В старшем дошкольном возрасте детям становится доступным ручной труд. Его содержание очень разнообразно: это и изготовление игрушек-самоделок из различных материалов, и работа с тканью, древесиной, виды ручного труда, навыками которого ребенок овладел в семье (элементы ткачества, шитья, вышивания).
Перед воспитателем встает довольно сложный вопрос: как создать условия для организации указанного в «Программе воспитания в детском саду» содержания ручного труда? В какое время обучать каждого ребенка всем необходимым умениям и добиться того, чтобы у всех детей был сформирован устойчивый интерес к труду? Какими методами осуществлять работу по нравственному воспитанию?
Любой из видов ручного труда содержит в себе одинаковые возможности для формирования у детей нравственно-волевых качеств, прилежания, стремления к качественному выполнению задуманного. Но некоторые виды его должны иметь место в каждом детском саду. Например, все дети должны научиться владеть иголкой, чтобы пришить оторвавшуюся пуговицу, зашить разорвавшуюся по шву кукольную одежду (швом «вперед иголкой»). Все дети подготовительной группы должны уметь владеть молотком, уметь вбить гвоздь, скрепить изделие и т. д.
Другие виды ручного труда организуются в зависимости от местных условий: так, в одних детских садах будет организовываться ручной, труд по изготовлению изделий из соломки, в других — из желудей, каштанов, в третьих дети будут изготовлять разные предметы из бросового материала (катушек, коробок, картона) и т. д.
Особенностью ручного труда является то, что в результате приложенных усилий получают незамедлительно готовую поделку. Ребенок имеет возможность видеть результат, сопоставить с образцом, оценить качество поделки. Перед воспитателем, руководящим ручным трудом, всегда стоят две задачи: вызвать интерес к изготовлению полезных предметов своими руками, прилагая усилия, проявляя фантазию, творчество, и в то же время предупредить возможные неудачи, чтобы не снизить интереса к труду, использовать возникающие затруднения с целью формирования у детей готовности к их преодолению.
Возможность изготовить предмет, имеющий практическую значимость, своими руками, привлекает детей. Эта особенность ручного труда становится сильным мотивом, побуждающим ребенка к овладению необходимыми навыками, к настойчивости в процессе деятельности. Но, выбирая методы организации труда и его содержание, важно и необходимо учитывать его воспитательное значение и его целесообразность (степень сложности, объем труда и т. д.).
Допустим, дети изготовляли кресла для кукол (путем сколачивания кубика и брусочка, а затем обклеивания бумагой «под дерево») и панно из соломки.
Конечно, кресло для кукол — наиболее легкая по исполнению работа. На панно затрачено и работы больше, да и весь процесс его изготовления сложнее. Но, оценив сложность изготовления, необходимо обратить внимание и на качество исполнения (внешний вид поделки, ее привлекательность), эстетику оформления.
Нередко причиной недостатков в работе является сложность предлагаемого содержания (узора для вышивки, способов плетения, рисунка для выжигания и т. д.). Казалось бы, чем сложнее элементы вышивки или плетения, тем оригинальнее, интереснее будет работа. Но насколько целесообразно и приемлемо усложнение содержания, увеличение объема труда?
В «Программе воспитания в детском саду» нет указаний, которые бы ограничивали содержание необходимых навыков у детей. И на практике воспитатели не всегда помнят об особенностях дошкольников. Многие дети с удовольствием будут сидеть над кропотливой работой, но им нужны двигательные паузы, и об этом нельзя забывать.
Организуя ручной труд в группе, воспитатель должен учитывать соответствие его содержания возможностям детей. Труд должен быть интересным для них и приводить к результату, имеющему практическое значение, позволять достичь результата без переутомления, не оказывать отрицательного влияния на двигательный режим, на организацию других видов деятельности (игр, занятий по интересам).
Чтобы научить детей различным умениям, связанным с ручным трудом, воспитатели порой организуют занятия. Но за счет каких занятий они проводятся? Всегда ли целесообразно их проведение? Приходилось, например, наблюдать занятия, на которых дети учились пришивать пуговицы. Занятие как занятие — с подготовкой пособий, наглядного материала, помогающего разъяснить детям необходимые приемы работы. Затем дети пришивали пуговицы тремя способами. После окончания работы кто-либо из детей оценивал результаты действий своих товарищей и выбирал, на его взгляд, три лучшие работы.
По нашему мнению, обучение этому навыку можно организовать в семье, предварительно разъяснив родителям, почему ребенок должен уметь пришивать пуговицу и как его обучить этому.
В то же время иногда занятия необходимы. Например, обучая детей приемам работы по изготовлению игрушек из природного материала, следует познакомить их со способами соединения деталей предмета, вызвать интерес к этой деятельности, рассмотреть готовые образцы, материал, формы его использования. При этом возникает необходимость проведения двух занятий. На первом надо рассмотреть готовые работы (для этой цели взять наиболее простые изделия, доступные для изготовления детьми), зарисовки поделок, природный материал. Тут же можно предложить детям задумать что-либо и отобрать то, что необходимо. На втором занятии можно обучить детей способам соединения деталей. Затем они сами смастерят первые игрушки. Оба эти занятия следует провести за счет занятий по конструированию, ибо в этом разделе «Программы воспитания в детском саду» стоит задача: учить детей конструировать из природного материала различные поделки.
Чтобы вызвать интерес детей к ручному труду, нужно увлечь их работой по изготовлению разных вещей: сказочных персонажей, белья для кукол, игрушек и др. С этой целью воспитатель привлекает их внимание к уже готовым изделиям. При этом не надо брать очень сложные образцы, лучше выбрать то, что доступно воспитанникам. Дети должны при этом почувствовать интерес педагога к изготовлению предметов своими руками. Приведем примерный ход занятия.
Воспитатель приносит в группу природный материал, образец готового изделия. Взяв поделку, он говорит:
— Смотрите, дети, какая удивительная вещь у меня в руках! (Допустим, воробышек, склеенный из скорлупы грецкого ореха.) Угадали, кто это?
Конечно, дети ответят правильно, но педагогу важно подвести их внимание к описанию поделки:
— Почему вы догадались, что это воробей? (Дети перечисляют признаки, отдельные части фигурки.) Правильно, он серенький, у него клювик, короткий хвостик, крылышки, и сидит он на веточке.
Для того чтобы побудить детей к рассматриванию предмета, выделению его частей, воспитатель может загадать загадку про воробья.
— Как вы думаете, из чего сделана эта птичка?.. Посмотрите, у меня в коробке много разного материала, отберите тот, из которого она сделана.
Дети будут отбирать, прикладывать части друг к другу; кому-то из них удастся и сложить воробья. Педагог, поддерживая их действия, удивляется и радуется:
— Ну и смышленые вы у меня! Молодцы! Не только выбрали то, что нужно, но и сумели сложить! Как много птичек у нас может получиться, целая стайка! Хотите, покажу, как надо их склеивать? (Заранее им заготовлены хвостики из картона, веточки и т. д.)
Педагог должен постоянно проявлять интерес к подобной работе детей. Например, он поставит на поломку несколько поделок из разных материалов — рыбку из еловой шишки, клоуна из желудей, грибочки из скорлупы грецкого ореха и т. д. Когда дети выразят желание сделать такие же поделки своими руками, он обязательно должен поддержать их инициативу.
Полезно организовать выставку поделок в уголке для родителей, к этому привлечь детей; вместе обсудить, чьи работы надо поставить. Можно выразить при этом похвалу, радость от успехов кого-либо из детей, особенно неуверенных, робких: - Вот мама увидит твою раббту, ей будет приятно, что у нее такой умелец сын. Время от времени работьц на выставке будут сменяться, и причину такой смены педагог тоже должен разъяснить: дети научились делать новые поделки, их работы стали лучше, разнообразнее.
