§ 2. Два типа связной речи - диалог и монолог. Особенности их усвоения детьми
Существует два типа связной речи: диалогическая (или диалог) и монологическая (монолог). Диалог — беседа нескольких людей, не меньше двух. Цель беседы обычно — спросить о чем-то и вызвать на ответ, побудить к какому-то действию. Монолог — связная речь одного лица. Цель монолога — сообщение о каких-то фактах. Диалог по стилю в основном разговорная речь. Разговорная речь, пишет Л. В. Щерба, «состоит из взаимных реакций двух общающихся между собой индивидов, реакций нормально спонтанных, определяемых ситуацией или высказыванием собеседника. Диалог — это в сущности цепь реплик». Монолог, как правило, речь книжного стиля. «...В основе литературного языка, — продолжает Л. В. Щерба, — лежит монолог, рассказ, противополагаемый диалогу — разговорной речи... Монолог — это уже организованная система облеченных в словесную форму мыслей, отнюдь не являющихся репликой, а преднамеренным воздействием на окружающих. Всякий монолог есть литературное произведение в зачатке...». Каждая в отдельности реплика участников диалога не имеет законченного смысла, но все они воспринимаются в «диалогическом единстве». Рассмотрим примеры:
Летим уже двенадцать часов... Сели в эвенкийском поселке... Подходит какой-то парень в меховой кухлянке.
— Слушай, — говорит, — сколько человек может сесть на этот самолет?
— Человек двадцать, — отвечаю.
— А тридцать может сесть?
— Наверное, может.
— А сорок?
— Сорок не может.
— Ну, спасибо. (В. Осипов.)
В этом диалоге наблюдаем диалогическое единство между вопросительной и повествовательной речью. А вот пример диалогического единства между повествовательной и побудительной речью: Слышим, кто-то ходит около палатки. Кто же это? Вдруг в окно показалась голова медведицы. — Медведь! — закричал радист. — Стреляй! — кричу я радисту. — Только не в нее, а мимо. (М. Водопьянов.)
Возможно диалогическое единство между вопросительной, повествовательной и побудительной речью:
Понятно, что со всеми этими делами Шишкину вовсе не до занятий было... Вот мать придет с работы и спросит:
— Ты уроки сделал?
— Нет еще. Сейчас буду делать.
— Садись сейчас же.
— Сейчас, сейчас, мамочка, только покормлю черепаху. (Н. Носов.)
В диалогической связной речи часто используются неполные предложения, пропущенные члены которых домысливаются говорящими из ситуации речи, и очень часто используются полные предложения стандартной конструкции (штампы) разговорного стиля: «Не может он не прийти» (т. е. «Он непременно придет»), «Станет он работать!» (т. е. «Не будет он работать»), «Дождешься от вас помощи!» (т. е. «Вы не окажете помощи»), «Нашел мастера!» (т. е. «Он плохой мастер»), «Нужна мне твоя игрушка!» (т. е. «Я не брал твоей игрушки»), «Я тебе возьму!» (т. е. «Я запрещаю тебе брать») и др. Предложения такого строения не употребляются в монологической речи. Диалогическую речь дети усваивают довольно легко, так как ежедневно слышат ее в быту. При описании чего-либо, при повествовании или рассуждении о чем-либо используется монологическая форма речи. Различие между этими типами речи определяется типом логической связи предложений внутри контекста. Монолог сообщает о фактах действительности, а факты действительности всегда находятся во временной или причинно-следственной связи (отношениях) друг с другом. Временная связь может быть двоякой: факты действительности могут находиться в отношениях одновременности или последовательности.
Сообщение о фактах, существующих одновременно, называется описанием. Сообщение, в котором факты следуют один за другим, называется повествованием. Сообщение о фактах, находящихся в причинно-следственных отношениях, называется рассуждением.
О. А. Нечаева в работе «Функционально-смысловые типы речи» показывает разницу между тремя указанными типами монологической речи на таких примерах. «На стволах обклеванных воробьями вишен блестела горячая смола. Крепко пахло смородиной, ромашкой, полынью, замшелая крыша сарая была в дырах, и из этих дыр тянулись поверху и исчезали в листве деревьев какие-то тонкие веревочные провода».
(А. Гайдар.) Это — монолог-описание, здесь перечислены одновременно существующие факты: обклеванные вишни с горячей смолой на стволах, запах смородины, ромашки и полыни, замшелая крыша сарая в дырах и тянущиеся из этих дыр и исчезающие в листве деревьев веревочные провода. Перечисление этих фактов и рисует картину сада. О. А. Нечаева переделывает этот отрывок (пытаясь сохранить в какой-то мере его тему) так, чтобы привлечь внимание не к предметам, находящимся в саду, а к действиям, которые там могут происходить:
«На стволах обклеванных воробьями вишен блестела горячая смола. Она липла к рукам и одежде работавших в саду ребят: они протягивали веревочные провода от дыр замшелой крыши сарая к деревьям». Это уже — монолог-повествование, здесь один за другим перечисляются факты-действия: блестела горячая смола, смола липла к рукам и одежде ребят, ребята протягивали веревочные провода от дыр замшелой крыши сарая к деревьям. На тему данного отрывка можно построить и монолог-рассуждение; в рассуждении нужно установить причину какого-либо явления и прийти на основе этого к определенному выводу. Здесь может быть несколько рассуждений: «Так как стояли жаркие дни, то на стволах вишен выступила горячая смола, крепко пахло смородиной, ромашкой, полынью». «Крыша сарая была замшелая, в дырах, значит, сарай был заброшен, давно не ремонтировался». «Из дыр тянулись поверху и исчезали в листве деревьев какие-то тонкие веревочные провода, следовательно, здесь хозяйничали ребята». В монологической речи используется все многообразие простых и сложных синтаксических конструкций литературного языка, которые и делают речь связной: предложения с однородными членами, с обособленными оборотами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Чтобы дети могли понимать монологическую речь и тем более овладеть ею для передачи своих сообщений, надо, чтобы они овладели соответствующими синтаксическими конструкциями. Пока ребенок не научится строить простые распространенные и сложные предложения, его речь не может быть связной. Значит, обучение разным типам монологической речи — это прежде всего обучение грамматике — синтаксису. На это обращал внимание еще И. И. Срезневский. Он писал: «Изучение главных основных предложений особенно важно для того, чтобы вникать в мысли сложные, выражающиеся не иначе, как многими предложениями, которые должны быть связаны в одно целое, в один период... Соединение частей выражается посредством особенных слов и выражений, которые своим значением определяют взаимную зависимость частей мысли. Поэтому значение этих особенных слов и выражений должно быть объяснено детям основательно...». И. И. Срезневский отмечал также, что «детям обыкновенно трудно складно говорить именно потому, что им недостает уменья управляться с частицами». «Особенные слова и выражения», «частицы», о которых говорил И. И. Срезневский, — это служебные слова — предлоги и союзы (потому что, несмотря на то что, если и др.), которые дети должны усвоить, чтобы их речь могла быть связной. Монологической речи детей учить трудно, потому что они редко слышат ее в повседневной жизни в речи взрослых: в разговоре с детьми взрослые чаще всего используют форму диалога. Между тем «...монологу надо учить. В малокультурной среде только немногие, люди с тем или иным литературным дарованием, способны к монологу; большинство не в состоянии ничего связно рассказать». Начинать учить монологу в школе поздно: предварительные навыки монологической речи надо развить до школы. Тем ответственней задача воспитателя детского сада, который обязан приложить усилия, чтобы найти целесообразный дидактический материал для обучения детей монологу — описанию, повествованию, рассуждению. Итак, уже в раннем возрасте ребенок слышит связную родную речь. Сначала это обращенные к нему короткие реплики, а затем сказки, рассказы, монологическая речь взрослых. Усваивает речь ребенок в процессе вычленения из связной речи элементов языка — звуков, морфем, слов, предложений; он запоминает место каждого элемента языка в связном контексте, что и составляет процесс развития чувства языка.
Работа по развитию чувства языка начинается в раннем возрасте с предречевых тренировок, описание которых дается в следующем параграфе.
Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев "Методика развития речи детей дошкольного возраста", М., 1977 г. OCR Detskiysad.Ru
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.