У детей четвертого года жизни воспитывают интерес к работе по выращиванию растений, уходу за животными и обучают элементарным правилам ее выполнения. Надо, чтобы простые дела (посев крупных семян, полив растений, кормление животных и др.) были для детей источником радости.
С обитателями уголка природы дети знакомятся в течение года. Поэтому знания об их жизни могут быть более полными и больше связанными с посильным участием детей в уходе за ними. Выполнение несложных поручений становится повседневным. Заранее в плане работы воспитатель намечает, кого из детей привлечь к себе в помощь, как организовать работу, чтобы все упражнялись в освоении приемов. Нужно приучать детей ставить на место предметы ухода за животными и растениями.
В уголок природы помещают комнатные растения с широкими листьями, которые легко мыть, обильно цветущие (примулы, бегонию и др.). Здесь должен быть и аквариум, где можно содержать карасиков — жителей наших стоячих водоемов.
Уход за животными сводится главным образом к их кормлению, так как эта работа доступна маленьким детям по содержанию и физическим усилиям.
Детям четвертого года жизни объясняют, что за птицами надо ухаживать: кормить зернами, травой, поить чистой водой, учат насыпать в кормушку зерна, наливать в поилку воды, ставить их в клетку.
При уходе за рыбками дети под наблюдением воспитателя набирают ложечкой корм и осторожно насыпают в кормушку, чтобы не загрязнять аквариум; могут мыть камешки при смене воды в аквариуме. Детей постепенно приучают поливать растения, выращивать овес, сажать лук, сеять крупные семена цветов, протирать большие листья цветов и цветочные горшки.
Для воспитания осознанного отношения к трудовым процессам очень важно сочетать работу по уходу за растениями с посадкой или посевом самих растений, с игрой природным материалом (песком, водой, глиной, снегом) и давать ребятам возможность разнообразно действовать с ним.
При организации деятельности детей необходимо учитывать особенности материала (песок сыпучий; он бывает сухой и сырой, из сырого песка можно строить; глина вязкая, крепкая; снег холодный, тает; в теплую погоду он липкий, из него можно лепить домик, снеговика, горку и др.).
Обучение детей уходу за растениями начинают с процесса полива, с усвоения детьми приемов этой работы: правильно держать небольшую (но не игрушечную) леечку, носиком лейки упираться в край горшка. Воспитатель учит ребенка отличать сухую почву от влажной (обследовать почву по цвету и на ощупь) и устанавливать необходимость поливки. При этом важно показать детям, что при отсутствии влаги растения (листья, стебель) теряют упругость, поникают. Поливать нужно до тех пор, пока вода не появится на поддоне. Дети этого возраста могут поливать растения, не разветвленные в нижней части стебля.
Совместная деятельность детей и взрослых носит здесь уже систематический характер. Время от времени воспитатель объединяет детей для общей работы по выращиванию растений и уходу за ними, например обмывание листьев растения (3—4 раза в год). Здесь надо обратить особое внимание детей на бережное отношение к растению: мыть осторожно каждый листочек, чтобы не сломался.
Обучение приемам выполнения этой работы лучше начинать с протирания больших, плотных, гладких листьев (например, фикуса, лимона и др.): «Пыли много на листьях. Растения надо мыть, чтобы они были чистые, красивые, лучше росли. Сегодня мы будем это делать. Я покажу вам, как обмывать листья. Надо отжать тряпочку, чтобы с нее не капала вода, расправить ее; положить на ладонь одной руки листочек и, поддерживая его снизу, медленно и осторожно проводить тряпочкой по нему в одном направлении от черешка к концу сверху, а потом снизу. Прополоскать тряпочку и также протирать следующий лист».
Растения моют теплой водой. Дети видят, что вначале вода была чистая, прозрачная, а затем становится грязной. Чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в уходе за растениями, их должно быть достаточное количество.
Воспитатель предлагает детям вспомнить последовательность работы, чтобы они осознали задание, которое им предстоит выполнить. Свой показ и объяснение сочетает с последующими практическими упражнениями детей: «А теперь все будете мыть растения так, как я буду говорить».
