Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Трудовое воспитание >>

Влияние труда взрослых на развитие детей. Младший и средний возраст


"Воспитание дошкольника в труде". Под ред. В. Г. Нечаевой
Изд-во «Просвещение», М., 1974 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Какой труд взрослых может более или менее регулярно проводиться при детях младшей группы?
Регулярно при детях заготавливается материал для некоторых занятий: нарезать бумагу для рисования, починить карандаши, приготовить пластилин или из подготовленной глины скатывать шары. Обычно это имеет место утром перед завтраком, когда большая часть детей играет и воспитатель, наблюдая за ними, имеет возможность 5—8 минут уделить заготовке материала. Вся эта работа рассчитывается в таком объеме, чтобы не отвлечь воспитателя от основного дела — руководства детскими играми утреннего периода. Поэтому не весь материал, нужный для занятия, готовится в присутствии детей (например, воспитатель заранее точит большую часть карандашей, а 5—6 — в присутствии детей).
По мере надобности, но систематически воспитатели при детях делают несложную починку игрушек, книг и пособий. Например, после дневного сна дети играют, воспитатель следит за ними и, сидя за своим столом, подклеивает разорванную книжку. Или во время прогулки дети играют в песочном ящике, некоторые катают тележки, воспитатель в это время пришивает мишке лапу, несколько детей смотрят, как это делается.
Работа воспитателя не рассчитана еще на активное вовлечение детей в труд, они главным образом наблюдают действия взрослого. Чтобы сделать влияние своего примера более действенным, воспитатель применяет разные приемы: сопровождает свои действия пояснениями, разговором с детьми, дает детям небольшие поручения (принести карандаш, подержать молоток, намазать клеем полоску бумаги и т. п.).
Во время игры детям понадобились шапочки для моряков. Воспитательница откликнулась на просьбу детей и стала делать несложные шапочки (ободок с ленточками, на которых были наклеены якорьки). Быстро вырезали полоску. «Достань, Федя, скрепочки». Федя направляется к столу воспитателя и достает коробку со скрепками. Соединяет скрепкой ободок шапки.
Воспитатель. А еще что надо?
Федя. Ленточки.
Воспитатель. Вот сейчас отрежем ленточки...
Федя. Я моряком буду.
Воспитатель. Ну, теперь склеим, клей у меня на столе. А чем же я буду намазывать?
Дети. Кисточку надо! (Сережа принес кисточку.)
Воспитатель. А еще что надо? (Дети молчат.) Воспитатель. Чем же я буду прижимать?
Дети (радостно). Тряпочку надо! (Сережа побежал за тряпочкой).
Воспитательница быстро и ловко вырезала якорьки и приклеила их к ленточкам. Дети с большим интересом следили за ее умелыми действиями. Сделав две шапочки, воспитательница говорит: «А другим потом, на прогулке. Не забудьте мне напомнить, когда пойдем гулять».
Эта деятельность воспитателя не проходит для детей незаметно. Она привлекает внимание хотя бы части детей. Дети наблюдают за работой, задают вопросы, хотят помогать. Но самое главное — у них постепенно вырабатывается бережное отношение к вещам, желание самим что-то делать.
После полугода пребывания в детском саду дети обычно не проходят мимо сломанной игрушки, разорванной книжки, замечают неполадки в своем костюме. Они часто приносят к воспитателю то мишку с болтающейся лапой, то книжку с отлетевшей обложкой, то просят пришить пуговицу. Обычно они знают, что требуется для починки, где что лежит, и приносят сами клей, кисти, тряпочку, молоток и т. п. Некоторые дети пытаются что-то починить сами, например приколотить кубиком колесо. Юра однажды заметил, что кукольный стул сломан. Он вставил планку в пазы и радостно закричал: «Я починил стул!»
Как ни велика роль трудового поведения воспитателя, возможности использования его личного примера в младшей группе весьма ограничены. Дети трех лет требуют большого ухода, постоянного внимания, надзора. В своей деятельности они еще недостаточно самостоятельны, поэтому воспитателю приходится много энергии затрачивать на организацию игры и бытовых процессов. Заниматься еще какими-либо делами (даже такими небольшими, как приготовление игрушки-самоделки, починки пособий и т. д.) он может лишь эпизодически и в небольшом объеме.
Воспитателю младшей группы важно максимально использовать пример трудового поведения других работников детского сада, особенно няни. Это близкий детям человек, заботу которого они повседневно ощущают. Ее труд в очень значительной своей части систематически протекает на глазах у детей.
Этот труд нагляден и понятен и по характеру действий, и по явно ощутимым результатам, он содержит много элементов, близких к навыкам, прививаемым детям (например, навыкам соблюдения чистоты и порядка). Поэтому пример няни может быстро найти отклик и закрепление в поведении ребенка. К тому же в бытовой труд няни довольно легко включить детей, давая им несложные поручения. Непосредственное участие в труде, совместная деятельность взрослого и детей делает пример няни особенно действенным.
Няня должна стать активным участником коллективных работ, которые воспитатель проводит совместно с детьми. Ей может быть поручен ряд дел по вовлечению детей в труд и воспитанию соответствующих навыков. Няня при детях производит следующую работу: накрывает на стол, приносит и раздает пищу, намазывает хлеб маслом или джемом, убирает посуду, готовит постели и убирает их, помогает одевать и раздевать детей.
Дополнительно к этому вполне возможно, чтобы няня утром при детях протирала подоконники, растения, мебель, игрушки, время от времени очищала пылесосом ковер и мягкие игрушки. В теплое время года няня при детях моет окна; дети видят, как она надевает чистые наволочки, проветривает постельные принадлежности; в присутствии детей чинит и гладит белье.
Таким образом, объем труда, производимого при детях, может быть довольно большим. Однако самого примера еще недостаточно. Если няня делает что-то необычное, дети обращают внимание на это (мытье окон, чистка ковра пылесосом), но стоит этим процессам повториться несколько раз, как дети перестают их замечать. Поэтому все то, что потенциально содержится в труде взрослого (в данном случае в труде няни), не оказывает видимого воздействия на детей. Детям 3—4 лет самим трудно еще извлечь полезное из примера деятельности окружающих. Следовательно, встает задача сделать этот пример более активно воздействующим на развитие детей.
Наиболее благоприятные условия складываются тогда, когда взрослый вовлекает детей в производимый им трудовой процесс, давая детям посильные поручения, налаживая элементарное сотрудничество. Когда ребенок 3—4 лет имеет возможность сам активно действовать, он получает более точные и полные представления о труде взрослых, начинает подражать. Дети 3—4 лет выполняют отдельные трудовые поручения, для более старших детей постепенно вводятся дежурства. Какие поручения можно давать малышам? Это важно детально обсудить с няней.
Няне следует дать конкретные указания об объеме и характере труда детей и способах руководства им. В начале работы дети участвуют в накрывании на стол, раскладывании ложек. Постепенно круг их обязанностей расширяется, дети ставят блюда, затем тарелки, после еды в небольших тазиках уносят со стола по 3—4 чашки или блюдца. Детей пятого года жизни, кроме того, надо приучать сметать со стола крошки и складывать скатерти.
Во время утренней уборки няня поручает детям принести в маленькой лейке воду, протереть листья растений или игрушку и т. д. Няня выступает не просто организатором детского труда, она трудится вместе с детьми, выполняет основную часть работы, более сложные дела. Так как рядом с нею трудятся двое-трое детей, она может следить за их действиями и одновременно выполнять свою работу.
Таким образом, няня может влиять на детей личным примером и в то же время становится организатором небольшой группы детей, приучает их самих к труду. Обучать детей навыкам, организовывать их работу и самому участвовать в труде — делать все это одновременно воспитателю, вынужденному работать со всеми детьми, очень трудно. Няне же, которая соприкасается одновременно лишь с несколькими детьми, это посильно. Несомненно, для этого нужно, чтобы няня получила соответствующие инструкции педагогов.
Какое же воспитывающее влияние оказывает сотрудничество няни с детьми и при каких условиях оно оказывается действенным?
В младшей группе вовлечение детей в труд взрослого прежде всего сказывается на усвоении умений. Если действия были для детей посильными, то они с точностью воспроизводят то, что делает взрослый.
Няня сметает щеткой крошки со стола. Дети смотрят и делают это точно так же, как она. Няня встряхивает скатерть и складывает ее, привлекая к участию в этой работе ребенка (4,5 года). Следующую скатерть этот ребенок складывает уже с другим, предварительно встряхнув таким же способом, как няня.
Можно привести много примеров точного воспроизведения детьми движений и способа действий взрослого. Не следуют дети примеру в тех случаях, когда действия взрослых трудно им воспроизвести. Так, например, дети среднего возраста очень затруднялись складывать скатерть путем постепенного перегибания, как это делают взрослые. Концы скатерти выскакивали из детских ручонок.
Двоим детям было трудно согласовывать свои действия, они складывали в разные стороны и перекручивали скатерть. Когда воспитательница порекомендовала няне другой способ: сложенную пополам скатерть класть на стол и постепенно складывать путем закатывания, это оказалось вполне посильным для детей, с заданием они легко справились.
Во время ухода за игрушками няня протирает тряпкой башенки снаружи, не разбирая их. Марина работает рядом с няней. Берет башенку, состоящую из нанизанных на стержень шаров. Разнимает их, каждый шар в отдельности вытирает и потом нанизывает на стержень. Также в другой раз действовал мальчик 3,5 лет с башенкой, состоящей из колец. С точки зрения взрослого, такой способ менее экономичен, но маленькому ребенку он психологически ближе — ребенок использует в этом труде ранее приобретенный игровой опыт.
Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Подражание детей бодрому, энергичному темпу работы няни, ее старательность возбуждают у детей стремление к труду. Утром няня влажной тряпкой вытирает двери, подоконники. Зовет Лену: «Возьми тряпочку и протри полку». Лена охотно берется за работу. Андрюша (3,5 года) подходит и наблюдает. «И тебе хочется... Вот тебе тряпочка», — говорит няня. Андрюша, довольный, начинает вытирать листья.
При таком подходе не бывает случаев отказа детей от предложения няни потрудиться, часто дети сами просят дать им какое-либо поручение. Но в процессе работы не все дети одинаково устойчивы, некоторые легко отвлекаются на игру, в данном возрасте это вполне понятно. Важно, что у детей уже появляется желание потрудиться.
Влияние няни на детей серьезно ставит вопрос о культуре ее труда. Важно, чтобы с самого раннего детства дети получили пример рационально организованной работы. Вначале няня разносила кофе, чай, компот, беря по одной-две чашки. Она суетилась, затрачивала лишнее время. Позже стала пользоваться подносом и сразу брала 6—8 чашек. Пусть дошкольники еще не могут воспользоваться таким приемом, но они видят пример продуманной, рациональной работы. Если няня берет пустую чашку за ручку, то и дети скорее усваивают этот культурный прием.
Но даже очень хороший пример няни не всегда действует на поведение детей в силу неустойчивости их внимания, неумения вычленить важное. Разными способами приходится привлекать внимание ребенка к особенностям действий, выполняемых взрослым. Здесь большую роль играет словесное пояснение взрослым своих действий. Слово взрослого помогает ребенку лучше разобраться в характере действий, в смысле работы.
Няня моет растение, рядом с ней трудятся дети. Они поглощены своей работой и не замечают действий няни. Она начинает приговаривать: «Хорошо вытру листок и сверху, и с другой стороны, и черенок... Весь, весь листок будет чистый... А теперь другой... Ни один не пропустим». Дети прислушиваются, поглядывают на няню и стараются работать тщательнее.
Такое приговаривание весьма значимо в работе с маленькими детьми. Но часто этого косвенного приема недостаточно. Необходимо прямое обращение внимания детей на выполняемое взрослым действие. «Посмотрите, — говорит воспитатель, — как тетя Шура чисто моет стекла, они блестят, сверкают». «Посмотри, как я держу щетку. Вот так надо сметать крошки».

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>



.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +