Дидактические игры широко используются в обучении детей от трех до семи лет как средство закрепления знаний. Дидактическая игра — игровая форма упражнений, без которых нельзя обойтись в обучении. Чтобы дети приобрели знания, умения и навыки, их надо упражнять в этом. Упражнение как простое многократное повторение не вызывает интереса; дети быстро отвлекаются и утомляются. Упражнение, проводимое в игровой форме, совсем по-другому воспринимается детьми: они без усилий, с интересом и даже с удовольствием повторяют нужные действия, слова и т. д.
В дидактических играх закрепляются в памяти детей знания о предметах и соответствующие названия.
В дидактической игре воспитатель должен предусмотреть определенный программный материал, т. е. то, чему дети обучаются. Так, например, дети учатся правильно называть цвет, игрушки, различные предметы посуды, одежды и т. д. Игровая ситуация в этих играх чаще всего заключается в угадывании или загадывании.
В дидактической игре нужно сделать предметом внимания и содержания речи детей именно то, что отвечает цели, поставленной воспитателем. Если мы закрепляем названия определенных предметов, то необходимо подобрать именно эти предметы. Например, на столе мяч, волчок, мишка, матрешка. Воспитатель положил еще башенку. Ребенок должен назвать башенку (для детей младшей группы это новое название).
Если мы закрепляем названия качеств, то эти качества должны быть отчетливо видны детям. Например, воспитатель закрепляет у детей точное название цвета. Он подбирает для дидактической игры «Угадай, что спрятала» несколько однородных предметов разного цвета. На столе шесть флажков: синий, красный, желтый, оранжевый, зеленый, голубой. Воспитатель прячет голубой флажок. Водящий ребенок должен назвать признак предмета.
Дидактический материал, подобранный для игры, должен быть внешне привлекателен; назначение предметов и смысл вопросов должны быть ясны и понятны детям. Количество предметов (и картинок) для дидактических игр в каждой возрастной группе должно быть достаточным для вовлечения в игру всех детей.
В младшей группе дидактической игре обычно отводится все занятие целиком. В. начале занятия воспитатель показывает предметы или картинки, предназначенные для игры, спрашивает о каждом предмете, что это, объясняет содержание игры, дает образец ответа. В средней или старшей группе дидактическая игра включается отдельным элементом в другое занятие по ознакомлению с окружающим (экскурсию или беседу) и ей отводится пять-десять минут. В этом случае игра служит средством закрепления знаний или умений.
Дидактические игры с предметами (или с картинками)
«Посмотри и запомни». На столе раскладываются предметы; вызванный ребенок внимательно осматривает то, что лежит иа столе, затем отворачивается от стола и по памяти называет асе предметы; воспитатель меняет набор предметов и вызывает следующего ребенка.
«Угадай, что спрятали». Воспитатель раскладывает на столе предметы, показывая каждый предмет детям, которые называют, что это; затем вызывает ребенка, который становится спиной к столу; воспитатель убирает один из предметов; ребенок поворачивается к столу, осматривает предметы, угадывает и называет, что спрятал воспитатель.
«Наведи порядок». В этой игре воспитатель учит детей называть предметы и классифицировать их. Для игры подбираются предметы двух-трех категорий; они раскладываются по категориям, а затем воспитатель перекладывает предметы из одной категории в другую и предлагает детям определить, что изменилось, и восстановить порядок.
Во всех этих играх вместо предметов можно взять так называемые предметные картинки нужной категории предметов.
В младшей группе, кроме дидактических игр «Угадай, что спрятали», «Чудесный мешочек» (ребенок вынимает предмет и называет его), проводятся дидактические игры с предметными парными картинками.
«Найди и принеси». Воспитатель раскладывает на видных местах предметные картинки, затем вызывает ребенка, дает ему одну из парных картинок (ребенок должен назвать, что нарисовано) и предлагает по ней найти такую же картинку.
В этой игре, как и в других дидактических играх, возможны различные, более сложные варианты:
1) воспитатель только показывает парную картинку, а ребенок ищет такую же по памяти;
2) вместо картинок воспитатель раскладывает на видных местах предметы, ребенок по картинке должен найти соответствующий предмет.
В старшей и подготовительной к школе группах проводится игра «Угадай, что изменилось». В этой игре воспитатель так комбинирует расположение предметов, чтобы детям пришлось использовать слова: впереди, сзади, сбоку, вверху, внизу, справа, слева и т. п.
Конспект занятия
Дидактическая игра «Что изменилось?» Программный материал — приучать детей подробно отвечать на вопрос, правильно называть предметы домашнего обихода, правильно обозначать местонахождение предметов.
Материалы для игры — игрушки кукольного уголка: стол, кровать, стул, буфет, куклы, посуда чайная, столовая, плита.
Ход занятия.
Когда все дети сели, воспитатель смотрит, всем ли хорошо видно, и начинает объяснение игры.
— Дети! У нас здесь комната для кукол, они здесь спят, обедают и играют за столом, а вот там, поодаль, стоит плита, они там готовят обед. Посмотрите и запомните, как все расположено в кукольной комнате.
Затем задает детям вопросы: что лежит на кровати? Что делает Машенька? Кто сидит у стола? Что стоит на большом столе? Что лежит на столе около плиты?
Если ребенок будет отвечать очень кратко, дать образец, как надо отвечать на вопросы, или вызвать другого ребенка для правильного ответа.
Воспитательница. Теперь, дети, закройте глаза, а я что-то изменю в нашей комнате. Когда я скажу: «Готово!», все внимательно смотрите. Кого я спрошу: «Что изменилось?», тот должен ответить, что он заметил.
Вот, например, беру куклу Машеньку и от плиты переставляю к кровати. Как надо сказать? Правильно надо сказать: «Машенька была у плиты, готовила обед, теперь она у кровати, хочет ложиться спать».
Игра повторяется шесть-семь раз.
Дидактические словесные игры (без предметов) применяются в старшей группе для закрепления знаний, обучения краткому и четкому изложению мысли, воспитания находчивости.
В этих играх воспитатель ставит перед детьми вопросы на известные им темы. Вызванный ребенок должен быстро дать короткий ответ. Воспитатель намеренно повторяет одни и те же вопросы (на которые можно по-разному ответить), но по правилам игры дети должны не повторять прежних ответов, а дать новый. Например, на вопрос, что делает повариха, дети могут ответить по-разному: готовит обед; варит суп; делает котлеты; жарит пирожки. Вопросы воспитателя и ответы детей должны быть краткими, следовать друг за другом без длительных пауз, без дополнительных вопросов. Если это правило не соблюдается, то исчезает игровое начало и игра превращается в обычную беседу.
Словесные дидактические игры
«Кто это?» — определение профессии по действию. Например: кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье?
«Что делает?» — определение действий людей разных профессий.
Например: что делает дворник? Что делает доктор? Что делает электромонтер? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр?
«Назови что-нибудь деревянное (металлическое, резиновое, меховое и т. п.)» — подбор предметов по материалу или по какому-либо другому признаку.
Дети могут назвать: стол, стул, шкаф, полка, кубики (деревянные предметы); ножницы, чайник, кастрюля, утюг (предметы из металла); калоши, ботики, мяч (резиновые предметы) и т. д.
«Назови какой» — подбор определений. Например: какой хлеб? Какая скатерть? Какая тарелка? Какой дом? Какое платье? «Кому что нужно?». Например: что нужно прачке для стирки? Что нужно почтальону? Что нужно школьнику взять с собой в школу?
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.