— Давайте посмотрим, какие работы можно сменить. Вот у нас стоял грибок, сделанный Ваней. Теперь Ваня стал мастерить другие поделки, мы поставим их на полку. А грибок мы поставим тот, который сумела сделать Настенька. Молодец, Ваня, ты научил ее, и теперь Настя тоже сможет порадовать свою бабушку.
Бывают случай, когда ребенок берется за явно непосильное дело, отбирает для изготовления предмет, который не сумеет сделать. Если воспитатель будет убеждать его отказаться от своего замысла, он только вызовет у ребенка неуверенность в себе; если будет постоянно помогать, лишит его самостоятельности. Поэтому воспитатель должен побеседовать с ребенком, примерно так:
— Ты очень интересную вещь захотел сделать. Но для ее изготовления тебе нужно еще поучиться. Попробуй сегодня только часть ее сделать. А я тебе потом покажу, как лучше соединить детали, чтобы было прочно. Но это только завтра, когда первая часть высохнет. Хорошо?
Нельзя допускать, чтобы ребенок разочаровался, увидел свою неумелость. А если он «остыл», готов бросить мастерить, надо его поддержать:
— У тебя не получилось? Не унывай. Не торопись, попробуй еще раз, снова переделай. Вот здесь ты ошибся, посмотри, как надо исправить, тогда обязательно получится! Снова намажь клеем, покрепче прижми.
Если ребенок прилагает максимум усилий, но не достигает результата, следует помочь ему, но так, чтобы у него не пропала уверенность в своих силах:
— Чтобы у тебя получилось хорошо, я тебе покажу новый прием, ты его еще не знаешь. Посмотри, как я соединю желуди: сначала просверлю дырочку в одном и другом, потом смажу клеем спичку и вставлю ее в отверстия. Видишь? Теперь давай я на твоих желудях сделаю отверстия, и ты так же будешь соединять.
Если ребенок спешит, работает небрежно, непременно следует его остановить, предложить переделать или исправить:
— Тебе, наверно, не понравится игрушечная машина, у которой все колеса будут разными или плохо прикрепленными? А твоя игрушка разве порадует ребят? Обязательно все исправь, иначе скажут, что ты «неумейка».
Обучение приемам работы с древесиной нецелесообразно проводить на занятиях. Для этой цели лучше подойдет работа с небольшой подгруппой детей на участке детского сада во время, отведенное для самостоятельной деятельности. Если есть возможность, очень полезно создать условия для того, чтобы труд с древесиной мог быть постоянным в течение всего учебного года (например, наличие небольших рабочих комнат по соседству с групповой или организация труда детей под руководством столяра, другого воспитателя).
В труде с древесиной детям доступны лишь такие операции, как распиловка и сколачивание, зачистка краев распила шкуркой. Это ограничивает перечень предметов, которые могут быть изготовлены дошкольниками. Для расширения содержания труда полезно использовать детали, в основном готовые (бруски распилены, отверстия в них просверлены, углы по косой срезаны и т. д.).
На первом этапе обучения работе с древесиной детей интересует сам процесс распиловки, но уже здесь необходимо предусмотреть, чтобы результаты имели практическое значение. Поэтому очень важно продумать такое содержание труда, которое бы позволило побольше поупражнять детей в распиловке (а затем и в сколачивании) и получить полезную вещь. Первыми предметами могут быть дощечки-перекрытия для игр с песком, решетки-подставки для вымытых игрушек, кубики для мозаики (которые затем следует обклеить цветной бумагой). Уже эти первые работы требуют от детей умения отмерять нужную длину, намечать место распила, пользуясь при этом полоской бумаги (допустим, складывая ее пополам, находить середину бруска). Чтобы все дощечки были равными по длине, они должны уметь отмерять нужную длину от длинного бруска. И т. д.
При изготовлении решеток детям лучше давать два бруска одинаковой длины. Распиливая каждый из них пополам, а затем еще раз пополам, ребенок получит 8 одинаковых деталей. А сколачивание их позволит достаточно поупражняться в приемах работы с молотком.
При изготовлении указанных и других поделок появляется возможность обучать детей не только приемам распиловки и сколачивания, но вместе с тем и умению планировать работу, отбирать детали, делить заготовки на 2—4 части.
Приведем примерную организацию работы по изготовлению из древесины кукольной мебели.
Для демонстрации, детям приготовлены: мебель для кукол, изготовленная из полуфабрикатов; куклы; дощечки размером 3x12 см и 7x28 см, кубики 5x5x5 см, бруски сечением 3x3 см, длиной 12 см; одна дощечка с незачищенными краями, распиленная на части; пила, наждачная бумага, молотки, гвозди, карандаши.
— Дети, сегодня мы с вами поучимся делать мебель: будем мастерить стол, стулья, диванчик вот для таких кукол. (Показывает.) Посмотрите, здесь лежат дощечки, одни подлиннее, другие — покороче. Вот бруски, а это кубики. Все это нам понадобится, чтобы изготовить мебель, такую же, как вот эта. Ее смастерили дети, которых мы с вами осенью провожали в школу. Давайте рассмотрим, из каких частей состоит стол. (Из кубика — ножки и квадрата — крышки стола.) Найдите такой же кубик на столе. (Дети находят.) А где квадрат? Нет? Правильно, его нет, но есть вот такая дощечка. (Показывает широкую доску.) Смотрите, я приложу ее к крышке стола так, чтобы края совпали. Что вы заметили? (Они одинаковой ширины, но доска длиннее.) Вот этот лишний кусок надо отпилить. Но сначала надо отметить, где пилить, чтобы не ошибиться. Смотрите, как я буду делать: на доске отмечу карандашом место распила, вот так. (Показывает.) А когда отпилю, что надо сделать? (Прибить крышку стола к кубику.) Верно. А как сделать, чтобы край был гладкий, без зазубринок? (Зачистить край наждачной бумагой.)
— Теперь так же рассмотрим стул и выясним, как его надо изготовить.
Воспитатель предлагает детям отобрать заготовки, приложить их к готовому стульчику, наметить края распила. - Вопросы, подобные описанным выше, он задает в случае затруднений.
Когда предварительная работа закончена, воспитатель одобряет детей, подводит итог:
— Молодцы, теперь вы знаете, что, прежде чем начать работу, надо отобрать нужные детали, примерить их, разметить, а потом уже и мастерить.
Подобные обсуждения воспитатель проводит с детьми и позже, когда они сами придумывают, какие предметы будут изготовлять. Цель их — научить детей заранее планировать свою деятельность, экономно использовать материал.
Можно заранее сделать, например, заготовки по образцу, из которых дети смастерят различные предметы для игры в детский сад. Таким поделкам-подаркам очень рады будут и малыши.
Малышам очень нужны вешалки для кукольной одежды, полотенец, раскладные кроватки, качалки, горки и пр. Учитывая это, воспитатель продумывает, какие заготовки понадобятся детям. Например, для кукольной одежды нужны вешалки. Для их изготовления необходимы: полоска фанеры, на которую будут прибиваться крючки; брусок, который нужно распилить пополам; два кубика с отверстиями, в которые будут вбиваться бруски, и несколько металлических крючков. Для изготовления полочки для игрушек нужна полоска фанеры, которую дети будут распиливать пополам, брусок, из которого сделают четыре одинаковые части, и петли. Хорошо, если к изготовлению заготовок будут привлечены взрослые: родители воспитанников, столяры, школьники.
По такому же принципу можно сделать и другие заготовки.
Когда дети овладеют первыми навыками работы с природным материалом, тканью, древесиной, можно предлагать им объединяться для выполнения коллективного панно, макетов. Это может стать действенным средством формирования начал коллективных взаимоотношений. Необходимо учить детей согласовывать действия, распределять работу между собой, учитывать пожелания друг друга. Они должны уметь обо всем договориться перед работой, уступать товарищам или убеждать их в правомерности своего предложения, обращаться друг к другу вежливо.
Воспитатель в необходимых случаях может вступить в начавшийся разговор между детьми:
— Подожди, Алеша, ты настаиваешь на своем, но не послушал Марусю, Костю. Ребята, давайте сначала выслушаем всех по очереди, а потом решим, чье предложение самое интересное. Ведь вы все хотите, чтобы макет был интересным, красивым, понравился всем.
Не следует спешить объединять сразу много детей для выполнения общей работы. Пусть они сами выбирают партнеров. Это скорее всего будут те сверстники, с которыми у них наладились дружеские отношения.
Процесс изготовления некоторых более сложных предметов можно разделить на ряд операций и эти операции распределить между детьми. Например, один ребенок распиливает доски на части, другой — зачищает края, третий — сколачивает изделие. Чтобы последний участник не оставался без работы, ему можно предложить произвести разметку изделия. Ребенок, закончив распиловку, включается в сборку деталей, помогает подержать изделие, подает заготовки и пр. При такой организации работы дети ставятся в условия взаимной зависимости, взаимоконтроля. Появляется возможность формировать у них представление о коллективной ответственности за результат.
Разрешая возникающие недоразумения, воспитатель добивается того, чтобы каждый из детей мог выполнять те операции, которые для него наиболее интересны. На конкретных примерах воспитатель учит детей способам сотрудничества, как надо договориться, уступая или убеждая сверстников в своей правоте:
— Коля, ты не один. Твои товарищи тоже хотят распиливать бруски. Сегодня уступи им ты,- а в другой раз они уступят тебе. — Мальчики, Антоша попросил его назначить распиливать бруски. Почему вы ему не уступили? Ведь он прав, он действительно сегодня имеет право на такую интересную работу. И т.д.
Овладевая навыками согласования своих желаний с желаниями сверстников при распределении общих заданий, дети переносят этот опыт в повседневную жизнь, в которой часто возникает необходимость договориться, кто будет водящим, кто какую роль будет выполнять в игре, кого выбрать первым, кому следует уступить новую игрушку и т. д.
Труд с древесиной заключает в себе большие возможности для формирования у старших детей заботливого отношения к малышам. Так, воспитатель предлагает подарить сделанные ими кукольные санки малышам, потому что те еще не умеют делать такие вещи. Дети сами относят подарки и потом с восторгом рассказывают, как радуются малыши подаркам, играют с ними:
— Я дал санки Максимчику, он их взял за веревочку и повез. Сам смеется, смотрит на меня! Тогда я посадил мишку и говорю: «Покатай его!» Максим взял меня за руку и говорит: «Давай вместе». Я еще к нему пойду и еще что-нибудь сделаю.
Чтобы побуждать детей к творчеству, надо вместе с ними рассматривать обрезки дерева, составлять композиции, вызывать у детей желание пофантазировать, самим придумывать будущие предметы. Немаловажно проявлять заботу о том, чтобы у детей всегда было достаточное количество материала, заготовок, полуфабрикатов, образцов. Необходимо создать такие условия, при которых бы труд с древесиной, бросовым и природным материалом был связан со всей жизнью детей, и больше всего — с игрой. В условиях сельского детского сада можно изготовить макеты-панорамы железной дороги, колхозной фермы, школы и др. Панорама (из папье-маше, дерева, картона и пр.) может быть и пейзажной, например: железная дорога с прилегающими к ней полем, лугом, речкой, школа с пришкольным участком, лесная опушка и др.
Педагог должен постоянно привлекать старших дошкольников к оказанию помощи взрослым — при постройке домика или беседки на участке детского сада, при сооружении песочного дворика для малышей и др. Дети в состоянии помочь при ремонте физкультурного оборудования, устройстве физкультурной площадки. Они не только подержат доску, подадут гвоздь, молоток, но и сами укрепят расшатавшуюся скамейку, прибьют отпавшее сиденье в машине, закрепят колесо у велосипеда. Разумеется, все это они должны делать под наблюдением взрослых.
Эффективным средством вовлечения детей в труд и активизации их является создание на участке детского сада искусственного ручейка. Дети любят играть с водой, с удовольствием пускают лодочки, кораблики, развертывают вокруг них игры. Если в детском саду налажена работа с древесиной, изготовление всего необходимого для игр с водой также станет делом самих детей.
Задача взрослых — не только организовать устройство ручейка, но и постоянно расширять содержание игр с водой, будить воображение детей. Вначале, когда дети лишь пускают лодочки и бегут вслед за ними вдоль ручейка, воспитатель расскажет о том, как по большим рекам плавают пароходы, плоты. (Если есть поблизости река, можно вспомнить, что они видели на ней.) На берегах реки стоят села, города. Возле берегов бывают пионерские лагеря, дома отдыха. Такие рассказы побуждают детей к труду, вызывают желание создавать разнообразные постройки.
Чтобы расширить представления детей о жизни вокруг реки, воспитатель вносит картины для рассматривания, читает рассказы о работе речников, о жизни порта, о пионерском лагере. Большое значение для расширения знаний имеют и экскурсии к реке, где объектом наблюдения детей становится строительство на ее берегах. Так, в селе дети видят недалеко от берега колхозную ферму, дети поселка — клуб или стадион. Городские ребята обратят внимание на мост, соединяющий оба берега реки, и т. д. Чтобы ручной труд побуждал детей к игре, воспитатель подсказывает дополнительный сюжет.
Например, дети играют с куклами: купают их в речке, кладут загорать, возводят постройки из песка. Воспитатель предлагает от лица капитана парохода:
— Уважаемые мамы и папы! Через несколько минут наш пароход подойдет к пристани, и вы сможете поехать на экскурсию вместе со своими детьми. Я уверен, вам понравится наша поездка. Приглашаем всех!
Когда все куклы будут помещены на пароход, он берет на себя роль экскурсовода:
— Вот на этом месте скоро начнется строительство нового моста. Когда мост будет построен, жители деревень гораздо быстрее будут добираться до города.
В таком обращении содержится намек на будущее содержание и детских поделок. Так труд и игра, взаимно переплетаясь, расширяются, приобретают коллективный характер.
Каждой изготовленной игрушке необходимо найти место. Например, один ребенок смастерил дом из коробок, а другой — палатку для пионерского лагеря. Они ставят оба предмета вместе. Ребята замечают: так не бывает, палатки не ставят возле высоких домов.
Учитывая особенности панорамы, воспитатель советует: — Пионерский лагерь лучше поставить вот здесь, в лесу, недалеко от речки. А большой дом пусть будет стоять вот здесь, откуда начнется строительство нового жилого квартала.
Разумеется, детей надо регулярно привлекать и к уборке ручейка: протереть бортики, вытащить веточки, листья и другой мусор, попавший в ручеек.
Время от времени (например, раз в квартал) педагог должен отмечать для себя, все ли дети проявляют интерес к ручному труду: кто полюбил изготовлять игрушки из древесины, кто предпочитает заниматься вышивкой или плетением, поделками из природного материала, из катушек, коробок. Может быть, кто-то поделится с товарищами опытом занятий ручным трудом в условиях семьи. В детском саду должны быть создады максимальные условия для поддержания интереса детей к ручному труду. Это необходимо для формирования в процессе его нравственно-волевых качеств: способности преодолевать трудности, настойчивости, аккуратности, начал коллективизма, что очень важно для подготовки к обучению в школе.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.