§ 2. Методы и приемы обучения диалогической речи на специальных занятиях
Специальные занятия по развитию диалогической связной речи проводятся методом разговора (беседы) и методом имитации. Указанные методы чаще всего реализуются: 1) приемами подготовленной беседы (разговора), 2) приемами театрализации (имитации и пересказа).
Подготовленная беседа
Подготовленная беседа имеет задачи: во-первых, прямую — научить детей беседовать, т. е. выслушивать собеседника, не перебивать его речь, сдерживать себя, ожидая, когда прилично вставить реплику, стараться говорить понятно для собеседника; во-вторых, задачу сопутствующую — отрабатывать навыки произносительные и грамматические; уточнять смысл известных детям слов. Подготовленной беседа называется потому, что перед занятием (за несколько дней до занятия) воспитатель ставит детей в такие ситуации, когда их внимание оказывается привлеченным к тем явлениям из окружающего их мира, которые будут темой предстоящей беседы, т. е. фактический материал беседы должен уже быть знаком детям.
Лучшим приемом подготовки является предварительное проведение свободной, неподготовленной беседы на ту же или близкую тему.
Рассмотрим примеры проведения подготовленных бесед теми же воспитателями Москвы и Курска. С детьми трех лет. Тема беседы — «Шапка». Дети рассматривают две шапки — вязаную мальчиковую и шапку из искусственного меха для девочки, обе одного цвета (шапки могут принадлежать детям, а могут — и куклам). Для демонстрации нужны: моток шерсти и кусок искусственного меха. Воспитатель. Давайте рассмотрим как следует Витину и Танину шапки. Обе они, по-моему, очень красивые. Приятно их в руках подержать и, наверное, приятно носить. Рассмотрим сначала Витину шапку. Эта шапка связана из шерстяных ниток. Вот таких ниток (показывает детям моток ниток, дает подержать его в руках), Витина шапка шерстяная вязаная. Коля, какая у Вити шапка? Коля. Вязаная, шерстяная. Воспитатель. А у кого из вас шапки тоже вязаные, шерстяные? Многие мальчики говорят, что у них тоже вязаные шерстяные шапки Воспитатель устанавливает очередь для желающих высказаться: «Говорите по порядку, иначе мы не поймем друг друга». Воспитатель. Кто вязал тебе шапку, Саша?
Саша. Бабуся вязала, крючком, из шерстяных ниток. Толя. Мне мама... Воспитатель. Тебе, Толя, мама вязала шапку? Из чего она вязала ее, чем? Толя. Мама вязала шапку... из шерстяных ниток... на спицах. (Воспитатель терпеливо слушает Толю, помогает ему строить фразу.)
Витя. Мне тетя вязала шапку на спицах, потом шила иголкой. Воспитатель. Теперь рассмотрим Танину шапку. Она тоже вязаная? Как ты думаешь, Катя? Катя. Вязаная... Воспитатель. Нет, Катенька, эта шапка сшита из меха. Она шитая, меховая. Вот посмотрите, у меня есть кусочек такого меха. (Дети берут ткань в руки, рассматривают ее.) Так, Витина шапочка вязаная, а Танина — шитая. Таня, а ты знаешь, откуда у тебя эта шапочка? Таня. Мама купила в магазине. Воспитатель. В магазин шапки привозят с фабрики, где их шьют работницы, чьи-то мамы. Они шьют шапки не только своим, но и всем другим детям. Кто сшил Тане шапку, Оля? Оля. Работницы, на фабрике. Воспитатель. Правильно, Оля. А для чего детям шапки нужны? Скажи, Коля. Коля. Чтобы уши не простуживались. Воспитатель просит ответить на этот вопрос еще 3—4 детей, получает разнообразные ответы, уточняет их: в шапке тепло, ветер не продувает, она мягкая. Задавая детям вопросы, воспитатель обязательно сам помогает им отвечать. С детьми четырех-пяти лет разговор о шапке может носить не такой сугубо «личный» характер: темой бесед делаются буденовка, бескозырка, форменная фуражка пограничника, пилотка и т. д. Беседа может закончиться чтением стихов на близкую тему. В результате проведения подобной беседы дети тренируются в построении фразы в диалоге; приобретают некоторые грамматические навыки (склонение имен существительных и согласование прилагательного с существительными; употребление глаголов в в форме причастий сшит, надет, связан); обогащается их словарь (уточняются значения слов); совершенствуются произносительные навыки (исправление произношения ранее не усвоенных детьми звуков речи и просодем). Не забыты и воспитательные задачи: детей учат слушать товарища, сдерживаться, не перебивать говорящих. С детьми пяти лет. Беседа на тему «Повар работает». Занятие с дидактической куклой. На столе — кукла-повар, игрушечная плита с набором кухонной посуды, стол с «продуктами питания». Воспитатель. Дети, к нам пришел новый повар Митя. Он только что окончил кулинарное училище, опыта работы у него еще нет, и он очень боится, что еда выйдет у него невкусная, никто ничего не захочет есть. Ему нужна ваша помощь. Я буду все делать и говорить за Митю-повара, а вы меня поправляйте, если я ошибусь, а если вы ошибетесь, Митя вас поправит. Митя (воспитатель). Что бы мне приготовить из овощей на второе? Витя. Морковные котлеты... Митя, ты пожарь морковные котлеты. М и т я. Хорошо. Сейчас я подготовлю все продукты для морковных котлет: возьму мясо... Мясо? (Воспитатель переспрашивает, чтобы привлечь внимание детей к ошибкам Мити, или выделяет их интонацией.) Нина. Не надо мяса, Митя. Митя. Почему? Разве мясо не продукт питания? Нина. Мясо — продукт питания, но ты же готовишь морковные котлеты, значит, нужна морковь.
Митя. Да, да, конечно. Спасибо, Ниночка! Вот я беру морковку и кладу ее на сковородку... Почему вы смеетесь? Галя, почему они смеются? Галя. Митя, из моркови надо сделать сначала фарш. Митя. Ах, правильно! Нужно сделать фарш, измельчить морковь. Сейчас я пропущу ее через овощерубку, а можно и на терке натереть, потом я налью в морковь манной крупы, вобью яичко. Я что-то не так сказал? Что, Вова? Вова. Крупу сыплют, а не льют. (Если Вова не может поправить, Митя сам вспоминает, как нужно сказать правильно.) Митя. Теперь я сделаю котлеты, сейчас обваляю их в муке. Муку сыплют или льют, Люба? Люба. Муку сыплют. Митя. Теперь насыплю на сковороду постного масла и буду жарить. Правильно? А может, я что-нибудь не так сказал, Таня? Таня. Митя, постное масло льют, а не сыплют. Все жидкое льют, все сыпучее сыплют, все твердое кладут. (Таню можно заранее подготовить к этой реплике.) Митя. Да, да, Танечка, теперь я вспомнил: воду, сметану, масло и другие жидкости — льют, наливают; крупу, соль, сахарный песок, муку — сыплют, насыпают; мясо, овощи, масло сливочное — кладут в кастрюлю, на сковороду. Чтобы я опять не забыл, ты, Люся, повтори, пожалуйста, для меня: что можно лить? Люся. Всякую жидкость: воду, подсолнечное масло, сметану, молоко. Митя. Хорошо, Люся. А что можно сыпать, Толя? Толя. Сыплют крупу, муку, соль, сахарный песок. Митя. А сахар кусочками, рафинад, тоже сыплют?
Толя. Нет, сахар-рафинад кладут, а не сыплют. Далее беседа продолжается в том же плане. Воспитатель в процессе беседы может: 1) подсказывать некоторые плохо усвоенные детьми синтаксические конструкции сложных предложений или предложений с однородными членами; 2) подсказывать интонацию смысловых отрывков предложения, которую дети еще не усвоили (например, интонацию предупреждения — двоеточия и перечислительную интонацию); 3) подсказывать образование однокоренных слов: жидкий — жидкость, фрукты. — фруктовый, рассыпать — рассыпчатый, сыпучий, овощи — овощной, мясо — мясной, молоко — молочный и т. д.; 4) подсказывать образование неспрягаемых форм глагола: насыпать — насыпанный, налить — налитый, класть — положенный, измельчит — измельченный. Итак, в процессе описанной выше беседы дети обогащали свою речь новыми словами (существительными высокой степени обобщения: продукты, жидкость и т. д., глаголами и их неспрягаемыми формами: насыпать — насыпанный и др.), новыми грамматическими формами, совершенствовали свои произносительные навыки. С детьми шести лет. Беседа на тему «Посадили помидоры». Беседа строится как воспоминание о том, как вчера (или незадолго до этого) высадили в грунт рассаду в бумажных горшочках. Воспитатель. Дети, давайте обсудим, как нам лучше ухаживать за своими помидорами, чтобы собрать хороший урожай. Нина. У моей бабушки в деревне (я в прошлом году была) большие-большие выросли помидоры. Толя. А у нас еще больше... Воспитатель. Толя, нехорошо хвалиться, невежливо. А вот скажи-ка нам, как ты думаешь, из чего лучше поливать помидоры — из леек или из кружек? (Вопрос обращен к Толе, чтобы дать мальчику возможность быстрее оправиться от смущения после полученного замечания.) Толя. Из леек.
Воспитатель. Почему? Ты знаешь, Витя? Витя. Из лейки вода льется дождичком и ... Воспитатель. ... и падает на почву вокруг растения мягко, не делая глубоких ямок. (Витя повторяет конец фразы воспитателя и тем самым учится строить предложения с деепричастными оборотами.) Беседа дальше может развиваться по плану:
1. Как дети будут узнавать, где чье растение высажено, чтобы ухаживать именно за своим кустиком?
2. Почему за растениями нужен уход?
3. В чем должен состоять уход за культурным растением:
а) почему растению нужна влага (вода)?
б) почему растению нужно питание?
в) почему растению нужен солнечный свет?
4. Что такое сорняки, почему они вредны для культурных растений? В конце беседы воспитатель может прочитать детям подготовленные им заранее стихи о помидоре или об овощах вообще.
Мы привели примерные занятия-беседы с детьми разных возрастных групп, чтобы показать, что методика работы во всех этих группах в общем сходна: обучаясь разговору, дети одновременно обогащают свой словарь, совершенствуют грамматические и фонетические навыки; разница только в содержании занятий: оно усложняется, по мере того как дети подрастают и им становятся доступными и более отвлеченная лексика, и более сложные грамматические формы. Условием результативности такого занятия-беседы является предварительное ознакомление детей с теми предметами и явлениями, о которых пойдет разговор. Подготовка в том и состоит, чтобы обратить внимание малышей на эти предметы и явления, назвать их словами, дать рассмотреть их, осознать их приметы. Во время беседы, когда закрепляются навыки употребления новых слов, их грамматических форм в речи, осмысляются логические отношения действительности, т. е. развивается мышление детей. Построение беседы:
1) вступление (зачин),
2) развитие темы разговора,
3) концовка.
Вступление имеет целью привлечь внимание детей к теме разговора. Например, вступлением к беседе могут служить такие фразы: «Я часто думаю, как себя чувствуют рыбки...»; «Мне пришлось сегодня ехать автобусом, а не трамваем, и я подумала, а знают ли мои дети, какими видами транспорта можно передвигаться?..»; «Дети, кто знает, что это у меня в руках?..» Вступлением может быть и предложенная воспитателем загадка о том предмете, о котором она поведет с детьми разговор. Беседу можно начать чтением стихов на соответствующую тему или рассматриванием картинки. Развитие темы разговора должно быть целенаправленным, воспитатель должен стараться, чтобы дети не отвлекались от данной темы, правда, иногда можно отступить от нее ради выяснения каких-то побочных фактов, но нужно обязательно вернуться к основному предмету разговора. Для этого воспитатель, готовясь, заранее намечает план беседы. Например, план развития разговора на тему «Виды транспорта» с детьми шестого-седьмого года жизни может быть таким:
1. Людям нужно передвигаться по земле (на работу, в гости к бабушке, по общественным делам и т. д.).
2. Они могут ходить пешком, но это слишком медленно.
3. Убыстряют передвижение людей транспортные средства: животные: лошади, олени, собаки, верблюды, слоны; машины:
а) по суше — трамваи, троллейбусы, автобусы, автомобили, поезда;
б) по воде — лодки, катера, пароходы, суда на подводных крыльях;
в) по воздуху — самолеты, вертолеты, были дирижабли;
г) в космическом пространстве — ракеты, космические корабли.
4. Когда все-таки лучше всего передвигаться пешком? (Туристы, геологи, географы и другие ученые ходят пешком, чтобы получше рассмотреть землю, полюбоваться ею, получить радость от встречи с природой или побольше узнать о ней, исследовать природу, чтобы поставить на службу людям и не погубить ее бессмысленно.)
Имея такой план, воспитатель, как бы ни отвлекались дети, разговорившись, всегда может вернуть их к теме, поставив очередной вопрос своего плана, когда посчитает, что предыдущий вопрос исчерпан. Напоминаем, что особенность мышления детей такова, что они легко забывают тему беседы, отвлекаются по всякому поводу. И чем младше ребенок, тем он легче отвлекается: легче забывает, о чем только что говорил, и переходит на другую тему. Занятие-беседа призвано вырабатывать у детей способность логично мыслить, до конца доводить начатую тему. Заканчиваться беседа может тоже загадкой, стихами, показом и комментарием воспитателя соответствующей картины, но чаще она заканчивается логическим выводом воспитателя о том, что же следует в нравственном плане усвоить детям, как они должны поступать в связи с тем, что они узнали из беседы. При этом воспитатель в своем заключении старается употребить те слова, словоформы и синтаксические конструкции, которым он должен был научить детей в течение беседы. Обязательность участия детей в беседе. Организовать беседу следует так, чтобы в ней принимали участие все дети. Если ребенок только слушает беседу воспитателя с другими детьми, а сам не подает реплик, то такой ребенок не упражняется в «разговаривании», и его участие в беседе — только видимость. Поэтому беседу нужно проводить с ограниченным числом детей — 4—8 человек. Воспитатель, у которого в группе 25—30 детей, обязан проводить занятие-беседу с тремя-четырьмя подгруппами. Чтобы уложиться во времени, можно сократить продолжительность бесед с каждой подгруппой, но все же позаботиться о том, чтобы каждый ребенок тренировался в говорении, а не только в слушании.
Опытные воспитатели, понимая, что при большом количестве детей в группе они не в состоянии обеспечить каждому нужное время для достаточной тренировки, подключают в помощь себе родителей, подробно инструктируя их, как надо вести с ребенком подготовленную беседу. Родители все без исключения могут справиться с этой задачей, так как все владеют разговорной речью.
Приемы театрализации
Приемы театрализации художественных произведений — сказок, рассказов, стихотворений — это разнообразные приемы пересказа детьми в лицах тех произведений, которые им прочитал воспитатель. Для пересказа в лицах лучше использовать произведения, которые включают разговорную диалогическую речь. Пересказ их дает возможность совершенствовать разговорную речь детей, в частности интонации обращения, перечисления; речь детей становится и более богатой в эмоциональном отношении — она звучит то радостно, то печально, то жалобно в зависимости от ситуаций, в которых находятся персонажи. В практике детских садов пользуются следующими приемами театрализации: 1) инсценировка-игра; 2) театрализованное представление (выступление); 3) кукольный театр. В инсценировке-игре, в театрализованном выступлении, в кукольном театре дети могут принимать участие и как исполнители, и как зрители. Инсценировка-игра — это: 1) дословный пересказ детьми в лицах (по ролям) художественного произведения, которое им читал воспитатель; 2) свободный пересказ текста детьми — сюжетно-ролевая игра детей. Например, детям четвертого года жизни прочитана сказка А. Толстого «Бобовое зернышко». Дословный пересказ текста выполняют воспитатель (ведущий) и дети, которым поручены роли: петушка, курочки, речки, липки, девушки, гребенщиков (2—3 человека), калашников (2-3 человека), дровосеков (2—3 человека).
Текст, который должен произносить каждый персонаж, воспитатель подсказывает детям: сначала произносит он, за ним повторяют дети.
Инсценировка художественного произведения в свободном пересказе детьми реплик каждого персонажа проходит как сюжетно-ролевая игра. Как правило, это бывают сказки, много раз читанные и потому очень хорошо известные детям, например: «Красная Шапочка и серый волк», «Хаврошечка» и т. д. Такие игры дети часто проводят и без участия взрослого, но они могут быть организованы и по инициативе воспитателя. Примерное занятие приемом сюжетно-ролевой игры с детьми пятого
года жизни Воспитатель. Дети, давайте играть «в терем-теремок». Я буду ведущим, Оля — мышкой-норушкой, Таня — лягушкой-квакушкой, Витя — зайкой, Митя... (и т. д.). Вот эти стулья будут теремком, который стоит в поле. «Стоит в поле теремок, теремок, он не низок не высок, не высок...» И вот бежит мимо... кто? Оля. Я бегу, я — мыска-норуска...
