Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> История, география и краеведение >> Путешествия и отдых >>

Идеология просвещения


А. Е. Рогинская. "Очерки по истории Франции XVII—XIX вв."
Изд-во Института международных отношений, М., 1958 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

В XVIII веке французская буржуазия создала сильное оружие для своей борьбы с феодально-абсолютистским строем. Этим оружием была идеология просвещения, основной задачей которой, по определению Энгельса, было «просвещать головы для приближавшейся революции», очищая их от религиозных суеверий и средневековых представлений об извечности абсолютизма и феодальных отношений.
«Все прежние формы общества и государства, все традиционные представления были признаны неразумными и отброшены как старый хлам». Просветители призывали к борьбе за справедливость и всеобщее равенство, за торжество разума.
«Мы знаем теперь. — указывал Энгельс, — что это царство разума было не чем иным, как идеализованным царством буржуазии...». Тем не менее идеология просвещения во Франции сыграла большую, прогрессивную роль. Она была одним из средств привлечения народа к революционному выступлению против феодальных порядков, так как стремление буржуазии свергнуть феодальный строй отвечало также жизненным интересам народных масс.
Идеология просвещения не была однородна; наряду с чисто буржуазным направлением в ней можно проследить и мелкобуржуазное течение, выразителем которого был Руссо, и теории, выходящие за пределы ограниченного буржуазного мировоззрения и отражающие интересы крестьянских и плебейских масс. Представителями этих последних были Мабли, Морелли и Мелье.
Что является общим для всех идеологов просвещения?
1. Основным в учениях просветителей является острая критика феодального строя, яркое, смелое обличение всех пороков абсолютизма.
2. Для идеологов просвещения характерно сознание необходимости социального и политического преобразования существующего строя. Далеко не всегда это стремление выражалось в поисках революционных путей; чаще мыслители и философы XVIII века мечтали об эволюционном преобразовании.
3. Основной философской посылкой, на которой зиждились все теории просветителей, было представление о том, что природа и общество должны строиться на естественных законах.
4. Для французских просветителей характерно выступление не под религиозным лозунгом, как то имело место в английской революции, а с непосредственными политическими требованиями.
Монтескье (1689—1755). Представителем старшего поколения просветителей был Шарль Луи де Монтескье, происходивший из старинного гасконского рода.
В своих произведениях Монтескье дал острую критику феодально-абсолютистского строя, с его деспотизмом, лицемерием и ханжеством. Он смело обнажил порочное влияние иезуитизма и всевластия католической церкви («Персидские письма», 1721).
Монтескье стремился доказать, что только политические свободы в просвещенном государстве могут быть гарантией его могущества и процветания («Размышления о причинах величия и падения римлян», 1734).
Итогом всего мировоззрения Монтескье и наиболее значительным его произведением является «О духе законов» (1748).
В этом произведении Монтескье впервые во французской литературе ставит проблему закономерности общественной жизни независимо от божественного провидения. «Я установил общие начала, — говорит Монтескье, — и увидел, что частные случаи как бы сами собой подчиняются им, что история каждого народа вытекает из них, как следствие, и всякий частный закон связан с другим законом или зависит от другого, более общего закона».
Однако, делая эти выводы, далеко опережавшие современные ему концепции истории, Монтескье сам не переступал за пределы идеалистического понимания истории: он считал, что факторами, определяющими жизнь человеческого общества, являются, во-первых, политический строй, во-вторых, географическая среда: климат, почва и т. д.
Монтескье являлся сторонником конституционной монархии, основанной на господстве личной и общественной свободы (под которыми подразумевались буржуазные свободы — печати, слова, собраний и т. д.). Гарантией политической свободы, по мнению Монтескье, должно служить разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Исполнительную власть Монтескье считал необходимым вручить монарху, «так как она требует быстроты действий». Законодательная власть должна принадлежать народу. Судебную власть следует поручать выборным и несменяемым судьям.
Учение Монтескье о разделении властей носило прогрессивный характер, ибо его осуществление означало бы уничтожение политических основ феодально-абсолютистского строя и проведение в жизнь буржуазно-демократических преобразований.
Вольтер (1694—1778). К старшему поколению просветителей относится также Франсуа Мари Аурэ Де Вольтер, сын богатого буржуа из Пуату.
Наиболее яркой чертой мировоззрения Вольтера является его боевой антиклерикализм. В своих художественных, публицистических, философских, исторических сочинениях — везде Вольтер непримиримо боролся с духовенством, с религиозным суеверием и фанатизмом («Задиг, или судьба» — 1748, «Кандид» — 1754, «Трактат о веротерпимости» — 1763, «Философский словарь» — 1764, «Орлеанская девственница» и многие другие).
