Италия на рубеже XVIII и XIX веков была отсталой, раздробленной, феодальной страной. Этим пользовались соседние государства, поочередно хозяйничавшие в Италии.
С 1796 года в Италии начинается наполеоновское владычество, с 1815 года устанавливается диктатура австрийской монархии (Северная Италия), а также реакционной династии Бурбонов (Пьемонт) и папской власти (Рим). Страна остро нуждалась в объединении — только сплочение всех национальных сил могло повести к свержению иноземного гнета. Две тесно связанные проблемы: национального объединения и освобождения — стали центральными во всей итальянской культуре на протяжении почти целого столетия, от последних лет XVIII века до 1870 года. Эту эпоху итальянские историки называют эпохой Рисорджименто (в переводе: возрождение, воскрешение). В итальянской литературе это была эпоха романтизма, тесно связанного с развитием национально-освободительного движения.
Романтизму предшествовал революционный классицизм, предвосхитивший основные черты романтической литературы — патриотизм и героический пафос. Талантливейший драматург революционного классицизма Витторио Альфьери (1749—1,803) создавал трагедии, проникнутые глубокой скорбью о судьбе покоренной Италии и пламенным протестом против тирании. Его трагедии вдохновляли романтиков XIX века, оказав большое влияние на драматургию английского романтика Байрона.
На рубеже XVIII и XIX веков появилось произведение, которое уже можно назвать романтическим,— это роман Уго Фосколо «Последние письма Джакопо Ортиса». В центре романа трагическая судьба одинокого патриота, вынужденного пассивно созерцать страдания своей родины, преданной и проданной Бонапартом. Ортис не в силах бороться в одиночку с поработителями, но не желает и покоряться: он уходит из жизни, посылая гневные проклятия тем, кто разорил его прекрасную родину.
Расцвет романтизма в итальянской литературе начинается одновременно с появлением первых организаций карбонариев, на первом этапе национально-освободительного движения. Кар-бонарское движение (1815—1831) было оторвано от народных масс, поэтому часто терпело жестокие поражения, но борьба карбонариев поддерживала национальный дух и революционный подъем итальянцев. В 1816 году в печати появился манифест романтизма как нового направления в литературе — «Полусерьезное письмо Хризо-стомо по поводу баллады Бюргера «Ленора». Автором был известный поэт и публицист Джованни Берше. С 1818 по 1819 год Берше вместе с поэтом Сильвио Пеллико издают журнал «Кон-чильяторе», последовательно отстаивающий принципы романтизма. Его приверженцы требовали обращения литературы к современным сюжетам, свободного выбора формы в литературном произведении. «Кончильяторе» объединял передовых поэтов и критиков, для которых поэзия и политическая борьба были единым делом; все они были карбонариями. В 1819 году журнал был закрыт, многие его участники брошены австрийцами в тюрьмы, Берше навсегда покинул Италию, Пеллико был приговорен к смертной казни, замененной пятнадцатилетним заключением. В 1836 году Пеллико вернулся на свободу и издал свою книгу «Мои темницы», высоко оцененную современниками. Об этой книге тепло отозвался А. С. Пушкин.
Крупнейшим поэтом-романтиком первого периода романтизма (исторически соответствовавшего первому этапу освободительного движения) является Джакомо Леопарди (1798 — 1837), «итальянский Байрон, но не подражатель Байрона», как писал о нем революционно-демократический критик 70-х годов Де-Санктис.
Очень хилый и болезненный, Леопарди почти всю жизнь был прикован к постели, поэтому он не мог быть непосредственным участником карбонарского движения, но это не помешало поэту стать подлинным патриотом, чутко уловить дух эпохи.
Леопарди понимал трагедию Италии, разоренной чужеземцами, как звено в цепи мерзостей феодально-буржуазной реакции, царившей в Европе. Его поэзия, патриотическая и бунтарская, выразила гуманистический протест против существующего порядка вещей, при котором одни нации властвуют над другими.
В 1817 году Леопарди создает свои стихи «К Италии», исполненные огненной энергии и мощи. Поэт горько оплакивает судьбу родины, бросает своим соотечественникам гневные упреки за их долготерпение, призывает их взяться за оружие. Поэт готов один встать на защиту родины:
Никто не защищает тебя, Италия? Никто из твоих сыновей? Оружие! Я один, Я один встану и умру за нее, О, если бы вспыхнула огнем Моя кровь в сердцах итальянцев!
В творчестве Леопарди после 1822 года, когда идет спад карбонарского движения, все отчетливее звучат мрачные мотивы. Свое неприятие современной феодально-буржуазной реакции Леопарди переносит на все мироздание, устроенное лишь для страдания человека.
Герой лирики Леопарди — титанически сильный бунтарь, готовый один на один вступить в бой со всем миропорядком. Герои его стихов «Отречение», «Брут младший», «Ночная песнь странника», «Последняя песня Сафо» — гордые гуманисты, непримиримо отвергающие все существующее и противопоставляющие ему свободный разум, жажду земного счастья, недостижимого для них.
Философски сложная и противоречивая поэзия Леопарди выразила возмущение и отчаяние гуманиста, наследовавшего идеи французской революции. По силе протеста его творчество стоит в ряду с поэзией Байрона, Гейне, Мицкевича.
Другой выдающийся представитель первого этапа романтизма — Алессандро Мандзони (1785—1873). Ему не чужды были черты религиозной экзальтации, но последняя вела его не к мистике, а к вере в торжество доброго начала в истории, в торжество народа.
Мандзони создал первый в итальянской литературе исторический роман — «Обрученные» (1827), где нарисовал широкую панораму жизни своей страны в XVII веке.
Герои романа — крестьяне Ренцо и Лючия, которым приходится отстаивать свое счастье в трудной борьбе с феодальным произволом. Вместе со всем народом Ренцо и Лючия преодолевают ряд тяжелых испытаний. Сила романа — в утверждении мужества народа, способного отстоять свое счастье в борьбе с социальной несправедливостью и стихийными бедствиями.
Замечательно мастерство Мандзони-романиста. Писатель умело вплетает личные судьбы героев в общую канву истории народа. В описаниях исторических событий, в обрисовке человеческих характеров, в художественной манере писателя намечаются элементы реализма. Интересна композиция романа, увлекательно и драматично изложение событий. Язык Мандзони пронизан тонким юмором. По художественным достоинствам роман «Обрученные» может выдержать сравнение с лучшими романами Вальтера Скотта. Творчество Мандзони оказало большое влияние на итальянскую повествовательную прозу XIX века.
Романтизм второго этапа освободительного движения приобретает все более демократические черты. В 1831—1870 годах в Италии происходит интенсивное сплочение демократических сил. В 1831 году создается «Молодая Италия», союз патриотов под руководством Мандзони. Он группирует вокруг себя все прогрессивные элементы; движение становится организованным, опирается на широкие массы. В 1848 году вспыхивает буржуазно-демократическая революция, революционно-демократическое
движение смыкается с народным, в 50—60-х годах оно охватывает всю страну: выступают добровольцы Гарибальди, одерживающие ряд побед.
В этот период в романтической литературе центральной становится тема народа как основного носителя героического начала. Особый интерес приобретает историческая тема в литературе. Художники ищут в истории яркие моменты героической освободительной борьбы, вдохновляющие современников. Исторический роман становится ведущим жанром. Традиции Мандзони продолжают романы Гросси, Канту, Д'Адзелио, Франческо Гверрацци.
В своем лучшем романе «Осада Флоренции» (1836) Гверрацци пошел дальше Мандзони, роман Гверрацци воспевал мужество республиканцев Флоренции, погибших как один в борьбе с папскими войсками. Свободная Флорентийская республика обрисована писателем как идеал человеческого общества, охваченного единым устремлением.
Исторические романы Д'Адзелио и Гверрацци, почти лишенные бытописательства, были сильны своей эмоциональностью, высоким героическим пафосом. Эти черты унаследовал и развил лучший представитель исторического романа эпохи реализма Рафаэлло Джованьоли («Спартак», 1874).
Исторические сюжеты занимали большое место в драматургии Рисорджименто. Романтические драмы Пеллико («Франческа да Римини», 1818), Мандзони («Граф Карманьола», 1820, «Адельгиз», 1822) освещали героические страницы в истории прошлого. Эту линию продолжал драматург 30—40-х годов Джован-баттиста Никколини. В его драме «Прочила» (1830) изображено сицилийское восстание 1282 года, в «Арнольде Брешианском» (1843)—антицерковное движение XII века. В последней драме большую роль играли народные массы, представленные хором. Драмы Никколини, хотя и не отличавшиеся высоким художественным мастерством, привлекали современников политической злободневностью.
Театр Рисорджименто был политически злободневным еще со времен Альфьери. В 30—40-е годы театр становится местом неофициальных собраний патриотов. Спектакли с патриотическими сюжетами вызывали бурю энтузиазма, часто они выливались в демонстрации, причем дело не обходилось без участия полиции. Спектакли изобиловали всевозможными эффектами: встречи заговорщиков происходили в мрачных склепах, пещерах, часто на сцене фигурировали призраки в саванах, иногда они на глазах зрителя вылезали из гроба, чтобы произнести пророчества или проклятия. Необычная обстановка помогала скрыть политическую остроту спектакля и гармонировала с общим приподнятым тоном речей героев.
Сочетание героического содержания с романтическими эффектами характерно и для опер молодого Верди, созданных также на исторические сюжеты: «Навуходоносор», «Ломбардцы», «Прочида» («Сицилийская вечерня»). Оперы молодого Верди (впервые в истории итальянской музыки) отличались замечательными хорами, которым отводилось центральное место. Народ был в этих операх главным, как и в драмах Никколини или в романах Д'Адзелио и Гверрацци.
В 30—40-е годы появляется романтическая сатира, выдающимся сатириком выступает поэт Джузеппе Джусти (1809— 1850). Его сатира содержит убийственный гротеск на преуспевающих дельцов Италии, слуг общеевропейской реакции. В галерее гротесков Джусти есть и увертливый продажный дипломат («Хамелеон»), и церковный столп из вчерашних жуликов («Облачение»), и глуповатый князь провинции («Корольполено»), и трусливый обыватель («Улитка»).
Джусти не вскрывает причин страданий народа, но его меткая политическая сатира поражала столпов буржуазного порядка, еще не четко обозначенного в Италии.
Джусти — замечательный мастер языка, его стихи отличаются исключительным лексическим богатством. Поэт виртуозно использует народные поговорки и каламбуры. Стих его изящен и ритмически четок. По мастерству языка и стиха Джусти не уступает таким сатирикам, как Гейне и Беранже.
40—50-е годы — расцвет революционной поэзии в Италии. Революция 1848 года и последующая борьба гарибальдийцев отражается в страстных патриотических одах поэтов-гарибальдийцев: Гоффредо Мальели (1827—1849), Алессандро Поэрио (1802—1848), Алеардо Алеардиа (1812—1878), Луиджи Меркан-тини (1821—1872). Все они были непосредственными участниками битв за свободу Италии, один из них — Алессандро Поэрио — погиб на поле боя в 1848 году.
Поэзия гарибальдийцев привлекала к себе искренним выражением беззаветного героизма масс, пламенной верой в светлое будущее, нежной любовью к родине. Эти достоинства искупают некоторую декламационность и напыщенность стиха, а порой и некоторую религиозность. Вера в бога для гарибальдийцев ассоциировалась с верой в благополучный исход всякого доброго начинания, дело освобождения Италии они считали святым делом.
Сатирическая поэзия Джусти и героическая лирика гарибальдийцев, отразившие бурную политическую эпоху подъема национального движения, подготовили реалистическую поэзию Джозуэ Кардуччи, чье творчество развернулось в конце XIX столетия.
В итальянской прозе романтизма можно также отметить первые подступы к бытописательскому роману эпохи реализма (повесть Руффини «Дневник Лоренцо Бенони» (1847) и роман Ньево «Исповедь старика», 1857).
Эти произведения, освещавшие борьбу итальянцев за свою независимость, были переведены на русский язык в 60-х годах
XIX века вместе с романами Гверрацци «Осада Флоренции» и «Беатриче Ченчи», вместе с переводом стихов Джусти, сделанным Николаем Курочкиным. В русской революционно-демократической литературе 60-х годов заметен большой интерес к литературе Италии, где развертывалась национально-освободительная борьба. С любовью и уважением относились революционеры-шестидесятники к борьбе гарибальдийцев, к литературе, созданной эпохой Рисорджименто. С особенной теплотой высказывался Герцен в «Былом и думах» о поэзии Леопарди и гарибальдийцев.
Итальянская литература Рисорджименто подготовила реализм, развившийся в Италии лишь в самом конце XIX века, в период становления буржуазного строя.
Реализм в Италии только начал свое развитие, когда в европейской литературе он достиг своего расцвета, а в некоторых странах подошел к кризису. Итальянский реализм отстал от общеевропейского, он не дал миру тех глубоких обобщений, того острого разоблачения социального зла буржуазного порядка, какое дали писатели Англии, Франции, России.
Большинство итальянских писателей не могли разорвать круг национальной ограниченности, они были тесно связаны с национально-освободительным движением, которое представлялось делом первостепенной важности. Очень немногие из художников Италии выходили из этого круга, поднимая свой голос протеста против общеевропейской реакции, в которой они видели не только врага Италии, но и общего врага гуманизма. К таким художникам можно отнести Леопарди, творчество которого имеет мировое значение, и в какой-то мере Джусти. Но эти поэты, поднимаясь над узконациональными интересами, не переставали быть итальянцами, глубокими выразителями настроений своего народа, страстными патриотами.
Итальянский романтизм имел свои достоинства, обусловленные его близостью с освободительной борьбой народа. К достоинствам его относятся непосредственность и свежесть героического порыва, отразившегося в стихах Леопарди, романах Мандзони и Гверрацци, песнях гарибальдийцев. Итальянский романтизм почти не знал реакционной мистики, проповеди смирения и покорности.
Романтическая литература Рисорджименто, отразившая эпоху трудной борьбы покоренной нации за свои права, имеет, несомненно, большое значение в развитии мировой культуры.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.