Декрет фараона XIX династии Сети I (1337—1317 гг. до н. э.) — один из важнейших документов, оставленных этим царем. Он содержит перечисление льгот и их гарантий, дарованных царем храмовым владениям бога Осириса. Текст начертан на отвесной скале в местности Наури, в 35 километрах к северу от третьего Нильского порога. Памятник занимает на скале площадь около 5 метров и имеет вид стелы. Обнаружен в 1924 г. Впервые издан в 1927 г. Памятники царствования Сети I говорят о походах его в страны Передней Азии. При перечислении трофеев этих победоносных походов тексты неизменно подчеркивают, что царь приводил в Египет массу пленных и превращал их в рабство. Одна из надписей этого фараона прямо говорит о рабах, преподнесенных богу Амону: «Вот приношение даров доброму богу Амону — мятежными державцами стран, не признавших Египет, причем дары их на спинах их, чтобы наполнить склады твои рабами и рабынями — благодаря победе, которую ты даешь мне во всех чужеземных странах». О том же говорится и в другой надписи — в храме бога Пта в Фивах. Таким образом, ряд текстов Сети I свидетельствует о том, что пленные обращались в рабство и дарились храмам. Очевидно, что и рабы (хему) во владениях Осириса были такого же происхождения, т. е. пленниками, приведенными Сети I из его походов. В помещаемом ниже отрывке декрета запрещается уводить «какого-либо человека Дома Менмаатра в порядке реквизиции из округа в округ или по договоренности в качестве обязанного пахать или в качестве обязанного убирать жатву; [что касается] равным образом того, кто уведет какую-либо женщину или какого-либо человека Дома Менмаатра, равным образом их рабов в порядке реквизиции для производства какой-либо работы где бы то ни было в стране». Совершенно ясно, что мужчины и женщины, о которых здесь идет речь, непосредственные производители: воспрещается их похищать с целью использовать их на земледельческих и других работах. Конечно, никто не стал бы похищать из корыстных побуждений храмовую администрацию или жрецов: объектом похищения могло быть лишь такое лицо, которое можно было бы эксплоатировать и заставить на себя работать, т. е. непосредственного производителя. И очень существенно, что жрецы в храмовых владениях имели рабов, конечно, из военнопленных. Египетские памятники совершенно бесспорно доказывают, что частное рабовладение было широко распространенным явлением. В декрете царя — предшественника этой династии Хоремхеба, изданном для восстановления пришедшей в упадок законности в стране, значится: «пришел другой, чтобы пожаловаться, говоря: похитили у меня раба и [рабыню]». Эта фраза является в тексте декрета примером нарушения законности. Несомненно, что в подобных документах идет речь о массовых явлениях. Следовательно, частное рабовладение было далеко не редкостью. Данные настоящего декрета о рабах интересны тем, что говорят о наличии рабов у мелких непосредственных производителей. Целый ряд египетских памятников подтверждает эти свидетельства.
Год 4-й, первый месяц зимы, день первый... при его величестве Горе... царе Верхнего и Нижнего Египта Менмаатра, сыне Ра Мернепта Сети, одаренном жизнью на веки вечные. Декрет, адресованный в его величества дворце — да будет он жив, невредим и здрав — и этот день: визирю, серам (1) семерам (2), судебному присутствию, царскому сыну Куш (3), начальникам отрядов, заведующему золотом, князьям и вождям кочевникоя Верхнего и Нижнего Египта, возницам, начальникам конюшен, носителям знамен, агентам царского дворца, всем людям, посланным с поручением в Куш. Этот декрет гласит: Приказал его величество привести в порядок Дом миллионов лет царя Верхнего и Нижнего Египта Менмаатра (под названием) «Сердце удовлетворено в Абидосе» на водах и на земле, повсюду в номах Верхнего и Нижнего Египта, чтобы воспретить преступления против какого-либо человека Дома миллионов лет царя Верхнего и Нижнего Египта Менмаатра [под названием] «Сердце удовлетворено в Абидосе», находящегося где бы то ни было во всей стране, — будь то мужчина или женщина;
чтобы воспретить преступления против всякого имущество этого Дома — где бы оно нк находилось во всей стране;
чтобы воспретить увод какого-либо человека Дома в порядке реквизиции, из округа в округ или по договоренности в качестве обязанного пахать или в качестве обязанного собирать жатву — со стороны всякого царского сына Куш, всякого начальника отрядов, всякого князя, всякого агента и всякого человека, [посланного с] поручением [в] Куш; чтобы воспретить задержание их [людей дома] судов-иму на воде каким-либо стражником; чтобы воспретить преступления против полей этого Дома Менмаатра [под названием] «Сердце удовлетворено в Абидосе», в поле... со стороны всякого царского сына Куш, всякого начальника отрядов, всякого агента Дома, агента царского дворца и человека, посланного с поручением в Куш; чтобы воспретить увод быков, ослов, свиней, коз и всякого животного... (Дома) миллионов лет царя Верхнего и Нижнего Египта Менмаатра (под названием) «Сердце удовлетворено в Абидосе» посредством грабежа или беспрепятственно со стороны всякого царского сына Куш, всякого начальника отрядов, всякого князя, [всякого] вюзницы, всякого [начальника ко]нюшни, всякого начальника негров, [всякого] агента [царского дворца] и всякого человека, посланного с поручением в Куш; чтобы воспретить преступление против какого-либо ловца птиц и рыб этого Дома миллионов лет Менмаатра [под названием] «Сердце удовлетворено в Абидосе» на его болотах охоты, на его водах (?) ловли птиц и рыб, на полях, и мешать [ему]; чтобы воспретить притеснение рыболова Дома Менмаатра [под названием] «Сердце удовлетворено в Абидосе» на его прудах ловли, которые во всей стране Куш со стороны всякого царского сына Куш, всякого начальника отряда, всякого князя, агента всей земли Куш; чтобы воспретить действия против всех подчиненных людей (4) Дома миллионов лет царя Верхнего и Нижнего Египта Менмаатра [под названием] «Сердце удовлетворено в Абидосе», которые находятся в Куш — будь то мужчина или женщина, сторожа полей,
агенты, пчеловоды, земледельцы, садовники, виноградари, [рабочие] судов...? ... торговые агенты для чужеземных стран (5), промыватели золота, судостроители и всякий, выполняющий свои обязанности в этом Доме миллионов лет Менмаатра [под названием] «Сердце удовлетворено в Абидосе», не будучи тревожимым со стороны всякого царского сына Куш, всякого начальника конюшни, всякого носителя знамен, всякого воина войска и всякого человека, посланного с поруганием в Куш. Что касается всякого царского сына Куш, всякого начальника отряда, всякого князя, всякого агента, всякого человека, который уведет какого-либо человека Дома Менмаатра [под названием] «Сердце удовлетворено в Абидосе» в порядке реквизиции, из округа в округ, [или] по договоренности в качестве обязанного пахать и в качестве обязанного убирать жатву, равным образом того, который уведет какую-либо женщину или какого-либо человека Дома Менмаатра [под названием] «Сердце удовлетворено в Абидосе», равным образом их рабов в порядке реквизиции для производства какой-либо работы где бы то ни было во всей стране;
равным образом (относительно) всякого возницы, всякого начальника конюшни и всякого человека царского дворца, посланного с каким-либо поручением — да будет он жив, здрав и невредим, — который уведет какого-либо человека этого Дома Менмаатра (под названием) «Сердце удовлетворено в Абидосе» из округа в округ, [или] по договоренности в качестве обязанного пахать, [или] в качестве обязанного собирать жатву, а равным образом для производства какой-либо работы — закон будет применен против него путем нанесения ему 200 ударов и 5 рваных ран, и будет взыскана работа человека Дома Менмаатра [под названием] «Сердце удовлетворено в Абидосе» с него [виновника] за каждый день, который он [похищенный] будет работать у него [похитителя], причем он будет отдан в Дом Менмаатра [под названием] «Сердце удовлетворено в Абидосе». Что касается всякого царского сына Куш, всякого князя, всякого агента, всякого сера и всякого человека, посланного с поручением в Куш, который задержит какое-либо судно Дома Менмаатра [под названием] «Сердце удовлетворено в Абидосе»; а равным образом какое-либо судно, какого-либо агента Дома, который отшвартует его хотя бы на один единственный день, говоря: «я возьму его [судно] насильно (?) для какой-либо работы фараона — да будет он жив, здрав и невредим,— закон будет применен против него путем нанесения ему 200 ударов и 5 рваных ран, и будет взыскана работа судна с него [виновника] за каждый день, который оно будет ошвартовано, причем он будет отдан в Дом Менмаатра «Сердце удовлетворено в Абидосе». Что касается всякого сера, всякого начальника Дома, всякого ... (?) пахания, всякого агента, который совершит преступление против границ пашен Дома Менмаатра [под названием] «Сердце удовлетворено в Абидосе», чтобы передвинуть границы их, — закон будет применен против него отрезанием носа и ушей, причем он будет сделан земледельцем в Доме Менмаатра «Сердце удовлетворено в Абидосе»; равным образом всякого человека во всей стране, который будет чинить