Поскольку усвоение звуковой системы языка определяется развитием речедвигательной сферы и речевого слуха ребенка, необходимо упражнять речевой аппарат и слух детей, используя для этого разнообразные и интересные игры.
У детей еще не сформировалось речевое дыхание, для которого характерен более продолжительный выдох и менее продолжительный вдох. В играх-забавах дети пускают мыльные пузыри, дуют на пушинки, кусочки разноцветной папиросной бумаги, вырезанные в виде бабочек и привязанные к нитке, на легкие шарики из пластмассы и другие легкие предметы. Эти игры оказывают положительное влияние на развитие речевого дыхания.
Проводя эти игры, нужно следить, чтобы дети не поднимали при вдохе плечи и при выдохе втягивали живот (т. е. чтобы они пользовались диафрагмальным дыханием). Дыхательные игры не следует проводить дольше трех минут, во время игр нужно давать детям передышку.
Развитие речевого слуха
Как уже было сказано выше, воспитатель должен развивать речевой слух у детей с той целью, чтобы дети быстро и правильно воспринимали речь, а именно звуковой облик слова. Это важно для понимания смысла слова и предупреждения ошибочного понимания в тех случаях, когда слова имеют незначительные различия в звуковом отношении, но совершенно различны по смыслу (например, осень — озимь). Правильное восприятие звукового состава слова — предпосылка правильного его воспроизведения.
Для развития речевого слуха полезны дидактические игры, в которых перед детьми ставится задача угадать, какое слово произнесено. Эта задача варьируется. Первый вариант: дети угадывают шепотом произнесенное слово, смотря в лицо говорящему, т. е. слуховое восприятие сочетается со зрительным (восприятие движения губ, мимики). Второй вариант: восприятие детьми слова только на слух, не глядя на говорящего.
Эти игры («Угадай, что я сказала») проводятся воспитателем, который отчетливо, внятно произносит слово или короткое предложение. Вызванный ребенок повторяет сказанное педагогом слово.
Небезразличен подбор слов для подобных дидактических игр: воспитатель должен заранее подбирать слова, принимая во внимание следующие соображения: а) значение слова должно быть известно детям, б) необходимо соблюдать принцип от простого к сложному: в первую очередь подбирать слова, не схожие по звуковому составу, а затем близкие по звучанию, но разные по смыслу. Дидактические игры, в которых дети должны, не глядя, угадать, кто говорит («Угадай, кто назвал»), также способствуют развитию речевого слуха, так как заставляют их внимательно вслушиваться в речь говорящего.
Развитие речедвигательного аппарата
Для развития мышц языка и губ полезны разнообразные игры со звукоподражанием. В этих играх воспитательница показывает правильное произношение звука; дети, подражая ей, упражняют органы речи. В звукоподражании не надо добиваться полного совпадения с голосом животного или со звучащим предметом.
Для игр на звукоподражание можно использовать такие звуки в порядке нарастающей трудности артикуляционных движений: автомобиль — би-би-би, трамвай — динь-динь-динь, часы — тик-тик, стучит молоток — тук-тук, поезд — ду-ду или ту-ту, пых-пых, корова — му, овца — бе, кошка — мяу-мяу, собака — ав-ав, ам-ам, курица — ко-ко-ко, кудах-тах-тах (кудах-так-так), цыплята — пи-пи, гусь — га-га, лошадь — и-го-го, кукушка — ку-ку, петух — ку-ка-ре-ку, индюк — абла-бл-бл («болтушка»), утка — кря-кря, свинья — хрю-хрю, кошка — мурр, ежик — фррр, самолет — ррр, будильник — трр-трр, белка — ц-ц-ц (щелкать языком), пчела — з-з-з, жук — ж-ж-ж, воробей — чик-чирик-чик-чирик, ворона — кар-кар, кра-кра.
При подготовке к проведению игры воспитатель должен учитывать, знаком ли детям предмет или животное, характеризуемое этим звуком.
Упражнение звукового аппарата в виде звукоподражания может быть включено в самые разнообразные дидактические игры, например в дидактическую игру «Чудесный мешочек». В мешочек воспитатель кладет игрушки, изображающие животных; вызванный ребенок должен вынуть игрушку из мешочка, назвать ее и показать голосом, как это животное кричит (мычит, лает, квакает и т. д.). Чтобы вовлечь больше детей в игру, следует класть в мешочек больше игрушек (10—12); можно класть две-три однородные игрушки, но в разном виде, например: две собачки — одна черная, другая белая, две кошки с разными бантиками на шее и т. п.
В дидактических играх типа «Угадай, кто это» дети по звукоподражанию должны назвать животное. Вариантов этой игры очень много. Вот несколько игр для младшей группы.
1. Воспитательница. Угадайте, кто так кричит: му-му!
Дети. Корова.
Воспитательница. Мяу-мяу!
Дети. Кошка.
Воспитательница. А сейчас вы мне будете загадывать, я буду угадывать.
Воспитательница, не глядя, показывает детям картинку с изображением животного. Дети подражают голосу животного, а воспитательница «угадывает» и называет, кто это.
2. Одному ребенку предлагают выйти из комнаты. Воспитательница договаривается с детьми, кому они будут подражать; входит водящий; дети хором произносят условленные звуки, и входящий называет животное; за дверь уходит следующий ребенок.
3. На столе вниз изображением разложены предметные картинки; дети по вызову воспитателя подходят к столу, берут любую картинку и подражают голосу изображенного на ней животного; все дети называют это животное и хором повторяют.
Звукоподражание имеет место и в подвижных играх.
«Поезд». Дети изображают звук гудка поезда (ду-ду), подражают стуку колес (та-та, та-та, та-та, та-та), шипению пара (пых-пых или шу-у). Можно игру сопровождать и словами: «по-шел, по-шел», «при-шел, при-шел», причем звук ш подчеркивается, т. е. произносится как двойное ш.
«Воробушки и автомобили». Воробушки прыгают по дорожке и чирикают: чик-чирик, чик-чирик; проезжают автомобили и гудят: би-би, би-би; воробушки убегают с дороги.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.