ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЗНАЧИМОСТИ ТРУДА ВЗРОСЛЫХ
В. И. Логинова, зав. кафедрой дошкольной педагогики ЛГПИ имени А. И. Герцена
В теории и практике дошкольного воспитания формированию у детей знаний о труде советских людей, доступного понимания его роли в жизни людей придается особое значение. Именно эта задача — формировать представления об общественной значимости труда людей — оказывается чрезвычайно важной. Она выдвигается «Программой воспитания в детском саду» как ведущая. О необходимости ее решения в процессе формирования знаний о труде писали Н. К. Крупская, А. П. Усова, А. В. Запорожец, А. М. Леушина, В. Г. Нечаева и др.
Результаты изучения состояния трудового воспитания в ряде областей показывают, что дети старшего дошкольного возраста располагают знанием лишь отдельных фактов из области того или иного вида труда, в большинстве случаев не понимают роли труда в жизни людей. Не обеспечивается в должной мере и воспитание у детей бережного отношения к вещам как результату труда, уважения к нему.
Представления об общественной значимости труда по своему содержанию сложны, они включают знания о различных результатах труда, удовлетворяющих самые разнообразные потребности людей. Весьма значителен и объем содержания этих представлений, что делает сложным их обобщение, затрудняет формирование понимания значимости труда для общества. Формирование обобщенных представлений о значимости труда взрослых требует наличия у детей прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное назначение — удовлетворять ту или иную потребность. Следовательно, знание назначения вещи позволяет ребенку понять конкретную ценность каждого процесса (мытья посуды, шитья шапочки, приготовления котлет, стирки одежды и т. д.). На основе конкретных представлений о результативности отдельных процессов труда можно формировать обобщенные представления о необходимости того или иного вида деятельности человека определенной профессии: няня вымыла посуду — посуда чистая; накрыла столы к обеду — можно есть; приготовила кровати — можно детям ложиться спать и т. д., т. е. няня заботится о детях в отсутствие родителей. Повар готовит суп, котлеты, компот — заботится о том, чтобы все были сыты. Портниха шьет платья, пальто и т. д.— заботится о том, чтобы у всех была одежда. Такие представления позволяют сформировать отношение к конкретным людям, представителям той или иной профессии, бережное отношение к результатам их труда.
На основе этих первичных обобщений возможно формировать более сложные представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей. Отсюда возможно более сложное обобщение: труд — проявление заботы людей друг о друге. Освоение детьми такого обобщения дает возможность при последующей работе каждый новый вид деятельности взрослых рассматривать с этих позиций и воспитывать правильное отношение к работе и к людям, ее исполняющим. Это высокий уровень обобщений, и он доступен лишь детям старшего дошкольного возраста при условии формирования всех предшествующих представлений в младшем и среднем дошкольном возрасте.
Как видим, работа по формированию представлений об общественной значимости труда должна вестись последовательно. Первый этап — обучение детей умению видеть результат в каждом процессе труда, ожидать его появления, понимать, для чего он нужен.
Многие воспитатели не совсем правильно понимают формулировку программы по ознакомлению детей с трудом взрослых в двух младших группах: «Знать, кто работает в детском саду и что он делает». Они считают, что главное требование состоит в том, чтобы показать сам процесс труда человека, не акцентируя внимания на его результате. Результат труда, его значение в этом случае не осознаются детьми. Как показали наблюдения, трехлетние дети в детских садах Ленинграда, Иркутска и других городов и областей в подавляющем большинстве случаев (до 90%) не могут вычленить результат труда, ответить на вопросы, что сделала няня (например, вымыла посуду), и в то же время узнают процесс труда (моет чашки, тарелки). Вопросы более конкретные (например, зачем она моет, какие будут чашки) оставались в большинстве случаев без ответа. Это свидетельствует о том, что при ознакомлении с трудом не делается должного акцента на формировании знаний о наиболее существенной его стороне — достижении результата, а дети самостоятельно не могут установить связь между процессом труда, который сам по себе привлекает динамичностью, и его результатом. Чтобы научить детей видеть направленность труда на достижение результата, целесообразно при организации наблюдений за работой взрослых использовать следующие приемы: 1. Создавать ситуации, когда у детей появляется потребность в предметах, которых не оказалось в наличии. Например, у новой куклы, которую дети хотят взять на прогулку, не оказалось шапочки, значит, ее нельзя взять с собой, она озябнет. Такая «проблемная» ситуация направит внимание детей на поиск нужного предмета.
2. Создавать нужный предмет в присутствии детей (в данном случае шить шапочку, которой нет и потребность в которой выявлена). Ожидание появления нужного предмета вызывает у детей активную направленность внимания на результат труда, ожидание этого результата, что позволяет связать трудовой процесс с его результатом — получением нужного предмета. 3. Использовать созданную на глазах у детей вещь в соответствии с ее назначением и потребностями детей (кукле надели шапочку, кукле тепло, и дети могут взять ее на прогулку).
В первой и второй младших группах такие приемы способствуют формированию у детей устойчивой направленности на ожидание результата (что будет, что получится), формируют умение его вычленять, называть. У малышей появляется бережное отношение к созданным предметам, которое они часто высказывают: «Я не буду бросать шапочку»; «Ломать корзиночку нельзя, ее тетя Тоня сделала: в магазин ходить, конфеты класть». Дети трех лет начинают наблюдать трудовой процесс по своей инициативе, стремятся дождаться результата, спрашивают, что получится. Освоение знаний о результатах труда, представленных вещественным продуктом,— посильная задача для детей младших групп. Эти знания оказываются важными для формирования интереса к труду, бережного отношения к результатам. Накопленные представления объединяются по разным направлениям: 1. Обобщаются трудовые процессы в определенный вид труда, который выполняет человек одной профессии (няня, повар, шофер и др.), и на этой основе формируются более общие представления о труде этого человека (няня моет посуду, пол, накрывает на столы, ставит раскладушки, помогает детям одеваться на прогулку и т. д.; повар варит суп, делает котлеты, пирожки, варит кисель, делает салаты и т. п.; шоферы привозят в нужные места разные вещи или людей). 2. Обобщаются представления о результатах труда, получаемых в разнообразных трудовых процессах, о их значении и на этой основе формируются более общие представления о ценности вида деятельности человека данной профессии. Эффективными здесь являются следующие методы и приемы: наблюдения за разными трудовыми процессами одного вида труда с акцентом на результат; повторность наблюдений, позволяющая формировать отчетливые знания о процессе достижения результатов труда и их значимости; игры-занятия, повторяющие тот или иной труд («Вымоем куклам посуду» и др.), и обобщающие беседы, проводимые с широким использованием наглядности. У детей среднего дошкольного возраста формируется способность высказать более широкое суждение о значимости отдельных видов труда, обосновать их необходимость и свое отношение к ним: «Няня нужна, потому что она все делает нам: кровати ставит, чтобы отдыхали, моет чашки, чтобы чистые были, чтобы мы ели, когда надо. Чтобы не болели, чтобы хорошо росли. Чтобы везде было чисто. Няне надо помогать, чтобы она не уставала. Я помогаю няне». Обобщение: няня нужна, чтобы дети не болели,— опирается на конкретные знания о трудовых процессах и их результатах. На этом этапе углубляется интерес к труду людей, что отражается в возникающем у детей желании принять участие в труде, в появлении игр в «няню», «повара», «дворника» и т. д.
Третий этап (старшая и подготовительная к школе группы) — формирование обобщенных представлений о значении труда на основе знаний большого количества его видов, разнообразия и ценности его результатов для людей. Здесь широко используется наряду с наблюдениями и опосредованное ознакомление детей с разными видами труда по производству самых различных вещей, материалов, с их взаимозависимостью. В это время фактически осуществляется ознакомление с общественным разделением труда и показывается роль разных его видов в удовлетворении потребностей человека. Например, чтобы сшить платье, нужна ткань; чтобы ее сделать, нужен хлопок. Одни люди выращивают хлопок, другие делают ткань, третьи шьют одежду. Продавцы продают готовые вещи и заботятся, чтобы человек мог выбрать и купить то, что нужно. На основе таких знаний дети способны усвоить обобщенное понимание необходимости разных видов труда, значения их для людей, необходимости труда вообще. Дети шести-семи лет делают вывод: «Все нужны, всем надо трудиться. Без портнихи нельзя: тогда не будет платьев и пальто. Ведь другие не умеют шить одежду. А шоферы нужны, чтобы что-нибудь привезти в магазин: одежду, молоко. Все пользу дают»; «Всем надо трудиться. Если б не трудились люди, то ничего бы не было — ни хлеба, ни стали, ни одежды. Тогда из чего машины делать, если стали нет? И машин бы не было. Все трудятся. Надо хорошо работать». Эти высказывания свидетельствуют о доступности детям достаточно высокого уровня обобщения знаний об общественной значимости труда людей, осознанности их. Наибольший эффект для формирования представлений об общественной значимости труда, особенно в младшей и средней группах, дает ознакомление с такими видами труда, в ходе которых создаются или преобразуются предметы, выступающие как средство удовлетворения элементарных жизненных потребностей детей и взрослых. Следовательно, чтобы выполнить требование программы о формировании представлений об общественной значимости труда, необходимо отобрать те виды труда, в которых представлен вещественный его результат. У детей должны быть сформированы прочные и осознанные знания, во-первых, об отдельных трудовых процессах и их результатах, во-вторых, о процессах, входящих в тот или иной вид труда. А это требует не только систематичности и повторности наблюдений, но и последовательности в усложнении содержания работы, других ее форм.
Сборник статей "Трудовое воспитание детей дошкольного возраста", сост. Л.В.Русскова, М., 1984. OCR Detskiysad.Ru
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.