СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
А. П. Ульянова, зав. детским садом г. Свердловска № 100
Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.
Для успешного решения задач, предусмотренных программой по трудовому воспитанию дошкольников, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. А. С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.
Мне как заведующей с момента открытия детского учреждения приходится решать много организационных вопросов, связанных с созданием условий для разных видов детской деятельности, в том числе и для трудовой. Ясли-сад № 100 построен в конце 1975 г. в новом микрорайоне. Коллективу с первых дней работы пришлось приложить много усилий для того, чтобы сделать помещения и участки привлекательными и удобными для труда, игры и отдыха детей. Особенно важным для нас было то, чтобы дети, видя ежедневный труд сотрудников и родителей, не оставались в стороне от этой большой работы. Прежде всего на одном из педагогических совещаний мы наметили основные направления в работе с детьми по трудовому воспитанию, конкретные задачи и этапы их выполнения. Важное место в плане мероприятий отвели созданию условий для труда детей. Предусмотрели приобретение и изготовление оборудования, удобное его расположение, оформление и т. д. Затем наметили план повышения теоретических знаний и практических умений всех работников коллектива, совершенствование методики трудового воспитания. И наконец, запланировали работу с родителями, цель которой — убедить их в важности труда как средства воспитания ребенка, формирования его личности. В методическом кабинете подобрали литературу по трудовому воспитанию, разработали конкретные рекомендации по организации и руководству трудовой деятельностью детей, составили для воспитателей всех возрастных групп список инвентаря с указанием его количества, размеров. С воспитателями систематически проводили индивидуальные и групповые консультации, беседы, которые помогали им правильно и более рационально организовывать трудовую деятельность детей с учетом их возрастных особенностей и возможностей. Особенно нужна была педагогам конкретная помощь в организации труда детей по дереву. Главная трудность заключалась в том, что не все наши воспитатели владели теми техническими навыками, которым нужно было обучать детей. Поэтому в детском саду организовали кружок «Умелые руки», руководство которым было поручено воспитателю-методисту Л. С. Чибизовой и воспитателю старшей группы Г. В. Романовой, хорошо владеющим этими навыками. В программу кружка было включено обучение работе с деревом, бумагой, картоном, природным материалом и тканью. Одновременно шла работа по созданию альбома «Работа с деревом», который стал наглядным пособием для воспитателей. В нем были даны последовательность обучения детей навыкам работы, чертежи некоторых поделок. Поскольку хозяйственно-бытовой труд является наиболее распространенным и доступным для детей, мы в первую очередь позаботились о том, чтобы в хозяйственных уголках было все необходимое: тряпочки, щетки, наборы для маленькой хозяйки, метелки, совки. Расположили все это так, чтобы детям было легко и удобно ими пользоваться. Удобно постарались устроить в группах и уголки природы. Например, в старшей группе установили металлическую стенку-решетку. Растения разместили на подставках с крючками, которые легко перемещаются. Это позволило расположить растения на доступной детям высоте, чтобы легче было ухаживать за ними. Здесь же находятся подставка для аквариума, клетки с птицами. В ящиках, приделанных с обеих сторон в нижней части стенки, разместили весь необходимый инвентарь: лейки, рыхлители, ведерки, маленькие тазики, а также в специальном отделении корм для рыб и птиц. Такое расположение уголка природы удобно и тем, что позволяет одновременно работать нескольким детям, не мешая друг другу. В воспитании трудолюбия и формировании трудовых навыков большое значение имеют хорошо оборудованные в старших и подготовительных группах уголки ручного труда. Весь материал и инвентарь для ручного труда мы разместили в закрытых полках секционных шкафов. Организовали работу так, чтобы все дети овладели навыками работы с тканью в том объеме, который предусмотрен программой подготовительной к школе группы. Для шитья приобрели иглы средней длины и толщины, с широким ушком и нитки. Дети принесли лоскутки тканей: ситец, сатин, фланель. На занятиях по конструированию изготовили индивидуальные игольницы-книжки, украсили их аппликацией. Каждый ребенок знал свою игольницу и после работы обязательно убирал в нее иглу, а воспитатель проверял все игольницы. С первых занятий приучали детей соблюдать правила пользования ножницами и иголкой. Воспитатели изготовили специальные пособия (по числу детей) для ознакомления с различными швами — пластинки из тонкого оргстекла длиной 25—30 см, шириной 5—7 см, с отверстиями. На таких пластинках удобно показывать приемы выполнения швов. Для подготовительных к школе групп учащиеся старших классов школы № 145 на уроках труда изготовили наборы столярных инструментов. Для работы с деревом в зимнее время в приемных комнатах с помощью шефов оборудовали столы-верстаки с резиновым покрытием (типа резиновых ковриков), сделали дневное освещение. Летом работа детей с деревом организуется на участке. Дети быстро научились пользоваться маленькими лучковыми пилами, молотками, отвертками, клещами, шилом. Они серьезно и бережно относятся к инструментам, приучаются держать их в полном порядке. Работа в уголках ручного труда всегда радует ребят своими результатами. А мы старались сделать их деятельность общественно полезной. Несколько раз за помощью к детям подготовительной группы обращался наш завхоз, просил пришить оторвавшиеся пуговицы к халатам, петли к полотенцам. Воспитатели дают возможность самостоятельно подобрать пуговицы, нитки по цвету халатов. Дети всегда стараются аккуратно сделать работу. Во всех старших и подготовительных к школе группах знают дети нашего завхоза и всегда охотно помогают. Не менее рады были дети, когда сами делали ящики для посадок. Первый ящик сколотил воспитатель, прося их подержать дощечки, помочь подобрать по размеру, отобрать гвозди нужной величины. А затем дети сами стали их делать. В изготовленных ящиках посеяли овес, посадили лук, часть ящиков подарили малышам. Ухаживали за посадками очень старательно и всегда с гордостью отмечали, что и овес, и лук выросли в ящиках, которые они сделали сами.
Дети изготавливали и кукольную мебель, и кораблики из коры деревьев, и автомашины, играли с ними сами, дарили малышам. Очень много поделок изготавливают дети из различного материала как сувениры и подарки родителям, работникам детского сада и нашим гостям. Систематическая самостоятельная работа в уголке ручного труда, организованная педагогами, работа с деревом способствовали развитию у ребят сообразительности, ловкости, ручных умений. Широко использует наш педагогический коллектив как средство воспитания труд детей на участке. Об изготовлении необходимого оборудования мы договорились с шефами и комсомольцами школы № 145. За короткое время ими были сделаны (для детей и взрослых) носилки, лопаты, движки, щиты для изготовления барьеров. В конце марта и в начале апреля воспитатели вместе со старшими детьми проводят осмотр цветников и огорода, очищают цветники и клумбы от прошлогоднего мусора. Вместе с воспитателями дети готовят участок к весеннему севу, проверяют наличие и состояние инвентаря. Одновременно мы разъясняем родителям важность трудового воспитания ребенка для всестороннего развития, ищем поддержки, вызываем желание продолжать работу совместно. Организуем для них консультации, дни открытых дверей, устраиваем выставки детских поделок, оформляем тематические выставки «О труде ребенка в семье», «О трудовых обязанностях детей» и т. д. Слаженный ритм работы, атмосфера творческого труда, доброжелательные отношения между воспитателями и родителями стали необходимым и признанным условием воспитания детей в нашем дошкольном учреждении.
Сборник статей "Трудовое воспитание детей дошкольного возраста", сост. Л.В.Русскова, М., 1984. OCR Detskiysad.Ru
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.