Творческие рассказы — условное название рассказов, которые дети придумывают. Дети способны создать на основе накопленных впечатлений сказку или реалистический рассказ. Развитие воображения у детей — одна из задач воспитания. В детском саду имеются самые благоприятные условия для развития творческого воображения в играх, в изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация), в конструировании.
Придумывание рассказов доступно детям старшего дошкольного возраста, когда они приобрели умение связно излагать свои мысли, когда они накопили уже некоторый жизненны» опыт. Умение придумывать рассказы приобретается детьми тоже в процессе обучения. Приемы обучения и здесь те же: указания к составлению рассказа и образец-рассказ воспитателя, но для решения новой задачи — развития воображения — нужны дополнительные приемы. Чтобы дать направление деятельности воображения детей, им предлагается конкретная тема, близкая жизненному опыту детей и содержащая в себе завязку сюжета: «Как Катя потерялась в зоопарке», «Приключение новой куклы в детском саду». Полезно дать несколько возможных вариантов развития сюжета. Это облегчает детям понимание поставленной перед ними задачи и развивает воображение.
Хорошим упражнением для развития воображения детей является придумывание конца рассказа, начало которого сообщает воспитательница. Она указывает, что каждый должен придумать конец по-своему.
Приводим для примера описания занятий, на которых воспитательницы применили разные приемы обучения детей творческому рассказыванию.
1. Придумывание детьми конца рассказа.
Воспитательница предлагает детям начало рассказа, в котором говорится о том, как мальчик Ваня ходил с папой в лес: «Папа обещал взять Ваню в лес. Ваня с нетерпением ждал этого дня. В воскресенье папа разбудил Ваню пораньше, и они отправились в лес...» Дети, вы придумайте, что увидел мальчик в лесу, и докончите рассказ сами. Повторять рассказы товарищей не надо. Пусть каждый придумает по-своему.
Вова (6 л. 5 мес). Разрешите мне?
Воспитательница. Говори.
Вова. Когда они пришли в лес, мальчик увидел большую поляну. На поляне ррсло много красивых цветов: ромашки, колокольчики, лютики, а где солнце светило больше, там росла земляника. Мальчик набрал земляники полную корзину для мамы и большой букет цветов. А потом они с папой ловили, бабочек. Бабочки были очень красивые: красные, желтые и с разными пятнышками. Потом они отправились домой.
Зина (6 л. 7 мес). В лесу мальчик увидел много деревьев: березу, елку, осину. В лесу солнце светило меньше, потому что росли большие деревья и не пускали солнце. Под деревьями росло много грибов: белые, подосиновые, подберезовые. Папа и мальчик быстро набрали по полной корзине грибов. Папа сказал мальчику, чтобы он послушал, как шумят деревья и как хорошо поют птички. Ваня стоял и наблюдал, как птички порхали с дерева на дерево и пели свои песни. Поздно вечером вернулись папа с мальчиком домой.
Юра. Я сам с папой был в лесу, и мы видели белку.
Воспитательница. Ну расскажи, Юра, как вы с папой увидели белку и как провели день в лесу.
Юра. В лес мы с папой пришли рано утром. Нам очень мало попадалось грибов. Вдруг папа мне говорит: «Посмотри, как часто падают сухие сучки; здесь поблизости белка, она прыгает с дерева на дерево, сухие сучки ломаются». Мне очень захотелось увидеть белку. И я попросил папу остаться здесь и наблюдать. Вскоре я увидел, что что-то мелькает. Папа сказал, что это и есть белка. Вскоре она спустилась ниже с веточки на веточку. Сама она маленькая, рыженькая, а хвост большой, пушистый. Она попрыгала и скрылась. Мне очень жаль, что она так скоро убежала.
2. Придумывание детьми рассказа на тему «Как Сережа помог Наташе».
(Прием обучения: указания в виде вопросов.)
Воспитательница. Дети, сейчас каждый из вас придумает рассказ о том, как мальчик Сережа помог Наташе, которая попала в беду на прогулке. Придумайте, когда это было. Где играла Наташа? Что с ней случилось? Как Сережа помог ей в беде?
Что же может случиться на прогулке? Может быть, Наташа потеряла варежку, или она упала в сугроб, или у нее улетел воздушный шар, а может быть, ей встретилась большая незнакомая собака? Можно придумать по-разному.
На занятии было вызвано 10 человек; каждый дал связный, интересный по содержанию рассказ, дети не повторяли рассказов друг друга.
Вот некоторые из детских рассказов.
Валерик. Это было летом. Наташа взяла щенка и пошла с ним гулять в» двор. Щенок бегал и попал в разбитое стекло и порезал себе лапку. Наташа заплакала. Сережа спросил: «Что ты плачешь?» Наташа: «У меня щенок порезал лапку». Сережа принес бинт и перевязал лапку щенку.
Таня. Это было зимой. Сережа и Наташа взяли с собой санки и стали кататься с горки. Они поехали и упали. Сережа быстро встал, а Наташа себе ушибла руку. Сережа говорит: «Наташа, не плачь! Рука перестанет болеть». Он Наташу поднял, отряхнул пальто от снега, и они стали вместе кататься.
3. Придумывание, продолжения сказки.
Программное содержание занятия: развивать у детей воображение, учить придумывать небольшую сказку, рассказывать связно, последовательно.
Ход занятия.
Воспитательница. Дети, сегодня мы с вами будем придумывать сказку. Сказка называется «Как мишка потерял свои сапожки и как он их нашел». Я придумала начало сказки, а вы, дети, будете придумывать продолжение.
Послушайте начало сказки «Как мишка потерял сапожки и как он их нашел».
Жила в лесу медведица с медвежонком. Мишка был очень любопытный и большой проказник. Но медведица все равно его любила. Она подарила ему красные сапожки. Сапожки очень нравились мишке, он всюду бегал в них и даже не хотел снимать сапожки, когда ложился спать.
Однажды медведица ушла, а мишка захотел выкупаться в речке. Он выкупался, но потерял сапожки.
А вот как он потерял и как потом нашел сапожки, вы, дети, придумайте сами. Миша мог их снять и позабыть, куда положил; и сапожки могла унести сорока. Может быть, ему кто-нибудь помогал искать сапожки. Приводим некоторые из вариантов продолжения сказки, придуманных детьми:
Алеша. Мишка прямо в сапожках влез в воду. А сапожки уплыли по реке. Мишка и не заметил, а когда вылез, заметил: сапожек-то нет! Он решил найти сапожки. И прыгнул обратно в речку. Долго искал. Потом увидел в реке что-то красное. Он подплыл ближе и увидел свои сапожки. Он достал их, надел. Он очень обрадовался и пошел домой.
Женя. Пошел мишка купаться. Снял сапожки и полез в воду. Когда он купался, лиса подкралась, схватила сапожки и унесла. Мишка вылез и видит: нет сапожек. Пошел он их искать. Шел, шел, устал и попросил у лисы отдохнуть у нее в норке. Там он увидел свои сапожки. Отобрал их и пошел домой.
Саша. Когда медведица ушла, мишка пошел на речку. Стал купаться, а сапожки забыл снять. Когда вышел из речки, стал искать сапожки. На берегу стоял слон. Слон спросил: «Что ты, мишка, ищешь?» «Я потерял в речке сапожки»,— сказал мишка. «Здесь неглубоко»,— слон сказал.
Мишка попросил слона, чтобы он поискал сапожки. Слон залез в реку, поискал хоботом и скоро нашел мишкнны сапожки. Мишка обрадовался, и слон был рад.
Ира. Снял мишка сапожки и полез в воду. Сапожки он поставил близко к речке. Они упали и поплыли. Когда мишка искупался, вышел на берег и увидел — нет сапожек. Пошел искать. Идет около речки, устал. Видит пенек. Сел отдохнуть. Попросился у ежика ночевать, рассмотрелся — видит у пенька стоят его сапожки. Под пеньком жил еж. Он тоже купался. Увидел, плывут сапожки, и вытащил их и принес домой. Он отдал их мишке.
