Тугоухость и ее причины. Понижение слуха чаще всего вызывается разными болезнями ребенка, частично разрушающими орган слуха (скарлатина, корь, грипп, оспа, тиф, дифтерит, коклюш, золотуха, простуда, затяжной насморк, болезни носа, носоглотки). Бывает, что тугоухость возникает от механических повреждений (удар по уху, сильный крик, поцелуй, попадание воды, насекомых, а также разных предметов в ухо).
В очень редких случаях слуховой аппарат неправильно развивается еще во внутриутробный период жизни. Иногда это наблюдается у детей тугоухих или глухонемых родителей.
Из-за тугоухости не все звуки достигают коры мозга, и в ней образуются несовершенные кинестезические импульсы. Эти импульсы вызывают косноязычие.
Различается тугоухость, возникшая до формирования речи и после этого, т. е. после 2,5—3 лет. В первом случае при значительной или тяжелой степени тугоухости наблюдается резкое недоразвитие речи (речь непонятна, медленно развивается); во втором случае речь относительно понятна и сравнительно легко поддается развитию. Тугоухость бывает острой (скоропроходящей при своевременном лечении) и хронической (вяло протекающей) ив редких случаях прогрессирующей, без соответствующего лечения сравнительно быстро ведущей к глухоте.
Слух проверяют так. Врач или воспитатель поворачивает ребенка спиной к себе или прикрывает на расстоянии 10—15 см от лица свой рот листом бумаги, чтобы ребенок не разгадывал по движениям рта говорящего произносимые звуки. Затем на определенном расстоянии от уха ребенка произносят вслух с обычной разговорной громкостью и шепотом отдельные слова или короткие фразы и предлагают громко повторять их. При тяжелой тугоухости шепотная речь не применяется.
При проверке слова, чтобы активизировать слуховое внимание ребенка, начинают произносить с наименьшего расстояния — у самого уха, постепенно отходя от тугоухого. В результате исследования устанавливается степень тугоухости, что очень важно как для воспитания, так и для лечения. Для лечения существенно определение больного уха, для чего поочередно затыкают уши ватой или пальцем и повторяют проверку.
Слух проверяется шепотом, потому что в нашей речи много глухих звуков. Если ребенок не будет воспринимать шепотную речь, он не сможет слышать глухие согласные, а следовательно, всю речь окружающих будет воспринимать искаженно.
В случае безуспешности изложенной методики, что особенно наблюдается у дошкольников младшего возраста (не повторяют предъявляемых слов, отвлекаются), проводится подготовительная работа. Воспитатель играет с ребенком, пользуясь музыкальными игрушками, и отмечает его слуховые реакции на разных расстояниях. Затем в игре, предложив ребенку закрыть глаза или отвернуться, называет игрушки или картинки, стимулируя его на разных расстояниях повторять эти названия или выполнять с предметами действия (найти, принести, положить и т. д.). Продолжая игру, воспитатель переходит к описанным более точным приемам проверки слуха.
Легкая степень тугоухости не оказывает особого влияния ни на речь, ни на обучение вообще. Но знать о ней надо, особенна врачу, чтобы предупредить дальнейшее усиление тугоухости и развивать слух.
При умеренной степени тугоухости речь окружающих в условиях детского сада воспринимается относительно хорошо. Такого
ребенка берет на учет не только врач, но и воспитатель. Значительная степень тугоухости является большим препятствием для воспитания ребенка в массовом детском саду, сильно расстраивает речь, а следовательно, требует особого внимания к нему. Если тугоухий слышит разговорную речь обычной силы не менее чем в 2 м от воспитателя, при остальных нормальных способностях он может успешно воспитываться в массовом детском саду.
Детей с тяжелой тугоухостью чаще всего приходится направлять в детские сады для тугоухих, где с ними ведутся специальные слухо-речевые занятия. Но это следует делать вдумчиво, так как пребывание в нормальном детском саду во многих отношениях полезнее, чем в детском саду для тугоухих. Большое значение имеет правильная речь товарищей, а также и то, что в специальном детском саду ребенок чувствует себя неполноценным.
К сказанному надо добавить, что нельзя руководствоваться только голыми показателями исследования слуха. Часто некоторые дети с умеренной степенью тугоухости понимают речь хуже, чем иные дети со значительной степенью тугоухости. Многое зависит от умственного развития ребенка (он догадывается о многом, чего не дослышал, лучше «читает с лица»), от его внимания, интереса к занятиям. Вопрос о пребывании ребенка в массовом детском саду в конечном итоге решается воспитателем на основании длительных наблюдений (до нескольких месяцев).
Нередко родители не замечают, что их дети говорят плохо из-за тугоухости, и не оказывают им надлежащей помощи.
Недостатки речи у тугоухих
На речь влияет обычно лишь тугоухость на оба уха. При наличии одного здорового уха речь не страдает, за исключением детей от 2 до 5—6 лет, умственно отсталых, у которых даже при незначительном недостатке слуха речь развивается с некоторыми затруднениями и ошибками. Значительная тугоухость надолго задерживает период формирования полноценной детской речи. Тугоухие плохо слышат не только речь окружающих, но и свою собственную, а следовательно, не могут контролировать слухом свое произношение.
В зависимости от степени понижения слуха происходит то или иное искажение речи.
