Е. Я. Беляева, зав. яслями-садом № 88 г. Сыктывкара, Коми АССР
В старшей и подготовительной группах большую роль в трудовом воспитании начинает играть ручной труд с элементами творчества, технической выдумки. На педагогическом совете в конце учебного года при подведении итогов работы за истекший год мы пришли к выводу, что навыки ручного труда в подготовительной к школе группе освоены плохо. Дети практически не имели навыка свободного владения иглой, особенно мальчики. Изделия, выполненные из дерева, были примитивны, работа с природным материалом не увлекала большинство детей. Они не проявляли живого, настоящего интереса к тому или иному виду ручного труда. Посоветовавшись, мы решили начать с нового учебного года более углубленную работу по разделу «Ручной труд», а именно по обучению детей шитью кукольной одежды, мягкой игрушки.
Предварительно выяснили, что у большинства из них есть большое желание шить, работать с иглой, но умений недостаточно: только четверо могли показать, как надо вдевать нитку в иголку; не знали дети, как завязывать узелок на нитке, как правильно держать ткань при шитье.
Чтобы увлечь детей этим делом, мы провели экскурсию в ателье, познакомили их с работой швей, закройщика. Дети увидели, как из тканей можно получить различные красивые предметы одежды. Вместе с детьми и родителями организовали в группе уголок ручного труда. Собрали готовые работы по вышивке, оформили альбомы с образцами различных тканей, различных швов. Собрали выкройки мягких игрушек, сделали трафареты выкроек. Приготовили наборы тканей (на каждого ребенка) для ознакомления со свойствами и качеством тканей и работой с ними, а также коробочки со штопальными и вышивальными иглами, различного цвета нитками. Изготовили картонные полоски с дырочками для обучения шву «вперед-назад иголкой». Один из родителей изготовил деревянные иглы специально для обучения вдеванию нитки в иголку.
Девочки любили играть с куклами, старались одеть их красиво, но в группе не всегда имелся необходимый набор одежды. Нужно было шить ее самим. Кукольной одежды может не хватать и у малышей. Чтобы содержать свою одежду в порядке, также необходимо умение работать с иглой. Мы старались подвести детей к осознанному желанию научиться шить, показать полезность этого труда. Первое занятие по знакомству с инструментами (иглой, ножницами) и правилами работы с ними провели со всеми детьми. На это занятие пригласили мать одного из детей, работавшую в ателье. Она рассказала о правилах обращения с инструментами, объяснила, что все они должны лежать в определенном месте, рабочий стол должен быть в образцовом порядке. Вначале воспитатели познакомили детей со швом «вперед иголкой» (они учились шить мешочки). Многие не сразу научились завязывать узелок в конце шва, выполнять ровный шов.Чтобы линия шва получилась прямая, на ткани предварительно наносили наметки карандашом, закрепляли лоскут в пяльцах. Если шов получался плохой, просили перешить заново.
Следующим этапом было обучение пришиванию пуговиц, вначале с двумя, а потом с четырьмя дырочками. Дети пришивали пуговицы к кукольным наволочкам, рубашкам и другой одежде. Затем мы познакомили воспитанников со швом «через край», которым они учились обметывать петли, обшивать платочки, салфетки. С первых занятий дети относились к шитью по-разному, неодинаково протекало и формирование навыков. Сразу выделилась группа детей, которые испытывали трудности не только потому, что работа была для них новой, но потому, что сами отличались несобранностью, неуверенностью, неусидчивостью. Одни, не умея шить, расстраивались, когда у них не все получалось, бросали работу, другие нерешительно брались за дело, потому что шили неуверенно, медленно. Но были и такие, которые настойчиво старались довести начатое до конца. Мы стремились создать хороший настрой у ребят в ожидании результата работы, в любой момент оказывали им помощь, поддержку. Иногда это выражалось в одобрении, совете или предложении позвать на помощь товарища. Бывало, что трудную часть работы мы выполняли вместе с воспитанником. Так, для медлительной, застенчивой Арины уменьшали объем работы, чаще подбадривали, поощряли ее. Алеше, мальчику несобранному, неусидчивому, старались показать, что только терпение, старание могут привести к хорошим результатам. Первые его работы были неаккуратными. Мы усаживались с ним рядом, показывали, сравнивали, терпеливо объясняли, почему у него так получилось. Постепенно он стал выполнять работу лучше, красиво обшил салфетку для бабушки. Получив похвалу, он стал стараться еще больше. С некоторыми детьми часто приходилось заниматься индивидуально. Показывали им работы товарищей, привлекали в помощь детей с хорошими навыками. Постепенно и у этих ребят выработалась усидчивость, внимательность, их изделия стали нравиться им самим. Виталик поначалу совсем отказывался шить. «Не буду, у меня не получается»,— говорил он. Мы терпеливо помогали ему выполнить работу, пусть самую простую. Побеседовали с его мамой, посоветовали ей дома помочь мальчику выполнить простые задания. Через несколько дней Виталик принес платочек, обметанный ровно, аккуратно. Он очень гордился своей работой и тем, что, наконец, научился шить. Мама подтвердила, что работу он выполнил самостоятельно. Теперь в свободное время Виталик подходил и спрашивал, будем ли мы еще шить, а во время работы очень старался, даже пытался помогать тем, у кого еще что-то не получалось. Постепенно дети овладели умением шить аккуратно, ловко, в достаточно быстром темпе. В конце декабря мы познакомили детей с выкройками, научили обводить по контуру картонные детали выкроек, вырезать, наносить контур выкройки на ткань, сшивать детали игрушки, набивать ватой. Работу с выкройками также показали на занятии. На этом занятии был организован совместный труд, в котором каждый ребенок выполнял не все задание целиком, а лишь определенную часть. Так, подгруппа детей наносила выкройку на ткань. Другие вырезали детали выкройки. Третья группа сшивала части, а четвертая — набивала ватой. При такой организации от качества работы одних детей зависел результат других. Первая мягкая игрушка (пингвин) не у всех получилась удачной. У некоторых части выкройки были сшиты небрежно, редким швом и, когда стали игрушку набивать ватой, шов разошелся. Не все набили игрушку ватой плотно, и такие пингвины не стояли, падали. Все это мы подметили, когда предложили лучшую игрушку передать малышам. При оценке результатов спрашивали, понравится ли их игрушка малышам, маме, близким, удобно ли будет ею играть. Поэтому в следующий раз дети обращали внимание на качество и своей работы, и товарища. При обнаружении недостатков старались помочь не справившемуся с работой или воздействовать на нерадивого, заставляли переделать. Организуя такой коллективный труд, мы учили детей, что, перед тем как передать работу другому, надо проверить ее качество; если сделаешь плохо, то подведешь товарища. Так вводились в жизнь группы правила совместной, дружной работы. Каждый ребенок очень старался добиться положительного результата, поэтому они контролировали свои действия, сравнивали свою работу с работой товарищей, просили нас посмотреть, правильно ли получается изделие. При такой организации коллективного труда у детей формировались навыки самоконтроля и самооценки. Когда ребята убедились, что собственными руками можно сделать игрушку, они сами, по собственной инициативе начинали работать. В уголке труда периодически появлялись привлекательные игрушки, изготовленные взрослыми, что также способствовало развитию у детей интереса к ручному труду. Для того чтобы игрушки получались нарядней, мы учили детей украшать их. Через некоторое время предложили детям сшить игрушку в подарок мамам. Все вместе обсудили, как ее изготовить. Дети готовились к этой работе очень тщательно. Подбирали выкройки, выбирали ткань, мех. Работа по изготовлению игрушек длилась несколько дней, увлекла всех. Дети трудились старательно и прилежно не только потому, что готовили подарки близкому человеку, но и потому, что к этому времени обладали и волевыми качествами, целенаправленностью, целеустремленностью. Ни один ребенок не бросил работу, не доведя ее до конца. К середине года выделилась группа из восьми детей, по-настоящему увлеченных этим делом. Они собирались вместе и сами решали, что будут делать, чем займутся. По своей инициативе они принялись обшивать кукол младшей группы, самостоятельно подбирали выкройки по размерам кукол, сами кроили. Затем изъявили желание помогать воспитателю готовить костюмы к инсценировкам по сказкам «Репка», «Кошкин дом». Во время работы сами подбирали ткань для платья, юбки, детали костюма, определяли, какого цвета нитками шить, как украсить изделие.
Интересно проходила работа по изготовлению персонажей к сказке «Теремок» для кукольного театра. Мы сказали детям, что работа будет проходить как будто в настоящем цехе, бригадами, разделили их на несколько подгрупп, в каждой назначили бригадира, закройщика, мастеров по шитью. Бригадирами были выбраны самые умелые ребята. Хотя здесь был элемент игры, каждый очень серьезно выполнял свои обязанности и результаты были хорошими. В конце работы дети поселили сказочных героев в приготовленный заранее домик-теремок. Обучать детей работать с деревом мы начали еще со старшей группы. Вначале провели наблюдение за работой столяра, вызвали у детей желание подражать его работе. Заранее приобрели стол-верстак, необходимые инструменты, разместили их над столом на полочках. В один из дней внесли в группы нарядных маленьких кукол и предложили изготовить для них мебель. Сразу же неплохо пошли дела у мальчиков, которым дома разрешали пользоваться молотком. Этих мальчиков мы определили в помощники детям неумелым, робким, особенно к девочкам. А потом они стали инициаторами этой работы и собрали вокруг себя товарищей по играм, стали вместе трудиться по вечерам. В подготовительной к школе группе во время индивидуальных занятий в уголке труда дети отрабатывали точность ударов молотком, учились подбирать детали для задуманной вещи. Если в старшей группе дети учились сколачивать простейшие предметы, игрушки из готовых деревянных деталей, то в подготовительной группе сами занимались заготовкой деталей, делали предметы более сложной конструкции. По мере того как они приобретали навыки, им предлагали новые задания, несколько усложненные. Например, чтобы изготовить садовую скамейку, детям самим нужно было подобрать с помощью условной мерки два одинаковых бруска и 3—4 поперечные планки, равные длине сиденья, а также соответствующего размера гвозди, чтобы изделие сделать прочным. Дети сделали также из дерева столы и стулья для больших кукол, лопатки, самолеты, подставки для комнатных растений. Все эти предметы использовались для игр, для нужд группы. Работа с деревом очень нравилась детям, так как была настоящим, полезным делом. Сознание этого заставляло их выполнять работу особенно тщательно, добросовестно. К самостоятельному использованию своих умений детей натолкнул случай. Девочки на прогулку взяли кукол. Расположились с ними в беседке. Но посадить, уложить кукол им было некуда. Заметив замешательство детей, воспитатель спросил, что можно придумать, чтобы куклы отдохнули. Одна из девочек предложила принести мебель из группы, а другая, увлекавшаяся наряду с мальчиками работой с деревом, сказала, что можно такие же стулья и столы для игр на участке сделать самим. Дети вынесли дощечки, рейки, бруски разной величины, договорились о распределении работ. Изготовленная мебель долго использовалась в играх на воздухе. Измерять и распиливать нужную деталь дети учились, выполняя простейшие задания (например, приготовить строительный материал для игр в помещении и на площадке). Затем делали заготовки для лесенки, самолета. Через несколько дней дети принялись за изготовление кроваток для кукол. Необходимо было заготовить детали, сколотить их. Дети с помощью условной мерки измеряли кукол, отмеряли нужные детали на материале. Им предоставлялась возможность по-своему выполнить работу, использовать различный материал: бруски, кубики, доски, рейки. Работа была выполнена неплохо, а тех детей, чья работа была сложней, мы отметили особо.
Иногда работа продолжалась несколько дней, так как нужно было более тщательно сделать заготовки деталей (распилить, зачистить наждачной бумагой), а потом готовое изделие раскрасить, оформить. Возросшие навыки, интерес детей отразились и на качестве изделий. Поделки их стали более прочными, пропорциональными. В течение года дети своими руками изготовили парусники, катера, ящики для цветочной рассады, санки, тележки для кукол. В уголке труда рядом со столярными инструментами лежали лобзики. Дети хорошо освоили и эти инструменты. Они выпилили лобзиком фигурки для игры «Накинь кольцо», зверюшек для настольного театра, разного формата рамочки для эстампов.
Итак, дети научились шить, вышивать, делать предметы для игр из дерева, природного материала, а затем приобретенные навыки стали использовать в самообслуживании. Они научились вовремя замечать и исправлять непорядок в своей одежде, например пришивать пуговицы, ремонтировать одежду кукол. Стали бережней относиться к вещам и игрушкам в детском саду и дома. Игры детей благодаря самодеятельным игрушкам стали интереснее и длительнее. Труд приносил им радость и удовлетворение, так как не был бесцельным. Работа по ручному труду научила детей быть внимательными, усидчивыми. У некоторых ребят появился постоянный интерес к работе с деревом, они ежедневно выполняли какую-нибудь работу в «столярной мастерской». Мы уважительно их называли настоящими мастерами, нашим активом.
Интересы детей стали более разносторонними. Они могли с желанием заняться и шитьем, и столярным делом, и поделкой игрушек из природного материала. Они научились работать сообща, вовремя приходить на помощь товарищу в труде, дежурстве, играх.
Сборник статей "Трудовое воспитание детей дошкольного возраста", сост. Л.В.Русскова, М., 1984. OCR Detskiysad.Ru
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.