ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С УЧЕТОМ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
З. Г. Мартынова, воспитатель яслей-сада «Юбилейный» г. Смоленска
Если условия трудового воспитания в дошкольном учреждении и семье благоприятные, дети имеют постоянные трудовые обязанности, то к подготовительной к школе группе они успешно овладевают предусмотренными «Программой воспитания в детском саду» трудовыми навыками и умениями, с интересом занимаются любыми видами труда. Направляя трудовую деятельность детей, мы основное внимание уделили развитию у них организаторских навыков, старались больше развивать чувство товарищества и стремление к взаимопомощи. Часто предлагали научить выполнять ту или иную работу детей, долго не посещавших детский сад, поощряли возникающие в ходе трудового процесса дружеские отношения. Для этих детей у нас было введено правило: «Научился работать, научи товарища». Это оказывало положительное влияние как на «учителей», так и на обучающихся. Убедившись, что предъявление к детям повышенных требований положительно влияет на их воспитание, мы решили дать им новое, ответственное задание: шефство над малышами. Обычно заранее мы беседовали о том, чем и как занять малыша на прогулке, как помочь маленьким друзьям, какую игрушку им лучше сделать. В постоянном общении старших детей с младшими воспитывались такие ценные нравственные качества, как заботливость, чувство ответственности. Однако некоторые дети, будучи дисциплинированными, дружески расположенными ко вcем, трудиться могли только в одиночку. Одни любили ухаживать за комнатными растениями, другие — трудиться на участке, третьи — заниматься ручным трудом. Работать коллективно они не отказывались, но не умели из-за несформированности навыков. Это были, как правило, новички или часто отсутствовавшие по болезни, не уверенные в себе дети, в семье у которых не было постоянных трудовых обязанностей. Им нужно было помочь найти свое место в коллективе детей. Мы учитывали интересы и особенности детей, объединяя их для выполнения работы. Например, Лена любит ухаживать за комнатными растениями, поэтому ее объединили с Таней, хорошо владеющей навыками, доброжелательной, умеющей трудиться, обладающей организаторскими способностями. Когда в группу внесли новые комнатные растения, Лене поручили руководство работой, ее успехи отметили перед всеми детьми. Девочка стала чувствовать себя увереннее. Постепенно обязанности девочек расширяли: стали поручать дежурства по столовой, по подготовке к занятиям и т. д. Лена в содружестве с Таней быстро овладевала новыми трудовыми умениями. К середине года она уже не отличалась от детей, умеющих хорошо выполнять любую работу. На следующем этапе мы поставили задачу попытаться развить у Лены навыки организатора. Обращали ее внимание на отношения с детьми тех, кто был хорошим организатором: как они разговаривают, распределяют обязанности, вовремя приходят на помощь. Выражали уверенность, что так и она сможет, ведь работа у нее хорошо получалась. Поставили Лену во главе той группы детей, которая только овладевала трудовыми умениями по уходу за комнатными растениями. С помощью воспитателя девочка со своей ролью справилась и в дальнейшем не раз выполняла обязанности руководителя трудовых групп. Особенно хорошо она справлялась тогда, когда нужно было обучать детей, недостаточно владевших трудовыми навыками, так как была терпеливой и настойчивой. Изменила и семья свое отношение к трудовым обязанностям дочери, и Лена стала трудолюбивой девочкой, уверенной в своих силах, обладающей определенным трудовым опытом. Особое внимание пришлось обратить на группу детей, которые в любом деле сразу же захватывали инициативу в свои руки, давали товарищам много указаний, но проявляли несдержанность и тем самым плохо влияли на коллектив. Таких детей в группе было трое. Сами они трудиться не хотели, хотя и обладали хорошими трудовыми умениями, а только командовали. Дети стали отказываться с ними дежурить, работать на огороде, в цветнике. Особенно в этой группе выделялся Игорь. Родители его не оставались равнодушными к конфликтам сына с товарищами, но заняли явно неправильную позицию. Его поведение не осуждали, считали, что он прав. К сверстникам сына относились недоброжелательно, запрещали Игорю приглашать их к себе домой. Все наши попытки к установлению правильных взаимоотношений Игоря с детским коллективом сводились на нет.
Перед нами встала проблема — выбрать пути и методы воспитания у Игоря чувства коллективизма. Мы решили учить его понимать и оценивать значимость его труда для всего коллектива, в процессе трудовой деятельности воспитывать сдержанность, уважение к товарищам по труду. Пригласили папу в детский сад понаблюдать, как трудятся дети. В этот день Игорь работал с детьми на огороде. Он сразу же захватил лидерство в группе, давал всем указания в резкой форме, что, естественно, приводило к ссорам. Наблюдение оказалось для отца полезным, он увидел различие в поведении детей и сына. С этого дня отношение родителей к советам воспитателей изменилось, они стали чаще вовлекать сына в совместную трудовую деятельность, приглашать сверстников в гости и организовывать совместную деятельность. Особое внимание при этом обращали на воспитание у сына сдержанности, умения считаться с интересами партнеров по труду. Поведение Игоря стало заметно меняться, он стал рассказывать о том, как дома работает вместе с папой. А когда отец с сыном подарили малышам детского сада изготовленную ими мебель для кукол, мы постарались сделать так, чтобы об этом узнали все дети группы. Совместно с родителями мы старались влиять на чувства ребенка, добивались, чтобы он радовался тому, что его труд нужен другим детям, чтобы такие чувства Игорь пережил многократно и они стали устойчивыми. Но долгое время наладить трудовые контакты Игоря с детьми в группе не удавалось. Мы решили поручить ему дежурить вместе с Эдиком, у которого трудовые умения были слабо сформированы, а характер был покладистым. Предложили Игорю учить его на дежурстве все делать правильно. Игорь иногда срывался, но мы старались все успехи совместного труда отмечать перед детьми. Это изменяло поведение Игоря и мнение детей о нем в положительную сторону. Привлекали Игоря и к наблюдениям за трудом детей, умеющих дружно работать, сохранять доброжелательный тон во взаимоотношениях, обращали его внимание на поведение руководителя группы, предлагали оценить их взаимоотношения. Убеждали в том, что и он тоже сможет дружно работать, старались поддерживать у него устойчивое желание изменить свое поведение. Включали Игоря и для работы в небольшие трудовые группы с теми детьми, которые умели не только трудиться, но и были хорошими организаторами, и в этих случаях он оказывался в подчиненном положении. Учтя любовь Игоря к ручному труду, часто предлагали ему вместе со спокойными детьми изготовлять игрушки. Работая рядом с ними, он становился таким же спокойным, не спорил. Обращали внимание детей на то, что Игорь трудится для всей группы. Мальчик радовался похвале и был доволен, что помог товарищам. К концу года Игорь стал сдержанным, срывы в поведении наблюдались очень редко. Для наших воспитанников привычен еженедельный коллективный труд по уборке групповой комнаты. Дети ждут этого времени, заранее обсуждают, какими видами труда будут заниматься, как лучше распределить обязанности между подгруппами. Мы стали практиковать систематическое проведение бесед о результатах коллективного труда, о том, как дети дежурили в течение недели. Это способствовало формированию у них общественного мнения, установлению правильных взаимоотношений. Однако высказывания некоторых детей носили иногда слишком категоричный характер, и это нас беспокоило. Резкое суждение не только не помогало исправлению недостатков, а даже озлобляло некоторых детей. Поэтому в беседах мы стали обращать внимание на некоторые, пусть даже незначительные, успехи детей, чаще других подвергавшихся критике. Изменить сложившееся мнение о том или ином ребенке оказалось самым сложным, хотя дети и стали сдержаннее в своих высказываниях. Одновременно усилили работу с родителями по трудовому воспитанию в семье.
На одном из родительских собраний попросили отца Тани рассказать о том, как организуется труд девочки в семье. Тане не боятся дома давать в руки молоток, гвозди, учат пользоваться бытовыми приборами, доверяют в своем присутствии работать пылесосом, привлекают к приготовлению некоторых блюд. Это сообщение вызвало острую дискуссию, которая продолжалась и после собрания. Завели папку-передвижку, где под заголовком «Прав ли отец Тани?» родители продолжали обсуждение этой проблемы. Многие подчеркивали важность трудовой деятельности детей для воспитания, высказывали свое мнение о том, какие виды труда для дошкольника наиболее приемлемы в семейных условиях. Эта дискуссия заставила родителей серьезно проанализировать свое отношение к трудовому воспитанию детей. С наступлением весны все дети увлеченно трудились на участке. В возникающих в процессе труда группах приходилось видеть и Игоря в роли руководителя. Не стало резких суждений в оценке труда детей, у них стало проявляться чувство сопереживания, товарищества, желание помочь тому, кто еще не совсем справляется с поручением. Мы убеждены, что индивидуальный подход в трудовом воспитании необходим в отношении всех детей, в том числе и тех, которые уже хорошо владеют трудовыми навыками и умениями! Воспитательный процесс может стать положительным только тогда, когда он целенаправлен, когда используется продуманная система индивидуального подхода, когда осуществляется тесный контакт детского сада с семьей.
Сборник статей "Трудовое воспитание детей дошкольного возраста", сост. Л.В.Русскова, М., 1984. OCR Detskiysad.Ru
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.