Основная задача воспитателя во время художественного чтения или рассказывания — обеспечить полноценное восприятие детьми литературного произведения. Все должно быть направлено к этой цели: и выразительность передачи, и организация детей, и методические приемы проведения занятий.
Все дети непосредственно, живо воспринимают художественное произведение, но они по-разному выражают свое отношение к тому, что им читают. Это зависит от возраста, от индивидуального склада характера, от содержания произведения.
Трех-, четырехлетние малыши слушают молча, увлеченно, по окончании часто просят: «Еще, еще!» Они могут и любят слушать одно и то же много раз подряд.
Когда воспитатель читает знакомые детям стихи, рассказывает уж известные сказки, многие дети начинают приговаривать повторяющийся текст: «Тянут-потянут, тянут-потянут, вытянули репку»,— повторяют они вместе с воспитателем заключительные слова сказки.
Если содержание прочитанного напоминает детям аналогичные факты из их собственной жизни, то некоторые малыши сразу же после чтения заявляют об этом. «А я тоже ходила с мамой на праздник!.. И я... И я...»,— говорят дети после чтения произведения Н. Забилы «Ясочка на празднике».
Дети пяти-шести лет горячо переживают все события, которые происходят с их любимыми героями. Они волнуются, когда герой попадает в беду: маленькие руки сжимаются в кулаки, когда временно торжествует зло; радостные улыбки, возгласы приветствуют победу героя над злом и несправедливостью.
Ярко проявляется эмоциональность восприятия детьми пяти-шести лет таких произведений, в которых есть напряженные, даже драматические места, как например в «Рассказе о неизвестном герое» С. Маршака, в народной сказке «О серебряном блюдечке и наливном яблочке», в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Дети замирают, впиваясь взглядом в чтеца; когда же напряжение ослабевает, они облегченно вздыхают, радостно переглядываются, иной раз наиболее экспансивные дети шепотом высказывают свое отношение или оценку.
Чутко и живо реагируют дети на юмор: они улыбаются, заразительно смеются, повторяя отдельные слова или выражения.
Было бы неправильно запрещать детям такие проявления, ведь в этом отражается непосредственное эмоциональное воздействие художественного произведения; с другой стороны — это доказательство того, что воспитатель выразительно, увлекательно читал.
Необходимо всегда иметь в виду особенности восприятия маленьких слушателей, когда воспитатель готовится к чтению, когда он составляет план занятия.
Выбрав из списка программы произведение для чтения детям, воспитатель должен постараться воспринять его с точки зрения детей и решить, все ли в содержании и языке будет понятно детям. Если воспитатель предполагает, что отдельные выражения, слова дети не поймут и это будет служить препятствием к восприятию замысла автора, тогда необходимо пояснить непонятное слово таким приемом: во время рассказывания, не останавливаясь, пояснить новое слово синонимом или краткой фразой. Например, в рассказе Л. Воронковой «Как Аленка разбила зеркало» (из книги «Золотые ключики») встречается слово «калужинка»; оно может быть не всем понятно; при чтении этого места воспитатель рядом со словом «калужинка» может поставить поясняющее слово «лужица».
Если отдельные незнакомые детям слова и понятия не помешают им воспринять основную мысль автора, то и не следует объяснять им эти слова. Что получилось бы, если бы воспитатель задался целью объяснить все незнакомые детям слова в «Сказке о рыбаке и рыбке» Пушкина? Таких слов немало: откуп, пряха, корысть, черная крестьянка, столбовая дворянка, соболья душегрейка, парчевая кичка, чупрун, пряник печатный, палаты, очи, дерзнуть, молвить, жемчуга огрузили шею и т. д. Многие из этих понятий совершенно недоступны детям, так как они связаны с далекой от нас исторической эпохой. Однако и без объяснения -этих слов сюжет сказки, характеры старика и злой, жадной старухи, их взаимоотношения детьми воспринимаются очень живо: все они сочувствуют старику; старуха вызывает у всех отрицательное отношение из-за своей ненасытной жадности и корыстолюбия.
Произведения великих поэтов постепенно раскрываются человеку по мере того, как он сам духовно растет. Сказку Пушкина с увлечением слушают шестилетние дети, ею зачитываются школьники, только что овладевшие грамотой, старшеклассники более сознательно воспринимают и нравственную идею сказки, и богатство ее народного языка.
Объяснять детям дошкольного возраста образные выражения нет надобности, так как взятые отдельно от текста слова теряют свое образное значение, а в контексте и в выразительном чтении дети их правильно понимают. Права Е. И. Тихеева, которая говорила, что «Лучше недообъяснить, чем переобъяснить».
В некоторых случаях детей нужно подготовить к восприятию литературного произведения: обратиться к их личному опыту, чтобы вызвать в памяти соответствующие впечатления и наблюдения, или предварительно рассказать о фактах и явлениях, которые послужили сюжетом произведения, показать картины, связанные с содержанием произведения. Так, например, воспитательница средней группы решила прочитать детям рассказ К. Д. Ушинского «Курица и цыплята». Прежде чем начать чтение, она задает детям вопросы: «Дети, кто из вас видел цыплят? Какие они? А кто видел утят? Кто плавает по воде — цыплята или утята?» Эта вступительная беседа способствует тому, что дети увлекаются уже завязкой рассказа, они с нетерпением ждут, что произойдет с утиным выводком и с курицей. Картина на берегу пруда ярко встает перед их глазами.
Стихотворение Е. Трутневой «Салют» детям — жителям Москвы — близко и понятно, так как они видят салюты, знают Кремль. Но у детей, не видевших салют, это стихотворение не вызовет в воображений ярких зрительных образов, можно предварительно показать им красочную репродукцию картины, изображающей салют (например, «Москва салютует» Юона), и тогда восприятие стихотворения обогатится.
В ходе чтения или рассказывания не следует отвлекать детей объяснениями, вопросами, замечаниями.
Чтобы удовлетворить естественное желание детей еще раз прослушать то, что им понравилось, воспитатель может два и три раза прочитать произведение, если оно невелико, или же повторить отдельные наиболее яркие места.
Рассказывание сказки
В младшей группе по окончании рассказывания сказки рекомендуется предложить детям повторить отдельные места сказки.
Например, дети прослушали сказку «Три медведя» Л. Н. Толстого. Воспитатель спрашивает детей: «Что сказал медведь Михаил Иванович, когда увидел свою чашку?» Дети вместе повторяют, стараясь подражать воспитателю, который говорил низким голосом: «Кто хлебал из моей чашки?» — «А как спрашивала Настасья Петровна? Как спросил Мишутка?» Затем воспитатель предлагает повторить вопросы медведей о стульях и кроватях. Если в сказке герой поет песенку, можно предложить детям повторить эту песенку. В первое время, когда дети еще не привыкли отвечать по одному, воспитатель и не требует индивидуальных ответов: он чередует ответы хоровые и индивидуальные. Сначала на вопрос педагога все дети отвечают вместе, а потом предлагается одному кому-либо повторить слова действующего лица. «Как закричал Мишутка, когда увидел на своей кровати девочку?» Дети отвечают вместе: «Кто ложился на мою кровать?» — «Сережа, скажи, как закричал Мишутка» — и т. д.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.