Исполнив свою роль, Оля садится на стул и вступает в соответствующих местах снова: «Я — мыска-норуска». Так же поступают дети, исполняющие все другие роли. В своей речи на таком занятии детям разрешается отступать от текста сказки. Воспитатель поправляет их лишь в том случае, если они отступают от норм литературной разговорной речи в грамматике или лексике; фонетических погрешностей во время игры исправлять не надо. Исправлением фонетики надо заняться с ребенком индивидуально, придумав для него другую игру. Например, для того, кто все еще не различает [ш] — [с], можно придумать игру «в ветер».
Воспитатель. Слушай, Оленька, два ветра побежали по земле поиграть с лесом и с травами. Вот вбегают ветры в лес: «Ш-ш-ш, здравствуй, шумный лес!» Теперь ты, Оля, скажи. Оля (старается повторить за воспитателем) Ш-ш-ш, здравствуй, шумный лес!
Воспитатель. Пробежали ветры сквозь лес и выскочили в поле, а там травы стоят свежие, густые. «С-с-с, здравствуйте, свежие травы!» — кричат ветры. Теперь ты скажи, Оля. Оля. С-с-с, здравствуйте, свежие травы! Воспитатель. А лес в ответ: «Ш-ш-ш...Шу-шу-шу...Ши-ши-ши...» А трава в ответ: «С-с-с... Су-су-су... Сы-сы-сы...» Ты, Оля, будешь лес, а я трава, я буду говорить «с», а ты «ш». Потом роли меняются, и упражнение продолжается до тех пор, пока ребенок сохраняет к нему интерес, т. е. пока он не утомится.
Театрализованное представление отличается от инсценировки-игры тем, что в нем участвуют дети, знающие наизусть текст художественного произведения, выступают они со специальной целью — развлечь своих товарищей-слушателей (выступают в более младшей группе, к которой они пришли в гости, на праздничном утреннике и т. д.); выступают дети в театральных костюмах (в шапочках-масках, с хвостиками и т. д.).
Кукольный театр — это различные виды сюжетной «режиссерской» игры: дети произносят по ролям текст художественного произведения, заставляя одновременно действовать за героев этого произведения обычные игрушки (театр игрушек), петрушек (кукол, надеваемых на пальцы рук), вырезные картинки и т. д.
Различают следующие формы кукольного театра: а) театр игрушек, б) театр петрушек, «пальчиковый» театр, в) теневой театр, г) настольный плоскостной театр, д) фланелеграф.
Детские издательства выпускают разнообразные наглядные пособия для театрализации художественных произведений: 1) наборы силуэтов к народным сказкам («Репка», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь» и др.), 2) книжки-театры, со страниц которых вырезаются фигурки персонажей и элементы декорации, 3) книжки - панорамы («Гуси-лебеди»), в которых при развороте двух страниц некоторые картинки оказываются выдвинутыми на первый план, некоторые детали картинки прикреплены подвижно, и стрелками указано, в какие стороны они могут двигаться.
Фланелеграф — это небольшой экран, покрытый простой пушистой тканью (фланелью), и фигурки персонажей сказки, рассказа, стихотворения, к которым с тыловой стороны подклеена та же ткань, что и на экране. Когда такую фигурку прикладывают к экрану, она хорошо держится, легко снимается.
Перечисленные виды кукольного театра используются в детском саду как методическое средство, активизирующее речь детей: с помощью воспитателя, а в старших группах и самостоятельно дети «режиссируют» кукол, вырезанные картинки, охотно говорят за них, тем самым развивая навыки речи.
Инсценировка-игра, театрализованное выступление, кукольный театр во всем разнообразии приемов полезны детям любого дошкольного возраста.
Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев "Методика развития речи детей дошкольного возраста", М., 1977 г. OCR Detskiysad.Ru
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.