Менее страдают звуки, артикуляция которых видна (п, б, м, ф, в), а также гласные звуки, особенно ударные. У тугоухих наблюдаются искажения, пропуск, замена, иногда перестановка звуков. При этом из слов чаще выпадают безударные слоги и согласные звуки при стечении их. Типичным для тугоухого является смешение звонких звуков с глухими, шипящих со свистящими, твердых с мягкими, нередко с, з с т, д; т с к. Кроме того, смешиваются слова, сходные по слоговому ритму, или слова, отличные только некоторыми звуками (пуговица — путается, пилка — вилка, взяли — брали и т. п.). В последнем случае речь своеобразно осмысляется: «кукла большая» вместо «плохая». Тугоухий ребенок, как видно, стремится увязать слова по их смыслу, причем чаще заменяет слова менее употребительные в детской жизни более употребительными.
Перечисленные фонетические недостатки отличаются неустойчивостью, напоминающей подобные явления в речи нормальных маленьких детей, хотя причина ее иная. Из-за плохой слышимости безударных окончаний тугоухие нередко недоговаривают слова («заглатывают», «съедают» концы их), что ведет к путанице падежей и других форм языка. Речь у тугоухих аграмматична.
Структура некоторых слов изменяется настолько, что они становятся неузнаваемыми. К тому же речь тугоухих монотонная и глухая, так как они не улавливают ее интонации.
Тугоухий ребенок плохо понимает нашу речь не только потому, чго недостаточно слышит, но и потому, что у него речь слабо развита, нарушено нормальное общение с окружающими. Поэтому он не может так хорошо анализировать содержание слышанного, как его нормально слышащий сверстник. Такая недостаточность снижает возможности лучшего использования неполноценного слуха.
Методика развития слуха и обучения правильному произношению
Если болезненный процесс в ушах не развивается, то тугоухость в процессе нормальной речевой деятельности ребенка, особенно при специальной логопедической помощи, постепенно снижается. Сама по себе практика правильного говорения улучшает слух, слуховое внимание. Улучшению слуховых восприятий речи способствует развитие дифференцировок элементарного слуха. На этой базе постепенно развивается и фонетический слух, что является главной задачей, а следовательно, улучшается речь в целом. Применяемая методика состоит из одновременной работы как над внятностью речи, так и над пониманием ее (с учетом обстановки, темы разговора). Для снижения тугоухости в основном пользуются слуховым и речедвигательным анализаторами, зрительным меньше.
В группе тугоухий ребенок должен находиться поближе к воспитателю, чтобы иметь возможность не только лучше слышать, но и видеть его артикуляцию («читать с лица», «с губ»).
Разговаривая с ним, воспитатель должен стоять так, чтобы лицо было видно ребенку. Говорить с ним нужно громко (но не крикливо), медленно, четко артикулируя звуки и в свою очередь требуя от него громкой и отчетливой речи, в некоторых случаях и повторения исправленного воспитателем слова. Необходимо повторять сказанное до тех пор, пока ребенок не поймет его. Без этого при сильной тугоухости речь не только не развивается, но часто еще больше ухудшается, особенно если расстройство слуха усиливается.
Недостатки отдельных звуков в речи устраняются в общем теми же приемами, как и у нормально слышащих косноязычных детей, с учетом уже отмеченных особенностей. Слишком громкие звуки вызывают у тугоухих болезые ощущения. Умеренный шум в большинстве случаев не мешает тугоухому, так как он его вообще не слышит. Поэтому создавать специальную тишину при разговоре с ним нет надобности.
С тугоухими детьми полезно проводить такие игры (глаза у детей закрыты):
1. «Где звонили?» Дети указывают место.
2. «Находка». По усилению и ослаблению звука колокольчика, рожка и т. п. тугоухий отыскивает спрятавшегося товарища или названный скрытый предмет.
3. «Угадай, кто позвонил» (указывают по месту в кружке).
4. «Колокольчик». Дети сидят кружком, один из них ходит вне круга, звонит в колокольчик и затем осторожно кладет его позади кого-либо. Кто первый укажет, за кем лежит колокольчик, тот становится ведущим.
5. «Угадай, что делают» (перелистывают книгу, стучат по столу, стеклу).
6. «Улитка». Ребенок отгадывает говорящего по голосу: «Улитка, улитка, высунь рога, дам тебе я пирога».
7. «Жмурки». Ловят товарища по звуку колокольчика.
8. «Кто умеет слушать?» Дети отгадывают, чем издаются звуки (стук карандаша, звуки разных музыкальных инструментов), или находят издающие звук предметы.
9. «Кто кричал?» Дети по голосу находят игрушки: собаку, котенка и т. п.
10. «Сказка». Хорошо, рассказывая сказку, в соответствующих местах, наиболее интересных, захватывающих детей, ослаблять голос до шепота.
11. «Речевое лото» на развитие фонематического слуха (кот - рот — крот, мяч — мак и т. п.).
12. «Поспешишь — людей насмешишь». Ребенку предлагается указывать разложенные на столе сходные по названию предметы или картинки: «Где Мишка? Где миска? Где трава? Где дрова?» В случае ошибки воспитатель указывает и называет картинки (вот трава, трава, а это дрова, дрова, дрова).
13. «Слушай — не зевай». Дети слушают рассказ, сказку и, услышав заранее указанное слово, или встают, или повторяют его.
Полезны пение, музыка (восприятие и исполнение), слушание детских радиопередач.
Приведенные занятия ценны в смысле развития слуха и слухового внимания и для нормально слышащих детей. Поэтому их можно проводить и фронтально, обращая особенное внимание на тугоухих.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.