препятствия ловцу птиц и рыб Дома Менмаатра [под названием] «Сердце удовлетворено в Абидосе»; на его болотах охоты и на его пруде ловли — закон будет применен против него путем нанесения ему 100 ударов и 5 рваных ран. Что касается какого-либо человека, который будет застигнут в хищении какого-либо имущества Дома Менмаатра (под названием) «Сердце удовлетворено в Абидосе», — закон будет применен против него путем нанесения ему 100 ударов, и будет взыскана с него собственность Дома Менмаатра (под названием) «Сердце удовлетворено в Абидосе» в виде возмещения 100 за 1. Равным образом повелел его величество: привести в порядок стадо быков, стадо коз, стадо ослов, стадо свиней, стадо птиц, стадо... Дома Менмаатра [под названием] «Сердце удовлетворено в Абидосе» на водах и на земле; воспретить всякие преступления против какой-либо скотины из них; воспретить преступления против пастухов их; воспретить увод быков, ослов, свиней, коз и любой головы скота из них либо насильно, либо беспрепятственно; воспретить притеснение всякого пастуха Дома Менмаатра [под названием] «Сердце удовлетворено в Абидосе», быка, осла, козы Дома Менмаатра [под названием] «Сердце удовлетворено в Абидосе» [чтобы продать его] другому или пожертвовать другому богу, не жертвуя его Осирису — их владыке в его благородном Доме, выстроенном его величеством;
воспретить притеснение всякого пастуха Дома Менмаатра [под названием] «Сердце удовлетворено в Абидосе» на его пастбище для быков со стороны всякого сера, всякого князя, всякого начальника быков, всякого агента, всякого начальника собак и всякого человека по всей стране:
воспретить увод их жен и их рабов, реквизированных для какой-либо работы фараона — да будет он жив, невредим и здрав.
Против всякого, кто нарушит этот декрет и уведет пастуха Дома Менмаатра [под названием] «Сердце удовлетворено в Абидосе» в порядке реквизиции или из области в область для какой-либо работы, и пастух скажет: «с тех пор как я похищен, произошла убыль в моем стаде в одну голову скота, или две, или три, или четыре, — закон будет применен против него путем нанесения ему 200 ударов, и будет взыскана с него голова скота Дома Менмаатра [под названием] «Сердце удовлетворено в Абидосе» в размере 100 за 1. Равным образом всякий, который будет застигнут в хищении головы скота Дома Менмаатра [под названием] «Сердце удовлетворено в Абидосе»,— закон будет применен против него путем отрезания носа и ушей, причем он будет сделан земледельцем в Доме Менмаатра [под названием] «Сердце удовлетворено в Абидосе» [за свое преступление], и будут отданы его жена и дети в челядь начальника этого Дома. Что же касается всякого начальника быков, всякого начальника собак или всякого пастуха Дома Менмаатра [под названием] «Сердце удовлетворено в Абидосе», который отдаст голову какого-либо скота Дома Менмаатра [под названием] «Сердце удовлетворено в Абидосе» другому, равным образом того, кто пожертвует ее на другом пути (6), не принося ее в жертву Осирису, хозяину ее в Доме Менмаатра [под названием] «Сердце удовлетворено в Абидосе», — закон будет применен против него путем убиения его, причем будет он посажен на кол и будут взяты (?) его жена и дети и все его имущество в Дом Менмаатра [под названием] «Сердце удовлетворено в Абидосе», и будет взыскана голова скота с того, кому он ее дал, как возмещение в пользу Дома миллионов лет царя Верхнего и Нижнего Египта Менмаатра [под названием] «Сердце удовлетворено в Абидосе» в размере 100 за 1. Что же касается всякого человека во всей стране, который притеснит пастуха этого Дома Менмаатра [под названием] «Сердце удовлетворено в Абидосе» на его пастбище для скота,— закон будет применен против него путем нанесения ему 100 ударов и 5 рваных ран; равным образом повелел его величество упорядочить суда для дани из Куш для Дома Менмаатра [под названием] «Сердце удовлетворено в Абидосе»;
чтобы воспретить похищать всякому начальнику крепости, который будет в крепости Мернепта Сети в Сохмет (?) (6) что-либо с них (судов) — будь то золото, шкуры, [какая либо (?) дань] крепости, какие-либо вещи... беспрепятственно — навсегда и навеки; равным образом воспретить [уводить] какого-либо солдата с судна, привозящего дань для Дома Менмаатра [под названием] «Сердце удовлетворено в Абидосе», чтобы заставить его работать на другом маршруте; равным образом воспретить всякому царскому сыну Куш, всякому начальнику отряда, всякому начальнику негров страны Куш совершать что-либо против Дома Менмаатра [под названием] «Сердце удовлетворено в Абидосе» и их экипажей.
Что касается всякого начальника крепости, всякого писца крепости или всякого агента [крепости], который вступит на судна Дома Менмаатра [под названием] «Сердце удовлетворено в Абидосе» и возьмет золото,., шкуру леопарда, шкуру шавашти (7), хвост жирафы, шкуру жирафы... травы (?) или какую-либо вещь из Куша, привезенную в качестве дани Дома Менмаатра [под названием] «Сердце удовлетворено в Абидосе», — закон [будет применен против него] путем [нанесения] ему 100 ударов, и будет взыскано с него имущество как возмещение Дома Менмаатра [под названием] «Сердце удовлетворено в Абидосе» в размере 100 за 1. Что касается всякого царского сына Куш, всякого начальника собак, всякого агента, всякого писца страны Куш, который вступит беспрепятственно на судно Дома Менмаатра [под названием] «Сердце удовлетворено в Абидосе» и похитит какое-либо имущество с него; равным образом того, [кто] уведет какого-либо солдата судна Дома Менмаатра [под названием] «Сердце удовлетворено в Абидосе», чтобы послать с поручением... закон будет применен против него и будет взыскано [имуще]-ство с него, в виде возмещения [в пользу] Дома Менмаатра [под названием] «Сердце удовлетворено в Абидосе»..., и будет взыскан [каждый день], который он проведет у него; равным образом приказал его величество устроить... жрецов-уаб, жрецов хери-хебов, рабочих... всех; чтобы воспретить преступления [против них, их рабов и их имущества со стороны кого бы то ни было во всей стране, чтобы воспретить увод кого-либо из них] и их женщин и рабов, [в порядке реквизиции, из области в область, или по договоренности, как обязанного пахать и обязанного] собирать жатву — со стороны всякого сера, всякого князя и всякого человека [во всей стране]. [Что же касается всякого, который совершит преступление] против них, против какого-либо их человека или против какого-либо их имущества, [закон будет применен против него путем нанесения ему 10 ударов и 5 рваных ран]. Если произойдет убыль в каком-либо имуществе Дома [под названием] «Сердце удовлетворено в Абидосе» — убыль должна быть пополнена. [и если] какой-либо [чело]век Дома Менмаатра [под названием] «Сердце удовлетворено в Абидосе»
[пожалуется какому-либо присутствию какого-либо города и скажет: «такой-то агент], такой-то возница, такой-то начальник конюшни, такой-то солдат [притеснял меня и отобрал мое имущество» — судебное присутствие должно взыскать] имущество, которое пропадет у него [и он получит его обратно от того человека], который совершил против него преступление. Но его величество сделал, [чтобы тот, который притеснял их] (т. е. людей Дома) не [был убит, будучи поса]жен на кол, но чтобы был он (преступник) осужден любым судом любого города, куда он пожалуется.
[Что же касается каких бы то ни было людей, кото]рые во всей стране, которым пожалуются (?) какие-либо люди Дома Менмаатра [под названием] «Сердце удовлетворено в Абидосе», говоря: «[такой-то]... совершил преступление [против меня] и похитил моего быка, похитил он мою козу или какое-либо имущество, которое похитят у человека»; или «такой-то агент увел моего человека в порядке реквизиции для производства какой-либо работы» — и они (те, к кому были обращены жалобы) не бросятся на его зов, чтобы велеть привести его противника на суд поспешно, чтобы судить его (обидчика), будет Осирис Хентиаментет, хозяин людей и хозяин всех вещей, преследовать его жену и детей, чтобы покарать его имя, чтобы уничтожить его душу, чтобы не дать его телу успокоиться на кладбище. Что же касается [какого-либо члена (?) любого суда (?), который находится в любом городе, к котор[ому] обратится какой-либо человек Дома Менмаатра [под названием] «Сердце удовлетворено в Абидосе», чтобы пожаловаться ему, и он (член суда) останется глухим к нему и не поспешит на зов его, чтобы спешно рассудить его, —
закон будет применен против него путем нанесения ему 100 ударов, [причем он будет отрешен] от своей должности и отдан в земледельцы [Дома] Менмаатра [под названием] «Сердце удовлетворено в Абидосе». Его величество сделал этот [декрет] в виде добрых дел отцу своему Осирису Хентиаментет, владыке Абидоса, [что]бы оградить для него...
1. Сери — сановники.
2. Семер — придворный титул, «друг».
3. Царский сын Куш — официальный титул царского наместника в Нубии. Этот титул появляется на памятниках, начиная с XVIII династии.
4. Люди, сидевшие на храмовых землях и платившие подати жречеству.
5. Смысл этих слов непонятен.
6. Место установлению не поддается.
7. Название неизвестного животного.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.