В младших группах используется поэтапный (ступенчатый) инструктаж, дети выполняют отдельные приемы по указанию воспитателя. В конце занятия воспитатель обязательно напоминает: «Поработали, пополощите тряпочки, отожмите и повесьте сушить. В следующий раз, когда мы будем мыть растения, тряпочки будут чистые».
Возвращаясь с прогулки, обязательно надо обратить внимание детей на окна: «Нравятся вам растения? Мы все вместе мыли», чтобы вызвать у них удовлетворение от проделанной работы.
Вначале малышам дается однородная работа: все обмывают листья, либо поливают растения, либо сеют семена. Разные задания отвлекают детей, каждому хочется делать то, что делает сосед. К концу года ребенок приучается к выполнению порученной ему работы независимо от того, что делают остальные.
Когда на участке нет зелени и цветов, детей особенно радуют растения в уголке природы, выращенные ими самими, например появление ростков овса.
Сеять овес нужно только в случае, когда есть кого кормить. Эта цель общая для всех детей: вырастить зеленую травку для нашей птички, чтобы птичка была здоровой и весело пела. В начале работы воспитатель показывает выросший овес, дает детям возможность покормить травкой птичку. Показ результатов труда позволяет детям понять цель, вызывает желание выполнить ее. В данном случае для ребенка будет иметь значение не только процессуальность действия (посеять семена), но и сравнительно отдаленный результат. Посев можно провести несколько раз. Повторные посевы углубляют представления и совершенствуют умения детей.
Сеют дети самостоятельно, каждый в свою коробочку, втыкая семена в землю. Работа эта удобна тем, что ее результаты не зависят от темпа, детям не нужно координировать свои действия друг с другом. Вместе с тем у детей появляется представление о том, что в работе необходимо соблюдать определенную последовательность действий.
Перед посевом овса воспитатель должен приготовить бумажные коробочки с метками (их могут сделать дети старшей группы), вместе с детьми подготовить землю, пригодную для посева, положить в блюдце семена овса (по 2 блюдца на стол), иметь воду для поливки.
Воспитатель показывает, как сеять семена: «Это семена, посмотрите их все, потрогайте». Процесс посева для детей состоит из двух звеньев: втыкание семян в землю (этот прием требует от детей известного трудового усилия, чего нет при посеве семян вразброс) и полив. Объяснение должно быть краткое, четкое. Действия воспитателя должны совпадать со словом: «Семена надо посеять в землю, втыкать глубоко, чтобы только кончик был виден; беру одно семя, втыкаю в землю, другое воткну близко от первого, рядышком, еще одно и так много посею». Фразу «беру одно семя» надо повторять чтобы приучать детей сеять тщательно, по-одному, близко друг к другу. Обращение к детям вначале должно быть индивидуальное: «Все, и Саша, и Слава, и Ира, будут сеять семена».
Воспитатель проверяет качество работы, помогает засыпать семена землей, поливает вместе с детьми.
В конце занятия надо еще раз обратить внимание детей на значки на коробочках, чтобы они запомнили их и каждый мог наблюдать и ухаживать за своим посевом. Надо предложить детям поставить травку на подоконник: «Там будет тепло и светло, семена скоро прорастут, если будем их поливать».
После окончания работы надо похвалить детей: «Ты постарался, хорошо сделал»; «Хорошо потрудились, много травки посадили. Вырастет густая травка». Такой конец занятия радует детей, в следующий раз они охотно принимаются за работу.
С декабря—января дети сажают лук. Для ребенка 3—4 лет выполнение действия часто совпадает с получением результата. Поэтому до сознания ребенка нужно доводить мысль о том, что не сразу зазеленеет лук, вырастет трава, что их надо каждый день поливать.
