РОЛЬ РАЙОННОГО МЕТОДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Р. А. Журавлева, методист Первомайского районо Москвы
Анализ состояния трудового воспитания в дошкольных учреждениях показывает, что своевременное оказание методической помощи руководителям дошкольных учреждений — залог успешной его организации. Нередко заведующие недостаточно глубоко понимают задачу трудового воспитания маленьких детей и видят пути его улучшения только в создании соответствующих условий для труда. Контролируя постановку трудового воспитания в группах, они больше внимания обращают на организационные вопросы, недостаточно направляя деятельность воспитателей на использование труда как средства воспитания. Многие руководители не умеют выделить основные требования программы по воспитанию детей в труде, правильно наметить перспективы в работе с кадрами по вопросам трудового воспитания, оказать должную помощь воспитателям, направить их работу. Учитывая все сказанное, мы пересмотрели формы и содержание работы методического кабинета с заведующими, чтобы сделать ее более эффективной. Прежде всего решили научить руководителей, воспитателей-методистов анализировать работу по трудовому воспитанию детей, активизировать деятельность методических кабинетов дошкольных учреждений по организации методической помощи педагогам. В учебном плане курсов переподготовки заведующих, методистов и воспитателей увеличили количество часов практического показа трудового воспитания в детском саду. В лекциях стали шире раскрывать особенности трудовой деятельности детей каждой возрастной группы. Практикуем выступления на курсах с теоретическими докладами научных сотрудников НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, что дает возможность познакомить педагогов с новыми достижениями науки, получить рекомендации к их использованию. Для заведующих, методистов и наиболее подготовленных, опытных воспитателей, проявляющих интерес к вопросам трудового воспитания, организовали проблемные семинары по темам: «Воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста», «Воспитание детей в процессе труда в природе», «Ручной труд — средство нравственного воспитания детей» продолжительностью по 3—4 месяца. Заведующих, работающих в таких семинарах, мы используем как общественных методистов по трудовому воспитанию и лекторов на курсах, семинарах. Они принимают участие в проведении консультаций, открытых просмотров; детские сады, которые они возглавляют, становятся базовыми. У воспитателей, участвующих в работе этих семинаров, складывается интересный опыт, который мы потом распространяем и внедряем в практику работы детских садов района.
В работе с начинающими заведующими и воспитателями получили признание семинары-практикумы. Руководителей детских садов на семинарах-практикумах учим анализировать состояние работы по трудовому воспитанию в группе: трудовую деятельность детей, ее организацию, методы и приемы работы воспитателя, отношение детей к этой деятельности, их интерес, организуем обсуждение методической литературы, статей из журнала «Дошкольное воспитание», учим составлять рекомендации к их использованию. По окончании семинаров-практикумов проводим собеседования. Но на этом наша работа с заведующими не заканчивается. Мы постоянно следим за тем, как используются рекомендации, оказываем помощь. Воспитатели на занятиях семинара-практикума обучаются планировать работу по трудовому воспитанию, анализировать планы воспитательно-образовательной работы, вести дневниковые записи. При анализе акцентируем внимание на положительных, наиболее интересных методах и приемах в работе воспитателей, показываем взаимосвязь в решении всех воспитательных задач. Даем воспитателям некоторые необходимые в их работе биологические знания, учим практическим умениям, необходимым при проведении труда в природе, ручного труда. Эффективной формой методической работы у нас стали плановые консультации. Добились мы этого благодаря тому, что стали тщательно продумывать их тематику при составлении годового плана. При определении тем, которые нужно включить в план консультации, мы учитываем уровень работы по трудовому воспитанию в дошкольных учреждениях района, вопросы, в решении которых воспитатели испытывают трудности. Так, в течение одного года провели консультации по темам: «Планирование трудового воспитания» (во всех возрастных группах), «Воспитание самостоятельности младших дошкольников в самообслуживании», «Формирование трудолюбия у старших дошкольников». К курсам, семинарам, консультациям обязательно организуем выставки из опыта работы. Это дает возможность наглядно познакомить слушателей с передовым опытом работы по трудовому воспитанию. В проведении консультаций принимают участие те воспитатели, чей опыт представлен на выставке. Пересмотрели мы также организацию содержания самой массовой формы методической работы — методических объединений. Если раньше больше внимания уделяли таким вопросам, как создание условий для трудовой деятельности, методика формирования навыков и умений, то сейчас внимание педагогов больше направляем на использование трудовой деятельности как средства воспитания детей. Председатели методических объединений по каждой возрастной группе — это педагоги с высшим образованием и практическим стажем работы. При утверждении их мы учитываем не только уровень знаний, но и умение передавать эти знания слушателям, их организаторские способности, так как считаем, что от этого во многом зависит повышение роли методических объединений в улучшении трудового воспитания. Председателями методических объединений заведующих и методистов дошкольных учреждений являются методисты районного методического кабинета, курирующие детские сады куста, которые проводят также консультации для общественного актива, помогают председателям всех методических объединений в подготовке занятий, в выборе наиболее интересных и эффективных форм их проведения, помогают разработать практические задания участникам, готовят базовый детский сад. Заранее разрабатываются и даются вопросники к просмотру практики, списки методической литературы. Все это помогает сделать каждое методическое объединение интересным и активизировать его участников. В последние годы широко используем технические средства обучения, выставки. Например, на методическом объединении «Воспитание положительного отношения к труду в процессе ознакомления с трудом взрослых» использовали слайды, магнитофонную запись беседы с детьми, организовали выставку детской художественной литературы о труде взрослых и наглядных пособий, фотовыставку, отражающую опыт работы. Выставка сохраняется в методическом кабинете в течение месяца, поэтому все педагоги дошкольных учреждений могут с ней познакомиться. Большую помощь в подготовке и проведении методических объединений нам оказывает актив общественных методистов, которые готовят и оформляют выставки, практический показ передового опыта. Основной формой распространения передового опыта у нас стали Педагогические чтения, проводимые в несколько этапов. В начале опыт обсуждается в каждом дошкольном учреждении, затем опыт, одобренный в детском саду, обсуждается на кустовых Педагогических чтениях. Заключительным этапом являются районные Педагогические чтения. Это помогло выявить хороший опыт трудового воспитания в каждом дошкольном учреждении, активизировать всех воспитателей на поиск наиболее эффективных путей и методов трудового воспитания. Подготовка к Педагогическим чтениям заставила заведующих серьезно заняться изучением работы по трудовому воспитанию в каждой возрастной группе, направить свою деятельность на оказание помощи воспитателям, совершенствование его и обобщение лучшего опыта, на поиски наиболее эффективных путей внедрения этого опыта в работу педагогического коллектива. И конечно, это активизировало работу по самообразованию как заведующих, так и воспитателей. После проведения районных педагогических чтений методический кабинет организует работу по распространению и внедрению лучшего опыта, получившего одобрение на чтениях. Для этого за каждым учреждением — участником районных Педагогических чтений закрепляем по пять детских садов с хорошим уровнем работы, которые в состоянии опробовать этот опыт, подтвердить его эффективность.
Последние годы мы используем наставничество: в районе 14 педагогов-наставников, которые помогают молодым воспитателям, делятся с ними своими знаниями о трудовом воспитании детей. В методическом кабинете воспитатели всегда могут получить инструктивный, методический материал, ознакомиться с лучшим опытом по трудовому воспитанию в детских садах района и города Москвы, с эскизами оборудования для всех видов труда, конспектами. В распоряжении педагогов дошкольных учреждений имеется библиотека. Чтобы ею было удобно пользоваться, мы составили библиографию, рекомендательные списки, практикуем выставку и обзор новинок методической литературы. Методический кабинет постоянно изучает эффективность проводимых мероприятий, их влияние на качество трудового воспитания детей. Формы этой работы разнообразные: изучение и помощь непосредственно в детском саду, собеседования с руководителями и воспитателями в кабинете и др.
Практикуются совместные совещания отдела народного образования и методического кабинета непосредственно в детских садах. Обычно на таком совещании заслушиваем отчет руководителя учреждения или сообщение методиста о том, как используются в работе полученные знания, рекомендации, какие встречаются трудности, даем конкретные рекомендации по улучшению работы. Проблемы трудового воспитания решаем в тесном содружестве с семьей. В работе с родителями мы выделили два направления: во-первых, мы оказываем помощь воспитателям в организации работы с семьей; во-вторых, сами организуем педагогическое просвещение населения путем проведения педагогического всеобуча родителей. В этой работе постоянно ищем новые формы, стараемся разнообразить содержание лекций, занятий. В районе уже не первый год успешно работает организованный совместно с обществом «Знание» университет молодых родителей при кинотеатре «Енисей», охватывающий 700 человек. В учебном плане его предусмотрено ежегодно не менее двух занятий по вопросам трудового воспитания по таким темам: «Как воспитывать у детей трудолюбие и приучать их к труду», «Совместный труд взрослых и детей дома», «Как приобщить детей к трудовым традициям семьи». Теоретические лекции стараемся сочетать с показом документальных и художественных фильмов. Например, лекция «Как воспитывать у детей трудолюбие и приучать их к труду» сопровождалась показом хроникально-документального фильма «Этюды о детстве» и художественного «Наш дом». В дни занятий университета для родителей организуем консультации специалистов по разным вопросам, продажу педагогической литературы. В конце года проводим анкетирование, которое помогает проанализировать работу за год, выяснить, насколько актуальна тематика, спланировать работу на будущее. В детских садах широкое распространение получила такая форма работы, как лекции и беседы на педагогические темы в цехах заводов и фабрик, по радио, выступления педагогов в заводской печати.
Во всех учреждениях по вопросам трудового воспитания были проведены конференции для родителей, а как заключительный этап — организована районная конференция родителей. Все это дало определенные результаты. В большинстве детских садов выработана четкая система трудового воспитания. В дошкольных учреждениях дети с большим желанием занимаются хозяйственно-бытовым трудом, любят работать на участке, хорошо овладели навыками самообслуживания. Значительно повысилось внимание родителей к формированию у детей интереса к труду, желания трудиться.
Сборник статей "Трудовое воспитание детей дошкольного возраста", сост. Л.В.Русскова, М., 1984. OCR Detskiysad.Ru
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.