§ 1. Грамматические языковые значения. Роль усвоения их для общего развития детей
Грамматические значения в языке
Грамматические значения — это значения отношений между явлениями действительности, обозначенными словами, т. е. это языковые значения логического (мыслительного) ряда. Различают грамматические значения словообразовательных морфем и грамматические значения в синтаксисе. Чтобы понимать речь, мало знать лексическое значение слов, из которых она состоит, надо еще понять грамматические отношения между этими словами. Например, ребенок может понимать лексический смысл, т. е. соотносить с внеязыковой действительностью слова яблоня, посадить, но не знать смысла грамматических форм, употребленных в предложениях: Яблоня посажена или Яблоню посадят (не понимать смысла формы именительного падежа существительного и краткого страдательного причастия, обозначающих предикативные, т. е. сказуемостные, отношения, или винительного падежа существительного и 3-го лица будущего времени глагола, обозначающих дополнительные, предметные, отношения). Если смысл грамматических форм ребенку непонятен, он не понимает и мыслей, высказанных в предложении. Трудность обучения грамматическим значениям родного языка состоит в том, что обучающий (мать, воспитатель, иногда даже учитель в школе) сам не осознает этих значений и употребляет их интуитивно, усвоив их в процессе естественного восприятия родного языка. Именно овладение грамматическими значениями (на уровне интуиции, неосознанно) делает человека существом мыслящим. Отсюда следует, что важнейшей заботой обучающего (матери, воспитателя, учителя) должна быть забота о том, чтобы дети как можно раньше услышали все (все!) грамматические формы родного языка и постепенно проникали в их смысл. Понимание смысла грамматических значений родного языка есть процесс становления и развития интеллекта растущего человека. Повторяем, процесс этот протекает бессознательно. Однако, если он тормозится неумелым обучением, интеллектуальное развитие ребенка задерживается. Ребенок, не усвоивший грамматического строя родного языка до школы, плохо учится, потому что оказывается неспособным понять связи и отношения между изучаемыми в школе явлениями действительности. В процессе усвоения грамматических значений у детей формируются грамматические навыки.
Характер грамматических ошибок в детской речи
В нашей методике, к сожалению, нет никаких указаний о том, как возможно раньше определить отставание ребенка в усвоении им грамматических значений. Мы замечаем беду уже в школе, когда ребенок оказывается неспособным осилить даже курс I класса, и тогда исправить что-то уже трудно. Но средства исправления грамматических ошибок ребенка в словообразовании и в словоизменении разработаны достаточно полно. Эти ошибки часто свидетельствуют о том, что процесс усвоения грамматических значений идет нормально, ребенок усвоил саму идею о наличии в его родном языке грамматических значений и овладевает ими в меру педагогического таланта своих воспитателей, предоставляющих в его распоряжение образцы грамматических форм, которым он подражает. Ребенок же, не направленный вовремя на путь понимания (интуитивного) грамматических форм в речи, не делает таких ошибок потому, что чаще всего просто молчит.
Приведем примеры грамматических ошибок в речи детей, свидетельствующие о том, что они понимают смысл употребляемых ими грамматических форм, но еще не запомнили, как их надо употреблять в речи, — не усвоили речевой нормы. Грамматические ошибки в словообразовании. Дети образуют «свои» слова по аналогии с теми, которые они уже усвоили. Например: по аналогии с течь (сущ.): «копь» — «Там везде копь экскаватор понаделал» (3 года 8 месяцев); «капь» — «В лесу дождик все закапал, такая капь везде» (3 года 8 месяцев); «тепь» — «От солнышка тепь пошла» (3 года 10 месяцев); по аналогии с бег: «прыг» — «У кузнечиков такой прыг пошел» (3 года 6 месяцев); «сид» — «Надоел мне этот сид, пойду бегать» (3 гола 6 месяцев); по аналогии с певун: «чистун» — «Сеня наш чистун, хороший» (4 года); «светлун» — «Папа, ты светлун, на кнопку нажал и свет» (4 года); по аналогии с краснота: «грязнота» — «Фу, здесь все грязнота» (3 года 5 месяцев); «голубота» — «На дорожке голубота» (после дождя в лужах) (3 года 6 месяцев); по аналогии с воспитатель: «думатель», «говоритель», «вставитель» (4 года); по аналогии с храбрость: «плохость», «худость» (худоба), «умность», «сладкость» (4 года 3 месяца); по аналогии с сидение: «спание», «звонение», «устание» (усталость), «боление»; по аналогии с прибить: «примолоточить», «прилаять» — «Бобик прилаял во двор», т. е. с лаем прибежал во двор; по аналогии с заговорить: «заесть» (начать есть) — «Черепаха не ела, а потом заела»; «зарассказывать»—«Бабушка, зарассказывай сказку» (3 года 1 месяц);
по аналогии с подберезовик: «подтополик» — «А подтополики бывают?»; «подкаменник» — «Этот жук подкаменник, он под камнем был» (5 лет).