Таня. Стал мишка купаться. Забыл снять сапожки. Когда он вылез из виды, посмотрел на ноги. Пошел искать сапожки. Не нашел. Сел на пенек. Пробежала мимо лисичка, а мишка ее спросил: «Лисичка, ты не видела, где мои сапожки?» Лисичка говорит: «Нет». Пошел мишка опять купаться, нырнул. Увидел на дне что-то красное. Он очень обрадовался. Взял сапожки и побежал домой.
В этих рассказах есть логически убедительная сюжетная развязка. Ценно то, что дети не повторяли друг друга, каждый
придумал конец сказки по-своему. Это результат указаний воспитателя, который не ограничился заданием — придумать, как медвежонок потерял и нашел свои сапожки, но и предложил несколько возможных вариантов.
Приведем здесь также сказку «Кошкины именины», которую придумали две шестилетние девочки Люба и Рая и сами разыграли в кукольном театре для малышей. Готовясь к спектаклю, дети советовались с воспитательницей.
Кошка спала, потом проснулась: «Мяу-мяу, я сегодня именинница, надо скорей вставать». Она поднялась, убрала постель, умылась и начала готовить угощенье: торты, конфеты, фрукты. Кошка хлопотала и пела песенку. Потом начали сходиться гости: «Тук, тук, хозяйка дома?» — говорили они. «Пожалуйста, входите!» Гости входили с подарками: «Поздравляем, примите подарочек!» — «Спасибо! Мур-мур! Садитесь за стол, кушать будем». Гости ели, а кошка хлопотала около них.
«Почему нет Михаила Ивановича и Анастасии Петровны с Мишуткой?» — спросила она.
В это время раздался стук и вошла семья медведей.
«Здравствуй, кошечка! Поздравляем тебя! Мишенька, иди, поздравь тетю (Мишка упрямится). Стыдно так вести себя, на тебя смотрят».
Кошка подходит, гладит по голове Мишку и говорит: «Иди, Мишка, я тебе меду дам». Мишка бежит и говорит: «Поздравляю, поздравляю!»
Все едят угощенье, благодарят. Тетя кошка говорит:
«Давайте, потанцуем». Кошка берет бубен, все танцуют и уходят. Кошка говорит: «Хорошо быть именинницей!»
Дидактические игры
Принимая во внимание возрастные особенности дошкольников, можно иногда упражнениям детей в рассказывании придать игровую форму. Это могут быть короткие описания игрушек, открыток и других предметов, включенных в дидактическую игру («Чудесный мешочек», «Почтальон принес почту», «Угадай, что мы задумали», «Магазин» и др.).
Для дидактических игр, где поставлена задача обучать детей рассказыванию, важно подобрать такие объекты, которые выделяются и привлекают детей своим внешним видом, о которых они могут высказать свои суждения.
Можно, например, взять восемь — десять маленьких кукол, одетых в разные костюмы, разных цветов: в платье с фартучком, цветной сарафан с белой кофточкой, пальто и шапочку, штанишки и вышитую рубашечку и т. д., или матрешек разного размера и расцветки, открытки, содержание которых доступно детям.
Дидактическая игра «Угадай, кто это»
Программный материал. Учить детей описывать внешний вид человека, уточнить названия характерных признаков, развивать наблюдательность.
Ход занятия.
Воспитательница. Дети, сегодня я покажу вам новую игру. Она называется «Угадай, кто это».
Воспитательница выбирает водящего, предлагает ему сесть на стул возле себя и закрыть глаза. Затем она подводит другого ребенка к водящему и сама загадывает (дает детям образец описания): «Угадай, кто подошел: это девочка, у нее голубые глаза, светлые вьющиеся волосы, у нее синее платье и белый фартук, она знает много песен и стихов, эта девочка большая лакомка». Водящий по описанию отгадывает, кто подошел к нему.
После этого загадывают сами дети (по очереди).
Если водящий угадал, он идет на место, а тот, кто загадывал, становится водящим. Если водящий ошибся, он должен рассказать скороговорку, стихотворение и т. д.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.