Маленькие дети иногда слишком много выливают воды в одно место, в результате чего семена всплывают, портятся. Следует объяснить, что овес надо поливать по всей коробочке, а лук около корешка. Чтобы растения напились, воду лить надо осторожно, понемногу и смотреть, как она впитывается в землю. Это воспитывает сосредоточенность и затормаживает их поспешные действия.
В феврале—марте для декоративных целей можно посадить в ящики горох, садовые бобы, настурцию. Растения зацветают в конце апреля. Воспитатель может использовать иллюстрации и показать, какие растут красивые цветы. Этикетку (красочную иллюстрацию) оставляют в ящике с посевами до появления оутонов.
Трудовые занятия по посевам проводятся и на участке. Весной детей привлекают к посеву садовых бобов овощей (гороха, фасоли) и др.
Воспитатель показывает детям семена фасоли — блестящие черные, большие. Объясняет, что семя кладут в ямку, засыпают землей и поливают водой. Чтобы облегчить работу на месте посадки на расстоянии 8-10 см ставят палочки. На месте палочек дети должны сделать ямки (на каждого ребенка по 3—5 ямок) на глубину, отмеченную на палочке. Объяснение и показ даются постепенно перед началом каждого нового действия, так как малыши все сразу не запомнят и, увлекшись одним, могут забыть о другом.
На повторных занятиях у детей возрастает и самостоятельность при посеве семян. От подробных объяснений, напоминаний о каждом действии и их последовательности воспитатель переходит к общим объяснениям. Он лишь напоминает, что дети должны делать: «Полей растение хорошо, как тебя учили», «Посади эти семена правильно, как мы сажали настурцию» (переход к действиям по представлению). Такой прием побуждает малышей вспомнить, какой способ выполнения применить, какие действия в него входят, какова их последовательность.
Помимо посева и полива, дети могут наблюдать за рыхлением почвы, выпалыванием сорняков.
Привлекать их к выполнению данной работы можно лишь изредка и с познавательной целью. Например, во время прополки бобов воспитателем дети начинают интересоваться, где бобы, где травка (сорняки). Они сами просят назвать, какая это травка. Взрослый должен ответить на вопросы детей и показать им 3—4 разных сорняка. Дети быстро отличают, например, бобы от пахучей ромашки, подорожника. Такое элементарное умение различать и называть растения заметно изменяет поведение детей: они начинают приглядываться к окружающей природе; гуляя на участке, замечают, что трава бывает разная; радуются, когда находят то или другое знакомое растение, наклоняются к нему, трогают листья, рассматривают цветы. Часто, увидев неизвестные растения, просят назвать их.
Дети также наблюдают, как старшие собирают урожай на огороде, и сами принимают в этом участие: выдергивают лук, морковь, свеклу, редис, вылущивают семена подсолнечника, помогают собрать мусор с огорода, цветника. Сухие ветки, прутья, камни, щепки ребята на маленьких тачках увозят в определенное место.
С детьми надо вести наблюдения за тем, как ведут себя оставшиеся на зиму птицы (вороны, воробьи). Каждый день в определенное время насыпать корм на расчищенную от снега и посыпанную песком площадку, кормовой столик или низко подвешенную кормушку. Весной вывешиваются скворечники, дуплянки, чтобы птицы гнездились на участке. Птиц, живших зимой в уголке природы, на лето можно переселить на участок, устроив для них вольер. Если в детском саду есть куры, дети наблюдают, как за ними ухаживают старшие, сами кормят их, наливают в поилку воды. Дети принимают участие в кормлении кроликов, живущих в крольчатнике на участке. Можно предложить детям покормить их, нарвать травы, принести еду.
Малыши участвуют и в сезонном труде на своем участке. Зимой на прогулках они совместно с воспитателем участвуют в расчистке дорожек (сметают снег, отвозят его на детских санках). Детям объясняют, что после уборки будет удобно играть на участке, он станет чище, красивее.
Зимой внимание детей следует направлять на заснеженные деревья и кустарники. На участке при детях надо окучивать деревья снегом, объясняя им, что, когда станет тепло, снег растает и деревья смогут «напиться водички».
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.