 1—2 ягнят в год, а некоторые и больше. Наименее плодовитые каракулевые овцы и те сейчас благодаря применению метода многоплодия, созданного и разработанного нашими учеными, дают теперь в среднем по 130—150 ягнят на 100 маток. Овцы вынашивают ягнят не 13 месяцев, как верблюды, а всего лишь пять месяцев, а первое потомство приносят в возрасте 1,5—2 лет.
Быстро размножаясь, овцы дают человеку большое богатство, требуя от него весьма малой затраты труда. Овцы кормят хозяина прекрасным молоком, мясом и жиром.
Правда, их удойность, колеблющаяся от 200 граммов до 1,5 литра в сутки, и непродолжительность дойки, равная 1,5,—2,5 месяцам, не позволяют использовать овечье молоко в свежем виде в качестве источника регулярного питания. Но особые качества молока и большое количество овец дают то, что в семье каждого колхозника — жителя наших пустынь — всегда имеется запас заготовляемого весной твердого сухого овечьего сыра «курт». Размоченный в воде, он образует приятное, сытное и освежающее кушанье, мало чем отличающееся от кислого овечьего молока.
Вес овец невелик. Взрослые бараны большинства пород дают от 30 до 50 килограммов, а овцы — от 23 до 35 килограммов мяса. Широко распространенные в пустынях так называемые курдючные овцы дают, кроме того, от 8 до 10 килограммов жира, отлагаемого в хвосте.
Только некоторые овцы пустынных пород, как, например, туркменские сарыджинские, дают значительно больше мяса и жира. Живой вес откормленных баранов этой породы доходит до 135 килограммов. Но благодаря быстрому размножению и скорому росту ягнят овцы могут обеспечить человека в пустыне и мясом, и жиром в том количестве, которое необходимо для его пропитания, и может быть обменено на необходимые ему продукты. Другое дело — как человек использует это богатство. И если овечьи стада раньше зачастую гибли от джута и обогащали лишь кучку феодалов, то теперь у нас это богатство надежно оберегается от капризов природы и достается каждому по труду.
Овцы дают самую разнообразную шерсть, сильно различающуюся у отдельных пород по качеству и количеству. В среднем настриг у мясо-молочных пород сосгавляет в пустынях 3—4 килограмма в год с одной овцы, а бараны лучших метисных тонкорунных пород дают столько же шерсти, сколько и огромный верблюд, — до 13 килограммов в год.
До революции наши пустыни не знали тонкорунных овец. При кочевом строе, при отсутствии запасов корма на зиму они и не могли существовать в пустынях, где выживали при зимней бескормице лишь курдючные овцы, которых спасал от голода запас жира. Не так уж много, было каракулевых овец. А сейчас каракулевые овцы стали основным поголовьем колхозных отар в наших пустынях.
Различные породы овец расселились в качестве домашних животных по всему миру, почти по всем его ландшафтным зонам. Но больше всего они распространены в пустынях, где их породы наиболее разнообразны и значение их в жизни человека особенно велико.
Еще недавно можно было наблюдать даже в наших пустынях самые примитивные способы использования тех богатств, которыми снабжает овца человека. Автору этих строк в дни изысканий, связанных с сооружением одной из первых советских железнодорожных магистралей — Турксиба, в 1927 году пришлось встречать стариков-казахов, не признававших таких «новшеств», как белье. Они одевались так же, как их предки: на голом теле носили грубые овчинные штаны шерстью внутрь и такой же полушубок вместо рубахи. Так одевались они в жару, считая, что эта одежда предохраняет не только-от зимней стужи, но и от летнего зноя.
А через десять лет в тех же местах выпасались уже громадные отары тонкорунных овец, невдалеке выросли суконные фабрики, и население пустынь носило одежду, мало чем отличающуюся от городской. Сохранились лишь широкие меховые капоры — малахаи, несравненно лучше предохраняющие от зимней пурги, чем шапки городского покроя.
Овцы дают человеку в пустынях даже дом и обстановку. Многим представляется, что юрта или кибитка так же малоудобна для жилья, как и парусиновая палатка.
Но если бы кибитка была так плоха, то-вряд ли жители оазисов и пустынь, обладающие хорошими домами, держали бы у себя во дворах кибитки. А по всей Туркмении и Каракалпакии, да местами и в Узбекистане такая комбинация очень часта. В доме держат все хозяйство и добро, но с апреля по ноябрь, то есть в течение всего безморозного времени, предпочитают отдыхать и спать в кибитке, где больше воздуха, где летом не так жарко и не бывает духоты.
В одной из экспедиций Академии наук СССР, для устройства переносных сейсмических станций, требовалось сохранение абсолютной темноты, необходимой для самописцев, работавших на фотографической бумаге. Мы воспользовались для этого кибиткой с двойным войлочным покрытием. Оказалось, что такой переносный дом не только идеально сохранял темноту, но и был буквально изотермальным, прекрасно сохранял одинаковую температуру.
В течение суток, когда разница между летним зноем и ночной прохладой доходила на воздухе (в тени) до 27°, в кибитке разница между максимальной и минимальной температурой никогда не превышала 1°.
Хорошая кибитка прекрасно предохраняет от летнего зноя. Она легка для перевозки и сравнительно тепла зимой. Вот почему она просуществовала века, вот почему и сейчас, когда в результате оседания и строительства все население пустынь обеспечено домами, надежно предохраняющими от ветров и непогоды, жители пустынь продолжают пользоваться кибиткой в качестве летнего жилья. Кибитка остается необходимым снаряжением каждой бригады пастухов-чабанов, уходящих со стадами в ненаселенные районы.
Но если бы не было коз и верблюдов, и особенно овец, то человек не мог бы создать себе такого жилья, как кибитка, теплое покрытие которой делается из шерстяного войлока — кошмы. Кошма, свалянная из овечьей шерсти, служит жителю пустынь и теплым полом в кибитке и постелью. Без спальной кошмы житель пустынь Азии никуда не поедет. А как любовно изготовляются кошмы! У каждого народа и племени они украшаются своим особым цветным орнаментом, то ярким и крупным, то тонким и блеклым. Он бывает то растительным, то геометрическим, сделанным либо из свалянной одновременно с кошмой цветной шерсти, либо из апликации черного и красного бархата, нашитого на черно-белом фоне готовой кошмы. В наших пустынях это древнее искусство развито чрезвычайно широко и очень разнообразно. И все же кошма у жителей пустынь является хоть и самым нужным, но не самым лучшим предметом обихода, созданным из овечьей шерсти.
Меньше греют, но более прочны сделанные из той же овечьей шерсти паласы—ковры без ворса. Но самыми любимыми предметами обихода, наиболее долговечными, разнообразными и совершенными по своей красоте, являются всевозможные ковровые изделия. Трудно сказать, сколько веков и тысячелетий назад был создан первый ковер, но именно в нем житель пустынь сочетал необходимые предметы обихода с выражением лучших народных представлений о красоте и гармонии. Для жителей городов ковер является лишь украшением для стены или покрывалом для пола или дивана. У жителя пустынь ковровые и паласовые изделия значительно разнообразнее: это и постелькая принадлежность, и чувалы — большие мешки для хранения и перевозки на верблюдах зерна и припасов, и куржумы — перекидные двусторонние сумы для перевозки легкого вьюка на лошадях и ослах, и малме чувалы, подвешиваемые на стенках кибитки и гаред для хранения белья и всякой утвари; и специальные ковры, затеняющие дверь кибитки, и полосы, стягивающие кибитки, и торбы для кормления коня в пути.
Изменился быт, и ковровые изделия получили другие назначения. На улицах любого туркменского города можно увидеть тончайшей работы ковровые велосипедные седла, маленькие ковровые куржумы размером в портфель, специально сделанные для велосипедов, и изящные, тончайшего тканья, ковровые дамские сумки.
Ковроделие в советское время получило очень широкое развитие не только в количественном отношении, но и в качественном.
В первые же годы Советского государства были созданы артели ковродельщиц, многое сделавшие для уничтожения навязанного мусульманством неравноправия женщины, для создания их экономической независимости. Для этих артелей были изданы в натуральную величину красочные рисуяки лучших образцов старинных ковров из государственных фондов. И в новых условиях жизни расцвели невиданные ранее художественные таланты получивших свободу ковродельщиц. Их руками сотканы уникальные ковры, на которых среди древнего тончайшего орнамента, созданного сочетанием совершенных узоров из насыщенных и гармоничных красок, возникают великолепные одухотворенные образы гениальных вождей передового человечества—Ленина и Сталина, легендарных героев древнего народного эпоса и современных защитников отчизны.
Можно часами любоваться созданным руками вчерашних кочевников ковром «Первомайский парад в Ашхабаде». Необычайная красота этого ковра, украшавшего павильон Туркменской ССР на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в 1939—1940 годах, запомнилась миллионам советских людей.
А как красив висевший в Москве в 1944—1945 годах на выставке прикладного искусства народов СССР ковер на тему «Фархад и Ширин», рисующий сказочного героя, высекающего в скалах новый путь реке, чтобы напоить водой поля своего народа. На всю жизнь запомнится покрывавший всю стену другого зала этой же выставки громадный ковер «Атака», изображавший туркменских конников, устремившихся на своих легендарных конях при багряных лучах зари на тех, кто осмелился посягнуть на священную землю нашей общей великой отчизны.
И все это создано из простой овечьей шерсти, руками жителем пустынь, искусством древним, как жизнь человека, веками скованным в тесных рамках орнаменте и только сейчас невиданно расцветшим для новой жизни в первом в мире государстве освобожденного труда.
Земледелие в пустыне. Однажды, в начале лета, наша экспедиция шла вверх по сухому руслу Западного Узбоя в Туркмении. Кругом было безлюдно. В одном месге все русло на большом протяжении оказалось покрытым плоской, как стол, площадью свежих илистых выносов оврага, стекавшего с прилегающей возвышенности. Странным показалось, что плитки ила, успевшего сверху подсохнуть и растрескаться, были кое-где вывернуты и это было сделано точно в шахматном порядке. Кто мог здесь быть и кому понадобилась такая странная забава? Загадка разрешилась сама собой, когда мы подошли к первой же лунке. На глубине 15 сантиметров из мокрого еще ила торчали молодые побеги дыни.
В начале осени мы подходили снова к этим местам. Утром мы договорились с начальником каравана — караван-баши— о месте вечерней встречи и, как обычно, разъехались в разные стороны. Маршруты выпали в тот день большие, и уже совсем стемнело, когда обе наши группы неожиданно встретились. Через несколько минут перед нами на бугре показался приветливый огонек нашего условного фонаря, и мы подъехали к лагерю. Наши туркмены как-то подчеркнуто торжественно и весело встретили нас и, взяв каждого под руки, повеаи к центральной палатке. Каково же было наше удивление, когда в центре ее мы увидели горку из 20 громадных дынь до 15 килограммов весом. Здесь оказалось 16 различных сортов дынь разнообразнейших расцветок и форм! Даже самые разборчивые ценители не могли придраться к вкусу и достоинствам этих дынь, несмотря на то, что споры о том, какой сорт лучше, продолжались еще не один день. Действительно, эти дыни, выращенные на илу овражного разлива и не знавшие ни одного полива, были несравненно лучше тех, которые вырастают в оазисах. Недаром сюда на «дынный сезон» пришел весь аул, которому принадлежали эти бахчи. Повсюду были разложены сушившиеся на солнце громадные ломти золотых дынь, составляющих для жителя наших пустынь не только лакомство, но и важный продукт питания.
В 1947 году мы на полуторатонке пробирались по Приаральским Кара-Кумам, расположенным северо-восточнее Аральского моря. Широкая выравненная полоса постепенно сужалась, и высокие пески, то полузаросшие, то совершенно оголенные на верхушках, постепенно все ближе и ближе подступали к дороге. Машина шла тяжело — пески становились сыпучей.
Удастся ли нам пройти дальше? Казалось, что высокие гряды вот-вот сомкнутся и мы застрянем в этой сухой, испепеленной солнцем пустыне.
Вдруг на повороте раскрылся ровный участок, покрытый пышной и яркой зеленью. Это так не вязалось с сверкающе-белыми песками и желтовато-серой выжженной растительностью! Оказалось, что это были посевы одного из колхозов. За густым частоколом кукурузы расположились участки проса и бахчи дынь и арбузов. Но как могло все это расти в пустыне? Откуда в этом безводье такие налитые метелки проса, мощные стволы кукурузы? Посевы были окаймлены с одной стороны, словно гигантской скобкой, глубокой, трехметровой траншеей. Со всей двухсотметровой длины этой траншеи просачивалась в нее из песков грунтовая вода и постепенно стекала в центральный водоем, где было установлено легкое, из тонких жердей, колесо почти шестиметрового диаметра, снабженное жестяными кувшинами. При помощи ворота и второго, горизонтально лежащего зубчатого деревянного колеса оно приводилось в движение лошадью и вычерпывало воду, сливая ее в лоток. Это «чигирь», одно из древнейших гидротехнических сооружений.
По системе деревянных лотков и искусно сделанных арычков растекалась добытая таким способом из песков вода и орошала несколько гектаров посевов.
Такой тип земледелия встречается довольно часто в песках северной зоны пустынь, где грунтовые воды совершенно пресны и залегают на глубине от 2 до 4 метров.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.