Примеры можно продолжать без конца: нет нормально развивающегося ребенка, который не «творил» бы свои слова.
Взрослые понимают грамматический смысл этих детских новообразований по той простой причине, что собственно смысловых грамматических ошибок тут и нет: приставки, суффиксы употреблены совершенно осмысленно, у них правильные значения; ошибки здесь в том, что дети еще не помнят, с какими корневыми морфемами употребляются в литературной речи эти аффиксы. Грамматические ошибки в словоизменении. Дети изменяют слова в речи обычно по продуктивному типу склонения или спряжения, непродуктивный тип они усваивают обычно позже, и, если им в этом своевременно не помочь, ошибки в словоизменении «доживают» до школы, когда исправлять их уже гораздо труднее.
К непродуктивным типам словоизменения относятся, как известно, небольшие группы слов, такие, как глаголы есть, ехать, расти (каждый из них составляет особую группу спряжения), разносклоняемые существительные типа имя (насчитывают всего 10 слов) и другие, но эти слова весьма часто встречаются в речи, поэтому ошибочное изменение их всегда заметно. Вот некоторые типичные грамматические ошибки такого рода:
1) смешение продуктивной и непродуктивной форм множественного числа существительных: вместо окончания -а (-я) дети произносят -ы (-и) по типу столы: «домы», «поезды», «окны», «человеки»; 2) унификация окончаний родительного падежа множественного числа существительных, сведение всего их многообразия к окончанию -ов (-ев) по типу столов: «карандашов», «этажов», «мы-шов», «утков», «птнчков», «книгоз», «куклов», «девочкОв», «рукОв», «дверев», «лошадев»; 3) унификация стилистических различий в окончаниях предложного падежа ед. числа неодушевленных существительных, имеющих разговорную форму на -у в отличие от книжной формы на -е (на мысу — на мысе): «в лесе», «в носе», «в роте», «на суке». 4) неразличение окончаний винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных: «видели поросенок», «поймали олень», «посадили дуба»; 5) склонение несклоняемых существительных: «был в кине», «пуговицы на пальте», «поехали за пианином»; 6) отсутствие чередований согласных в корнях прилагательных при образовании сравнительной степени: «твердее», «чистее», «гладчее»; 7) унификация спряжения глаголов, спряжение всех непродуктивных глаголов по типу продуктивных: давать — «даваю», дать — «дадишь», ехать — «ехаю», «ехай», бежать — «бежу», «бежи», искать — «искаю», «искай»;
8) несклонение числительных: «собака с пять щенят», «курица пришла без два цыпленка». Конечно, дети, как правило, не умеют пользоваться в речи причастными и деепричастными формами глагола, потому что редко слышат их в речи взрослых: взрослые стараются меньше употреблять эти грамматические формы, боясь, что дети не поймут их; но потом, в VI классе, когда наступает время изучения этих форм, то обычно оказывается, что дети не подготовлены к их усвоению. В результате речь многих ребят оказывается обедненной в грамматическом отношении.
Воспитателю следует реагировать и на диалектные ошибки детей, например на употребление ими в родительном падеже существительных жен. рода окончания -е (-и): «у маме», «у мами», «от сестре», «у кукле», «у кукли», «с горе», «без ложке» или употребление существительных среднего рода в женском роде: «моя платья», «теплая молоко», «твоя ружье», а также на другие ошибки, зависящие от того, в какой области живет ребенок. Надо заметить, что диалектные ошибки в речи детей устранить несравненно труднее, поскольку ребенок постоянно слышит диалектную речь взрослых дома, а возможно, и в детском саду.
Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев "Методика развития речи детей дошкольного возраста", М., 1977 г. OCR Detskiysad.Ru
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.