§ 4. Повторное чтение художественных произведений и повторное чтение отдельных частей произведения
Небольшие по размерам художественные произведения воспитатель читает на данном занятии несколько раз подряд. Работа протекает примерно в таком порядке:
1. Выразительно читается текст произведения.
2. Детям дают время (четверть или полминуты) на то, чтобы пережить эстетическое удовольствие от прозвучавшей миниатюры, затем воспитатель спрашивает их, не почитать ли еще («Еще, еще», — просят они).
3. Воспитатель уступает просьбе и читает текст повторно. Можно прочесть и три и четыре раза, но ни в коем случае нельзя, чтобы чтение надоело детям, поэтому, как только чуть замечено ослабление внимания малышей, чтение (рассказывание) нужно сейчас же прекратить. Лучше прочесть это произведение в другой раз, и тогда дети послушают его с таким же удовольствием.
Чем младше дети, тем быстрее они утомляются от повторного чтения; более старшие могут слушать дольше, но воспитатель должен помнить: нельзя зачитывать произведение до полной утраты к нему интереса у слушателей.
Большое по размеру художественное произведение целиком повторять на одном занятии не следует: достаточно повторно прочесть узловые места текста (полностью же можно прочесть на другом занятии). Цель повторного чтения основных эпизодов, интересных описаний, важных рассуждений изучаемого произведения — лучшее усвоение его этического и эстетического содержания и, следовательно, его языка. Язык (точнее, речь) — лексика, грамматические формы, интонация — усваиваются детьми непроизвольно.
Для детей младшего возраста (третьего-четвертого годов жизни) отдельные места читаемых произведений повторяют просто для того, чтобы дети их запомнили — запомнили содержание, те слова, которыми оно выражено, интонацию, т. е. повторяют для развития чувства языка.
«Программа воспитания в детском саду» предусматривает для этих возрастных групп много произведений народного творчества, в которых основной мотив многократно повторяется; это сказки: «Курочка ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок», «Козлята и волк», «Маша и медведь», «Волк и козлята», «Коза-дереза» и др. Эти повторы и после прочтения сказки можно еще раз закрепить в памяти детей. Например, в 1-й младшей группе, чтобы уяснить, какие же яички снесла курочка ряба, повторяются соответствующие места сказки: 1) «Снесла курочка яичко, не простое — золотое», 2) «Не плачь, дед, не плачь, баба! Я снесу вам яичко другое, не золотое — простое». Читая (рассказывая) во 2-й младшей группе уже знакомую детям сказку «Колобок», надо постараться, чтобы они запомнили песенку колобка, и для этого повторить ее. Читая сказку о козе-дерезе, повторяют диалог старика с козой, жалобы зайки, песенку петуха-храбреца, чтобы все поняли, какая коза лживая и злая, зайка — несчастный, обиженный, а петух — храбрый и решительный. Естественно, что усваиваются и интонации персонажей.
В средней группе при чтении сказки «Гуси-лебеди» воспитатель может повторить диалоги девочки с печкой, речкой и яблонькой, чтобы подчеркнуть, как нехорошо быть гордячкой — отвечать пренебрежением, недружелюбием на доброту.
В старшей группе также целесообразно фиксировать внимание детей на повторах в сказках и тем самым помогать непроизвольному запоминанию этих образцов народной речи. Например, после чтения «Хаврошечки» дети должны запомнить и жалобу обиженной девушки своей коровушке: «Коровушка-матушка! Меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят...» и ответы коровушки-волшебницы: «Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь — все будет сработано». Но в старшей группе «Программой воспитания...» предусмотрено чтение авторских произведений большого размера; задачи воспитателя, естественно, усложняются: надо помочь детям запомнить сюжет произведения, отдельный образ (описание предмета, описание поступка героя и т. п.), отдельные предложения, интересные в языковом плане, обогащающие речь каждого ребенка.
