ТРУД ДОШКОЛЬНИКОВ НА УЧАСТКЕ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА
Р. Н. Мальцева, зав. яслями-садом № 18 г. Мончегорска Мурманской области
Природа в Заполярье сурова, болота да камень. Тонкий слой почвы не может прикрыть этот камень. Столбик термометра лишь в мае поднимается до 5° и начинает оттаивать почва. Только в июле и августе не бывает снега, но ощутимо ледяное дыхание Севера. Лето короткое и холодное, с частыми дождями и даже снегом, преобладают северные, северо-западные ветры. Устойчивый снежный покров образуется уже в первой половине октября. На пять месяцев водворяется зима с метелями, вьюгами, штормовыми ветрами. И еще одна особенность нашего края, к которой приспособляется все живое: это полярная ночь, длящаяся 48 суток, и полярный день, когда 63 дня солнце не заходит за горизонт.
Но мы, жители Севера, любим эти места и стараемся украсить города и поселки не только современными домами, но и зеленью.
Наше дошкольное учреждение было построено на пустыре, среди болота и камней. Освободить участок от камней, осушить, выровнять, завезти песок, землю помогли родители, шефы, школьники. Родительский комитет активно руководил благоустройством. К работе подключился весь коллектив детского сада: ходили в лес, знакомились с местной растительностью, изучали, какие деревья лучше растут, советовались с местными жителями. Первыми высадили самые неприхотливые — осину, иву. Ежегодно улучшая грунт, добавляли другие породы — березки, рябины. Первые три года каждую весну и осень приходилось начинать посадки почти заново, так как многие деревья погибали. Семь лет потребовалось для того, чтобы привести участок в надлежащий вид, озеленить его, создать необходимые условия для физического, эстетического и трудового воспитания детей. Нашей работой заинтересовались ученые Кольского филиала Академии наук СССР им. С. М. Кирова. Они предложили разбить огород, цветник, чтобы проверить, как будут приспосабливаться и расти в открытом грунте в условиях Мончегорской тундры некоторые огородные культуры и декоративные растения. Мы решили одновременно разбить и ягодник. Чтобы выращивать огородные культуры, ягоды, цветы в условиях Заполярья, научить этому и детей, нужны специальные агротехнические знания. Приобрести их нам помогли научные сотрудники Кольского филиала Академии наук СССР, работники зеленого хозяйства нашего города. Самостоятельно мы изучили рекомендуемую ими литературу. Затем выбрали на участке место для цветника, огорода, ягодника с учетом ограждения их от частых холодных ветров кустами и деревьями. Огород площадью 150 м2 обработали взрослые, они же вносили в почву удобрения. На 50 м2 разбили 16 грядок размером 2—2,5 м X 70 см и 100 м2 отвели под картофель. Грядки мы делаем насыпные высотой 50 см, потому что такая высота грунта предохраняет от переохлаждения корешки растений. Разметку и оформление грядок делали старшие дети под руководством воспитателя.
До начала весенних работ на участке детского сада мы знакомим детей с трудом взрослых, устраивая экскурсии в теплицу и оранжерею. Там они наблюдают за посевом огурцов, помидоров, лука, цветов, за тем, как заботливо взрослые ухаживают за ними. Убеждаются, что каждому овощу, цветку нужен определенный уход, иначе они плохо будут расти. Начинают понимать, что без знаний, без умений, без труда нельзя ничего вырастить. Во время этих экскурсий ребята узнают, что на Севере пока еще не все культуры можно вырастить. Ученые много работают над тем, чтобы и на далеком Севере росли в открытом грунте овощи, яблоки и груши, чтобы на грядках вызревала любимая клубника.
Дети с интересом слушают рассказ бригадира о «пионерах» земледелия в Заполярье, о создании в Хибинах Полярной опытной станции Всесоюзного института растениеводства, о том, как ученые приучают растения, кустарники, деревья не бояться жестокого ветра и долгой зимы.
В теплице и оранжерее дети получают в подарок семена капусты, редиса, укропа, петрушки, сельдерея, моркови, брюквы, разных цветов и в начале мая высевают в ящики семена на рассаду. Проводим маленький эксперимент: в один ящик дети высевают семена сухие, в другие — проросшие. В результате они убеждаются, что проросшие семена дают всходы быстрее на 3—4 дня, а это важно в условиях Севера.
В первой декаде июня в погожие дни сажаем картофель, лук, пересаживаем на грядки рассаду, высеваем семена редиса, гороха, моркови. Посадка огородных культур заканчивается в середине июня. Теперь к огороду приковано внимание всех детей. Они радуются каждому солнечному дню, каждому часу хорошей, теплой погоды, смотрят, как подрастает рассада, взошли ли семена. Дети очень огорчаются, когда подолгу стоят холодные ненастные дни, присаживаются на корточки около грядок, говорят утешительные слова, гладят листья рукой, обещают хорошую погоду: «При солнышке и тебе, капуста, и тебе, морковка, и всем будет хорошо, будете быстро расти». А если несколько дней держится сухая, жаркая погода, тут же будут просить дождь: «Дождик, дождик, поскорей наши грядки ты полей». Но и сами не забывают поливать. Кусты, деревья, картофельное поле старшие дошкольники поливают из шланга, а в холодные дни на ночь закрывают грядки пленкой.
У нас бывает и так, что среди лета подует резкий северный ветер и даже пойдет снег. Тогда старшие дети срочно начинают спасать овощи, прикрывать их бумажными стаканчиками, заранее ими изготовленными. Старшие дети проявляют заботу и о грядках младших, охотно оказывают им помощь. Рыхление почвы, окучивание растений старшие дети выполняют сами, а младшие только помогают взрослым. В процессе труда на участке дети знакомятся с полезными и вредными насекомыми. Воспитатели рассказывают, почему надо оберегать одних и уничтожать других. Так дети получают новые сведения о природе. В нашем цветнике растет около двадцати видов цветов — и не только садовые, но и луговые. С воспитанниками старших групп мы ведем наблюдения за ростом цветов в разных почвенных и световых условиях. Дети замечают, что на солнечной стороне календула выросла сочная, яркая, а там, где солнца мало, бледная, тоненькая. Каждый день, выйдя на прогулку, они сначала бегут на солнечную сторону, затем на теневую и сообщают друг другу об увиденном, о замеченной разнице в росте растений. А при посадке весной вспоминают, какие цветы любят много солнца и хорошо удобренную почву, какие — тенелюбивы и неприхотливы к почве, какие любят много влаги. Труд детей в цветнике стараемся организовать по-разному: они то работают сообща, то разделяются на подгруппы — одни вырывают сорняки, другие следом подправляют землю вокруг корневищ и т. д. При такой организации детям не надоедает трудиться, их не угнетает однообразие. В нашей области малина и смородина не растут, но на нашем участке они плодоносят. Немало пришлось приложить сил, затратить времени, чтобы прижились кусты смородины, малины, зацвели и дали первый урожай. За ними ухаживают дети старшей группы. За малиной сначала ухаживали взрослые, а теперь — ребята подготовительной группы. Надев спортивные костюмы и варежки, они срезают сухие ветки, пропалывают, рыхлят землю под кустами, окапывают их. Урожай у нас бывает не каждое лето. Например, в один год смородины сняли килограмм, а малины всего несколько ягод, а в последующие два года ягод не было совсем из-за холодной и ветреной погоды во время цветения. Мы заранее готовили детей к тому, что урожая может не быть совсем, чтобы не было неожиданного разочарования. К концу августа на грядках в огороде успевают вырасти редиска, морковка, сочный укроп, петрушка, сельдерей, щавель, лук, а в хорошее лето созревает горох. Дети собирают урожай, из выращенных овощей помогают готовить салат. Укроп, петрушку мы засаливаем на зиму. В конце августа — начале сентября (в зависимости от погоды) воспитатели копают картофель, а дети собирают, уносят его на сушку. После уборки огорода проводим праздник урожая. В зале устраиваем выставку овощей, выращенных детьми, приглашаем родителей. Ребята рассказывают, как им удалось вырастить крупный лук, сладкую морковку, брюкву и капусту. Праздник заканчивается просмотром кинофильма о труде детей летом.
Осенью вместе с воспитателями дети готовят растения к зиме: подвязывают кустарники, чтобы ветер не обломал ветки, утепляют хвойными ветками многолетние цветы, опилками засыпают землю вокруг кустов сирени, жимолости, смородины, малины, чтобы у них не промерзли корни. С грядок в ящики пересаживают и переносят в группы немного моркови, редиса, в горшки пересаживают календулу, настурцию, собирают семена, которые хранятся до весны, до нового посева. Зимой после длительных и обильных заносов дети вместе с воспитателем стряхивают с деревьев, кустов лишний снег, в малоснежные морозные зимы дополнительно закрывают многолетники снегом. Трудовая атмосфера, живой пример взрослых вызывают эмоциональный отклик у детей, формируют трудовую направленность, поэтому все они дружно берутся за дело. Работать детям нравится, и когда они немного устают, то чувствуют себя настоящими работниками. Они охотно рассказывают родителям, старшим товарищам о своих трудовых делах. Цветет наш участок с весны до осени, радует всех жителей города, и сами дети, ежедневно общаясь с природой, наслаждаются ею. Выращенные собственноручно цветы они несут к памятнику В. И. Ленину, первого сентября идут с ними в школу.
Сборник статей "Трудовое воспитание детей дошкольного возраста", сост. Л.В.Русскова, М., 1984. OCR Detskiysad.Ru
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.