ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВИЗМА У ДЕТЕЙ В СОВМЕСТНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Г. И. Григорович, зав. детским садом № 2 г. Махачкала
В своей работе мы стараемся формировать у детей правильное представление о труде, подвести их к понятию, что труд не развлечение, он требует определенных усилий, овладения навыками и умениями. Поэтому воспитатели стараются постоянно, а не от случая к случаю обеспечить участие детей в труде. Самый распространенный вид трудовой деятельности старших дошкольников в нашем детском саду — труд в природе. Климатические условия города позволяют почти круглый год организовывать труд детей на участке, так как с ранней весны до поздней осени у нас преобладает солнечная сухая погода. После малоснежной зимы дети особенно радуются первым теплым солнечным дням, стремятся приступить к делу. Дел на участке много: надо вскопать цветники, огород, рабатки, окопать и подбелить деревья, бордюры, заменить песок в песочных двориках. И хотя эту работу в основном выполняют сотрудники и родители, но дети принимают в ней самое активное посильное участие. Участок детского сада хорошо озеленен: здесь растут вечнозеленые голубые ели, туи, стойкие к засухе канадский и пирамидальный тополя, традиционная для южной полосы акация, ясень, клен, фруктовые деревья. Весной пышно цветет сирень, летом — розы, осенью — астры, сальвии и многие однолетние растения. Большое место в формировании правильных взаимоотношений в труде мы отводим ознакомлению детей с трудом взрослых. В детский сад приходят для выполнения различных ремонтных работ маляры, плотники, слесари. Дети никогда не остаются равнодушными к их деятельности. Воспитатели размещают ребят на безопасном расстоянии от места производства работ, дают возможность наблюдать, высказываться, спорить и обязательно обращают внимание на нравственную сторону трудовой деятельности взрослых. Например, у слесарей работа бывает иногда тяжелая, они работают сообща. Вот они раскопали яму, вытащили трубу, нарезали резьбу, один подает инструмент, другой вычерпывает воду, третий соединяет трубы. И хотя у них зябнут руки, промокла обувь, они устали, но работу не бросают, пока не закончат. Если не исправить линию теплотрассы, то в детском саду будет холодно, дети могут заболеть. Воспитатели обращают внимание на то, что рабочие помогают друг другу, внимательны к товарищам, работают дружно, поэтому все получается хорошо и быстро. У детей все это вызывает стремление подражать взрослым во время самостоятельной трудовой деятельности на территории детского сада. Воспитатель учит их проявлять заботу и внимание к товарищам, используя для этого каждую малейшую возможность. Например, кто-то из детей только возвратился в группу после болезни, а предстоит работа на огороде. Воспитатель советует детям поручить этому ребенку работу полегче и все они, чувствуя заботу, педагога, стараются быстрее закончить свою работу и помочь товарищу.
В детский сад привезли песок, его надо разнести в песочные дворики. Работа трудоемкая, и ее выполняют в основном взрослые, но в ней принимают участие и старшие дети. Предварительно распределяют обязанности: одна подгруппа детей возьмет лопатки, совки и будет насыпать песок в тачки, в ведра взрослых, а другая — высыпать его в песочнице. Когда работа у старших детей закончена, педагог предлагает пойти посмотреть, сколько перевезено песка к песочнице для малышей. Дети идут туда, выясняют, что там еще нужно поднести песка. Они решают продолжить работу, помогая взрослым. Песочный дворик малышей быстро наполняется песком, и те с уважением смотрят на старших ребят, как они стараются. Огород на участке детского сада небольшой, но он дает возможность в течение длительного времени (с апреля по октябрь) сосредоточить именно здесь основную трудовую деятельность детей. Например, ранней весной дети засеивают грядки редиской, в мае мы ее снимаем. Затем грядки перекапываются, дети высаживают рассаду помидоров, болгарского перца. В течение всего теплого периода года они поливают, рыхлят почву, пропалывают грядки. Попутно накапливают опыт, приобретают знания и навыки по выращиванию овощей. Узнают, как выращивают овощи, почему нужно рыхлить почву, удалять сорняки, что необходимо растениям для нормального развития. Дети учатся работать сообща, договариваться с товарищами об очередности работ, считаться с интересами коллектива. Бывает и так, что у некоторых из них появляется устойчивый интерес к одному из видов труда. Дети старших групп с особым интересом и старанием работают в цветнике. Вначале ребята совершают экскурсию в парк имени Ленинского комсомола. Там они