Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Развитие речи >>

Пути исправления грамматических ошибок и формирование грамматической правильности речи


О. И. Соловьева. "Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду"
Издательство «Просвещение», М., 1966 г.
Приведено с сокращениями
OCR Detskiysad.Ru

1. Ребенок должен слышать грамматически правильную речь, потому что он подражает речи окружающих. Если взрослые говорят неправильно, то и ребенок будет говорить так же. В детском саду ребенок должен слышать речь, отвечающую грамматическим нормам русского литературного языка. Прежде всего речь воспитателя оказывает огромное влияние на развитие речи детей, и постоянная забота воспитателя о культуре собственной речи — неотъемлемая часть совершенствования педагогического мастерства.
2. Требуется постоянное внимание к грамматической стороне речи детей и исправление ошибок в ней. Это необходимо для того, чтобы дети усвоили правильные грамматические формы; в то же время исправление ошибок способствует тому, что дети начинают осознавать, как надо правильно говорить. Следовательно, исправлять ошибки детей надо так, чтобы ребенок различал, как он сам говорит и как воспитатель; если ребенок замечает, осознает две формы слова — неправильную и правильную, то он и сам сможет исправить ошибку; во всяком случае он будет стараться говорить правильно.
Воспитатель, заметив ошибку в речи ребенка, прежде чем исправлять ее, должен подумать, сможет ли ребенок в данный момент отвлечься от содержания речи и обратить внимание на форму слова.
На занятиях это происходит успешнее всего; вне занятий не всегда обстановка благоприятна для исправления ошибки. Когда ребенок находится в состоянии эмоционального подъема или возбуждения, например в творческой игре, исправлять ошибки бесполезно.
При исправлении ошибки не следует повторять ее, а нужно предложить ребенку послушать, как надо правильно говорить, предупредив его о том, что он сказал неверно; пусть ребенок повторит за воспитателем правильное слово или предложение. После одного замечания ребенок, возможно, не станет говорить правильно; языковые привычки создаются в процессе многократного повторения, нужны напоминания, а иногда и специальные упражнения.
3. В тех случаях, когда какие-либо грамматические ошибки широко распространены в речи детей группы, следует проводить специальные дидактические игры или дидактические упражнения.
Педагогические требования к применению специальных игр и упражнений:
1) выбор дидактической игры или упражнения обосновывается жизненной необходимостью упражнять детей в том, чем они еще плохо владеют;
2) воспитатель каждый раз должен ясно видеть дидактическую задачу, т. е. то, чему он намерен учить детей (например, дидактическая игра на усвоение среднего рода имен существительных или на усвоение правильных окончаний имен существительных множественного числа в родительном падеже, дидактическое упражнение на усвоение форм глаголов и т. п.);
3) материал для упражнения следует подбирать так, чтобы в нем были не только слова одной грамматической формы или одной грамматической категории, в которых дети делают ошибки, но и близкие к ним формы и категории, уже усвоенные детьми.
Например, если дети делают ошибки в среднем роде имен существительных, то для дидактической игры нужно подобрать слова не только среднего рода, но и женского и мужского рода, чтобы дети имели возможность сопоставить, сравнить, выделить слова среднего рода и среди других имен существительных и почувствовать особенности этих слов, дифференцировать слова среднего рода. Это, конечно, делается детьми практически — ребенок называет: голубое платье, но голубая лента или голубой шарф;
4) материал дидактической игры должен быть хорошо знаком детям, слова должны вызывать конкретные, знакомые образы, сама дидактическая игра должна будить мысль ребенка;
5) в дидактических играх желательно использовать наглядный материал: игрушки, картинки и т. п.;
6) как и всякая дидактическая игра, специальные упражнения на формирование грамматической правильности речи проводятся живо, интересно для детей; игровое начало — залог успешного усвоения.
Приводим описание некоторых дидактических игр.
Дидактические игры на усвоение среднего рода имен существительных.
«Чудесный мешочек» (для детей 3—4 лет)
В мешочек кладутся дидактические и другие игрушки, например цветные деревянные кольца, шарики, яйца и мисочки.
Воспитательница по одному вызывает детей. Она предлагает вынуть из мешочка игрушку и назвать ее с указанием цвета (можно и размера, если в мешочек положить игрушки двух размеров). Надо иметь в виду, что называть дети должны так: голубое кольцо или голубой шарик. Если же дети скажут: шарик голубого цвета, то упражнение потеряет свой смысл, так как прилагательное «голубой» будет каждый раз согласовано со словом «цвет» (мужского рода), а нужно, чтобы дети согласовывали прилагательное с названием игрушки.
«Опиши картинку» (для детей 5—6 лет)
Подбираются предметные картинки (цветные): дерево, яблоко, груша, лимон, платье, шапка, фартук, полотенце, рубашка, ведро, кастрюля, чайник, окно, дверь, дом, колесо, велосипед. Воспитательница раскладывает на столе картинки обратной стороной кверху. Ребенок по вызову подходит к столу, берет картинку и называет:
— Яблоко.
— Какое?
— Большое, красноватое, спелое.
Затем определяет, к какой категории предметов относится яблоко, т. е. что это: одежда, белье, часть машины (колесо) и т. д. В начале занятия воспитатель дает указания, что должны делать или говорить дети, или сам для образца берет картинку и описывает, называя качество изображенного предмета.
Дидактическая игра на усвоение разных типов окончаний имен существительных множественного числа в винительном падеже.
«Угадай, где я был (была)» (для детей 6 лет)
Игра проводится тогда, когда у детей накопились сведения о различных представителях животного мира. По вызову воспитателя дети сообщают, кого они видели (кормили, ловили), а все угадывают, где это происходило. Например:
Я видел слонов и тигров.— В зоопарке.
Я видела белок и ежей.— В лесу.
Я видел коров и телят.— В колхозе (на ферме).
Я ловил бабочек и стрекоз.— В парке (на лугу, в саду).
Я кормил кур и цыплят.— В колхозе (на птицеферме).
Я видел львов и обезьян.— В зоопарке.
Эта игра интересна детям не столько тем, что в ней надо отгадывать, сколько необходимостью загадывать. Воспитатель должен объяснить детям, что называть животных нужно во множественном числе. «В этой игре такое правило: вы должны сказать, что видели много животных, а не одно». В случае необходимости воспитатель исправляет высказывания детей и с точки зрения грамматического строя, и по содержанию.
В этой игре встретятся имена существительные множественного числа со всеми типами окончаний в винительном падеже.
Дидактическая игра с целью закрепления в речи детей правильных форм глагола хотеть.
«Что вы хотите делать?» (для детей 4—6 лет)
Дети ходят по кругу и приговаривают: «Раз, два, три, четыре, пять, мы хотим сейчас играть!» Один ребенок входит в круг и говорит: «Я хочу плясать, а ты хочешь?» (Обращается к кому-либо из детей.) «Хочу»,— отвечает тот.— «Мы хотим плясать». Они исполняют несколько плясовых движений под хлопки товарищей. Затем опять хором повторяют: «Раз, два, три, четыре, пять, мы хотим сейчас играть». Выступает кто-либо из детей, придумывая что-либо новое. Диалог повторяется.
Дидактические игры на усвоение правильных грамматических форм имеются в указаниях к альбому «Говори правильно».
Что касается другой стороны грамматического строя — синтаксиса, то дети совершенствуются в построении предложений в ходе обучения рассказыванию, где требуется излагать мысли в развернутой форме. Особенно большое значение имеет пересказ литературных произведений, которые являются образцом правильной в грамматическом отношении речи.
На всех занятиях (не только на занятиях по родному языку) воспитатель должен следить за речью детей и исправлять грамматические ошибки; особенно это относится к занятиям по счету, где требуется точность речи. На этих занятиях детям приходится пересчитывать и отсчитывать предметы и сопровождать словом эти действия. Нужно следить за тем, чтобы дети правильно изменяли числительные, например к пяти камешкам прибавить два и т. д.

Вопросы для повторения

1. В чем заключается отличие разговора от рассказа?
2. На каких занятиях воспитатель учит детей разговорной (диалогической) речи?
3. Какое значение имеют беседы в ознакомлении детей с окружающим и обучении их родному языку?
4. Как подготовиться к беседе и провести ее?
5. На каких занятиях воспитатель учит детей рассказывать?
6. Какие приемы обучения рассказыванию применяются в детском саду?
7. Какие дидактические игры по обучению детей разговорной речи проводятся в младшей группе?
8. Какие задачи стоят перед воспитателем в области формирования грамматической правильности речи детей?
9. Что необходимо для формирования грамматической правильности речи детей?

Задания

1. Просмотрите занятие-беседу в старшей или подготовительной группах и опишите ее по такому плану: программный материал (взять из конспекта воспитателя), вопросы воспитателя и другие приемы обучения; сколько было вызвано детей, правильно ли отвечали дети на вопросы педагога (примеры неправильных ответов), исправлял ли воспитатель ошибки детей; в чем проявлялась заинтересованность детей занятием. Отметьте положительное в занятии.
2. Проведите «наблюдение и опишите поведение одного ребенка во время беседы: как он себя вел, как реагировал на то, что говорили воспитатель и другие дети, как отвечал, когда его вызывали.
3. Составьте конспект беседы о родном городе (или поселке) для подготовительной группы; конспект беседы об овощах для старшей группы.
4. Разработайте дидактическую игру с куклой для младшей или средней группы по образцу дидактической игры «Встреча новой куклы», но с другим сюжетом (например, «Завтрак куклы», «Кукла на прогулке»). Составьте конспект.
5. Разработайте аналогичную дидактическую игру для смешанной группы.
6. Просмотрите одно-два занятия по обучению рассказыванию (по указанию преподавателя училища); опишите занятие, отметив приемы обучения, приемы воспитательного воздействия, сколько детей было вызвано для рассказывания, качество детских рассказов.
7. Составьте четыре конспекта занятий по картине для каждой возрастной и смешанной группы. Проведите одно занятие по картине.
8. Составьте конспект занятия по пересказу рассказа в средней или старшей группе.
9. Запишите с сохранением особенностей детской речи три рассказа ребенка: один — по картине, другой — пересказ, третий — придуманный ребенком рассказ на тему, предложенную воспитателем с целью развития речи и воображения.
Дайте анализ рассказов по содержанию, по построению (есть ли последовательность), по языку (правильно ли по смыслу ребенок употребляет слова, были ли грамматические ошибки и какие). Какие приемы обучения были применены воспитателем на занятии, когда записывались рассказы детей?

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +