Современником Диккенса и одним из крупнейших английских писателей-реалистов был Вильям Мейкпис Теккерей.
Мировоззрение Теккерея формировалось в период 30—40-х годов, в период подъема чартистского движения в Англии. В его лучших вещах — в «Книге снобов» (1847) и знаменитом романе «Ярмарка тщеславия» (1848)—отразились настроения широких народных масс Англии, поднявшихся на борьбу за свои права.
Теккерей — писатель-сатирик. Его сатира основана на присущем ему глубоком убеждении в противоестественности и несостоятельности буржуазного строя. И хотя, так же как и Диккенс, Теккерей не был сторонником революционных преобразований, но он понимал закономерность и справедливость народного возмущения. Его глубоко правдивые и сатирически острые произведения способствовали расшатыванию устоев буржуазной цивилизации.
Нельзя не заметить вместе с тем, что круг тем, к которым обращался Теккерей, более узок, чем в романах Диккенса. Почти во всех своих произведениях Теккерей описывает жизнь господствующих классов общества; он не обращается к изображению жизни народа, не создает значительных образов людей из народной среды.
Во многом это объясняется тем, что с этой стороной жизни Теккерей был недостаточно знаком. А это в свою очередь явилось одной из причин усиливающегося с годами пессимизма писателя.
И если по силе и остроте социальной критики Теккерей не уступает Диккенсу, то в его произведениях нет места оптимизму, который в такой большой степени присущ многим романам его великого современника и который был органически связан с последовательным демократизмом автора «Домби и сына» и «Тяжелых времен».
В романах Теккерея проявились присущие ему скептицизм и горькая ирония; они придают его произведениям пессимистическое звучание. Но непреходящее значение творчества Теккерея заключается в той правде жизни, которая встает со страниц его книг и помогает людям в их борьбе за ее изменение. Жизнь и литературная деятельность. Вильям Теккерей родился в Индии, в Калькутте, где в течение ряда лет жила семья его отца, служащего Ост-Индийской компании. Осиротев в шестилетнем возрасте, будущий писатель был отправлен в Англию. Здесь он учился в школе, а затем в течение двух лет в Кембриджском университете. После отца Теккерей унаследовал значительное состояние, что дало ему возможность в ранней молодости жить в соответствии со своими стремлениями и склонностями. Он увлекался литературой и живописью. В будущем он видел себя художником. После длительного заграничного путешествия (Теккерей побывал в Германии и Франции) он вновь возвращается в Лондон. Внезапное разорение заставляет его подумать о заработке. Теккерей обращается к деятельности журналиста и художника-карикатуриста. Вскоре основным делом его жизни становится литературный труд. Однако интерес к живописи он не утрачивает. Многие из своих произведений Теккерей иллюстрировал сам.
Свою литературную деятельность Теккерей начал как журналист, выступив в первой половине 40-х годов как автор многочисленных сатирических очерков и заметок, пародий и остроумных карикатур на злободневные общественно-политические темы. Его произведения печатались на страницах известного юмористического еженедельника «Панч».
Молодой Теккерей неизменно остроумен и смел в своих выпадах против современного ему буржуазного общества. Он обращается к важным проблемам внутренней и международной политики, осуждает британский милитаризм и поднимает свой голос в защиту угнетенной Ирландии, критикует монархию Луи-Филиппа и решительно осуждает постоянную, но не способствующую улучшению положения в стране борьбу английских парламентских партий вигов и ториев.
Неистощимый на выдумки, Теккерей создает многочисленные и разнообразные пародии. Он осмеивает в них эпигонов реакционного романтизма и писателей, создающих произведения, далекие от правды жизни, пародирует труды буржуазных историографов.
Уже в ранних вещах проявилась большая проницательность Теккерея и прозвучало решительное осуждение мира буржуазных дельцов и тунеядцев.
В 1847 г. Теккерей завершил «Книгу снобов», а в 1848 году — свое лучшее произведение, сделавшее его знаменитым не только в Англии, но и далеко за ее пределами,— роман «Ярмарка тщеславия».
Перу Теккерея принадлежит большое количество произведений. Он является автором многих рассказов, сатирических повестей, романов из жизни современной ему Англии («Ярмарка тщеславия», «Пенденнис», «Ньюкомы»), исторических романов («Генри Эсмонд», «Виргинцы»), интересной работы литературно-критического характера «Английские юмористы XVIII века».
Период расцвета творчества Теккерея приходится на вторую половину 40-х годов. Он начинается выходом «Книги снобов». Роман «Ярмарка тщеславия» является идейно-художественной вершиной творчества писателя. С середины 50-х годов в литературной деятельности Теккерея начинается новый этап, характеризующийся упадком его реализма.
Наметившийся уже отчасти в «Пенденнисе» (1848—1850) и заметно обострившийся в «Ньюкомах» (1853—1855), этот процесс с годами усиливался. Он был обусловлен социально-исторической обстановкой в стране и характером мировоззрения писателя. В произведениях 40-х годов, созданных в период подъема чартистского движения, и прежде всего в «Ярмарке тщеславия», социальная критика Теккерея, его реалистические обобщения достигают наибольшей силы Однако уже и в эти годы Теккерей был убежденным противником рабочего движения. Страстный обличитель буржуазно-аристократического общества уживался в нем с защитником капиталистической системы. С годами эти противоречия углубляются, что особенно ясно проявилось в его поздних романах («Приключения Филиппа», 1862, и «Дени Дюваль», 1864). Обличительная сила Теккерея. «Книга снобов». Теккерей уловил основную связь между людьми современного ему буржуазного общества. Эта связь основана на «бессердечном чистогане», на магической власти денег. Деньги лежат в основе всего. Они определяют отношения людей и в обществе, и в семье. Деньги могут заменить ум, красоту, благородство. Буржуазное общество в романах Теккерея предстает как громадная ярмарка, где все продается и все покупается. И большая заслуга Теккерея заключается в том, что он показал силу денег в буржуазном обществе не как легко устранимое зло, но как вполне закономерное явление, характернее для повседневной буржуазной действительности.
Правдиво изобразил Теккерей отталкивающее лицо английского буржуа, не прибегая при этом, подобно Диккенсу, ни к какого рода натяжкам и крайностям. «Злой» капиталист у Диккенса обычно лишен положительных качеств (Ральф Никкльби, Баундерби, Гредграйнд). Герои-буржуа Теккерея вполне респектабельны. Они могут быть прекрасными отцами, добрыми мужьями, внимательными и заботливыми детьми; но в то же время основная цель их жизни — нажива, а движущая пружина поступков — эгоизм, тщеславие, корыстолюбие.
Одной из ярких, своеобразных черт Теккерея как писателя является то, что в нем явно преобладает сатирик и социальный обличитель. В этом смысле он значительно отличается от Диккенса. Диккенс считал, что задача художника не будет выполнена, если он ограничится только раскрытием отрицательных явлений социальной жизни. Он должен указать читателю, как бороться со злом. Пути, которые указывал Диккенс — нравственное перевоспитание людей,— были ошибочны, иллюзорны, но, считая их единственно правильными, Диккенс стремился быть учителем, воспитателем читателя.
Теккерей — писатель несколько иного типа. Для него главное — раскрытие суровой правды жизни без всяких прикрас. Такова была ведущая теоретическая установка Теккерея. «Надо изображать верно, иначе не стоит и показывать»; «истина не всегда приятна, но истина лучше всего»; «изобразить человека в натуральном виде»— таковы положения реалистической эстетики Теккерея.
Они легли в основу его лучших вещей, определили их идейную направленность и звучание.
В 1847 г. Теккерей завершил работу над «Книгой снобов». Это произведение написано в традиционной для английской литературы форме свободно чередующихся очерков («эссе»), разработанной в XVIII веке. Очерки Теккерея посвящены жизни современного ему английского общества. В своей совокупности они составляют широкую и яркую картину английской действительности. Обращаясь в каждом из них к вполне определенному, конкретному явлению общественно-политической и частной жизни своих соотечественников, писатель обобщает их в единое сатирическое полотно. В очерках Теккерея проявилось гневно-презрительное отношение писателя к буржуазно-аристократической верхушке общества, его возмущение политикой правящих классов.
С появлением «Книги снобов» широкое распространение в английском языке получило слово «сноб», которому Теккерей придал вполне определенное сатирическое звучание. Теккерей определяет сноба, как человека, «смотрящего вверх с обожанием и вниз с презрением». Однако только этим понятие «снобизм» не исчерпывается; оно много шире и по сути дела включает в себя все многообразие буржуазных пороков — корыстолюбие, хищничество, лицемерие, чванство, ханжество. Снобизм проявляется во всех сферах жизни общества. Теккерей находит снобов во всех общественных слоях. Он создает образы снобов-аристократов, наделенных привилегиями, с презрением взирающих с высоты своего величия на тех, кто раболепствует перед ними; пишет о снобах из среды британской военщины, о снобах-клерикалах и снобах из сити, о литературных снобах, о всевозможных выскочках, которые проводят свою жизнь в погоне за светскостью и внешним блеском, о многоликой армии авантюристов, проходимцев, шулеров, ловко спекулирующих на светских претензиях богатых буржуа. Самую верхнюю ступень этой длинной лестницы занимают «державные снобы». В очерке «Венценосный сноб» Теккерей изображает английского короля Георга IV.
Современное ему общество Теккерей называет «проклятое снобское общество». Это общество обрекает молодую девушку на продажу себя богатому старику, а юношу — на женитьбу на золотом мешке; любя друг друга, молодые люди не могут заключить союза, потому что не в состоянии поддерживать свою жизнь на должном снобском уровне: иметь ливрейных лакеев, хороший выезд, гувернантку-француженку для своих детей и т. д. Поэтому они вынуждены отказаться от любви и продавать себя за деньги, лишь бы только эти деньги обеспечили им соответствующее положение в обществе.
Очерки Теккерея написаны простым и ясным языком. Он широко использует в них простонародную речь. Однако народность «Книги снобов» проявилась не только в этом. В произведении Теккерея отразились настроения широких народных масс в канун революционных событий 1848 года, их недовольство существующим порядком вещей, их растущий гнев против правящих классов. «Ярмарка тщеславия». Одним из ярких проявлений снобизма Теккерей считал тщеславие. В нем видел он характерную черту эпохи и убедительно раскрывал в своих романах ту внутреннюю связь, которая существует между тщеславием и культом денег в буржуазном обществе.
«Ярмарка тщеславия» — не только название одного из романов Теккерея; в этих словах обобщен символически тот порок, который дает тон всей буржуазной жизни. И не случайно современную ему Англию писатель сравнивает с огромной ярмаркой, где все продается и все покупается.
Тщеславие, утверждает Теккерей, единственное бродило современной жизни. Если бы устранили тщеславие, пишет Теккерей в предисловии к «Ярмарке тщеславия», вся жизнь распалась бы: «Дома наши превратились бы в пещеры, и мы ходили бы в лохмотьях; процентные бумаги страшно упали бы в цене; все торговцы в городе разорились бы. Вино, восковые свечи, съестные продукты, румяна, кринолины, брильянты, парики и безделушки в стиле Людовика XIV... словом, все услады жизни полетели бы к черту».
Свои романы Теккерей посвящает показу того, как действует это бродило — тщеславие, как влияет оно на человеческую жизнь, на судьбу и характер каждого героя в отдельности. Он показывает, что жизнь каждого отдельного человека — это сплошная цепь удач или поражений на «ярмарке тщеславия», это вечная борьба за место на ярмарке жизни.
Однако моральные категории отнюдь не являются определяющими для Теккерея. В «Ярмарке тщеславия», написанной в год европейской революции 1848 года, как и в «Книге снобов», он выступает с резкой критикой существующих социальных порядков. Вместе с тем в этом произведении отчетливо проявилась ограниченность взглядов Теккерея. Понимая закономерность освободительной борьбы народных масс, обусловленной бедственным положением трудящихся, Теккерей испытывал страх перед рабочим движением. Он не верил в его положительные результаты. И не случайно в «Ярмарке тщеславия» Теккерей не обращается к теме народа, ограничивая рамки своего реалистического полотна изображением жизни буржуазно-аристократических слоев общества. Подзаголовком «Ярмарки тщеславия» становятся слова «Роман без героя» — слова, приобретающие принципиальное значение, если учесть, что подлинным героем Англии середины 40-х годов был поднявшийся на борьбу народ. Оставаясь до конца верным жизненной правде, Теккерей не мог найти подлинного героя для своего романа в изображаемой им среде. Дальше того символического образа революционного потопа, сметающего со своего пути все преграды, который был создан им в одном из очерков «Книги снобов», Теккерей в своем творчестве уже не пошел.
Основное внимание автора «Ярмарки тщеславия» сосредоточено на критическом изображении английской буржуазии и дворянства. И в этом отношении роман Теккерея — одно из крупнейших достижений английского критического реализма.
Длинной вереницей проходят перед читателями буржуазные дельцы и помещики, члены парламента и дипломаты, знатные лорды и чиновники. Все они живут соответственно бесчеловечным законам «ярмарки тщеславия». В этом мире достоинство человека определяется величиной его капитала. Снобизм пропитал все поры общества и диктует людям свои законы и нормы поведения. И хотя они явно противоречат принципам человечности, герои «Ярмарки тщеславия» воспринимают их как вполне естественные.
Своеобразна форма подачи материала в романе Теккерея. Действующих лиц своего повествования он сравнивает с марионетками, а себя с кукольником, приводящим их в движение. Это дает возможность автору принимать самое непосредственное участие в происходящем, позволяет ему стать одним из участников разыгрывающейся кукольной комедии. Кукольник делает замечания по поводу поступков героев-марионеток, дает свои оценки, в ряде отступлений высказывает свои суждения.
Жанр романа Теккерея можно определить как роман-хронику. Жизнь героев показана в нем на протяжении нескольких десятилетий — начиная с юности и кончая старостью. Один из русских критиков XIX века — Дружинин, посвятивший Теккерею ряд статей, говоря о своеобразии английского романиста, писал: «Романы Теккерея — сама жизнь, настоящая, часто серая и неприглядная, но действительная жизнь со всеми ее мелочами, сцеплениями случайных и не случайных фактов... Поэтому-то ни один из романов Теккерея не кончается, как это принято у других романистов, а скорей прерывается. Вам кажется, что автор мог бы повествовать до бесконечности, что его роман мог бы течь так же долго и непрерывно, как не прерывается общая жизнь». В композиционном отношении романы Теккерея — важное достижение английского реализма. Умение передать жизнь в ее движении и развитии, раскрыть процесс становления характера я показать самую непосредственную зависимость его от социального окружения — все это свидетельствует о большой силе таланта писателя. Мир живых людей предстает в виде галереи марионеток, действующих на подмостках ярмарочного балагана. Однако искусство «кукольника» Теккерея так велико, что он без труда заставляет читателей забыть об условности избранного им остроумного приема и силой своего таланта в игре послушных его воле марионеток позволяет увидеть реальные отношения людей буржуазного общества.
В центре внимания писателя — судьба двух молодых девушек, двух подруг — Бекки Шарп и Эмилии Сэдли. Обе они заканчивают один и тот же пансион. С этого и начинается роман: за подругами закрываются двери пансиона, их выпускают в жизнь. Но судьба, которая их ожидает, совершенно различна. Эмилия Сэдли — дочь богатых родителей, которые ее ждут с нетерпением, они позаботятся об устройстве ее судьбы; под крылышком родителей ей будет житься тепло и уютно; она спокойно уезжает из пансиона, радуясь счастливой перспективе.
Бекки Шарп — сирота, о ее судьбе некому позаботиться, кроме нее самой. Момент выхода из пансиона — это начало ее трудной жизни, борьбы за свое счастье. И для этой борьбы она немедленно вооружается необходимым оружием. Она не останавливается ни перед какими обманами, интригами, ни перед какими бесчестными поступками, лишь бы добиться желанной цели: быть богатой, блистать в обществе, жить в свое удовольствие. Бекки — эгоистична и жестока, бессердечна и тщеславна. Теккерей беспощаден в изображении похождений этой ловкой авантюристки, но вместе с тем всей логикой своего произведения он убедительно доказывает, что окружающие ее люди ничем не лучше. Как и она, они ловчат и обманывают, лицемерят и, не задумываясь, предают ближнего во всех тех случаях, когда это сулит им выгоду. Бекки отнюдь не исключение. Она одна из многих. Только она умнее и находчивее тех, кто ее окружает. Богатство открывает ей двери высшего общества, разорение бросает ее на дно жизни. Деньги заставляют людей смотреть на ее пороки сквозь пальцы. Но утратив их, Бекки утрачивает с таким трудом завоеванное ею место на «ярмарке тщеславия».
Противопоставляя Бекки Эмилию, Теккерей рисует в образе последней вполне добродетельное и добропорядочное существо. Однако в описаниях ангелоподобной Эмилии звучит нескрываемая ирония. Она ограниченна и ничтожна. И она не менее эгоистична, чем любой из участников представления на «ярмарке тщеславия».
Стоит познакомиться хотя бы с одним романом Теккерея, чтобы почувствовать, что его подход к людям совершенно иной, чем у Диккенса. Источником оптимизма Диккенса, как было уже сказано, являются его демократические симпатии. Выводы Теккерея о жизни более безнадежны. Уже в «Ярмарке тщеславия» начинает звучать тема «суеты сует». Для него труднее решение двух вопросов: первый из них — вопрос о соотношении добра и зла, который так легко разрешал Диккенс, во всяком случае в первый период своего творчества. Для Диккенса было бесспорно, что добро в жизни всегда побеждает. И второй вопрос, который для Диккенса также был прост и ясен,— это вопрос о положительном герое. Своих положительных героев Диккенс находил в среде простых людей — тружеников. Перед Теккереем эти проблемы встают как неразрешимые.
Теккерей высоко ценил Диккенса. Но тем не менее у него были серьезные расхождения с ним по вопросам творческого метода. У Теккерея есть целый ряд интересных высказываний по литературно-теоретическим вопросам, направленных прямо против Диккенса, и они носят явно полемический характер. Теккерей протестует против того, что некоторые романисты имеют обыкновение заканчивать свои романы счастливым соединением героя с героиней, причем предполагается, что после этого соединения наступает мир, тишина и счастье. Вот что он пишет по этому поводу: «Обыкновенно романист, после того как герой и героиня благополучно минуют брачный барьер, опускает занавес, словно драма закончена, все сомнения и борьба преодолены и супругам остается, причалив в страну супружества, брести, нежно обнявшись и ...потихоньку к старости, наслаждаясь счастьем».
Здесь звучит явная ирония. Сам Теккерей отнюдь не принадлежит к числу тех романистов, которые опускают занавес тогда, когда герой и героиня вступают в счастливый брак. О Теккерее можно, как и о Бальзаке, сказать, что он срывает «все сентиментально-трогательные покровы» с буржуазного брака. Примером может служить история семейной жизни как Бекки Шарп, так и Эмилии Сэдли. Традиция заканчивать романы счастливой развязкой совершенно была чужда Теккерею. Счастливый конец, по его мнению, только обманывает читателя.
На эту тему у Теккерея есть интересное высказывание. И хотя он не говорит в нем прямо о Диккенсе, но по существу полемизирует именно с ним.
Заканчивая роман «Ньюкомы», Теккерей сожалеет о том, что он не может уподобиться тем романистам, которые всегда умеют хорошо закончить свое произведение и перенести читателя в волшебную страну, «в которой, что хочешь, то и случается; порочные люди умирают, когда нужно... бедняки получают наследство... лягушка лопается от злости и зависти, лисица попадает в капкан... Поэт, воспевающий эту волшебную страну, и карает и милует неограниченно: он щедро наделяет мешками золотых монет, на которые ничего не купишь, осыпает злодеев палочными ударами, от которых никому не больно; приписывает героине сверхъестественную красоту... и в заключение соединяет героя с героиней и объявляет их счастливыми отныне и вовеки. Ах, блаженная, безобидная область фантазии, где все это возможно!»
К поэтам, которые так свободно себя чувствуют в стране фантазии, Теккерей себя не причисляет. Для него вопрос о «хорошем конце» совсем не решается так просто. Иногда Теккерей, заканчивая свой роман, пытается наградить своих героев. Так, в «Ярмарке тщеславия» капитан Доббин постоянством своих чувств заслуживает любовь Эмилии и после долгих лет тщетных надежд и молчаливого обожания становится ее мужем. Однако это не принесло ему того счастья, о котором он мечтал. Когда читатель закрывает последнюю страницу романа, он вспоминает не о благополучии, которого в конце концов удостоились добродетельные герои Теккерея, а о той длинной веренице надежд, разочарований, невзгод и страданий, через которые они прошли.
Принципиальное значение приобретает и вопрос о положительном герое в творчестве Теккерея. Оставаясь верен жизненной правде, писатель до конца правдив в своих оценках людей буржуазно-аристократического общества. Среди них нет героя, достойного занять центральное место в повествовании и стать достойным примером для остальных. И если сопоставить Бекки Шарп и капитана Доббина, то добродетели последнего не могут уравнять собой пороков Бекки. Доббин — хороший, честный человек; писатель глубоко симпатизирует ему, но вместе с тем он прекрасно понимает, что человек гипа Доббина не может стать героем большого романа. Для Теккерея «герой» — не только главное действующее лицо романа. Для него это нечто большее, это тот, кто не только занимает центральное место в произведении, но кто способен стать моральным примером для читателя. Теккерей не питает никаких иллюзий в отношении Доббина, который в лучшем случае способен терпеливо ждать милостей от судьбы, но отнюдь не способен бороться за свое счастье. Теккерей прав, считая, что такие люди не могут быть выдвинуты в качестве активной преобразующей силы общества.
Теккерей не видел в жизни тех сил, тех положительных и светлых начал, которые он мог бы противопоставить миру «ярмарки тщеславия». С этим связаны нарастающие в его творчестве пессимистические настроения. Пессимизм писателя был неизбежным следствием того противоречия, которое лежало в основе его мировоззрения и которое характерно и для других критических реалистов Англии.
Писатели-реалисты со всей присущей им силой и страстностью выступают против социальной несправедливости и бесчеловечности буржуазных пороков. Но в то же время никто из них не посягает на самые основы этого общества; иного общества они не мыслили. Поэтому, критикуя и обличая его, они не отвергают буржуазных общественных отношений, пытаясь их только исправить. И Вильям Теккерей, столь трезво относящийся к жизни и людям, не избежал обращения к поучениям и наставлениям морального характера. С годами морализующие тенденции в его творчестве усиливаются. «Ньюкомы». Чернышевский о Теккерее. В 1855 году Теккерей выступил со своим романом «Ньюкомы. Записки весьма респектабельного семейства». Этот роман, как и все остальное, что было написано Теккереем после «Ярмарки тщеславия», лишен большого обличительного пафоса, свойственного его лучшему произведению. Все более отчетливо проявляются примирительные тенденции в творчестве писателя. Они дают себя знать, в частности, в попытке Теккерея найти достойного героя в той самой среде, против которой была обращена его критика в «Ярмарке тщеславия». В данном случае писатель идет наперекор своим прежним убеждениям.
Роман «Ньюкомы» написан в форме семейной хроники. Писатель ставит своей задачей создать широкую панораму жизни буржуазно-аристократического общества. Представителей его Теккерей остроумно сравнивает в «Увертюре», являющейся своего рода прологом к дальнейшему повествованию, с героями эзоповских басен: «Все типы, все характеры человеческие длинной процессией проходят через старые басни и сказки: трусишки и хвастуны, притеснители и их жертвы, мошенники и простаки; длинноухие ослы, облаченные в львиные одежды, тартюфы под маской добродетели; влюбленные и все их мытарства, их ослепление, дурачества и постоянство...»
В романе рассказана история семейства Ньюкомов; основные герои — старый полковник Томас Ньюком и его сын Клайв. Молодой художник Клайв Ньюком в центре внимания Теккерея. Выбор этот нельзя считать удачным. Клайв — честный, но бездеятельный, безвольный и ничтожный человек. Он разочарован в жизни, существование его бесцельно, бессодержательно. Его ничто не влечет, ничто не интересует. Он не находит в себе сил протестовать и возмущаться. Его жизнь пуста.
В романе «Ньюкомы» реалистическое мастерство Теккерея в изображении характеров людей (особенно Томаса Ньюкома) и жизни буржуазного общества сочетается с неумением изобразить силы, противостоящие этому обществу. Здесь источник слабости Теккерея. И не случайно, что, обратившись именно к этому роману английского писателя, Чернышевский на анализе «Ньюкомов» показал как сильное и значительное в творчестве Теккерея, так и присущие ему недостатки. (Статья Н. Г. Чернышевского о романе Теккерея «Ньюкомы» была опубликована в 1857 г. в журнале «Современник».)
Высоко ценя Теккерея, Чернышевский дает ему восторженную оценку. Он прямо говорит, что Теккерей обладает колоссальным талантом. «Из всех европейских писателей настоящего времени только один Диккенс может быть поставлен наряду с автором «Ярмарки тщеславия», — пишет Чернышевский. Роман «Ньюкомы», — утверждает далее Чернышевский,— один из тех романов, которые самым наглядным образом обнаруживают всю громадность дарования автора. Говоря об отдельных действующих лицах этого романа, в частности о полковнике Ньюкоме, Чернышевский заявляет, что «полковник Ньюком — лицо, достойное самого Шекспира».
За что же Чернышевский так высоко ценит Теккерея?
Прежде всего за замечательное знание жизни, человеческого сердца, за богатство наблюдений, за правдивость изображения.
И все же, утверждает Чернышевский, несмотря на то, что дарование Теккерея блестяще обнаружило себя в романе «Ньюкомы», этот роман свидетельствует о неудаче писателя. И главная ее причина в том, что автор поставил в центре романа молодого человека, Клайва Ньюкома, личность которого ничтожна; автор же сделал его центром романа. Другая причина неудачи в том, что Теккерей допустил важную теоретическую ошибку: он считает, что художник, обладающий большим талантом, имеет право писать о чем угодно; по его мнению, предмет, о котором он пишет, может быть ничтожен, так как большой талант важнее материала. Эта ошибка и привела Теккерея к серьезному срыву. Талант еще не решает всего, справедливо отмечает Чернышевский. Очень важно то, о чем пишет художник, важно содержание произведения.
Если то, о чем пишет писатель, незначительно, если чувства героя ничтожны и пусты, то как бы ни был велик талант художника, из этого незначительного содержания большой вещи сделать не удастся. Талант только направляет действие, а каков будет результат этого действия, зависит от важности изображаемого объекта.
Если бы великий художник, например Рафаэль, спрашивает далее Чернышевский, писал какие-нибудь безделушки, был бы он славен и велик? Чернышевский отвечает на этот вопрос отрицательно: он не был бы великим художником, если бы то, о чем он писал, само по себе было ничтожно.
Вывод, который делает Чернышевский о Теккерее, таков: колоссальным талантом владеет Теккерей. Все могущество таланта блестящим образом выразилось в «Ньюкомах». И что же? Останется ли этот роман в истории, произвел ли он могущественное впечатление на публику? Ничего подобного не было. Статья Чернышевского помогает понять сильные и слабые стороны творчества Теккерея, раскрывает не только характер, но и причину недостатков его произведений. В историю мировой литературы Теккерей вошел прежде всего как автор «Ярмарки тщеславия» — одного из лучших произведений английского критического реализма.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.