В борьбе против всевластия церкви Вольтер не ограничивался только литературной деятельностью. Он имел смелость прямо выступать на защиту жертв клерикального фанатизма и добиваться общественного осуждения деятельности церкви (дело Каласа и дело Сирвена).
Калас — французский гугенот, был обвинен католической церковью в убийстве своего сына, который, как впоследствии выяснилось, сам повесился. Калас был казнен. Вольтер собрал документы, добился пересмотра дела и посмертной реабилитации Каласа. Выступление Вольтера в защиту Каласа превратилось в обличительную борьбу против мракобесия, невежества и суеверия, которые проповедовала католическая церковь. Оно привлекло внимание передовых умов всей Европы. Сирвен, тоже гугенот, был обвинен церковью в убийстве дочери. Вольтеру удалось добиться и его реабилитации.
Однако, борясь против засилия и всевластия церкви, Вольтер оставался деистом. Он считал, что идея бога, независимо от ее истинности, необходима для человечества. Религия, по мнению Вольтера, является средством обуздания человеческих страстей и пороков. Ему приписывают слова: «Если бы бога не было — его следовало бы выдумать».
Антиклерикальная борьба Вольтера имела большое политическое значение. Она вела к падению авторитета церкви, главным образом в буржуазных кругах, и во многом подготовила религиозную политику французской революции и культ «верховного божества» Робеспьера.
Социальные взгляды Вольтера классово ограниченны. С одной стороны, Вольтер высказывает участие всем обиженным и угнетенным и резко осуждает феодальную эксплуатацию, но вместе с тем он испытывает презрение к народным массам.
Политические воззрения Вольтера претерпели в процессе исторического развития серьезные изменения. Формировались они под влиянием английских политических порядков.
Вначале Вольтер мечтал о просвещенной монархии, в которой государь правит в союзе с философами. Выступая сторонником просвещенного абсолютизма, Вольтер не шел дальше требований мирных реформ феодального строя. Но когда Вольтер понял несостоятельность своих надежд на эволюционное переустройство человеческого общества, он начал ожидать желаемых перемен от революции.
Критические идеи Вольтера оказали огромное революционизирующее влияние на французскую буржуазию и на всю передовую Европу. Именно поэтому имя Вольтера как при его жизни, так и после смерти вызывало глубокую ненависть всех реакционеров. Достаточно напомнить, что немецкие фашисты, оккупировав Францию, уничтожили памятники Вольтера (так же как и памятники Дидро, Руссо и других просветителей).
Второе поколение просветителей было представлено материалистами. Отличительными недостатками материализма XVIII века были, как указывает В. И. Ленин, «то, что этот материализм был «преимущественно механическим»..; то, что старый материализм был неисторичен, недиалектичен,.. не проводил последовательно и всесторонне точки зрения развития; то, что они (материалисты. — А. Р.) «сущность человека» понимали абстрактно... и потому только «объясняли» мир, тогда когда дело идет об «изменении» его, т. е. не понимали значения «революционной практической деятельности».
Тем не менее материалистические учения во Франции XVIII века сыграли серьезную прогрессивную роль, придя на смену идеалистическому мировоззрению средневековья и явившись одним из источников диалектического материализма Маркса и Энгельса.
Главными представителями французского материализма XVIII века были Дидро, Гольбах, Гельвеции, Даламбер. Все они являлись участниками знаменитой в то время «Энциклопедии наук, искусств и ремесел», которая дала имя целой плеяде мыслителей. Основной задачей «Энциклопедии» было развитие новой, материалистической идеологии, и в этом состоит ее историческое значение.
Дидро (1713—1784). Виднейшим представителем младшего поколения просветителей, основоположником, душой и одним из авторов «Энциклопедии» был Дени Дидро.
Главное отличие Дидро от его предшественников состояло в том, что его атеизм носил последовательный характер, вытекавший из его материалистического мировоззрения. Истоки атеистических взглядов Дидро можно найти в его произведении «Философские мысли» (1746), осужденном парламентом на сожжение; эти взгляды развиты, далее, в «Письме слепых в назидание зрячим» (1749).
Дидро первым из французских просветителей обратил внимание на то, что только трудящиеся массы являются создателями тех материальных ценностей, которыми пользуется человечество.
В своих произведениях Дидро дал обличительную критику феодально-абсолютистской монархии («Монахиня» — 1760, «Племянник Рамо» — 1762, «Замечания к наказу Екатерины II» — 1774).
Дидро смело провозгласил право народа на участие в общественной жизни. Но для организации строя, основанного на всеобщей справедливости, Дидро предлагал умеренные средства, прежде всего просвещение, а затем — установление просвещенной монархии, основанной на союзе просвещенного государя с философами и учеными. В этом сказывается идеалистическое понимание общественных отношений, характерное для просветителей XVIII века. Дидро не мог перешагнуть рамки буржуазного мировоззрения и дойти до мысли о построении бесклассового общества через революцию.
Несмотря на определенную ограниченность воззрений Дидро, Энгельс высоко оценивал его деятельность. «Если кто-нибудь посвятил всю свою жизнь служению «истине и праву», — писал он, — (в хорошем смысле этих слов), то именно Дидро».
Гольбах (1723—1789). Также, как и Дидро, Поль Анри Гольбах был материалистом и последовательным атеистом. Он выступал не только против католической церкви и ее главы — римского папы, но и против религии вообще, отрицая бытие бога.
Однако Гольбах, как и все энциклопедисты, не сумел понять неизбежности революции для переустройства человеческого общества. Полагая, что объективная закономерность существует только в природе, Гольбах был убежден, что история человеческого общества является актом субъективной воли отдельных людей. Отсюда проистекала гипертрофия человеческой личности, которая имеет место в произведениях Гольбаха («Система природы» — 1770, «Всеобщая нравственность» — 1776, «Рассуждения об истинных принципах правления» — 1773, и др.).
Политические взгляды Гольбаха отличаются умеренностью. Он был сторонником буржуазного государства, основанного на общественном договоре. Гольбах считал, что социальное неравенство и частная собственность являются непременными атрибутами человеческого общества. Более того, он прямо призывал к классовому угнетению народных масс. Боясь революции, Гольбах призывал держать народ «в узде».
Большая часть политических воззрений Гольбаха была осуществлена в первый период французской буржуазной революции.
Руссо (1712—1778). Выразителем революционных чаяний мелкой буржуазии был Жан Жак Руссо, сын женевского часовщика.
С детства познав нужду и лишения, Руссо рано начал размышлять о причинах социального неравенства. Именно этому вопросу посвящены его первые произведения («Рассуждение о науках и искусствах» (1749); «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1754). В дальнейшем Руссо создал теорию построения нового человеческого общества, основанного на принципах свободы, равенства и справедливости.
В «Рассуждении о происхождении и основаниях неравенства» Руссо доказывает, что основой общественного неравенства явилась частная собственность: «Первый, кто напал на мысль, огородив участок земли, сказать: «Это — мое», — говорит Руссо, — и нашел людей достаточно простодушных, чтобы этому поверить, был истинным основателем гражданского общества. От скольких преступлений, войн и убийств, от скольких бедствий и ужасов избавил бы род человеческий тот, кто, выдернув колья и засыпав ров, крикнул бы своим ближним: «Не слушайте, лучше, этого обманщика, вы погибли, если способны забыть, что плоды земные принадлежат всем, а земля — никому».
Частная собственность, говорит Руссо, вызвала появление эксплуатации. Государство юридически оформило и закрепило социальное и экономическое неравенство.
Наиболее полным выражением взглядов Руссо является его произведение «Об общественном договоре» (1762). Здесь Руссо излагает свой политический идеал. По мнению Руссо, идеальное государство должно опираться на общественный договор между людьми, целью которого являются свобода и равенство всех его граждан при отсутствии крупной частной собственности. До отрицания мелкой частной собственности Руссо не дошел.
Народ — это верховный суверен, обладающий всей полнотой законодательной власти; исполнительная власть должна принадлежать правительству, контролируемому народом. Чтобы добиться этих прав, считает Руссо, народ может совершить революцию: «Пока народ, принужденный повиноваться, повинуется, он поступает хорошо; но как только, имея возможность сбросить с себя ярмо, народ сбрасывает его, он поступает еще лучше: так как народ... вправе вернуть себе свободу».
Идеи Руссо являются выражением крайнего буржуазного радикализма XVIII века. Именно поэтому Руссо пользовался такой огромной популярностью во время революции у вождей наиболее левой части буржуазии — якобинцев.
Однако идеи Руссо не выходили за пределы буржуазного мировоззрения. О роли трудящихся масс, об их революционной миссии Руссо нигде ничего не говорил. Решающую роль в организации общества он отводил идеям.
Во всем этом сказывается ограниченность мировоззрения Руссо, на которую указывал Энгельс, характеризуя просветителей XVIII века вообще и Руссо в частности; у Руссо (как и у других идеологов просвещения) «вечная справедливость осуществилась в виде буржуазной юстиции; ...естественное равенство ограничилось равенством граждан перед законом, а существеннейшим из прав человека было объявлено право буржуазной собственности. Разумное государство и «общественный договор» Руссо оказались и могли оказаться на практике только буржуазной демократической республикой. Мыслители XVIII века, как и все их предшественники, не могли выйти за пределы, которые ставила им тогдашняя эпоха».

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>



.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +