История Франции XVII—XVIII веков является историей разложения феодального строя и формирования в его недрах капиталистического уклада.
Во Франции этого периода, как и в пору средневековья, экономической основой была феодальная собственность на землю. Политическая власть находилась в руках господствующего класса феодалов — дворянства и духовенства. Основными антагонистическими классами того времени являлись крестьянство и феодалы.
Начиная с XVI века, во Франции по мере развития производительных сил стали появляться первые ростки капиталистической промышленности — сначала в виде рассеянной, а затем и централизованной мануфактуры. В то же время средневековое сословие горожан постепенно превращалось в буржуазию и предпролетариат. Складывались и крепли капиталистические отношения, которые расшатывали феодальный строй.
Правящий класс тогдашней Франции должен был создать такой аппарат политической власти, который обеспечил бы господство феодалов в условиях становления новых социально-экономических отношений. Эту задачу осуществил французский абсолютизм, начавший формироваться еще в XVI веке.
В результате роста эксплуатации обострялась классовая борьба. История Франции XVII—XVIII столетий наполнена почти непрерывными крестьянскими восстаниями, с которыми иногда переплетались рабочие волнения. Одновременно нарастала борьба между буржуазией и феодалами за политическую власть. Соотношение боровшихся сил являлось определяющим для существования феодально-абсолютистской монархии.
Во Франции XVII века насчитывалось около 18 млн. крестьян и менее 300 тыс. светских и духовных феодалов. Земля являлась феодальной собственностью. В руках феодалов сосредоточивалось 3/5 всей пахотной земли; 1/5 земли находилась у духовенства и 1/5 составляли владения короля. Владея основным средством производства — землей, господствующий класс осуществлял свою диктатуру, держа в тисках феодальной эксплуатации многомиллионное крестьянство. Основная масса крестьян в рассматриваемый период была лично свободной: крестьяне имели право свободного передвижения и распоряжения своей личностью. Сеньор не мог предписать им ни рода, ни места занятий. Однако, являясь лично свободным, французский крестьянин XVII века был поземельно и судебно зависимым от феодала: он уплачивал сеньору феодальную ренту за пользование землей и подчинялся феодальной юрисдикции. Помещик устанавливал в своих владениях правила и порядок, обязательные для крестьян.
В виде исключения во Франции сохранялись незначительные категории лично зависимых крестьян (преимущественно в восточной, отчасти — в северной Франции). К числу лично зависимых крестьян относились сервы. Они были «прикреплены» к помещику и не имели права свободного передвижения; их обязанностью была личная служба феодалу. Сервы подчинялись «праву первой ночи» и другим прихотям помещика. Еще одной группой лично зависимых крестьян были так называемые «менмортабли» (люди «мертвой руки»). Они не имели права по своему усмотрению передавать свое имущество по наследству — этим имуществом после смерти крестьянина распоряжался сеньор. Практически имущество оставалось у наследников, но они должны были уплатить сеньору «менморт» — особый взнос натурой или деньгами.
Французские дворяне XVII века почти не имели барской запашки; значительную часть своей земли они отдавали в пользование крестьянам.
Основными формами крестьянских держаний XVII века были цензива и аренда.
Цензива представляла собой наследственное держание, она была прочно закреплена за крестьянином и обычно переходила по наследству из поколения в поколение вместе со всеми феодальными платежами, лежавшими на ней. Крестьянин был вправе распоряжаться цензивой, он мог сдавать ее в аренду целиком или по частям и даже продавать ее. Однако право крестьянина распоряжаться цензивой вплоть до ее заклада и продажи не означало права собственности на землю: при продаже земля сохраняла все лежавшие на ней феодальные платежи, которые, как и прежде, поступали сеньору в виде феодальной ренты независимо от того, в чьи руки эта земля попадала.
Аренда, в отличие от цензивы, предоставлялась на срок. С ростом товарно-денежных отношений феодал стал предпочитать более выгодную для него краткосрочную аренду на несколько лет, а не до конца жизни арендатора или до определенного колена в его потомстве, как то имело место в XVI веке.
Начиная с XVII века, соотношение между числом наследственных держателей (цензитариев) и арендаторов меняется в сторону увеличения количества последних. Преобладающей формой аренды в XVII веке была испольщина. При испольщине арендная плата состояла из половины урожая, а иногда и более (скот и сельскохозяйственный инвентарь принадлежали пополам землевладельцу и арендатору). Маркс определял испольщину как переходную форму от феодальной ренты к ренте капиталистической.
Арендатор, помимо арендной платы, уплачивал сеньору все феодальные платежи, лежавшие на земле. Таким образом, аренда была гораздо обременительнее для крестьянина, чем цензива. В XVII веке многие арендаторы находились на грани обезземеливания, владея лишь мелкими участками. Арендатор был накануне превращения в наемного рабочего.
Французское крестьянство XVII века было обременено многочисленными феодальными платежами: сеньору, государству, церкви, ростовщику.
Сеньору за свой земельный надел — цензиву — крестьянин платил так называемый ценз в виде барщины (отработочная рента), или в виде оброка (продуктовая рента), или деньгами (денежная рента). В XVII веке во Франции встречались все три формы феодальной ренты. В силу развития товарно-денежных отношений сеньор стремился заменить барщину и оброк денежной рентой, которая постепенно становилась господствующей формой.