Например, в стихотворении А. Барто «На заставе» целесообразно прежде всего прочесть еще раз вступление (несмотря на то что оно повторяется целиком в конце стихотворения), чтобы дети лучше почувствовали трудность и ответственность пограничной службы; перечитывая короткие, стремительные строчки, в которых часто повторяется какое-то одно или два слова, воспитатель (вместе с поэтом, конечно) помогает детям окунуться в тревожную атмосферу границы, а в детском сознании непроизвольно «отпечатывается», что тревогу нужно передавать именно такими короткими, рублеными фразами.
При чтении рассказа А. Кононова «Опасный путь» воспитатель сначала повторно читает строки, являющиеся его экспозицией (когда происходило действие, где и кто его участники): «Это было за десять лет до нашей революции, зимой 1907 года. По льду Финского залива шли ночью трое: Ленин и два его проводника»; затем перечитывает предложения, составляющие узловые моменты сюжета, с тем чтобы дети лучше усвоили содержание.
В данном рассказе есть прекрасные образцы рассуждений, синтаксическую структуру которых детям полезно запомнить для развития чувства языка:
I. «Финн помолчал, подумал.
— Надо свернуть направо, — сказал он наконец.
— Кругом ведь ничего не видно, — удивился Владимир Ильич, — откуда же известно, что надо свернуть направо?
Он теперь уже не совсем верил своему проводнику.
— Ветер, — коротко сказал финн.
Владимир Ильич отогнул воротник пальто — верно: ветер раньше дул прямо в лицо, а сейчас в правую щеку. Если свернуть направо, ветер опять будет в лицо. Значит, тут проводник был прав. И они пошли направо».
II. «Стал падать снег и скоро повалил по-настоящему — все гуще и гуще.
— Совсем хорошо! — быстро шагая, сказал Владимир Ильич. — Теперь опасность, пожалуй, позади.
Проводники были финскими крестьянами и по-русски говорили плохо. Они не совсем ясно поняли, что значит «опасность позади», и потому промолчали».
Старшие дошкольники поймут выражение «опасность позади», но лучше, если воспитатель спросит у них, как они это понимают, а в заключение сам «переведет» его: «Опасность была раньше, когда преследователи могли догнать путников, идя по их следам, но после того как следы завалил снег, этой опасности уже не было». Это разъяснение облегчит детям понимание рассуждения о снеге, которое имеет «свернутую» форму.
При повторном выборочном чтении художественного произведения воспитатель для лучшего усвоения его детьми может менять
порядок отдельных эпизодов, описаний, рассуждений,. Так, в приведенном выше примере повторного выборочного чтения рассказа А. Кононова «Опасный путь» мы поменяли местами рассуждения о ветре и о снеге: рассуждение о том, как по направлению ветра путники скорректировали свою дорогу, имеет полную форму (посылки и вывод), следовательно, легче будет осмыслено детьми, даст им некоторую «практику» рассуждения; рассуждение о том, что поваливший снег поможет путникам избавиться от опасности преследования, имеет краткую форму — только вывод, а посылки читатель должен домысливать сам; следовательно, дети смогут воспринять его лишь в том случае, если они уже немного умеют рассуждать. Это умение в какой-то степени дало им знакомство с рассуждением о ветре. Таким образом, вполне допустимо в дидактических целях делать перестановку отдельных отрывков произведения.
В рассказе того же автора «Субботник» при выборочном повторении целесообразно переставить отдельные эпизоды, прочитав сначала все те, в которых участником является В. И. Ленин; затем вернуться к эпизодам и картинам с другими участниками. Таким образом воспитатель закрепит их в памяти детей и создаст базу для дальнейшей работы над рассказом теперь уже с помощью поисковых вопросов, заставляющих детей рассуждать.
Повторно воспитатель может прочитать также другие места из рассказа «Субботник», обогащающие представления детей об истории нашей родины.
Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев "Методика развития речи детей дошкольного возраста", М., 1977 г. OCR Detskiysad.Ru
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.