Большую роль в развитии классовой борьбы того времени играли коммунистические и социалистические идеи. На значительное влияние коммунистических идей во Франции раооматриваемого периода указывал Маркс: «...Ко времени Февральской революции коммунисты являлись, бесспорно, сильнейшей фракцией революционного пролетариата».
Дезами. Одним из виднейших представителей утопического коммунизма того времени был Теодор Дезами (1803—1850). Школьный учитель по профессии, Дезами рано начал революционную деятельность, выступив как писатель и организатор тайных обществ. В 1840 году им было создано «Общество рабочих эгалитариев» (разгромлено правительством в 1841 году).
Дезами был последователем Бабефа. Отвергая заговорщическую тактику, он считал возможным построение коммунистического общества только посредством насильственного свержения существующего строя. «Реформировать устройство общества... возможно, когда народ делает революцию».
В 1842 году Дезами опубликовал «Кодекс общности», в котором изложил свое представление об идеальном коммунистическом строе. Согласно Дезами, всякое коммунистическое общество должно быть основано на трех принципах: 1) общественная собственность, 2) общественный труд и 3) общественное воспитание. Частную собственность и деньги, которые Дезами называет «нервом тирании», он требует уничтожить. Однако наряду со смелым призывом к революции Дезами допускал серьезную ошибку: он не понимал исторической роли пролетариата и призывал прибегнуть к помощи буржуазии для переустройства общества. Другой ошибкой Дезами была проповедь всеобщего аскетизма и грубой уравнительности. Несмотря на указанные ошибки, Маркс и Энгельс высоко ценили Дезами.
Пийо. Другим представителем утопического коммунизма того времени являлся Жан Жак Пийо (родился в 1809 году, год смерти неизвестен). Пийо был священником, но за свое выступление против католической церкви был лишен священнического сана. Ему принадлежит ряд брошюр, в которых он проповедует коммунистические идеи: «Ни дворцов, ни хижин» (1840), «Коммунизм не утопия» (1841) и др. Оригинальных идей у Пийо не было, его идейным источником был бабувизм. Пийо призывал к насильственной революции для построения коммунистического общества, но, как и Дезами, не понимал исторической роли пролетариата.
Пийо был не только умелым пропагандистом своих взглядов, но и активным революционером. Он участвовал в выступлениях рабочих и сам организовывал многие рабочие стачки и коммунистические банкеты. Деятельный участник революции 1848 года во Франции, он выступил в 1871 году в первых рядах борцов за Парижскую Коммуну. После разгрома Коммуны Пийо был приговорен к пожизненной каторге.
Этьен Кабэ. Совсем иное значение во французском рабочем движении XIX века имело учение мирного утопического коммуниста Этьена Кабэ (1788—1856). Кабэ был мелкобуржуазный демократ. Он проповедовал идеальный коммунистический строй, осуществление которого мыслил не революционным, а мирным путем,— революцию Кабэ решительно отвергал. В своем сочинении «Путешествие в Икарию» Кабэ изобразил коммунистическое общество в вымышленной им стране Икарии, где все преобразования произошли мирным путем. Идея Кабэ не нова: в XVI веке английский социалист-утопист Томас Мор создал в своем воображении остров Утопию, на который водворил человеческое общество, основанное на разуме и справедливости. Но то, что было значительно в XVI веке, выглядело, по меньшей мере, архаизмом в условиях капиталистического общества XIX века.
Идеи Кабэ по существу вредили делу рабочего класса, так как отвлекали его от революционной борьбы. Об этом говорил Маркс: «Значение критически-утопического социализма и коммунизма стоит в обратном отношении к историческому развитию. По мере того как развивается и принимает все более определенные формы борьба классов, это фантастическое стремление возвыситься над ней, это преодоление ее фантастическим путем лишается всякого практического смысла и всякого теоретического оправдания».
Еще более отрицательное влияние на рабочее движение середины XIX века во Франции оказывали идеи мелкобуржуазного утопического социализма, крупнейшими представителями которого являлись Консидеран, Бюше, Пьер Леру, Луи Блан и Прудон.
Консидеран. Виктор Консидеран (1808—1893), по профессии военный инженер, был последователем идей Фурье. Он издавал фурьеристские ежемесячники, «Фаланстер» и «Фаланга», где проповедовались идеи мирного утопического социализма, а также ежедневную газету «Мирная демократия». В произведениях Консидерана часто можно встретить слова: «пролетарское восстание», «классовая борьба». В своем произведении «Социальное предназначение» Консидеран яркими красками описывает бедственное положение фабричного рабочего и резко критикует капиталистическую эксплуатацию, прямо называя правящий класс паразитом. Но Консидеран не признавал революции. Так же как Кабэ, как все сторонники мирных методов борьбы, он наносил серьезный вред пролетарскому движению, отвлекая его от революционного действия.
Бюше. Филипп-Жозеф Бюше (1796—1865) был врачом. Ему принадлежит большая историческая публикация документов, снабженная обширными комментариями,— «Парламентская история французской революции». Бюше был последователем Сен-Симона. Он выступал за организацию рабочих ассоциаций, члены которых должны были мирным путем бороться за создание социалистического строя, Бюше стремился соединить социализм с католицизмом и являлся проводником реформистских идей, которые вели по пути классового компромисса и прямого предательства интересов пролетариата.
