П. И. Бугерко, воспитатель детского сада № 31 г. Усолье-Сибирское Иркутской области
Изучая труды Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, знакомясь с опытом других воспитателей, я многое беру для своей педагогической работы. Начиная с младшей группы, мы постоянно привлекаем детей к посильной трудовой деятельности, постепенно расширяем круг их трудовых обязанностей, как предусмотрено «Программой воспитания в детском саду». В процессе труда воспитываем у ребят ответственность, самостоятельность, развиваем умение договариваться, распределять обязанности в коллективном труде, намечать последовательность работы, выполнять ее дружно, помогать друг другу. В начале года наши дети, придя в подготовительную к школе группу, уже много знали и умели, в большинстве своем были активны и дружны, трудолюбивы, организованны. Однако некоторые бывали излишне возбуждены, не всегда дружелюбны, порой допускали и грубость по отношению к товарищам. Не все одинаково ответственно относились к порученной работе.
Учитывая индивидуальные особенности детей, мы разделили их условно на три подгруппы. В первую подгруппу вошли дети, умеющие сговариваться, распределять обязанности при выполнении совместной работы, самостоятельные, инициативные, исполняющие задания быстро, аккуратно. С ними мы наметили дальнейшую работу по развитию стремления помогать товарищам и повышению требований к качеству своей работы. Вторая подгруппа — это неуверенные, робкие дети, которые трудятся охотно, но только под руководством воспитателя или с помощью более активных товарищей. В работе с ними предстояло совершенствовать их трудовые навыки, поощрять проявление самостоятельности, воспитывать уверенность в себе. В третью подгруппу отнесли детей, владеющих навыками, но не проявляющих инициативы, не доводящих начатое дело до конца. У них надо было развивать интерес к трудовой деятельности, воспитывать самостоятельность, ответственность и желание трудиться на общую пользу, аккуратность, умение делать все хорошо и до конца. К выполнению намеченных задач мы приступили с начала года. В дежурствах по уголку природы старались объединить детей из первой и второй подгрупп, при этом учитывали не только умения, темп их работы, инициативность, но и умение помочь товарищу. Объединяя детей по двое, мы преследовали две цели: воспитание чувства товарищества у первого, а у второго — закрепление трудовых навыков и умений, необходимых для дежурства в уголке природы. Во время дежурств по столовой иногда проводили своего рода конкурс, например, на лучшую сервировку стола. При этом до начала работы беседовали с дежурными о том, какие приборы понадобятся для сервировки стола, как лучше накрыть стол, чем его можно украсить. С интересом и желанием приступали они к выполнению своих обязанностей, относились к ним очень ответственно. Такие приемы особенно благотворно влияли на детей второй и третьей подгрупп: у первых появлялась уверенность в своих возможностях, у вторых — интерес к деятельности, стремление сделать до конца и не хуже других. К оценке выполненной работы привлекали детей чаще всего из разных подгрупп. Учили их высказывать суждение о качестве работы. Так, дежурство Оксаны (первая подгруппа) дети одобрили, так как она обо всех хорошо позаботилась, все хорошо расставила, чтобы всем было удобно. Работа Сережи (третья подгруппа) им не понравилась: он положил вилку только себе. Ребята объяснили, что этот поступок они расценивают как плохой. Надо заботиться обо всех, а не только о себе, ко всем быть внимательным. Свое мнение о дежурстве я всегда высказывала после оценки, данной детьми, обязательно отмечала причины успеха и неудач, как дежурные умеют договариваться между собой, все ли делают по порядку, дружно ли работают. В положительной оценке деятельности в присутствии других детей особенно нуждались дети второй подгруппы. Это укрепляло их веру в себя и побуждало к самостоятельным действиям. У детей стало меняться отношение к дежурным, появилось уважение к их труду, возросла значимость дежурного в глазах детей. Они с нетерпением ждали своей очереди, утром приходили пораньше, тщательно готовились к дежурству. Мы стараемся предоставить детям больше самостоятельности в решении всех вопросов, связанных с трудовым процессом, привлекаем их к участию в планировании работы. В большинстве случаев это совместное обсуждение организационных вопросов, связанных с предстоящей коллективной работой. Дети решают, какой материал и сколько нужно подготовить, где и как лучше разместить, как распределить работу между участниками трудовой деятельности. Коллективно обсуждаем, с чего начать работу, как лучше и быстрее ее сделать. Так, к коллективной уборке групповой комнаты готовимся накануне, намечаем, что будем делать, и готовим все необходимое. Дети самостоятельно распределяют, кто с кем будет работать и что будут делать. Дети любят этот труд, так как работать в коллективе им веселее и работа лучше спорится. Все знают, что по окончании работы сами же будут ее анализировать, причем оценка будет дана не только качеству, но и отношению каждого к труду. Каждый старается трудиться добросовестно, чтобы не краснеть перед товарищами, которые могут осудить плохую работу. Мы стараемся установить тесную взаимосвязь игровой и трудовой деятельности детей. Так, при уборке участка от снега я предложила организовать бригаду рабочих. Дети охотно откликнулись на мое предложение. Разделились на две бригады, выбрали бригадиров. К выполнению этой роли отнеслись серьезно, так как знали из бесед, из рассказов родителей и т. д., что бригадир должен быть примером для всех, самым трудолюбивым, внимательным, должен заботиться обо всех, справедливо относиться к каждому члену бригады. В конце уборки была оценена работа каждой бригады и бригадиров. Затем дети самостоятельно организовывались в такие бригады.
Еще пример. После беседы о работе врача выяснилось, что для игры в «больницу» у детей нет некоторых атрибутов. А так как они любили эту игру, то решили изготовить их самостоятельно. Стали думать, что из чего и как можно сделать. Дружно обсудили все и принялись за работу. После этого дети сами не раз объединялись для изготовления атрибутов к другим играм. К труду по поделке игрушек у детей большой интерес. В свободное время они охотно, по собственной инициативе делают различные игрушки-самоделки, часто изготовляют их в подарок малышам, а также, проявляя самостоятельность, выдумку, готовят подарки своим товарищам по группе ко дню рождения. Формируя у детей самостоятельность, мы в то же время воспитывали и чувство товарищества, доброту, отзывчивость, желание сделать нужное и приятное не только для себя. Воспитатели постоянно учили детей замечать непорядок и устранять его. Однажды, наблюдая за игрой девочек, я увидела, что у Таниной куклы (вторая подгруппа) на платье нет пуговицы. Я позвала девочку к себе и спросила, приятно ли ее дочке в платье с оторванной пуговицей. Таня ответила, что неприятно. Я напомнила, что она научилась хорошо пришивать пуговицы, и заметила, что с оторванной пуговицей ее дочка выглядит неряшливой. Девочка охотно пришила пуговицу к кукольному платью. В следующий раз я оказалась свидетелем того, что она проявила инициативу: сама пришила пуговицу ребенку из младшей группы. Об этом я рассказала детям после прогулки. Танин поступок получил одобрение всех детей. И сама Таня была рада, что ее старание, внимание замечены. Если ребенку не удавалось что-либо сделать, мы старались его поддержать, убедить, что неудача временная и если он постарается, то у него все получится. Особенно важно это было в работе с детьми второй подгруппы. Таких детей мы лишний раз старались поупражнять в трудовых действиях, в правильном выполнении которых они затруднялись. Иногда ставили их в такие условия, чтобы они находили выход сами, без помощи воспитателя, проявляли бы самостоятельность, инициативу. Детей, выполнивших свою работу хорошо, мы хвалим за старание, добросовестное отношение к делу, отмечаем проявленную инициативу, доброжелательное отношение к товарищам по работе. У детей третьей подгруппы это вызывало желание не отстать, они старались не хуже других выполнить поручения. Мы учили их со стороны видеть свою работу, поэтому часто предлагали самим оценить свою деятельность и деятельность товарища, сравнить и сделать вывод, кто трудился лучше. Для воспитания самостоятельности у детей в процессе трудовой деятельности большое значение имеет пример взрослых. Поэтому мы организуем целевые прогулки, экскурсии, во время которых имеем возможность наблюдать с детьми труд взрослых, взаимоотношения в труде. Дети видели работу строителей, портных, дворников, наблюдали за работой школьников, сажавших деревья. Эмоциональные впечатления, полученные на этих прогулках, давали пищу для разговоров, формировали общие интересы, помогали воспитывать у детей активность в труде. Мы привлекли и родителей к оказанию помощи в трудовом воспитании детей, особенно тех, чьи дети были условно отнесены нами к третьей подгруппе. Им мы советовали давать детям поручения на длительное время, например поддерживать порядок в своем уголке, ухаживать за комнатными растениями и т. д. Проводили для них консультации на темы: «Воспитание в труде», «О труде ребенка в семье», «Труд и умственное развитие детей». Постепенно у детей третьей подгруппы стала проявляться инициатива, возросла ответственность за выполнение порученного дела. К концу года все чаще можно было видеть, как по собственному почину дети организовываются для выполнения какойлибо работы, дружно распределяют обязанности, подбирают нужный материал. Вместе с тем, что очень важно, повысилась самостоятельность и активность детей на всех занятиях.
Сборник статей "Трудовое воспитание детей дошкольного возраста", сост. Л.В.Русскова, М., 1984. OCR Detskiysad.Ru
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.