В некоторых районах Франции крестьянин уплачивал феодалу за землю, помимо ценза, так называемый шампар в виде части урожая. Наряду с этим помещик обладал рядом феодальных монополий — баналитетов, согласно которым крестьянин был обязан молоть свое зерно только на мельнице сеньора, печь хлеб лишь в его хлебопекарне, давить сок из своего винограда его прессом. За все эти «услуги» крестьянин также должен был платить натурой или деньгами.
Государству крестьяне уплачивали ряд налогов — прямых и косвенных (акцизы). Основные прямые налоги были: талья — имущественный налог и капитация — подушный налог. Наиболее распространенными косвенными налогами были акцизы на соль, вино и табак. Из числа акцизов наиболее ненавистным для крестьян была габель — налог на соль. Продажу соли государство превратило в свою монополию: назначало на нее произвольную цену и норму потребления, которую крестьяне обязаны были соблюдать. Попытки покупать более дешевую контрабандную соль строго карались: специальные соляные приставы устраивали облавы, конфискации, нередко и настоящие побоища. Взимание габели нередко вызывало крестьянские восстания. Государственные налоги не были стабильны: их сумма периодически менялась. Как правило, государственные налоги отнимали у крестьян от 50 до 75% их дохода.
Церковь взимала с крестьян десятую часть урожая — так называемую десятину. Ростовщик становится обычной фигурой во французской деревне XVII века.
Налоги в сочетании с сеньориальными платежами вызывали задолженность крестьян-цензитариев, которая с течением времени все увеличивалась. Чтобы достать денег для уплаты сеньору и государству, цензитарий вынужден был отдавать землю ростовщику под залог (ипотека).
Однако и с ростовщиком, которому закладывалась земля, крестьянин также не мог рассчитаться и оказывался вынужденным вновь и вновь перезакладывать землю. В конце концов рост ипотечной задолженности превращал крестьянина в неоплатного должника, что приводило к утрате им своего надела в пользу ростовщика. Тогда, как правило, крестьянин арендовал свою-же землю или часть ее на кабальных условиях. Иногда, продавая цензиву вместе со скотом и инвентарем, крестьянин тут же брал в аренду не только землю, которая принадлежала ему раньше, но и проданных им быков, инвентарь и т. д.
Земледельческая техника XVII века характеризуется крайней отсталостью. Непомерное бремя феодальных повинностей, давившее на крестьян, не позволяло и думать о какой-либо интенсификации сельскохозяйственного производства. Это обстоятельство обусловливало низкую производительность труда. Крестьянское хозяйство оставалось в XVII веке, как и в средние века, натуральным.
Свой крайне примитивный сельскохозяйственный инвентарь — деревянную соху, мотыгу и заступ — крестьянин обычно изготовлял собственными руками; одевался он в домотканное, грубо окрашенное платье, обувался в деревянные башмаки — сабо. Его хижина была сделана из дерева и глины, зачастую не имела окон и трубы; пол был земляной, крыша соломенная; скот и птица нередко помещались вместе с людьми.
Во Франции XVII века обозначился процесс обезземеливания крестьянства. Своеобразие этого процесса заключалось в том, что крестьяне, имея возможность отчуждать землю, оказывались перед угрозой экспроприации не путем сгона, как это имело место в Англии, а путем вынужденной продажи своего участка. Маркс обращал внимание на то, что во Франции экспроприация совершалась иным способом, чем в Англии. «Чтобы экспроприировать земледельцев, нет необходимости изгнать их с их земель, как это было в Англии... Попробуйте сверх определенной меры отбирать у крестьян продукт их сельскохозяйственного труда — и... вам не удастся приковать их к их полям».
Однако следует отметить, что вследствие относительной слабости капиталистических отношений во Франции XVII века процесс экспроприации крестьянства шел сравнительно медленно. Ни в XVII, ни даже в XVIII веке полная экспроприация французского крестьянства не имела места.
Капиталистические отношения все глубже проникали во французскую деревню XVII века. Основной формой развития капитализма в деревне была рассеянная мануфактура. В поисках средств для уплаты феодальных повинностей крестьяне брали работу на дом: они выделывали пряжу, плели кружева, занимались гончарным производством, ткали полотна и другие ткани, изготовляли простую мебель, изделия из жести и т. д. Все эти продукты деревенской кустарной промышленности приобретал за бесценок городской скупщик, который затем с барышом перепродавал их купцам или промышленникам в город. Отсутствие связи между крестьянином и непосредственным потребителем его товара ставило крестьянина-производителя в зависимость от скупщика. Этот последний обычно превращался и в раздатчика. Он давал крестьянам сырье и инвентарь, иногда — денежный аванс. Крестьяне в результате безвыходной задолженности мануфактуристу оказывались у него в полной кабале: срок изготовления, качество товара; наконец, цена на него — все это зависело от произвола мануфактуриста.
Французское крестьянство было неоднородным: из его среды выделялась зажиточная верхушка. Однако в рассматриваемый период во французской деревне почти не было крупных крестьянских ферм.
Основная крестьянская масса была задавлена бременем феодальных поборов, землепашество давало ничтожные результаты, и крестьянин — основной кормилец феодального государства, его материальная база и опора — находился в крайне бедственном положении. Писатель того времени Лабрюйер дает следующую картину жизни французского крестьянина: «Вы встречаете в деревнях крестьян и работников, подобных диким зверям, черных, мертвенно-бледных, ...склонившихся над землей, которую они вскапывают и перекапывают с непобедимым упорством... Они живут на черном хлебе, воде и овощах. Они избавляют других людей от труда сеять, пахать и собирать жатву и поэтому заслуживают того, чтобы и им хватало хлеба, который они сами посеяли».
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.