Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

Ян Неруда (1834-1891)


М. Е. Елизарова и др., "История зарубежной литературы XIX века"
М., «Просвещение», 1972 г.
Публикуется с некоторыми сокращениями
OCR Detskiysad.Ru

Лучшие традиции творчества Б. Немцовой и других писателей 40—60-х годов нашли свое дальнейшее развитие в произведениях Яна Неруды — крупнейшего представителя чешского реализма второй половины XIX века. Творчество Я. Неруды, утвердившее реализм как основное направление в чешской литературе, в значительной степени предопределило дальнейшие пути ее развития.
Значительность идейного содержания произведений Неруды, его высокое художественное мастерство являлись образцом для нескольких поколений чешских писателей; с полным основанием своим учителем его считают и писатели современной Чехословакии. Высокая оценка литературной и публицистической деятельности Я. Неруды была дана Юлиусом Фучиком, который впервые в чешской критике с марксистских позиций определил значение творчества этого крупнейшего чешского писателя-реалиста. В «Слове перед казнью» Ю. Фучик писал о Неруде: «Будущему историку литературы я завещаю любовь к Яну Неруде. Это наш величайший поэт». Ян Неруда родился в 1834 году в Праге. Отец его, отставной солдат, содержал маленькую лавочку, мать работала поденщицей. Неруда окончил академическую гимназию, обучался в Пражском университете, где слушал лекции на философском и юридическом факультетах; в течение нескольких лет работал в пражских канцеляриях, был учителем немецкого языка в гимназии.
Первые поэтические произведения Я. Неруды относятся к началу 50-х годов. Это десятилетие, последовавшее за революцией 1848—1849 годов, носит в истории Чехии название «баховской реакции» (по имени министра Баха, возглавлявшего австрийское правительство). Это был период реакции, подавления всех демократических свобод, явившихся завоеванием революции.
Реакционная политика правительства Баха вызывала недовольство и возмущение народа. Несмотря на установленный в стране полицейский режим, на преследования свободной мысли и слова, на подавление свободной литературы, лучшие чешские писатели поднимали свой голос в защиту попранных прав чешского народа. Именно в эти годы, уже находясь в ссылке, Гавличек-Боровский написал свои лучшие произведения, направленные против порядков, установленных в Австрийской монархии (поэмы «Крещение св. Владимира», 1854; «Король Лавра», 1854); к этому периоду относится целый ряд произведений Б. Немцовой, баллады и сказки Карела Эрбена.
Первые поэтические произведения Неруды. В начале 50-х годов впервые раздается и голос Яна Неруды. Его первое стихотворение «О заживо погребенных» было написано в 1852 году, а выход его первого поэтического сборника «Кладбищенские цветы» относится к 1857 году. Уже первые поэтические выступления Неруды свидетельствовали о том, что значительное внимание молодой поэт уделял социальной тематике. В стихах сборника «Кладбищенские цветы» нашла отражение жизнь Чехии 50-х годов — периода баховской реакции.
Уже одно заглавие стихотворения «О заживо погребенных» является прекрасной характеристикой мрачного десятилетия в истории Чехии. В этом стихотворении поэт создает образ родины, закованной в цепи рабства, образ свободолюбивого народа, история которого наполнена героической борьбой за попранные права, который томится в «тесном саване» неволи. Поэт воссоздает картины прошлого чешского народа, пытается представить себе его будущее, пишет о тяжелых днях современности:

Нам дышать позволено, но молча,
Говорить, но на чужом наречье,
Смеем жить, но только по указке,
Даже драться, но в какой же сечи!

И уже здесь, в первом стихотворении, Неруда говорит о своей любви к народу и о своем пламенном стремлении всеми силами помочь ему:

О народ мой, славный и любимый,
Я б раскрылся в песне лебединой,
Если б мог крылами этой песни
Поддержать надежд твоих руины.
О народ, народ мой несчастливый,
Прошлое твое гниет в закутах,
Будущее — под мечом палачьим,
Нынешнее — в тяжких подлых путах.

Большая заслуга автора сборника «Кладбищенские цветы» заключалась в том, что он не ограничился протестом против национального гнета, но поднял свой голос против существующей социальной несправедливости. И даже в тех стихах, которые внешне приближаются к столь распространенному в романтической поэзии жанру «кладбищенской» лирики, поэт на первый план выдвигает именно мотив социального неравенства. В стихотворении «Как ограда, встали вербы...», рассказывая о своем посещении кладбища, он подчеркивает бросающееся в глаза различие между богатыми памятниками, украшающими могилы богачей, и скромными могильными холмами, под которыми погребены бедняки; даже смерть не стирает различия между бедностью и богатством: в роскошных усыпальницах тлеют смрадные тела купцов:

А для нищих на кладбище
Нет ни склепов, ни венков.
В яму общую могильщик
Свалит кости бедняков.

Неруда с гордостью заявляет о своей принадлежности к людям труда и вполне определенно выдвигает свою поэтическую программу — петь о жизни бедняков, ведущих каждодневную борьбу за свое существование:

Меня хвалили, что пою о нищих
На радость сострадательным сердцам.
Что ж! Тот всегда легко слова отыщет,
Кто сам в плену, кто раб и пленник сам.
Мне так знаком закон борьбы бесплодной,
Извечной битвы. На нее глядит
Над колыбелями рассвет голодный,
Больниц для бедных медленный закат.
А сколько жертв в той каждодневной битве,
Где все надежды рушатся шутя,
Где побеждает вор, подлец, грабитель
И погибает малое дитя!

Один из основных мотивов поэзии Яна Неруды, который прозвучал и в его ранних стихотворениях,— это мечта о свободе. Образ матери-родины, томящейся в оковах рабства («Послание к Словакии»), пробуждает в сердце поэта страстную жажду свободы для угнетенного народа; ради достижения свободы поэт готов пожертвовать всем:

Жизнь мою возьми, коль хочешь,
И предай меня на муки.
И в моем открытом сердце
Алой кровью вымой руки!
Мать гони и надругайся
Над моим отцом в могиле,-
Лишь свободу, ах, свободу
Братья б поскорей добыли!
И любовь, грез королеву,
И ее готов отдать я.
Чтоб свободу, ах, свободу
Всюду получили братья!
(Из «Чешских стихов».)

В сборнике «Кладбищенские цветы» лучшими стихами являются те, в которых звучат гражданские мотивы, в которых Неруда выражает стремление своего народа к свободе. В «Статье о журналисте Неруде» Юлиус Фучик писал, что дух свободы «бьет живым ключом во всех его статьях, как и во всех его стихах, как и во всей чешской литературе. Неруда использует любой повод, чтобы подчеркнуть, что смысл нашей жизни заключается в борьбе за свободу, и тот, кто изменяет этой борьбе, тот, кто не хочет бороться за свободу,— не наш, он против нас, он служит противнику».
В сборнике «Кладбищенские цветы»— своем первом поэтическом сборнике — Неруда выдвинул ряд важных тем, которые получат дальнейшую, более углубленную разработку в его последующей литературной деятельности и определят ее основную направленность.
Публицистическая деятельность. К 50-м годам относится ряд высказываний Неруды о литературе, которые являются весьма ценными для понимания выдвигаемой им программы — программы поэта-гражданина, писателя-реалиста. Неруда вполне определенно заявляет о своем резко отрицательном отношении к так называемой «чистой поэзии», поэзии, оторванной от жизни. В одной из своих статей 1859 года он писал: «Не для нашего времени такая чистая лирика, которая, не обращая внимания на то, что рождается и происходит в окружающем мире, не ища более широких горизонтов, стихийно снисходит на сердце стихотворца и ограничивается его личными переживаниями». И еще: «Каждый, несомненно, имеет право писать стихи, как ему нравится, хотя бы всегда только о собственном сердце. Но как только стихотворец предает свои творения гласности, мы требуем от них большей значимости и хотим, чтобы поэт пел не только о том, что он переживает как индивидуум, но и о том, что каждый должен переживать вместе с ним».
Большое значение для творческого развития Яна Неруды имела его публицистическая деятельность. Практика журналиста дала Неруде очень многое. За тридцать лет своей работы в журналах и газетах (1860—1890) Неруда написал свыше двух тысяч статей и очерков. Работа в газете помогла Неруде еще глубже познакомиться с жизнью, научила его быстро откликаться на наиболее актуальные запросы современной ему действительности. Юлиус Фучик, который очень высоко ценил публицистическую деятельность Неруды и подчеркивал ее боевой характер, писал: «Некоторые критики, даже критики с таким ясным умом, как Шальда, считают тормозом для поэтического творчества Неруды его журналистскую деятельность. Бессмыслица! Неруда, будучи журналистом, мог написать такие чудные вещи, как «Баллады и романсы» или «Песни страстной Пятницы» и большую часть «Простых мотивов».
Журналистика изнуряет, может быть, распыляет человека, но она же сближает автора с читателем и помогает автору в его поэтическом творчестве. В особенности это можно сказать о таком добросовестном журналисте, как Неруда. Неруда без газеты, которая живет один день, мог бы написать много книг и стихотворений, но не написал бы ни одной книги, которая пережила бы столетия так, как переживут их его творения».
Журнальные и газетные статьи Неруды, большинство из которых он помещал в газете «Народный глас», отличаются подлинным демократизмом и свободолюбием. Неруда писал, обращаясь к народу. К нему он апеллировал, за его свободу боролся, в его твердость верил даже тогда, когда господское большинство проводило против него свою политику. Для Неруды было ясно, что все это временно, что лишь народ вечен и в нем заключается все будущее нации. Он выразил это во многих своих статьях и особенно ясно высказал это в фельетоне 1866 года «Куда идешь, Ян?». В этом фельетоне, одном из лучших у Неруды и наиболее для него характерном, писатель подчеркивает мысль о том, что именно народу обязана вся нация своей славой, развитием: «Чем бы ни прославился в истории чешский народ, в этом почти не принимали участия дворянские, высшие круги общества; вся слава, военная и культурная, создана силами народа. Этому же народу обязано и наше чудесное возрождение,— мы растем все выше, естественно, как дерево, и также красиво».
Очень важное место в журналистской деятельности Неруды занимают его статьи и рецензии, посвященные произведениям русских писателей и драматургов. Стремясь с самого начала своей творческой деятельности к правдивому изображению действительности, Неруда, естественно, с большим интересом относился к русской культуре и литературе, столь богатым прекрасными образцами реалистического искусства. Неруда был знаком с творчеством Пушкина, Гоголя, Крылова, Островского, Тургенева; будучи театральным рецензентом, он написал ряд отзывов о постановках в пражских театрах пьес русских драматургов (Островского, Гоголя, Тургенева, Сухово-Кобылина). Оценка, даваемая Нерудой творчеству русских писателей-реалистов, очень высока.
Особенно ценил Неруда Гоголя. В своей статье о «Ревизоре» (1865) Неруда пишет о Гоголе как о величайшем сатирике, писателе, «живописующем бичом сатиры». Понимая глубокий социальный смысл данного в комедии обличения крепостнической России, Неруда подчеркивает мысль о том, что Гоголь «выставил на осмеяние у позорного столба результаты, к которым привело Россию самодержавие»4. «Какое множество кричащих чудовищных образов нарисовано поэтическим, могучим пером Гоголя!» — восхищается Неруда; завершая свою статью, он отмечает: «И мы, видя, кроме этой цепи чиновничьих проделок и их результатов, и мнимого ревизора, можем предполагать, что Гоголь рисовал отношения не только в этом городке, постигнутом особым несчастьем». Этим самым Неруда подчеркивает типичность персонажей и событий, изображенных в комедии великого русского писателя.
Как уже отмечалось, создателем всех культурных ценностей Неруда считал прежде всего народ. И потому, говоря о достижениях передового русского реалистического искусства, Неруда подчеркивал силу и одаренность русского народа, выдвинувшего из своей среды крупнейших писателей, музыкантов, художников. В статье о Верещагине — выдающемся русском художнике-баталисте — Неруда писал: «Картины Верещагина — свидетельство поистине гигантской силы, пробудившейся ныне в русском народе». В этой же статье Неруда говорит о свойственном русскому народу и всему человечеству пламенном стремлении к миру на земле, о ненависти народа к войнам. Смысл и основное значение деятельности Верещагина Неруда видит прежде всего в том, что он «изображает войну, как бедствие». «Да, быть может, путем именно такого искусства можно достичь идеала вечного мира, к которому так давно и так страстно стремится человечество, измученное вечной борьбой народов»,— писал Неруда, подчеркивая подлинный гуманизм передовой русской культуры.
В то же время Неруда постоянно указывал на необходимость глубоко изучать и совершенствовать чешскую национальную культуру. Он призывал писателей бережно и внимательно относиться к родному языку, в котором, по его мнению, заключается культура народа. В статье «Родной язык» (1890) Неруда писал: «Язык меняется, растет, ширится, становится богаче. Рост и изменения в нем мы должны тщательно наблюдать и охранять, должны прилагать все силы к его расширению. Мы, чехи, имеем большое преимущество: народный и книжный язык у нас один и тот же. Литература может черпать прямо из сокровищницы народного духа, из литературы богатство мыслей и образов можег переходить прямо к народу». Этим самым Неруда подчеркивал органическую связь между национальной культурой и литературой, являющейся ее неотъемлемой составной частью.
Публицистическая деятельность Неруды, начавшаяся в 60-х годах, его работа журналиста во многом способствовали совершенствованию художественного мастерства писателя, не говоря уж о том, что работа в периодической печати помогла Неруде создавать произведения, актуальные по своей тематике и отличающиеся остротой социального содержания. Писатель чутко реагировал на события общественной жизни.
Творчество Неруды в 60—70-е годы. В истории Чехии 60-е и 70-е годы ознаменовались ростом рабочего движения. В стране более быстрыми, чем прежде, темпами развивалась промышленность. Теперь в лице быстро развивающегося и растущего пролетариата чешская буржуазия имела серьезного противника. Рост классового самосознания чешских рабочих проходил под влиянием идей Маркса и Энгельса; революционизирующее значение имело создание I Интернационала. В 1878 году была образована чешская социал-демократическая рабочая партия.
Неруда непосредственно не примыкал к рабочему движению, он был далек от того, чтобы полностью разделять взгляды чешской социал-демократии. Однако на протяжении всей своей жизни он сочувствовал тяжелому положению трудового народа, его борьбе. Правда, Неруда заблуждался, полагая, что борьба за улучшение положения всей чешской нации, находившейся на положении нации угнетенной, должна предшествовать борьбе за улучшение положения рабочих.
Но объективная ценность произведений Неруды заключается в том, что он сумел правдиво отразить положение трудового народа, условия его жизни, сумел выразить его интересы и стремления. В период 60—70-х годов Нерудой была написана серия рассказов, объединенных в сборник «Арабески» (1864), создан большой поэтический сборник «Книги стихов» (1867), сборник рассказов «Разные люди» (1871), написанный в результате поездки по Европе и странам Ближнего Востока, повесть «Босяки» (1872); в 1878 году вышел сборник стихов «Космические песни», и в этом же году Неруда закончил работу над своим лучшим и широко известным прозаическим произведением «Малостранские повести».
Сборник «Книги стихов» и «Малостранские повести» являются наиболее значительными произведениями данного периода.
«Книги стихов». Среди тем, разрабатываемых Нерудой в сборнике «Книги стихов», ведущее место занимает тема любви к родине, сочетающаяся с изображением тяжелого положения народа и существующей социальной несправедливости. В этот сборник вошли патриотические стихи, уже включенные ранее в сборник «Кладбищенские цветы», такие, как «Чешские песни», «О заживо погребенных» и ряд других. Однако основное ядро сборника составляют стихи, написанные во вторую половину 50-х и первую половину 60-х годов. В лучших из них звучат социальные мотивы («У ворот приюта», «Доброволец», «Спляшем, парень», «Оборвыш» и другие).
Социальная тематика является ведущей и в жанре баллады, к которому, продолжая традиции своих предшественников (Эрбен), Неруда обращается весьма часто; он по праву считается создателем жанра социальной баллады («Соломенный венок» и другие). В целом ряде стихотворений сборника отражена тяжелая, безрадостная доля бедняков. Бедность заставляет молодого парня завербоваться в солдаты («Доброволец»); как ни жалко ему расставаться со своей свободой, он все-таки вынужден отказаться от личного счастья, продать свою кровь ради того, чтобы избавить от голодной смерти старуху мать.
В стихотворении «У ворот приюта» поэт рассказывает о трагедии старика, трудившегося всю свою жизнь и оказавшегося в старости «лишним ртом» в доме, обузой для детей. Нужда заставляет его стучаться в ворота приюта; в последнюю минуту, перед входом в приют, старик прощается с маленьким внуком и вспоминает свою жизнь, любовь к которой сильна в нем, несмотря на все лишения и трудности. Глубоко трагические ноты звучат в словах старика, прощающегося с жизнью:

Но отчего-то, милый, отчего-то
Меня страшат приютские ворота...
Еще минутку, милый, не звони!
Теперь я ощущаю сил упадок,
Мой черствый хлеб — он был не слишком сладок!
Трудился я — и вдоволь пота пролил,
И на руках моих горят мозоли.
..............
Меня любили — я-то это знаю,
Я никого ни в чем не обвиняю,—
Что делать, если в доме лишний рот?
(«У ворот приюта».)

Не менее глубокие трагедии человеческих жизней развертываются в стихотворениях «Оборвыш» и «На балете». В первом из них маленький оборвыш — незаконнорожденный сын богатого пана — обращается с угрозой к своему отцу:

Плачет маленький оборвыш:
«Только денег накоплю,
Отыщу отца родного
И дубинкой отлуплю».

Под внешне шутливой формой этого небольшого стихотворения скрывается горькая обида и отчаяние ребенка, брошенного на произвол судьбы, без всяких средств к существованию.
В стихотворении «На балете» рассказывается о тяжелой судьбе молодой танцовщицы, вынужденной забавлять праздную публику в то время, когда сама она глубоко страдает. Застывшая улыбка на ее лице — это только маска, которая должна скрыть от посторонних взглядов ее внутренние переживания.
Страшная судьба женщины раскрывается и в балладе «Соломенный венок». Повествуя о судьбе «падшей» женщины, Неруда очень убедительно вскрывает причины, приведшие ее на дно жизни. Смерть слепого отца, зачахшего от голода, смерть брата, которого голод толкнул на преступление, и, наконец, рождение мертвого ребенка — вот история этой несчастной; безысходная нужда и голод толкнули ее на путь порока.
Так одна за другой проходят перед читателем сборника «Книги стихов» тяжелые картины жизни бедняков. Неруда по праву может быть назван поэтом обездоленных.
О своем понимании задач поэзии и отношения к долгу поэта Неруда говорит в стихотворении «Всему был рад!»:
Мне рок сказал: воспой родимый край,
Но пой лишь о страданиях народа,
О том, как силой попрана свобода,
И грозной болью песни напитай.
Пусть исцелят народ напевы эти...
(«Всему был рад!»)

Тема родины и страданий народа продолжает, таким образом, по-прежнему занимать ведущее место в поэтическом творчестве Неруды. Что касается его прозаических произведений, то и в них основное внимание писатель уделяет судьбе «маленьких» людей в условиях буржуазного общества Чехии.
Сборники рассказов. Сборники рассказов «Арабески», «Разные люди», повесть «Босяки», предшествующие «Малостранским повестям», являются художественно исполненными очерками жизни и быта «маленьких» людей, испытавших всю тяжесть социальной несправедливости.
Трагична судьба молодого одаренного поэта Горачка (рассказ «Он был негодяем!» из сборника «Арабески»), который с самого детства прослыл негодяем среди обывателей района Малой Страны только потому, что был не похож на своих сверстников. Уже в приходской школе Горачек глубоко почувствовал ту разницу, с какой относится учитель к нему, сыну мелкого лавочника, и к сыну инспектора; он отколотил сына инспектора «и был, как неисправимый негодяй, изгнан из школы». «Он слыл безнравственным, так как дрался с мальчиками, которые дразнили его, а он из-за незнания немецкого языка не мог им ничего ответить». Не принес Горачку счастья и его литературный талант. «Его первые литературные опыты были напечатаны в журналах. Но жители Малой Страны считали литераторов пропащими людьми, и в особенности тех, кто, как Горачек, печатает свои сочинения в чешских журналах». Не сумев устроиться в жизни, Горачек отказался от своей невесты. Несчастья и неудачи Горачка соседи объясняли его легкомыслием. Совершенно несправедливо Горачек был обвинен в краже денег; это окончательно сломило его силы. Горачек умер в возрасте двадцати пяти лет.
Образ Горачка типичен для творчества Неруды; этот умный и бескорыстный человек, во многом возвышающийся над окружающими его людьми, становится жертвой пошлости, мещанской ограниченности и скудоумия. Повествуя о жизненной трагедии Горачка, Неруда выступает с критикой обывательщины, затхлого мещанского мирка.
О тяжелой судьбе честных и благородных людей, отдающих все свои силы борьбе за существование, говорится и в ряде других рассказов, таких, как «Иосиф-арфист», «Франц», «Пражская идиллия». Рассказы сборника «Арабески», являющиеся первыми прозаическими опытами Неруды,— это целая серия картин из жизни честных тружеников, музыкантов, мелкого чиновничества, мелких лавочников. Форма, в которой они написаны, может быть определена как художественные очерки, живые и правдивые зарисовки отдельных сцен, лиц, событий.
К этому же очерковому приему обращается Неруда и в своей крупной повести «Босяки», посвященной описанию жизни сезонных рабочих железнодорожного строительства. Несмотря на значительный объем, повесть лишена четкой композиции, строго выдержанной и последовательно развивающейся сюжетной линии, это очерки быта одного из многочисленных рабочих поселков, возникавших в то время по всей стране, переживавшей период промышленного развития. Герои повести — поденщики-землекопы, «босяки», как их называют крестьяне окрестных деревень. «Босяки, — пишет Неруда, — совершенно новое явление в чешских краях. Это не прежний пражский «фламендр», какие были до 1848 года, не венгерский цыган,— это трудовой человек, посмотри только на него, на пестроту этих людей».
Сама действительность заставила писателя обратиться к изображению этого нового явления, к описанию жизни и быта людей, явившихся предшественниками чешского пролетариата. Повествуя о судьбе разорившихся крестьян и мелких ремесленников, Неруда сумел показать единство этих людей, основанное на общности их социального положения. К какой бы национальности ни принадлежали босяки, откуда бы ни происходили они и каковы бы ни были их личные судьбы, между всеми ними есть много общего, что сближает их, объединяя в единое целое. «Босяк — об этом мы не будем спорить — бесконечно легкомыслен, транжир, и, если б у него было много денег, он, верно, попал бы под опеку. Но у него никогда не было денег в таком количестве, чтобы благодаря им люди питали хоть капельку уважения к нему самому, и потому босяк не питает ни капли уважения к деньгам... Если он поднимает голос, то делает это за братьев — товарищей. Он не эгоистичен, он делится всем, что у него есть, как наседка. Если он что-нибудь обещал — положись на его слово; и пусть он умеет подписываться только «черенком лопаты» — тремя крестиками,— верь этим крестикам».
Так в повести Неруды о жизни большого коллектива железнодорожных строителей возникает обобщенный образ представителя развивающегося пролетариата. Конечно, герои Неруды еще далеки от понимания задач классового объединения ради борьбы за свои интересы, но уже сама попытка писателя показать и отчасти объяснить социальные причины, сближающие «босяков», имеет, безусловно, положительное значение в истории чешской литературы.
«Малостранские повести». Большим художественным достижением Неруды-прозаика явились его «Малостранские повести»,, создававшиеся писателем в течение нескольких лет (1875—1877) и опубликованные в 1878 году. С выходом этого произведения Неруды реализм как ведущее направление окончательно утверждается в чешской литературе. Начинания Б. Немцовой и других предшественников Неруды были приведены им в систему.
В «Малостранских повестях» реалистический метод Неруды нашел наиболее полное и законченное выражение. В типических, подлинно художественных образах Неруда запечатлел условия жизни, быт и нравы чешской мелкобуржуазной среды.
Сборник Неруды включает тринадцать рассказов и повестей, объединенных общностью идейного замысла. Герои рассказов — это мелкие лавочники, чиновники, ремесленники, представители интеллигенции. Неруда вполне сознательно обращается к описанию жизни «низших классов». В написанной им самим рецензии на свои «Малостранские повести» Неруда писал: «Нам кажется, что писатель придерживается совершенно определенного мнения о том, что у нас «внизу» люди гораздо более содержательны, чем «наверху». Неруда пишет лишь о низших классах, о тех общественных кругах, где чувство не имеет перчаток, где правда все еще имеет большую цену, чем самая пикантная ложь. Этот Неруда может написать повесть о самой обычной жене кондуктора, рассказать на десяти страницах о каком-то дровосеке, сообщить биографию небритого нищего». И далее, иронически имитируя тон официальной критики, добавляет: «Это очень опасно».
В рецензии подчеркивается мысль о том, что нерудовские рассказы предназначены для широких кругов читателей, именно в их среде вызывают интерес и в силу своего демократизма не могут быть одобрены представителями «высших классов». «Среди повестей нет ни одной, которая была бы оценена высшими, благороднейшими кругами общества», — отмечает Неруда, не испытывая при этом ни малейшего сожаления.
События, изображаемые в рассказах, охватывают период с 40-х до 70-х годов. В «Малостранских повестях» обличение мещанства и обывательщины, прозвучавшее в рассказах сборника «Арабески», особенно усиливается. Неруда убедительно показывает, как всепобеждающая в буржуазном обществе власть денег подчиняет себе людей, порабощает их души и развивает в них одну страсть — страсть обогащения. Обыватели преклоняются перед теми, кто состоятельнее их, и презирают неудачников. Лесть, лицемерие, ханжество руководят поступками людей (глава III, «В семье домовладельца», из повести «Неделя в тихом доме»); знакомство и добрососедские отношения основаны на расчете; всякая попытка нарушить установившийся порядок жизни вызывает раздражение и недовольство обывателей («Как лавочник Ворел обкуривал свою пенковую трубку»).
Пребывая в течение всей своей жизни в затхлой атмосфере мещанской ограниченности, большинство малостранцев утрачивают положительные человеческие качества, превращаются в бездушные существа; именно поэтому такое большое внимание уделяет Неруда описанию обстановки, в которой протекает однообразная жизнь его героев: большинство из них как бы сливается с миром окружающих их вещей.
Отношение автора к его героям — «маленьким» людям — не лишено известной симпатии; однако мягкие, лирические тона, в которых дается порой описание жизни малостранцев, не являются доминирующими в рассказах Неруды; критическая, обличительная струя явно преобладает.
Критикуя жизнь, быт и нравы чешской мелкой буржуазии, Неруда создает в то же время и образы положительных героев. Прежде всего — это мать и сын Баворовы. Вацлав Баворов по своим интересам и стремлениям ео многом противостоит окружающим. Он мечтает о деятельности писателя, о труде на благо родины. Однако Неруда не показал своего героя в действии, в борьбе с темными сторонами действительности; Вацлав предстает перед нами как мечтатель, а не как человек, активно действующий. Но тем не менее образ Вацлава имеет важное значение в сборнике рассказов Неруды. В мире, заселенном мелкими, пошлыми и корыстолюбивыми людьми, в обстановке, которая губительно действует на малейшее проявление самостоятельной творческой мысли, Вацлав, мечтающий об иной — лучшей и содержательной — жизни, является личностью незаурядной. С большой симпатией и теплотой Неруда относится и к старой матери Вацлава, вся жизнь которой прошла в неустанном труде, и к веселому, бескорыстному студенту Еклу.
Однако противопоставление Вацлава и Баворовой окружающим дается Нерудой прежде всего в моральном плане; задача же раскрытия социальных противоречий в «Малостранских повестях» не только не разрешена, но и не поставлена. В этом смысле «Малостранские повести» значительно уступают многим поэтическим произведениям Неруды.
Последний период творчества. В последнее десятилетие своей жизни Неруда опубликовал поэтический сборник «Баллады и романсы» (1883). После смерти Неруды был издан сборник его стихов «Песни страстной Пятницы» и «Простые мотивы» (1893).
В лучших стихах этих сборников Неруда продолжает разрабатывать одну из основных тем своей поэзии — тему любви к родине. Важное место в сборниках занимают также стихи на темы чешского фольклора, созданные на основе глубокого знакомства Неруды с устным народным творчеством (сборник «Баллады и романсы»).
О чем бы ни писал Неруда — о событиях общественно-политической жизни («Баллада о весне 1848»), о своих личных чувствах и переживаниях (сборник «Простые мотивы»), — в его стихах всегда образ народа, вопрос о его судьбах занимает ведущее место («Любовь», «Только вперед!», «Однажды голову склонив в печали...» и другие). Смысл своей жизни и деятельности поэт видит в служении народу. Оптимизм, уверенность в светлом будущем чешского народа пронизывает творчество Неруды последних лет:

Прочь в сторону, кто трусит и вздыхает,
Чья дрогнула от трудностей рука!
Ведь роза и тогда благоухает,
Когда над ней толпятся облака.
Долой того, кто дремлет у кормила:
Промедливший мгновенье — отстает,
Прошедшего ничья не сможет сила
Вернуть назад. Вперед, всегда вперед!
.............
И если гром сраженья снова грянет,—
Гуситский гимн иной размах возьмет,
В стране железа все оружьем станет,
В крови железо зазвучит: вперед!
(«Только вперед!»)

Быстрое развитие чешского пролетариата ознаменовало собой начало нового этапа в чешском национально-освободительном движении; о том месте, которое занимал в нем Неруда, прекрасно сказал Ю. Фучик, подчеркнувший, что в последние годы своей деятельности Неруда осознал значение пролетариата в историческом развитии его родины. «Пролетариат необходимо познакомить с творчеством Неруды. На него налепили ярлык малостранской идиллии и не видели, что для этой «идиллической», старосветской Малой Страны он был «негодяем», что он родился на границах Смихова, в районе, заселенном рабочими, и что на малостранское кладбище за своими «Кладбищенскими цветами» ходил он через Рингхофровку. Без этого не понять Неруду от «Кладбищенских цветов» до «1 мая 1890 года».
В очерке «1 мая 1890 года», написанном Нерудой за год до смерти, он с восторгом приветствует рабочих, принявших массовое участие в майской демонстрации, выступивших на защиту своих прав.
Не случайно, обращаясь к истории своего народа, Неруда устанавливает закономерную связь между его героическим прошлым и настоящим: «Те же цвета — черный на темно-красном фоне — развевались над гуситами, борцами за свободу совести,— те же цвета развеваются теперь над борцами за полное гражданское равенство!».
Приветствуя демонстрантов, Неруда приветствует в их лице светлое будущее своей родины; именно это подчеркивал Ю. Фучик, отмечая, что Неруда был величайшим поэтом, который «смотрел далеко в будущее».




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +