ВЗАИМОСВЯЗЬ ЗАНЯТИЙ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ С РУЧНЫМ ТРУДОМ
Д. В. Сергеева, преподаватель кафедры дошкольной педагогики Горьковского педагогического института им. М. Горького
В «Программе воспитания в детском саду» ручной труд выделяется как самостоятельный вид деятельности со старшей группы. Программные задачи по ручному труду прямо требуют от воспитателей организовать работу так, чтобы умения и навыки, полученные на занятиях по конструированию, использовались при последующем изготовлении различных поделок для игры, подарков, сувениров. Но на практике воспитатели затрудняются в осуществлении взаимосвязи между занятиями по конструированию из бумаги, природного и бросового материала и ручным трудом детей, где бы полученные умения и навыки закреплялись. В практике нередко бывает так: где есть увлеченный человек, там есть и систематический ручной труд, где его нет, работа проводится от случая к случаю. Чтобы обеспечить систематическую работу с различными материалами, создать взаимосвязь между занятиями по конструированию из различных материалов (бумаги, природного и бросового материалов) и ручным трудом вне занятий, необходимо прежде всего четкое различение характерных особенностей двух видов деятельности: учебной и трудовой. Программа детского сада четко и правильно показывает специфику цели, стоящей перед педагогом на занятиях по конструированию и в ручном труде. Цель занятий по конструированию — формировать навыки, необходимые для создания поделки из различных материалов, умения анализировать образец, выкройку, рисунок, фотографию, дать знания о путях изготовления поделок и способах работы с различными материалами с учетом их свойств. Эта задача перед детьми старшего дошкольного возраста может быть поставлена прямо: «Мы сегодня научимся», «Мы будем учиться» и т. п. В ручном труде цель педагога другая: приучать детей использовать, творчески применять навыки и знания, полученные на занятии. Анализ планов воспитательной работы, большого количества занятий по конструированию и трудовых процессов показал, что педагоги не всегда четко вычленяют специфику цели и мотива в занятии и ручном труде, а это приводит к снижению воспитательных возможностей того и другого. Чаще всего в занятии педагог ставит перед детьми цель сделать что-то для малышей, для мамы, т. е. выдвигает общественно значимый мотив или сообщает содержание занятия, не раскрывая его значимости («Дети, сегодня мы с вами будем делать вот такую игрушку»). Вместе с тем очень редко ставится цель научить их делать какую-либо вещь, что наиболее целесообразно на занятии. Занятия ограничивают возможности формирования как познавательных, так и действенных общественных мотивов, даже если педагог выдвигает их перед детьми. Ведь он лишь называет мотив, тогда как вся последующая система приемов его воздействия направлена на вооружение навыками, способами действий и т. п. В практике ручной труд, как правило, не связан с занятиями по конструированию. Очень часто детям вне занятий предлагается работа с материалом, свойства и способы работы с которым им малоизвестны или неизвестны совсем, так как еще не было соответствующего занятия. А это приводит к тому, что, руководя таким трудом, педагог много объясняет, показывает и в начале, и в ходе работы детей. По сути дела такой труд отличается от занятия лишь тем, что в нем принимают участие не сразу все дети. Характерные особенности трудовой деятельности четко не выступают, а значит, и не могут быть использованы в должной мере в воспитательных целях.
Содержание ручного труда, предложенное программой, очень близко к содержанию занятий по конструированию из бумаги, природного и бросового материалов (различного вида и назначения коробочки, кукольная мебель и другие игрушки и сувениры). Этим обусловливается необходимость закрепления практических навыков и способов работы с различными материалами, которые даются на занятиях, в условиях дальнейшей самостоятельной трудовой деятельности детей. Как же была поставлена эта работа в нашем опыте? На занятиях по конструированию воспитатель прежде всего ставил перед детьми задачу учебного характера — научиться работать с предлагаемым материалом. Он раскрывал свойства материала и его особенности, особенности работы с ним, способы крепления его с другими материалами, формировал навыки работы. И вторая задача, решаемая на занятии,— заинтересовать детей данным видом материала, вызвать желание заняться работой с ним в свободное время. Ставя перед детьми цель научиться хорошо делать, педагог старался создать ближайшую перспективу, раскрывая, где, когда и какие вещи можно сделать из этого материала. После занятия воспитатель реализовал другую задачу — организуя определенным образом трудовую деятельность детей, закреплять навыки работы, формировать общественные мотивы, развивать инициативу, творческий подход к делу. Прежде всего важно было позаботиться о том, чтобы в трудовом уголке всегда имелся в достаточном количестве материал, с которым дети учились работать на занятии. Воспитатель продумывал, как наиболее педагогически целесообразно объединить их в подгруппы, обеспечивая участие в труде каждого ребенка, использовал и специальные приемы, побуждающие к трудовой деятельности.
Для того чтобы вызвать у детей желание заняться ручным трудом в свободное время, воспитатель еще после объяснения хода работы, перед тем как приступить к ее выполнению, спрашивал их: «Когда вы научитесь делать эту вещь (называл конкретно), для кого вы ее потом сделаете?» Дети высказывали возможные варианты: для малышей, своему младшему брату или сестре, для мамы, для игры в группе и т. д. Затем в ходе их самостоятельной трудовой деятельности воспитатель напоминал о выдвинутых ими мотивах, поддерживал желание отдать поделку тем, кому дети ее предназначали. В последующем интересовался, как отнеслись к подарку те, кому он был вручен. В целях формирования действенных общественных мотивов педагог широко использовал прием «заказов». Например, после дневного сна входит воспитатель младшей группы и говорит: «Дети, я видела, какие красивые коробочки для занятий вы научились делать. Нашим ребятам тоже нужны такие, но они еще малы и не сумеют их сделать. Хорошо было бы, если бы вы нам помогли!» Дети сразу соглашаются помочь, и «заказ» выполнялся в течение нескольких дней. Как правило, они сами относили работу в младшие группы. Мы придавали большое значение тому, что каждый ребенок видит, как относятся к продуктам его труда те, кому он предназначен. В дальнейшем это служило стимулом для участия в трудовой деятельности, полезной для других. Дети всегда возвращались из группы малышей очень довольные, заявляя: «Мы им еще сделаем подарки!» Дети выполняли работу по ручному труду, близкую по содержанию с занятием. Для того, кто плохо усваивал материал на занятии, практическое повторение было полезно и необходимо для закрепления навыков и способов действий. А для тех, кто овладел навыками работы с материалом на занятии, всегда ставилась задача, требующая творческих размышлений. Например, на занятии дети учились читать элементарный чертеж на бумаге и делать по нему коробочку (пунктирная линия — сгиб, сплошная прямая линия — разрез). После занятия воспитатель помещал в уголок труда чертежи, по которым можно сделать коробочку другой конструкции или даже другую вещь (стаканчик, розетку, коробку с крышкой и т. д.) и затем украсить рисунком, аппликацией. На одном из занятий дети учились работать с яичной скорлупой, соединять ее с бумагой пластилином (все делали петрушку). Одновременно в трудовой уголок были внесены картинки с изображением других игрушек из яичной скорлупы. И дети делали чайные чашки с блюдцами, чайники, самовары и другие игрушки для украшения елки на участке к празднику проводов русской зимы. Еще пример: на занятии дети делали письменный стол из спичечных коробков, а вне занятия им было предложено сделать всю необходимую мебель (диван, кровать, кресло и стулья) для шести маленьких кукол, принесенных в группу. В дальнейшем из картона были сделаны интерьеры комнат для этих кукол, дети с удовольствием и долго играли с ними. Несколько таких интерьеров было сделано в подарок младшим детям. Таким образом, создавалась связь между занятиями по конструированию, где давались способы работы с различными материалами, и последующей самостоятельной трудовой деятельностью, в которой дети применяли навыки и знания о способах изготовления поделок, усваивали целевое их назначение. Занятия по конструированию и ручной труд, связанные одинаковым или близким содержанием, потребовали четкой мотивации каждого из них: на занятиях формировались мотивы учебной деятельности и ставились учебные цели: «Мы научимся», «Будем учиться делать», а в трудовой деятельности, особенно при организации преднамеренных педагогических ситуаций («заказов»), создавались условия для формирования общественных мотивов. Исследования советских педагогов и психологов показывают, что каждый из видов деятельности оказывает свое определенное специфическое влияние на личность. Это « язывает так строить педагогический процесс, чтобы характерные особенности этих видов деятельности были в достаточной мере развиты и использованы в воспитательных целях». Предложенная нами система обучения и формирования навыков по ручному труду прежде всего обеспечила регулярное участие каждого ребенка в труде (1—2 раза в неделю, а иногда и больше). Значительно расширилась сфера самостоятельности и самодеятельности: наряду с играющими детьми появились группки работающих. Если в начале года дети слабо проявляли самостоятельность в постановке трудовой задачи (всего 14%), то в конце года почти все они ставили трудовую цель и охотно выполняли работу по изготовлению предметов, предназначенных для других. При организации работы мы опирались на перспективный план, в котором предусмотрели на каждом занятии усложнение технических и конструктивных навыков в работе с каждым видом материала (природный, бросовый, бумага), обеспечивая тем самым развивающий характер занятий. В подборе поделок мы использовали рекомендации 3. В. Лиштван, В. Г. Нечаевой, Л. А. Парамоновой, А. А. Чернышевой, Э. К. Гульянц, М. А. Гусаковой по формированию представлений о типичных способах работы с каждым видом материала и навыков работы с ним. В ручном труде вне занятий планировали применение тех конструктивных и технических навыков, которые были получены на занятиях, но это не исключало возможности участия детей в работе, требующей новых или малоизвестных навыков. Если такая работа возникала по инициативе детей и диктовалась потребностями их жизни, воспитатель поддерживал и помогал им. В каждом трудовом процессе предусматривалось усложнение предлагаемой детям работы (по сравнению с предложенной на занятии) в зависимости от усвоения программного материала. Программа детского сада предусматривает в старшей группе по конструированию одно занятие в неделю (4 занятия в месяц). Примерно половину из них мы отвели на занятия с бумагой, природным и бросовым материалами, чередуя с занятиями по конструированию из строительных материалов.
Сборник статей "Трудовое воспитание детей дошкольного возраста", сост. Л.В.Русскова, М., 1984. OCR Detskiysad.Ru
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.