Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Развитие речи >>

Методические требования к рассказыванию или чтению книг детям


О. И. Соловьева. "Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду"
Издательство «Просвещение», М., 1966 г.
Приведено с сокращениями
OCR Detskiysad.Ru

Основная задача воспитателя во время художественного чтения или рассказывания — обеспечить полноценное восприятие детьми литературного произведения. Все должно быть направлено к этой цели: и выразительность передачи, и организация детей, и методические приемы проведения занятий.
Все дети непосредственно, живо воспринимают художественное произведение, но они по-разному выражают свое отношение к тому, что им читают. Это зависит от возраста, от индивидуального склада характера, от содержания произведения.
Трех-, четырехлетние малыши слушают молча, увлеченно, по окончании часто просят: «Еще, еще!» Они могут и любят слушать одно и то же много раз подряд.
Когда воспитатель читает знакомые детям стихи, рассказывает уж известные сказки, многие дети начинают приговаривать повторяющийся текст: «Тянут-потянут, тянут-потянут, вытянули репку»,— повторяют они вместе с воспитателем заключительные слова сказки.
Если содержание прочитанного напоминает детям аналогичные факты из их собственной жизни, то некоторые малыши сразу же после чтения заявляют об этом. «А я тоже ходила с мамой на праздник!.. И я... И я...»,— говорят дети после чтения произведения Н. Забилы «Ясочка на празднике».
Дети пяти-шести лет горячо переживают все события, которые происходят с их любимыми героями. Они волнуются, когда герой попадает в беду: маленькие руки сжимаются в кулаки, когда временно торжествует зло; радостные улыбки, возгласы приветствуют победу героя над злом и несправедливостью.
Ярко проявляется эмоциональность восприятия детьми пяти-шести лет таких произведений, в которых есть напряженные, даже драматические места, как например в «Рассказе о неизвестном герое» С. Маршака, в народной сказке «О серебряном блюдечке и наливном яблочке», в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Дети замирают, впиваясь взглядом в чтеца; когда же напряжение ослабевает, они облегченно вздыхают, радостно переглядываются, иной раз наиболее экспансивные дети шепотом высказывают свое отношение или оценку.
Чутко и живо реагируют дети на юмор: они улыбаются, заразительно смеются, повторяя отдельные слова или выражения.
Было бы неправильно запрещать детям такие проявления, ведь в этом отражается непосредственное эмоциональное воздействие художественного произведения; с другой стороны — это доказательство того, что воспитатель выразительно, увлекательно читал. Необходимо всегда иметь в виду особенности восприятия маленьких слушателей, когда воспитатель готовится к чтению, когда он составляет план занятия.
Выбрав из списка программы произведение для чтения детям, воспитатель должен постараться воспринять его с точки зрения детей и решить, все ли в содержании и языке будет понятно детям. Если воспитатель предполагает, что отдельные выражения, слова дети не поймут и это будет служить препятствием к восприятию замысла автора, тогда необходимо пояснить непонятное слово таким приемом: во время рассказывания, не останавливаясь, пояснить новое слово синонимом или краткой фразой.
Например, в рассказе Л. Воронковой «Как Аленка разбила зеркало» (из книги «Золотые ключики») встречается слово «калужинка»; оно может быть не всем понятно; при чтении этого места воспитатель рядом со словом «калужинка» может поставить поясняющее слово «лужица».
Если отдельные незнакомые детям слова и понятия не помешают им воспринять основную мысль автора, то и не следует объяснять им эти слова. Что получилось бы, если бы воспитатель задался целью объяснить все незнакомые детям слова в «Сказке о рыбаке и рыбке» Пушкина? Таких слов немало: откуп, пряха, корысть, черная крестьянка, столбовая дворянка, соболья душегрейка, парчевая кичка, чупрун, пряник печатный, палаты, очи, дерзнуть, молвить, жемчуга огрузили шею и т. д. Многие из этих понятий совершенно недоступны детям, так как они связаны с далекой от нас исторической эпохой. Однако и без объяснения -этих слов сюжет сказки, характеры старика и злой, жадной старухи, их взаимоотношения детьми воспринимаются очень живо: все они сочувствуют старику; старуха вызывает у всех отрицательное отношение из-за своей ненасытной жадности и корыстолюбия. Произведения великих поэтов постепенно раскрываются человеку по мере того, как он сам духовно растет. Сказку Пушкина с увлечением слушают шестилетние дети, ею зачитываются школьники, только что овладевшие грамотой, старшеклассники более сознательно воспринимают и нравственную идею сказки, и богатство ее народного языка.
Объяснять детям дошкольного возраста образные выражения нет надобности, так как взятые отдельно от текста слова теряют свое образное значение, а в контексте и в выразительном чтении дети их правильно понимают. Права Е. И. Тихеева, которая говорила, что «Лучше недообъяснить, чем переобъяснить».
В некоторых случаях детей нужно подготовить к восприятию литературного произведения: обратиться к их личному опыту, чтобы вызвать в памяти соответствующие впечатления и наблюдения, или предварительно рассказать о фактах и явлениях, которые послужили сюжетом произведения, показать картины, связанные с содержанием произведения. Так, например, воспитательница средней группы решила прочитать детям рассказ К. Д. Ушинского «Курица и цыплята». Прежде чем начать чтение, она задает детям вопросы: «Дети, кто из вас видел цыплят? Какие они? А кто видел утят? Кто плавает по воде — цыплята или утята?» Эта вступительная беседа способствует тому, что дети увлекаются уже завязкой рассказа, они с нетерпением ждут, что произойдет с утиным выводком и с курицей. Картина на берегу пруда ярко встает перед их глазами.
Стихотворение Е. Трутневой «Салют» детям — жителям Москвы — близко и понятно, так как они видят салюты, знают Кремль. Но у детей, не видевших салют, это стихотворение не вызовет в воображений ярких зрительных образов, можно предварительно показать им красочную репродукцию картины, изображающей салют (например, «Москва салютует» Юона), и тогда восприятие стихотворения обогатится.
В ходе чтения или рассказывания не следует отвлекать детей объяснениями, вопросами, замечаниями.
Чтобы удовлетворить естественное желание детей еще раз прослушать то, что им понравилось, воспитатель может два и три раза прочитать произведение, если оно невелико, или же повторить отдельные наиболее яркие места.

Рассказывание сказки

В младшей группе по окончании рассказывания сказки рекомендуется предложить детям повторить отдельные места сказки.
Например, дети прослушали сказку «Три медведя» Л. Н. Толстого. Воспитатель спрашивает детей: «Что сказал медведь Михаил Иванович, когда увидел свою чашку?» Дети вместе повторяют, стараясь подражать воспитателю, который говорил низким голосом: «Кто хлебал из моей чашки?» — «А как спрашивала Настасья Петровна? Как спросил Мишутка?» Затем воспитатель предлагает повторить вопросы медведей о стульях и кроватях.
Если в сказке герой поет песенку, можно предложить детям повторить эту песенку. В первое время, когда дети еще не привыкли отвечать по одному, воспитатель и не требует индивидуальных ответов: он чередует ответы хоровые и индивидуальные.
Сначала на вопрос педагога все дети отвечают вместе, а потом предлагается одному кому-либо повторить слова действующего лица. «Как закричал Мишутка, когда увидел на своей кровати девочку?» Дети отвечают вместе: «Кто ложился на мою кровать?» — «Сережа, скажи, как закричал Мишутка» — и т. д.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +