§ 1. Организация уголка книги в разных возрастных группах. Беседа о прочитанных книгах
За период пребывания в детском саду будущие школьники прослушают и перескажут много сказок, рассказов, стихов. Детей не просто знакомят с содержанием книг, но постоянно привлекают их внимание к самим книгам, величайшим достижениям человеческого ума. Воспитание благоговейного отношения к книге начинается в самом раннем возрасте, когда взрослые, бережно взяв в руки детскую книжку, читают ее малышам. Замечено, что равнодушное и неуважительное отношение к книге взрослых наносит огромный вред воспитанию детей.
Будущий маленький читатель во всем подражает взрослым. Если он видит, что воспитатель моет руки, прежде чем раскрыть книгу, никогда не перегибает ее, аккуратно переворачивает страницы, а встретив мятые, разрисованные, выражает неудовольствие, ребенок и сам постепенно становится защитником книги.
Пусть малыш не умеет еще читать, но его учат рассматривать книги не только со взрослым, но и самостоятельно. Дети уже в младшем возрасте должны усвоить: книги — наши друзья. Терпеливо и настойчиво воспитатель учит, как нужно достать книгу с полки, как правильно ее рассматривать и как поставить на место. Постепенно дети усваивают такие слова: переплет, обложка, страница, а немного позже — корешок.
В каждой возрастной группе детского сада устраиваются своеобразные информационные центры — уголки книг. На специальных легких и красивых витринах, на полочках или в шкафчиках выставляются книги как рекомендованные детям данного возраста «Программой воспитания в детском саду», так и те, которые по своей тематике и доступности близки к ним. Как правило, книги эти богато иллюстрированы и должны быть в хорошем состоянии.
Состав книг в групповых библиотечках время от времени обновляется или полностью, или частично не только потому, что книги изнашиваются, но и потому, что сам процесс воспитания требует их постоянного идейно-тематического обновления. Библиотечка обновляется и за счет приобретения вновь изданных книг новых авторов.
Дети могут брать книги из библиотечки по своему желанию и вкусу, но затем обязательно ставят на место. В старшей группе должно быть организовано дежурство воспитанников, которые выдают и получают книги, отвечают за их сохранность. Если обнаруживается потрепанная книга, воспитатель младшей и средней групп сам ее ремонтирует, желательно в присутствии малышей. В старшей группе к починке книг привлекаются и дети.
В уголке книг в детском саду периодически организуются тематические книжные выставки, например: «Наши книги о В. И. Ленине», «Советская Армия охраняет наше детство», «Сказки А. С. Пушкина», «Наши книжки о природе». Кроме книжек, экспонируются иллюстрации известных детских художников, соответствующие содержанию выставленных книг. Иногда иллюстрации сводятся в тематические альбомы.
Уже со средней группы дети по обложкам, по иллюстрациям узнают заглавия сказок, рассказов. Труднее обстоит дело с фамилиями авторов, но таких авторов, как А, С. Пушкин, Л. Н. Толстой, И. А. Крылов, М. М. Пришвин, К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, А. П. Гайдар, С. В. Михалков, А. Л. Барто, дети запоминают. Естественно, творческие биографии поэтов и писателей малыши усвоить не могут, но отдельные эпизоды из жизни писателей в их памяти все-таки остаются: А. С. Пушкин любил свою няню Арину Родионовну и писал сказки и стихи, Л. Н. Толстой учил детей в школе и написал рассказ «Филиппок», И. А. Крылов писал интересные басни про зверей, А. П. Гайдар воевал с врагами нашей Родины.
Начиная со средней группы проводятся короткие, но содержательные беседы о книгах, о писателях. В ходе этих бесед выясняется, какие книги любимы детьми, а позже — и почему им нравится та или иная книга.
Желательно, чтобы дети побывали на экскурсии в библиотеке, в книжном магазине, посмотрели большие книжные витрины. К радости детей совершается покупка нескольких книг для группы. В тех детских группах, где воспитатели умно и тактично ведут работу, книгу встречают радостно, как самого дорогого друга.
Беседы о прочитанных книгах
В младшей и средней группах дети слушают и по вопросам воспитателя пересказывают много потешек, сказок, рассказов, стихотворений, постепенно у них формируются способности к эстетическому восприятию художественных произведений.
Дети старшего дошкольного возраста подходят уже к новому виду занятий — специальным беседам о прочитанных книгах.
Замечено, что пересказ прослушанного непосредственно за рассказом не вызывает большого интереса у детей, но тем не менее он необходим детям всех возрастов, поскольку способствует развитию связной монологической речи, уяснению и запоминанию содержания. Пересказывая художественные произведения, ребенок развивает память, мышление, воображение.
От последовательного и содержательного пересказа дети постепенно переходят к более трудной форме уяснения смысла художественных произведений. На занятиях — беседах о ранее прочитанных книгах детям задают вопросы для размышления: какой рассказ или какая сказка больше всего понравилась? Почему? Кто в этой сказке или в этом рассказе не понравился? Почему? Что говорил такой-то герой по такому-то поводу? Что бы получилось, если бы герой поступил так? Как вел себя герой в минуту опасности? И т. д.
Опытные воспитатели создают такую обстановку на занятиях, что все участники беседы непременно хотят высказать свое мнение. Очень важно для таких занятий-бесед выделить те произведения, которые по-настоящему увлекают и волнуют малышей.
Постановка общих вопросов дает возможность уйти от малоинтересной формы беседы о прочитанном, когда дети ведут пересказ по вопросам, дробящим повествование и не создающим обстановки свободного общения воспитателя с детьми. Однако в ходе беседы возможны, а иногда необходимы наводящие вопросы для напоминания содержания или важных подробностей.
Как же активизировать детей в ходе занятия—беседы о прочитанных книгах?
Во-первых, при проведении занятий воспитатели должны проявлять исключительное внимание к маленьким собеседникам. Замечательный польский педагог Януш Корчак писал о детях от их имени: «Неудобно быть маленьким. Все время надо задирать голову... Все происходит где-то наверху, над тобой... Может быть, поэтому мы любим стоять около взрослых, когда они сидят — так мы видим их глаза». Уважительное отношение к детским рассуждениям стимулирует малышей к разговору.
Во-вторых, воспитатели в ходе беседы должны разумно поощрять активных детей и тактично понуждать робких и застенчивых постепенно включаться в беседу. От кивка головы к отдельному слову и маленькому высказыванию — такой путь обычно проходят малоразговорчивые, застенчивые дети.
В-третьих, воспитатель от начала и до конца беседы должен поддерживать интерес детей к тому, о чем они вспоминают, что рассказывают: то он как бы невзначай вспомнит занимательный эпизод из прочитанной с детьми книги, то задаст «хитрый» вопрос, требующий размышления, то приведет интересный пример из жизни детей и т. д.
В-четвертых, взрослый, ведущий беседу с дошкольниками, должен уметь создать такую обстановку, чтобы каждое его слово находило в детях эмоциональный отклик. Прекрасный учитель и воспитатель, друг детей В. А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Воспитание чувствительности к слову и его оттенкам — одна из предпосылок гармонического развития личности».
В-пятых, уже в дошкольные годы детей нужно иногда ставить в своеобразные «проблемные ситуации», чтобы они по-своему, по-детски могли решать вопросы нравственного плана. Создавая обстановку, требующую напряженной мыслительной деятельности, воспитатель должен уметь стать на позицию ребенка.
В-шестых, поскольку у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, в ходе беседы воспитатели могут повторно демонстрировать рисунки — иллюстрации замечательных детских художников В. Конашевича, Ю. Васнецова, Е. Чарушина, В. Сутеева, Г. Никольского и др.
Конечно, конкретные условия проведения занятий — бесед о прочитанных книгах потребуют от воспитателя поиска своих приемов и форм работы с книгой.
Издательство «Книга» начинает выпуск красочно оформленных библиографических сборников «Книга о книгах для детей». Эти аннотированные сборники помогут воспитателям формировать круг чтения дошкольников.
Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев "Методика развития речи детей дошкольного возраста", М., 1977 г. OCR Detskiysad.Ru
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.