под руководством воспитателя наблюдают, как цветоводы высаживают в грунт рассаду цветов. Их внимание обращают на организацию работы. Один на тележке подвозит ящик с рассадой к клумбе, старается поближе поставить его к месту посадки, чтобы было удобнее брать растения. Другие намечают борозды, третьи в эти борозды высаживают растения. На глазах у ребят черная земля покрывается узорным ковром. Через некоторое время уже на участке дети будут стараться сделать клумбу такой же красивой. Во вскопанную землю они высаживают рассаду виолы, маргариток, гвоздики, ромашек. Небольшими лопаточками по линиям, намеченным взрослыми, на ровном расстоянии выкапывают небольшие лунки, в них помещают ком земли с цветочной рассадой, плотно двумя руками обминают почву вокруг растения и уже затем поливают из лейки. Когда любуются готовой клумбой, воспитатель не забывает похвалить их, сказать, что работали дружно, как настоящие цветоводы: аккуратно, старательно, ловко. Лето в Дагестане знойное, без обильного полива растения гибнут. Вот почему клумбы, рабатки, даже деревья приходится поливать постоянно. С утра мы соединяем шланги с водной системой и начинаем поливать одну из клумб. Дети знают, что, когда земля перестает впитывать влагу, шланг следует переносить. Тот, кто первый заметил это, переносит, сам. Если переносить далеко и одному не справиться, ребенок зовет на помощь товарищей, воспитателя. Вместе выполняют то, что не под силу одному. Придя в детский сад после выходных дней, дети спешат на огород. И вот обеспокоенная Заира бежит за ведрами, Оля несет лейку. Зовут на помощь мальчиков, которые только что начали партию в шашки и им не хочется отрываться от игры! Но у девочек такие взволнованные лица: растения могут погибнуть, в субботу и воскресенье их не поливали, а дни стоят очень жаркие. Мальчики понимают их тревогу и, оставив шашки, идут на огород. Прежде чем начать работу, все договариваются, что девочки из леек польют петрушку, лук, а мальчики — помидоры, подсолнухи, болгарский перец. Участок детского сада даже в жаркие дни благоухает ароматом цветов, радует прохладой. Кто бы ни пришел в детский сад, все наслаждаются свежестью, интересуются тем, кто создал этот зеленый оазис, кто ухаживает за ним. И дети отвечают: «Мы все вместе». Осенью ребята и взрослые сгребают листья, переносят их в одно место. Они объединяются в небольшие коллективы: одни сгребают листья граблями, подметают вениками, другие набивают ими мешки, коробки, ведра. В это время просто невозможно остаться в стороне от дела, быть наблюдателем. В трудовой процесс дети вносят элементы игры: гудят самосвалы, тарахтят бульдозеры. И пусть грузовик — это коробка, привязанная за веревку, а бульдозер — грабли, это никого не смущает. Воспитатели поддерживают этот игровой настрой, скрашивая отдельные неудачи или обиды веселой шуткой, удачно подобранной пословицей. В холодные зимние дни, когда на участке все работы закончены, дети отдают предпочтение ручному труду. Старшие ребята зимними вечерами готовят материалы к предстоящим занятиям. И нередко готовят не только для себя, но и для тех, кто по той или иной причине в этот момент отсутствует. Такое проявление внимания к товарищам является хорошим показателем воспитанности у детей чувства дружбы, товарищества. Наши воспитанники очень любят мастерить игрушки из спичечных коробков, из собранных летом шишек, желудей, веточек. Так приятно играть с ними. Но не менее приятно отнести их малышам, обрадовать их, увидеть, как они радуются и начинают играть. При оценке результатов работы воспитатель обязательно отмечает, как работала вся подгруппа и отдельные дети. При этом учитываются не только достигнутые успехи, но и отношение детей к работе, желание трудиться, доброе отношение к товарищам. Это помогает им понять, что усилия не пропали даром, что сделано что-то полезное, доброе и не только для себя, а и для всех. У детей укрепляется уверенность в своих силах, вера в товарищей, в силу коллектива. В сердце ребенка закладываются семена доброты, чуткости к товарищам, развивается желание трудиться. Учителя школы № 7, куда идут учиться наши воспитанники, всегда довольны ими. Дети хорошо учатся, легко преодолевают трудности, первыми приходят на выручку товарищам, умеют считаться с интересами коллектива. И мы рады, что дети, чьи руки познали радость труда с малых лет, умеют трудиться. Ведь именно им предстоит умножать богатство нашей Родины, делать ее более могучей, миролюбивой, трудовой державой!
Сборник статей "Трудовое воспитание детей дошкольного возраста", сост. Л.В.Русскова, М., 1984. OCR Detskiysad.Ru
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.