Арриан — историк II в. н. э., родом из г. Никомедии (в Вифинии, М. Азия), ученик философа Эпиктета, являлся не только ученым, но и государственным деятелем, сделавшим блестящую административную карьеру в правление Адриана и Антонина Пия. Он был наместником Каппадокии, а позднее членом римского сената и консулом. Главными произведениями его являются «Поход (анабазис) Александра» и "Индия". При описании Индии Арриан использовал главным образом два источника:
I. Произведение Мегасфена — друга и советника царя Селевка, отправленного последним послом к основателю царства Маурья — Чандрагупте (греч Сандракотту). К сожалению, труд Мегасфена, описывавшего Индию как очевидец, до нас не дошел. Тем более ценными являются пересказы, сделанные Аррианом.
II. Воспоминания Неарха, одного из полководцев Александра, командовавшего флотом, сооруженным для перевозки части македонской армии по Инду, а затем морским путем из Индии в Вавилонию. Кроме того, Арриан использовал также труды известного александрийского географа и астронома — Эратосфена. При изучении походов Александра Арриан пользовался в первую очередь произведениями Птолемея Лага, одного из полководцев македонского царя, позднее ставшего царем Египта, и Аристобула, также принимавшего участие в походе.
Главным образом благодаря Арриану до нас дошли многие исторические и историко-географические факты, собранные этими авторами.
Само собой разумеется, что сообщения об Индии чужеземцев — греков и македонян, — записывавших свои поверхностные впечатления и не всегда понимавших местные социальные отношения и обычаи, нуждаются в проверке и в сопоставлении с индийскими первоисточниками. В частности, Арриан или, вернее говоря, авторы, которых он использовал, весьма неточно, с большими искажениями изобразили кастовый строй.
(Арриан, Индия, I, 1—2; II, 1,5—9; V, 1—4; VI; 9; VII, 1—3; X—XII; XVI, 1—10; XVII, 1—6).
I. Область вне излучины реки Инда к западу до реки Кофена (1) заселяют астакены и ассакены, индийские народы. Но они не так велики ростом, как живущие внутри излучины Инда, и не так мужественны и не так черны, как большинство индийцев.
II. Те же области, которые находятся от Инда к востоку, будут называться у меня землей индийцев и народы эти индийцами. Северной же границей земли индийцев является гора Тавр (2)... Те же области, что находятся к западу от земли индийцев, отделяет река Инд вплоть до Великого моря (3), куда и сам он впадает двумя устьями, причем устья не расположены рядом друг с другом, как расположены рядом пять устьев Истра (4), но как устья Нила, которыми образуется египетская Дельта; таким образом, и Дельту земли индийцев делает река Инд, не меньшую египетской; и называется она на языке индийцев Паталами. На юге само Великое море (5) ограничивает землю индийцев, и с востока ограничивает ее это же море (6). Области, находящиеся к югу от Паталами и устьев Инда, посетил Александр, македоняне и многие эллины; до земель же, которые находятся к востоку далее реки Гифасия (7), Александр не дошел. Лишь немногие (авторы) описали то, что находится там до реки Ганга и где расположены устья Ганга и город величайший у индийцев — Палимботры (8) у Ганга.
V. Кто же хочет объяснить причину многочисленности и величины индийских рек, пусть объясняет; по мне же и это пусть будет записано как слух. Ведь Мегасфен записал имена и многих других рек, которые за Гангом и Индом впадают в Восточное (9) и Полуденное (внешнее) море (10). Он говорит, что всех индийских рек — пятьдесят восемь и все они судоходны. Но мне кажется, что Мегасфен посетил небольшую часть земли индийцев, правда, большую, чем приходившие с Александром (сыном Филиппа); ибо он говорит, что встречался с Сандракоттом, величайшим царем индийцев, еще большим, чем Пор. Итак, этот Мегасфен говорит, что ни индийцы не ходили войной на каких-либо людей, ни какие-либо люди — на индийцев.
VI ... И внешний вид людей не совершенно отличен у индийцев и эфиопов. Ибо живущие на юге индийцы более похожи на эфиопов, черны по виду, и волосы у них черные, кроме того, конечно, что они не так курносы и курчавы, как эфиопы; живущие севернее по сравнению с этими по внешнему виду более напоминают египтян.
VII. Народов же индийских, говорит Мегасфен, всех сто восемнадцать. Что народов индийских много, я и сам соглашаюсь с Мегасфеном, но не могу сообразить, как он мог узнать и указать это точно, посетив лишь малую часть земли индийцев, в то время как не у всех племен есть сношения между собой. В древности же индийцы были номадами, напоминая не скифов-пахарей, а тех, которые, бродя со своими повозками, меняют одну часть Скифии на другую, не населяя городов и не чтя святилищ богов. Таким образом, у индийцев не было ни городов, ни святилищ, воздвигнутых богам, но одевались они звериными шкурами, принадлежавшими тем животным, которых они убивали, питались же они корой деревьев. Называются эти деревья на языке индийцев талами (11).
X. Рассказывается также, что индийцы не воздвигают памятников умершим, но считают, что именно доблести мужей достаточны для памяти о них, а также песни, которые ими поются. Число индийских городов залисать нельзя из-за их многочисленности. Те, которые находятся у реки или у моря, строятся из дерева; ибо построенные из кирпича не могут быть долговечными из-за ливней и потому, что реки около них, разливаясь выше берегов, наполняют водой равнины. Все же те, которые основаны в более возвышенных и высоко лежащих местах и к тому же обнаженных, делаются из кирпича и глины. Величайшим же городом у индийцев являются так называемые Палимботры (12), в земле прасиев, где находится слияние реки Эраннобоя (13) и Ганга; Ганг величайшая из рек (Индии), Эраннобой же, хотя является третьей из индийских рек, больше рек, находящихся в других местах. Но он уступает Гангу, так как вливает в него воду. Мегасфен говорит, что город с каждой стороны, там, где он заселен на наибольшее расстояние, имеет в длину до восьмидесяти стадиев, в ширину же — до пятнадцати. Вокруг города расположен ров шестиплетровый по ширине, в глубину же — тридцать локтей; башен же стена имеет пятьсот семьдесят и ворот — шестьдесят четыре. Достопримечательностью земли индийцев является то, что все индийцы свободны и ни один индиец не является рабом (14). В этом сходство лакедемонян и индийцев. Но у лакедемонян рабами являются илоты и они же выполняют подобающее рабам, у индийцев же никто другой не является рабом, ни тем более кто-либо из индийцев.
XI. Разделены же индийцы преимущественно на семь классов (15). Один из них — мудрецы, менее многочисленные, чем другие, но наиболее почитаемые и прославленные. Ибо у них нет необходимости ни заниматься каким-либо физическим трудом, ни вносить что-либо от того, что они получают, в общину. Попросту говоря, у мудрецов нет никакой другой обязанности, кроме как приносить жертвы богам за общину индийцев [и] если кто-нибудь приносит жертву частным образом, руководителем жертвы для него становится один из этих мудрецов, так как иначе его жертвы не будут угодны богам. Являются же они и единственными из индийцев, опытными в мантике (16), и не разрешается никому другому пророчествовать, кроме как мудрому мужу. Пророчествуют же они обо всем, что касается времен года, и о каком-либо несчастье, которое может постигнуть общину; о частных же вопросах отдельным людям у них не принято пророчествовать, потому что мантика не снисходит до более мелкого или потому что недостойно трудиться над этим. Кто же ошибется до трех раз, пророчествуя, ему не делают никакого другого зла, но он
должен молчать остальное время; и нет никого, кто принудил бы такого мужа, которому предписано молчание, издать хоть один звук. Эти мудрецы живут нагими, зимой под открытым небом на солнце, летом же, когда солнце в полной силе, — на лугах и в болотах под большими деревьями, тень которых, говорит Неарх, достигает в окружности до пяти плетров, и десятки тысяч людей могли бы пользоваться тенью под одним деревом; столь велики эти деревья. Едят же они плоды и кору деревьев, которая не менее сладка и питательна, чем плоды финиковых пальм.
Вторыми же после этих являются земледельцы, самые многочисленные из индийцев. У этих нет военного оружия, и они не заботятся о военных делах, но они обрабатывают землю и вносят подати царям и автономным городам. И если у индийцев случится война друг против друга, им нельзя касаться земли трудящихся и опустошать эту землю. Одни воюют и убивают друг друга, как случится, другие же вблизи них спокойно пашут, или собирают виноград, или снимают плоды, или жнут. Третьим классом являются у индийцев пастухи, чабаны и волопсы. И эти не селятся ни в городах, ни в деревнях, они кочевники и живут на горах, подать и они приносят от скота, и охотятся они по всей стране и на птиц и на диких зверей.
XII. Четвертый класс — ремесленный и торговый. И эти выполняют повинности и приносят подать за свои занятия, кроме тех, которые делают военное оружие. Они и плату получают от общины. В этом классе состоят и кораблестроители, и корабельщики, которые плавают по рекам.
Пятый класс у индийцев — воины, по многочисленности второй после земледельцев, пользующийся наибольшей свободой и наслаждениями. Они упражняются в одних военных делах. Оружие же делают им другие, и коней доставляют другие, и прислуживают в лагере другие, которые и ухаживают за лошадьми, и чистят оружие, и водят слонов, и приводят в порядок колесницы, и правят ими. Сами же они, если нужно воевать, воюют, когда же наступит мир — наслаждаются; и им плата из казны идет такая, что от нее легко кормить и других.
Шестыми являются у индийцев так называемые наблюдатели. Эти наблюдают совершающееся и по стране и по городам и сообщают об этом царю, где индийцы подчинены царской власти, или местным властям, где они автономны. И им нельзя сообщать ничего ложного, и ни один из индийцев никогда не обвинялся во лжи.
Седьмыми являются те, которые рассуждают об общих делах вместе с царем или по городам, которые автономны, с их властями. Численностью этот класс невелик, мудростью же и справедливостью выделяется из всех. Отсюда выбираются у них и начальники, и все номархи, гиппархи (17), хранители сокровищ, начальники лагерей, навархи (18), казначеи и наблюдатели за работами по части земледелия.
Брать жену из другого класса нельзя, например земледельцам из ремесленного или наоборот. Не позволено и то, чтобы один и тот же человек занимался двумя ремеслами, или переходить из одного класса в другой, например в земледельческий из пастушеского или в пастушеский из ремесленного. Одно им разрешено — становиться мудрецом из всякого класса, потому что у мудрецов жизнь не изнеженная, но наиболее бедственная.
XVI. Одеждой же индийцы пользуются полотняной, как говорит Неарх, из полотна, добываемого из деревьев (19), о которых мной уже сказано. Это же полотно или светлее по цвету всякого другого полотна, или кажется светлее, ибо сами они темного цвета. Есть же у них полотняный хитон до половины голени. Накидка отчасти наброшена на плечи, отчасти же обернута вокруг головы. И серьги из слоновой кости носят индийцы, которые очень богаты; ибо не все индийцы носят их. Бороды же, говорит Неарх, индийцы красят в разные цвета, одни, чтобы казаться белыми, например, в самый белый цвет, другие же — в темносиний; у некоторых же бороды багряные, у многих и пурпуровые, у иных зеленоватые; он же говорит, что высокопоставленные индийцы носят летом зонтики. Сандалии носят из белой кожи, причем они богато отделаны; и подошвы сандалий у них расписные и высокие, чтобы казаться больше ростом.
6. У индийцев не один и тот же вид оружия, но пешие у них имеют лук, причем лук равен по длине носящего его, и ставя его вниз на землю и упершись в него своей ногой, они так стреляют, оттягивая тетиву как можно больше назад (20), ибо стрела у них немного меньше трех локтей, и ничто не выдерживает стрелы, пущенной индийским мужем-стрелком, ни щит, ни панцырь, ни если бы было что-либо более прочное. В левых руках у них — пелты (21) из сырой кожи, более узкие, чем у носящих у нас, длиной же немного уступающие им. У некоторых вместо луков — дротики. Меч носят все, широкий и в длину не меньше трех локтей; и его, когда начнется у них рукопашная битва — это не легко у индийцев случается — они обеими руками поднимают для удара, чтобы сильнее был удар. Всадники у них имеют два дротика, подобные дротикам савниям (22), и пелту меньшую, чем у пехотинцев.
XVII. По своему телосложению индийцы сухощавы и рослы и много легче на ходу других людей. Средствами же передвижения для большинства из индийцев являются верблюды, кони и ослы, для богатых же — слоны. Ибо слон является у индийцев царским способом передвижения; вторым по чести за ним — четверка (лошадей); третьим же — верблюды; ездить на одном коне — позорно. Индийцы едят хлеб и занимаются земледелием, те, по крайней мере, из них, которые не горцы; эти же едят звериное мясо.
Перев. О. В. Кудрявцева.
1. Ныне Кабул — правый приток Инда.
2. Имеются в виду Гималаи, которые Арриан считает частью Таврского хребта, пересекающего, по его мнению, всю Азию.
3. Аравийское море.
4. Дуная.
5. Здесь имеется в виду Индийский океан.
6. Точнее Бенгальский залив.
7. Ныне Вьяза или Беджа, самый восточный из притоков Акезина.
8. Инд. Паталипутра (ныне Патна).
9. Вероятно, Бенгальский залив.
10. Вероятно, Индийский океан.
11. Тала — род пальмы. Ее сладкий сок является и в настоящее время любимым питьем местных жителей, а полузрелая сердцевина плодов употребляется в пищу.
12. См. прим. 8.
13. Прасии — одно из индийских племен. Эраннобой, вероятно, совр. Чона.
14. Это указание Мегасфена не подтверждается подлинными памятниками Индии. В законах Ману и Артхашастре неоднократно упоминаются рабы.
15. Здесь у Мегасфена опять резкое расхождение с индийскими первоисточниками, в которых настойчиво подчеркивается деление всего населения Индии на четыре касты, а не на семь.
16. В гаданьях.
17. Начальники конницы.
18. Военачальники, командующие флотом.
19. Очевидно, имеется в виду хлопчатник.
20. Вероятно, имеется в виду так называемый составной лук, зафиксированный этнографами у целого ряда азиатских народов.
21. Легкие щиты.
22. Вид дротика, часто употребляющегося у восточных народов.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.