Леру. Наборщик Пьер Леру (1797—1871) также был проповедником классового сотрудничества. Отрицая христианство, он противопоставлял ему «религию человечества», которая в своей основе имела революционное триединство: свободу,равенство и братство. В своих произведениях Леру давал острую критику социального неравенства и обличал язвы капиталистического строя. Однако Леру не предлагал отказаться от частной собственности и отрицал революционный путь борьбы. Идеи Леру изложены в его работах «Опыт о равенстве» и «О человечестве, его принципе и будущем».
Влияние идей утопического социализма того времени легко проследить в произведениях некоторых писателей того времени. Так, Аврора Дюдеван, писавшая под псевдонимом Жорж Санд, была ревностной поклонницей идей Пьера Леру. Романы Ж. Санд, Эжена Сю, Феликса Пиа в значительной мере написаны под влиянием тогдашних социалистических учений.
Луи Блан. Видным представителем мелкобуржуазного социализма был Жан-Жозеф Луи Блан (1811— 1882). По происхождению дворянин, Луи Блан в свое время бежал от революции 1830 года из Франции. После установления Июльской монархии он вернулся на родину и стал сотрудничать в оппозиционных журналах. В 1840 году он выпустил книгу «Организация труда», которая сразу завоевала ему широкую популярность среди мелких буржуа.
Вот начало этой книги: «Вам, богачам, посвящается эта книга, потому что в ней говорится о бедных, ибо их социальное зло является и вашим. В нашем обществе бедняк дрожит от холода, а буржуа - собственник — от страха». В ней Луи Блан дает блестящее изображение пороков капиталистического строя и затем переходит к изложению средств, способных, по его мнению, исцелить общество от социальных болезней. Такое всемогущее средство Луи Блан видел в правильной организации труда, которую он считал возможным безболезненно осуществить в рамках капитализма. Для этого государство должно предоставить рабочим кредиты для создания рабочих мастерских. Постепенно увеличиваясь численно, эти мастерские в конце концов, как думает Луи Блан, вытеснят частнокапиталистические предприятия. «Постепенно и без всяких потрясений», — таков лейтмотив всех его рассуждений. «Эта мелкобуржуазная утопия, — писал В. И. Ленин, — неразрывно связанная с признанием надклассового государства, приводила на практике к предательству интересов трудящихся классов...» В. И. Ленин неоднократно указывал, какой огромный вред принесла «луиблановщина» делу пролетариата. Мелкобуржуазные утопии Блана, его идеи «слияния» классов, его обращение к богачам и полное непонимание классовой природы государства как орудия насилия в руках господствующего класса -— все это отвлекало рабочий класс от его истинных задач, и поэтому взгляды и деятельность Луи Блана были, безусловно, вредными для развивавшегося рабочего движения. Они стали особенно вредными, начиная с февральской революции 1848 года, когда Луи Блан — оппортунист и соглашатель — постепенно скатывался в лагерь контрреволюции. В 1871 году Блан оказался не в революционном Париже, а в контрреволюционном Версале.
Прудон. Одним из наиболее популярных представителей мелкобуржуазного социализма своего времени был Пьер-Жозеф Прудон (1809—1865). Прудон был сыном крестьянина. Он работал сначала наборщиком, затем журналистом-самоучкой. В 1840 году Прудон опубликовал книгу, наделавшую много шума, «Что такое собственность?». Вопрос, сформулированный в заглавии, был поставлен остро. И так же остро, казалось, звучал ответ: «Собственность — это кража». Однако боевой характер этой формулировки исчезал при знакомстве с содержанием книги: оказывалось, что ее автор выступал лишь против крупной собственности. Но и эту последнюю Прудон предлагал уничтожить не революционным, а мирным путем. «Возвышение рабочего класса не поведет за собой устранение буржуазии, — писал Прудон, — рабочий класс не заменит буржуазию в ее политическом преобладании, привилегиях, собственности и правах, и буржуазия не станет на место рабочего класса... Оба класса должны слиться в высшем сознании». Прудон старается заверить буржуазного читателя в своих «миролюбивых» намерениях. «Успокойся, читатель, — говорит он, — я не носитель разбоя и не зачинщик мятежа... Я предпочитаю сжигать собственность на маленьком огне, чем придавать ей новую силу путем устройства Варфоломеевской ночи для собственников». Государство Прудон считал вредным для общества; будущее общественное устройство он мыслил как федерацию автономных общин-коммун, объединенных свободным договором.
В 1846 году Прудон опубликовал вторую книгу, под названием «Философия нищеты, или система экономических противоречий». Здесь Прудон не остановился перед грубыми, фальсифицированными выпадами против социалистических и коммунистических учений и перед решительным протестом против революционных методов борьбы. В ответ на книгу Прудона Маркс написал свою «Нищету философии», где подверг суровой критике мелкобуржуазную сущность теории Прудона, показал теоретическую несостоятельность и серьезный политический вред его учений.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.