Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Трудовое воспитание >>

ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ТРУДЕ


П. И. Бугерко, воспитатель детского сада № 31 г. Усолье-Сибирское Иркутской области

Изучая труды Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, знакомясь с опытом других воспитателей, я многое беру для своей педагогической работы. Начиная с младшей группы, мы постоянно привлекаем детей к посильной трудовой деятельности, постепенно расширяем круг их трудовых обязанностей, как предусмотрено «Программой воспитания в детском саду». В процессе труда воспитываем у ребят ответственность, самостоятельность, развиваем умение договариваться, распределять обязанности в коллективном труде, намечать последовательность работы, выполнять ее дружно, помогать друг другу.
В начале года наши дети, придя в подготовительную к школе группу, уже много знали и умели, в большинстве своем были активны и дружны, трудолюбивы, организованны. Однако некоторые бывали излишне возбуждены, не всегда дружелюбны, порой допускали и грубость по отношению к товарищам. Не все одинаково ответственно относились к порученной работе.
Учитывая индивидуальные особенности детей, мы разделили их условно на три подгруппы. В первую подгруппу вошли дети, умеющие сговариваться, распределять обязанности при выполнении совместной работы, самостоятельные, инициативные, исполняющие задания быстро, аккуратно. С ними мы наметили дальнейшую работу по развитию стремления помогать товарищам и повышению требований к качеству своей работы.
Вторая подгруппа — это неуверенные, робкие дети, которые трудятся охотно, но только под руководством воспитателя или с помощью более активных товарищей. В работе с ними предстояло совершенствовать их трудовые навыки, поощрять проявление самостоятельности, воспитывать уверенность в себе.
В третью подгруппу отнесли детей, владеющих навыками, но не проявляющих инициативы, не доводящих начатое дело до конца. У них надо было развивать интерес к трудовой деятельности, воспитывать самостоятельность, ответственность и желание трудиться на общую пользу, аккуратность, умение делать все хорошо и до конца.
К выполнению намеченных задач мы приступили с начала года. В дежурствах по уголку природы старались объединить детей из первой и второй подгрупп, при этом учитывали не только умения, темп их работы, инициативность, но и умение помочь товарищу. Объединяя детей по двое, мы преследовали две цели: воспитание чувства товарищества у первого, а у второго — закрепление трудовых навыков и умений, необходимых для дежурства в уголке природы.
Во время дежурств по столовой иногда проводили своего рода конкурс, например, на лучшую сервировку стола. При этом до начала работы беседовали с дежурными о том, какие приборы понадобятся для сервировки стола, как лучше накрыть стол, чем его можно украсить. С интересом и желанием приступали они к выполнению своих обязанностей, относились к ним очень ответственно. Такие приемы особенно благотворно влияли на детей второй и третьей подгрупп: у первых появлялась уверенность в своих возможностях, у вторых — интерес к деятельности, стремление сделать до конца и не хуже других.
К оценке выполненной работы привлекали детей чаще всего из разных подгрупп. Учили их высказывать суждение о качестве работы. Так, дежурство Оксаны (первая подгруппа) дети одобрили, так как она обо всех хорошо позаботилась, все хорошо расставила, чтобы всем было удобно. Работа Сережи (третья подгруппа) им не понравилась: он положил вилку только себе. Ребята объяснили, что этот поступок они расценивают как плохой. Надо заботиться обо всех, а не только о себе, ко всем быть внимательным.
Свое мнение о дежурстве я всегда высказывала после оценки, данной детьми, обязательно отмечала причины успеха и неудач, как дежурные умеют договариваться между собой, все ли делают по порядку, дружно ли работают. В положительной оценке деятельности в присутствии других детей особенно нуждались дети второй подгруппы. Это укрепляло их веру в себя и побуждало к самостоятельным действиям. У детей стало меняться отношение к дежурным, появилось уважение к их труду, возросла значимость дежурного в глазах детей. Они с нетерпением ждали своей очереди, утром приходили пораньше, тщательно готовились к дежурству.
Мы стараемся предоставить детям больше самостоятельности в решении всех вопросов, связанных с трудовым процессом, привлекаем их к участию в планировании работы. В большинстве случаев это совместное обсуждение организационных вопросов, связанных с предстоящей коллективной работой. Дети решают, какой материал и сколько нужно подготовить, где и как лучше разместить, как распределить работу между участниками трудовой деятельности. Коллективно обсуждаем, с чего начать работу, как лучше и быстрее ее сделать.
Так, к коллективной уборке групповой комнаты готовимся накануне, намечаем, что будем делать, и готовим все необходимое. Дети самостоятельно распределяют, кто с кем будет работать и что будут делать. Дети любят этот труд, так как работать в коллективе им веселее и работа лучше спорится. Все знают, что по окончании работы сами же будут ее анализировать, причем оценка будет дана не только качеству, но и отношению каждого к труду. Каждый старается трудиться добросовестно, чтобы не краснеть перед товарищами, которые могут осудить плохую работу.
Мы стараемся установить тесную взаимосвязь игровой и трудовой деятельности детей. Так, при уборке участка от снега я предложила организовать бригаду рабочих. Дети охотно откликнулись на мое предложение. Разделились на две бригады, выбрали бригадиров. К выполнению этой роли отнеслись серьезно, так как знали из бесед, из рассказов родителей и т. д., что бригадир должен быть примером для всех, самым трудолюбивым, внимательным, должен заботиться обо всех, справедливо относиться к каждому члену бригады. В конце уборки была оценена работа каждой бригады и бригадиров. Затем дети самостоятельно организовывались в такие бригады.
Еще пример. После беседы о работе врача выяснилось, что для игры в «больницу» у детей нет некоторых атрибутов. А так как они любили эту игру, то решили изготовить их самостоятельно. Стали думать, что из чего и как можно сделать. Дружно обсудили все и принялись за работу. После этого дети сами не раз объединялись для изготовления атрибутов к другим играм.
К труду по поделке игрушек у детей большой интерес. В свободное время они охотно, по собственной инициативе делают различные игрушки-самоделки, часто изготовляют их в подарок малышам, а также, проявляя самостоятельность, выдумку, готовят подарки своим товарищам по группе ко дню рождения.
Формируя у детей самостоятельность, мы в то же время воспитывали и чувство товарищества, доброту, отзывчивость, желание сделать нужное и приятное не только для себя.
Воспитатели постоянно учили детей замечать непорядок и устранять его. Однажды, наблюдая за игрой девочек, я увидела, что у Таниной куклы (вторая подгруппа) на платье нет пуговицы. Я позвала девочку к себе и спросила, приятно ли ее дочке в платье с оторванной пуговицей. Таня ответила, что неприятно. Я напомнила, что она научилась хорошо пришивать пуговицы, и заметила, что с оторванной пуговицей ее дочка выглядит неряшливой. Девочка охотно пришила пуговицу к кукольному платью. В следующий раз я оказалась свидетелем того, что она проявила инициативу: сама пришила пуговицу ребенку из младшей группы. Об этом я рассказала детям после прогулки. Танин поступок получил одобрение всех детей. И сама Таня была рада, что ее старание, внимание замечены.
Если ребенку не удавалось что-либо сделать, мы старались его поддержать, убедить, что неудача временная и если он постарается, то у него все получится. Особенно важно это было в работе с детьми второй подгруппы. Таких детей мы лишний раз старались поупражнять в трудовых действиях, в правильном выполнении которых они затруднялись. Иногда ставили их в такие условия, чтобы они находили выход сами, без помощи воспитателя, проявляли бы самостоятельность, инициативу.
Детей, выполнивших свою работу хорошо, мы хвалим за старание, добросовестное отношение к делу, отмечаем проявленную инициативу, доброжелательное отношение к товарищам по работе. У детей третьей подгруппы это вызывало желание не отстать, они старались не хуже других выполнить поручения. Мы учили их со стороны видеть свою работу, поэтому часто предлагали самим оценить свою деятельность и деятельность товарища, сравнить и сделать вывод, кто трудился лучше.
Для воспитания самостоятельности у детей в процессе трудовой деятельности большое значение имеет пример взрослых. Поэтому мы организуем целевые прогулки, экскурсии, во время которых имеем возможность наблюдать с детьми труд взрослых, взаимоотношения в труде. Дети видели работу строителей, портных, дворников, наблюдали за работой школьников, сажавших деревья. Эмоциональные впечатления, полученные на этих прогулках, давали пищу для разговоров, формировали общие интересы, помогали воспитывать у детей активность в труде.
Мы привлекли и родителей к оказанию помощи в трудовом воспитании детей, особенно тех, чьи дети были условно отнесены нами к третьей подгруппе. Им мы советовали давать детям поручения на длительное время, например поддерживать порядок в своем уголке, ухаживать за комнатными растениями и т. д. Проводили для них консультации на темы: «Воспитание в труде», «О труде ребенка в семье», «Труд и умственное развитие детей». Постепенно у детей третьей подгруппы стала проявляться инициатива, возросла ответственность за выполнение порученного дела.
К концу года все чаще можно было видеть, как по собственному почину дети организовываются для выполнения какойлибо работы, дружно распределяют обязанности, подбирают нужный материал. Вместе с тем, что очень важно, повысилась самостоятельность и активность детей на всех занятиях.


Сборник статей "Трудовое воспитание детей дошкольного возраста", сост. Л.В.Русскова, М., 1984.
OCR Detskiysad.Ru




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>



.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +