СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ВОСПИТАТЕЛЯМИ ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ
Н. В. Ульяницкая, методист Ростовского областного дошкольного методического кабинета
Ростовский областной отдел народного образования и дошкольный методический кабинет постоянно изучают состояние трудового воспитания в детских садах области. Трудовое воспитание детей в дошкольных учреждениях по содержанию и методике в основном соответствует задачам программы. В ряде детских садов накоплен интересный опыт трудового воспитания детей. Например, в детском саду Семикаракорского района опыт воспитателя Н. А. Литовченко по обучению детей работе с природным материалом широко используется всеми ее коллегами по работе. В детском саду № 1 г. Миллерово систематически проводится работа по воспитанию детей в процессе труда в уголке природы, дежурств по столовой, занятий. В многолетнем труде педагогического коллектива детского сада № 7 г. Ростова-на-Дону сложилась эффективная система работы с детьми по конструированию игрушек, украшений и разных предметов для игровой деятельности, занятий.
Проблемы трудового воспитания неоднократно обсуждались в области на совещаниях педагогов дошкольных учреждений. В обращении делегатов III областного съезда работников дошкольных учреждений подчеркивалось, что в формировании целостной личности ребенка большое значение имеет целенаправленная, полезная трудовая деятельность детей, обращалось внимание на необходимость создания благоприятных условий для развития трудовых навыков, умений и воспитания у детей интереса к труду. Глубокое изучение состояния трудового воспитания в дошкольных учреждениях городов и сельских районов помогло нам вскрыть и ряд серьезных недостатков в постановке трудового воспитания. Один из них заключался в том, что воспитатели не ведут точного учета участия каждого воспитанника группы в трудовой деятельности, как он себя проявляет в ней, как эта деятельность влияет на его развитие. В беседах с воспитателями выяснилось, что лишь немногие из них могут дать достаточно объективную оценку, рассказать о степени овладения трудовыми навыками, умениями, охарактеризовать отношение детей к трудовой деятельности, взаимоотношения с товарищами. Нельзя сказать, что воспитатели не стремятся разнообразить трудовую деятельность детей. Однако в трудовом воспитании не всегда есть система, последовательность в решении учебно-воспитательных задач. Нередко в подготовительной группе такие виды работы, как дежурства в столовой, в уголке природы и т. п., почти не менялись по содержанию, объему, организации по сравнению со старшей группой. Эпизодически проводилась работа по ручному труду. Не было у воспитателей четкого представления о том, каким трудовым навыкам надо обучать, какие задания необходимо давать детям на занятиях и что они могут делать в свободное время, как при этом обеспечить одновременный контроль и руководство разнообразной деятельностью всех детей.
Выявленные недостатки заставили областной отдел народного образования и областной дошкольный методический кабинет усилить внимание к контролю за трудовым воспитанием дошкольников. На коллегии областного отдела народного образования были заслушаны сообщения нескольких районных и городских отделов народного образования по постановке трудового воспитания в дошкольных учреждениях. Коллегия рекомендовала всем отделам народного образования проверить выполнение программы по трудовому воспитанию в дошкольных учреждениях. Методический кабинет в помощь отделам народного образования разработал памятки по проверке трудового воспитания в детских садах и рекомендации по оказанию методической помощи воспитателям. В учебные планы курсов повышения квалификации воспитателей были включены дополнительные часы по методике трудового воспитания, увеличено время для проведения практических занятий с воспитателями, изучения передового опыта в детских садах. В план и программу трехгодичного проблемно-теоретического семинара по формированию личности дошкольников, проводимого для инспекторов и методистов рай(гор)оно, были также дополнительно включены вопросы трудового воспитания.
Для молодых воспитателей областной методический кабинет провел десятидневный семинар, в учебном плане которого большая часть времени отводилась изучению передовой практики в детских садах и практическим занятиям по работе с тканью, деревом, бросовым и природным материалами. При этом подчеркивалось, что обучение ручному труду должно быть частью общей системы трудового воспитания дошкольников.
Большое внимание созданию условий для трудового воспитания детей в дошкольных учреждениях уделили областной комитет КПСС и исполнительный комитет Совета народных депутатов. По заданию обкома КПСС и облисполкома областной отдел народного образования совместно с областным дошкольным методическим кабинетом составили перечень и определили необходимое количество трудового инвентаря для детских садов, разработали предложения по его изготовлению предприятиями области. План был рассмотрен облисполкомом и были даны задания соответствующим предприятиям и учреждениям. Руководителей детских садов поставили в известность о том, кто для них должен изготавливать инвентарь для сельскохозяйственного, ручного и хозяйственно-бытового труда. Администрация многих дошкольных учреждений, кроме того, привлекает к изготовлению инвентаря родителей, делают его и в школьных мастерских. Вместе с активом методистов, инспекторов мы стали думать над тем, как в крайне стесненных условиях групповых комнат обеспечить возможность для реализации возникающей у старших дошкольников потребности в ручном труде. При областном методическом кабинете работает общественная лаборатория по трудовому воспитанию, в состав которой вошли преподаватели, научные работники Ростовского государственного педагогического института, наиболее опытные творческие воспитатели, учителя начальных классов общеобразовательных школ, сотрудники областного дошкольного методического кабинета, представители городских и районных дошкольных методических кабинетов. Руководят ею Э. К. Гульянц, доцент Ростовского государственного педагогического института, и В. И. Глотова, кандидат педагогических наук. Назначение лаборатории — установление более тесной связи науки с практикой в решении актуальных вопросов трудового воспитания, оказание помощи воспитателям в их работе с детьми, организация работы базовых детских садов. В состав лаборатории были включены педагоги базовых дошкольных учреждений из всех районов области. План работы лаборатории (на два года) включает регулярный обмен опытом воспитателей детских садов, сообщения ученых, создание школ передового опыта на базе лучших детских садов области, регулярное проведение семинаров, научно-практических и родительских конференций, организацию выставок по трудовому воспитанию, смотров, разработку методических рекомендаций, пособий.
Общественная лаборатория трудового воспитания изучает пути установления более тесной связи детского сада и школы, детского сада и семьи в вопросах трудового воспитания детей. Областной дошкольный методический кабинет совместно с учеными подготовил рекомендации для воспитателей по перспективному планированию трудового воспитания детей. Рекомендации получили одобрение инспекторско-методического актива. В результате проделанной работы значительно возрос интерес воспитателей к вопросам трудового воспитания, в дошкольных учреждениях сложилась система трудового воспитания детей. Интересный опыт работы по воспитанию детей в тесном контакте с семьей сложился в детском саду № 63 г. Новочеркасска. Педагогическим коллективом этого детского сада найдены пути сотрудничества педагогов и семьи по трудовому воспитанию малышей, создания в семье благоприятного микроклимата, позволяющего закрепить у детей трудовые навыки и умения. В детском саду организован педагогический всеобуч родителей, рассчитанный на три года. По мере того как дети растут и переходят из группы в группу, родители получают знания о их возрастных особенностях, о программе воспитания в соответствующей группе, получают рекомендации по трудовому воспитанию их в семье. Распространяется областным дошкольным методическим кабинетом и внедряется в практику работы дошкольных учреждений области опыт сотрудничества педагогического коллектива детского сада и руководства колхоза «Рассвет» Песчанокопского района. Ими разработан перспективный план ознакомления детей с трудом хлеборобов, животноводов, птичниц и других работников сельского хозяйства и намечены пути формирования у ребят доступных практических умений и навыков. О лучшем опыте трудового воспитания мы информируем инс-пекторско-методический актив, намечаем план ознакомления с работой базовых детских садов, где воспитатели смогут посмотреть работу, получить консультацию. Практикуем и выезды лучших воспитателей в районы, города, где они не только рассказывают о своем опыте, но и проводят практические занятия. В учебный план курсов включили изучение опыта работы дошкольных учреждений городов Батайска, Таганрога, Песчанокопского района и др. Опыт таганрогских детских садов оформлен в педагогических бюллетенях, которые разосланы на места. Готовятся к изданию бюллетени об опыте трудового воспитания в детских садах Зерно-градского района. Эти бюллетени мы рассматриваем как первую весть о новом, а более глубокое изучение организуется на месте или в областном методическом кабинете. Мы нередко получаем заявки на организацию семинаров по изучению передового опыта. Их проводим на базе детских садов, обобщивших опыт. Практикуем проведение семинаров, как областных, так и кустовых (для группы районов). Таким образом, распространение передового опыта проходит несколько стадий: вначале он изучается в коллективе детского сада и там внедряется, затем дошкольные работники знакомятся с ним на занятиях методического куста, на семинарах в городе и, наконец, в области (на конференциях, курсах, семинарах). Наша работа с воспитателями по трудовому воспитанию детей является частью большой, многогранной работы по оказанию методической помощи педагогам в реализации всех требований программы. Выделяя раздел трудового воспитания, мы постоянно требуем от педагогов ровной, успешной работы по всем разделам, выполнения всех задач обучения и воспитания детей.
Сборник статей "Трудовое воспитание детей дошкольного возраста", сост. Л.В.Русскова, М., 1984. OCR Detskiysad.Ru
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.