РУКОВОДСТВО ТРУДОВЫМ ВОСПИТАНИЕМ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ
М. Ф. Хаустоза, зав. яслями-садом № 14 г. Омска
В Законе РСФСР о народном образовании, в разделе, определяющем задачи дошкольного воспитания, отмечается: «Детские дошкольные учреждения в тесном сотрудничестве с семьей осуществляют всестороннее гармоническое развитие и воспитание детей, охраняют и укрепляют их здоровье, прививают им элементарные практические навыки и любовь к труду». В целях реализации программы по трудовому воспитанию прежде всего мы решили обеспечить необходимые условия. Подобрали инструменты и оборудование для трудовых уголков таким образом, чтобы они соответствовали силам и возможностям детей. В старших и подготовительных к школе группах отвели место для ручного труда. В создании условий для трудовой деятельности активное участие приняли родители и шефы.
Для повышения деловой квалификации воспитателей мы использовали известные, апробированные в практике формы работы с кадрами, но старались организовать их так, чтобы через все содержание работы красной нитью проходило трудовое воспитание. Началом работы с воспитателями явились теоретические семинары и семинары-практикумы, на которых они получали знания, приобретали практические умения и навыки. Мы заранее готовили слушателей к восприятию новой темы: разрабатывали конкретные задания для каждого воспитателя, предлагали познакомиться с планом семинара и литературой к каждому вопросу. Так, по теме «Место и значение труда в воспитании дошкольников» педагогам были предложены следующие вопросы:
1. Классики марксизма-ленинизма о роли трудового воспитания.
2. Место трудового воспитания в режиме дня.
3. Преемственность в работе по ознакомлению детей с трудом взрослых во всех возрастных группах.
4. Руководство воспитателя ручным трудом в старших группах.
5. Создание условий для организации труда в природе.
6. Руководство хозяйственно-бытовым трудом детей. Семинары проходили с большой активностью, поднятые вопросы обсуждались всесторонне. На другом семинаре были рассмотрены способы организации детей, приемы руководства трудом, размещения оборудования и инвентаря. При,обсуждении воспитатели делали зарисовки оборудования по труду, уточняли, где и как хранить его, кто и когда должен готовить инвентарь, как нужно воспитателю организовать работу звеньев, чтобы дети одновременно заканчивали работу, и т. д.
При подготовке к теоретическим семинарам использовали и такой прием, как решение ситуативных педагогических задач. Это побуждало участников к поисковой деятельности, заставляло обращаться к практике своей работы, к теории, размышлять. В одном случае педагогам предлагалось подумать, как следует усложнить требования к трудовому заданию детям и для чего это необходимо сделать, в другом — дать оценку воспитательным приемам педагога, в третьем — выявить, в чем ошибка воспитателя и как следовало реагировать на поведение ребенка.
Интересно прошел семинар-практикум по ручному труду, на котором воспитатели овладевали приемами использования различных материалов для изготовления поделок и эстампов (соломка, лен, шишки, желуди, листья, кора и др.), получали полезные советы по технологии обработки этих материалов. Практическая деятельность педагогов сочеталась с прослушиванием лекций, просмотром организации труда детей в группах.
В помощь воспитателям были изготовлены альбомы с выкройками игрушек-самоделок, чертежами кроя мягкой игрушки, выкройками поделок из бумаги, а также образцы игрушек из природного и бросового материала. В методическом кабинете постоянно пополняются и обновляются методические и наглядные пособия. Серьезное внимание мы уделяем организации работы воспитателей по самообразованию. На протяжении двух лет педагогический коллектив углубленно работает над проблемой «Трудовое воспитание дошкольников». Эта работа началась с индивидуального определения конкретных тем каждым педагогом. Темы взяли такие: «Ознакомление детей старшей группы с трудом взрослых», «Организация коллективного труда детей», «Воспитание трудолюбия у детей в процессе ручного труда», «Приемы формирования у детей навыков самообслуживания», «Организация труда детей по уходу за животными», «Работа с деревом в подготовительной к школе группе» и др. При этом воспитателям параллельных групп советовали работать над одной темой. Это давало им возможность совместно обсуждать методы и приемы, используемые в работе, так как в сравнении можно определить эффективность, сделать выводы, как лучше применить тот или иной прием в трудовом воспитании детей. Воспитатели стали внимательнее присматриваться к своей работе по организации трудовой деятельности детей, активнее делиться накопленным опытом. Например, на одном из педагогических советов воспитатель второй младшей группы Г. Т. Глебова рассказала о том, какие приемы помогают ей формировать у детей навыки самообслуживания, воспитатель старшей группы К. С. Захарова рассказала, как организует коллективный труд детей. А воспитатель подготовительной к школе группы Т. Н. Нирман поделилась интересным опытом по воспитанию у детей трудолюбия в процессе ручного труда. В план подготовки к педагогическому совету мы включили коллективные просмотры работ у этих воспитателей. С целью вовлечения в активное обсуждение докладов заранее разработали и дали воспитателям вопросник. С целью включения родителей в работу по трудовому воспитанию детей в начале года мы познакомили их с разделом программы «Трудовое воспитание», объяснили, какие задачи стоят перед педагогами, рассказали о видах труда, которыми дети занимаются в детском саду, о созданных для него условиях. Для родителей старших, подготовительных к школе групп оформили тематическую выставку «Учите детей ручному труду», где поместили статьи «Почему надо учить детей ручному труду», «Как организовать уголок труда для ребенка дома», дали рекомендации по изготовлению игрушек-самоделок из природного и бросового материала. Выставка была оформлена фотографиями, поделками, отражающими ручной труд старших дошкольников. Посещая семьи воспитанников, мы увидели, что многие родители, учитывая большой интерес детей к работе с природным материалом, собирают его вместе с детьми в лесу, парке, на лугу, в поле, у реки. Заинтересованность родителей проявилась и в том, что они стали обращаться к нам с конкретными вопросами по организации труда детей дома, по технике работы с природным материалом и т. д. В результате проделанной работы в дошкольном учреждении наметилась определенная система трудового воспитания детей. Педагоги стали четко планировать работу по организации ручного, хозяйственно-бытового труда и воспитанию навыков самообслуживания. Накоплен и приведен в систему наглядный и практический материал для ознакомления с трудом взрослых.
Сборник статей "Трудовое воспитание детей дошкольного возраста", сост. Л.В.Русскова, М., 1984. OCR Detskiysad.Ru
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.