Изучение истории Египта затруднено тем, что дошедшие до нас документы-папирусы и надписи на стенах храмов, гробниц, каменных плитах и т. п. далеко не равномерно освещают различные стороны жизни этой страны. При изучении истории Египта, как и истории других стран Древнего Востока, в центре внимания учителя должны быть прежде всего вопросы социально-экономической жизни этих стран. Положение трудящихся масс — жизнь рабов, общинников, городских ремесленников, эксплоатация их царской властью, светской и храмовой знатью, факты классовой борьбы и сопротивления угнетению — все эти моменты должны быть как можно ярче и живее изложены на уроках. К сожалению, в то время как огромное количество религиозных текстов (в частности, заупокойных) сохранилось, число источников по социально-эокономической и политической истории сравнительно невелико. Поэтому для восстановления некоторых исторических событий и характеристики положения эксплоатируемых масс мы вынуждены нередко обращаться к памятникам художественной литературы. В настоящем разделе приведены документы, которые могут быть использованы для иллюстрации большинства уроков, посвященных истории Египта. На вводном занятии, где характеризуется природа страны, следует обратиться к отрывку из сочинения греческого географа Страбона (№ 1). Учитель должен пересказать его своими словами и при этом показать на карте течение Нила, Дельту, Красное море (Аравийский залив), Меридово озеро. Надо спросить учеников, почему население Египта было сосредоточено почти исключительно по берегам Нила, почему нельзя было обрабатывать земли, лежащие вдали от реки, и для облегчения ответа обратить их внимание на рельеф местности и высоту горных цепей, окаймляющих нильскую долину. Говоря о плодородии Египта, следует все время обращать внимание на неравномерное распределение земли. Особенно нужно подчеркивать могущество жрецов, забравших себе лучшие земли, и для пояснения этого зачитать статистические данные из дарственной грпмоты Рамсеса IV (№ 29), где упомянуты не только размеры храмовых поместий, но и число рабов, занятых на них, а также взносы храмовых подданных, не имеющих своей земли и полностью зависящих от произвола жрецов. Кроме жречества, землю получали от фараона также военачальники. Указание на это имеется в автобиографии начальника гребцов Яхмоса (№ 16). Чтобы выяснить организацию египетской деспотии и роль бюрократического аппарата, рекомендуем обратиться к жизнеописаниям египетских вельмож Уны (№ 6) и Хуефхора (№ 7). Некоторые места из них следует прочитать в классе и объяснить, например, эпизод с отстранением четырех начальников (из надписи Уны), прекрасно характеризующий придворные интриги, или поэтическое описание похода против бедуинов, в котором Уна наивно хвалится избиением и ограблением азиатских областей. Особое внимание следует обратить на упоминание пленных и поставить перед учениками вопрос: для чего были нужны египетскому вельможе эти пленные? Надо навести их на мысль, что завоевательные войны были неизбежны для рабовладельческой страны, нуждавшейся в даровой рабочей силе.
Стоит упомянуть и о главной награде, полученной Уной от фараона,— каменном гробе, и пояснить, что, с точки зрения тогдашних египтян, подобный дар не был насмешкой, ибо у знатных и богатых людей было в обычае задолго до смерти подготовлять себе все необходимое для пышного погребения. Из надписи Хуефхора следует прочесть перечисление богатств, награбленных в Нубии, и показать при этом на карте местоположение этой страны. Затем надо поставить вопрос: на что тратил фараон огромные средства, собираемые с самих египтян и выкачиваемые из соседних стран? — и вместо ответа зачитать описание постройки пирамиды (№ 5). Предложив ученикам самим вычислить, сколько средств понадобилось Хеопсу на постройку здания, преподаватель делает вывод о том, какой ущерб наносился экономике Египта нецелесообразным расходованием рабочей силы (можно поручить ученикам вычислить приблизительное количество трудодней строителей пирамиды за 30 лет). Затем необходимо перейти к положению народных масс, за счет которых жили фараон, его вельможи и чиновники. Обязательно следует привести красочные характеристики из «Поучения Ахтоя, сына Дуау» (осо бенно описание работы подневольного ткача, запертого в мастерской (№ 11), а также сцену из повести о «красноречивом крестьянине» (№ 12), где описывается ограбление и избиение ни в чем не повинного труженика. Тяжелое положение бедняков и полное бесправие рабов привели к крупному восстанию в 1750 г. до н. э. Для того чтобы наглядно изобразить это восстание, целесообразно зачитать в классе отрывки из «Речения Ипувера» (№ 13). При этим надо пояснить, кто был Ипувер, и предупредить учеников, что к его произведению нужно относиться критически. Во-первых, оно является поэтическим и в нём не дано систематического и последовательного изложения событий; следует обратить внимание на расположение строф, построенных по определенному шаблону, повторение одних и тех же восклицаний, поэтических противопоставлений, например: «Смотрите, тот, который не имел своего имущества, стал владельцем богатств: собственники богатств стали неимущими». Во-вторых, особенно важно подчеркнуть пристрастие автора. Лучше всего, если сами ученики сделают этот вывод. Для этого нужно умело поставить вопросы: Как Ипувер относится к описываемому им восстанию? Сочувствует ли он восставшим? Подбирая подходящие отрывки, необходимо дать ученикам понять, что Ипувер, как типичный рабовладелец считал всякое покушение на частную собственность преступлением и рассматривал восстание как результат нравственной испорченности людей (его жалобы на ожесточение людских сердец, отсутствие братской любви и дружбы). Нужно затем объяснить ученикам, что во все времена эксплоататоры в страхе перед народными движениями призывали угнетённых к милосердию и гуманности, и подчеркнуть лицемерие всех этих призывов. Когда станет ясной классовая подоплёка «Речения Ипувера», можно вызвать одного из учеников, поручить ему прочесть строфу за строфой и установить, чему мы можем верить, что является явным преувеличением (например, фраза «Нил потёк кровью»), где чувствуется искажение действительных событий или умолчание. Надо установить социальный состав восставших (крестьянин-бедняк, тот, который не имел упряжки быков, т. е. должен был сам запрягаться в плуг или обрабатывать поле мотыгой; раб, которого заставляли поливать поле; надо пояснить, что это был самый тяжелый труд). Вместе с тем желательно разобрать вопрос о положении тех социальных групп, против которых было направлено восстание (придворные и князья, чиновники, зажиточные ремесленники, например, золотых дел мастера, и т. д.). Важно объяснить приемы борьбы (отказ от уплаты податей, затем открытое восстание, избиение эксплоататоров, уничтожение документов в государственных учреждениях; надо объяснить, что на основании этих документов чиновники производили сбор недоимок, и показать рисунок в учебнике «Привлечение к ответу сельских жителей, не уплативших налог»). Очень важно показать ученикам, что религия всегда служит опорой господствующего класса и особенно это проявляется во время широких народных движений. Ипувер религиозен (надо зачитать те места, где это особенно сильно чувствуется). Он ждет спасения от бога Ра. Его особенно огорчает равнодушие людей к религии, оскудение храмов, невозможность выполнять все предписания культа. Нужно показать связь государственной власти и жречества в Египте и объяснить, что падение авторитета фараона (привести описание штурма дворца) должно было вызвать ослабление религиозных верований, сомнение во всемогуществе богов (ибо сам фараон считался богом, сыном Ра). На вопрос о результатах восстания должны ответить сами ученики, конечно, при помощи преподавателя, зачитав те места, где говорится об угнетенных, которые сами становятся рабовладельцами, о бедняках, захватывающих богатства, о переходе частной собственности из одних рук в другие, о том, что не делалось попыток отменить частную собственность и рабовладение. Ученик должен понять, что восстание было стихийным и не вело к переустройству общества на новых началах, но его разрушительная сила сыграла положительную роль, расшатывая устои рабовладельческого строя, хотя сами повстанцы не сознавали этого.
В связи с социальными потрясениями надо изучать и внешнюю политику. Нашествие гиксосов на Египет имело успех в значительной степени в результате восстания бедняков и рабов, ослабившего страну. При описании этого вторжения и последующей борьбы учитель может использовать выдержки из труда Манефона (№ 14), победную надпись фараона Камоса (№ 15) и автобиографию вельможи Яхмосз (№ 16), пересказывая их своими словами. Надо обратить внимание учеников на разделение Египта. Гиксосы утверждаются в Дельте, а юг скоро добивается независимости. Для вытеснения гиксосов используется речной флот, происходят комбинированные бои на суше и на воде (№ 16). Гиксосы, попадающие в плен, обращаются в рабство (целый ряд примеров в № 16). Далее следует перейти к завоевательной политике фараонов Нового царства. Необходимо познакомить учеников с разными типами источников, характеризующих внешнюю политику: с анналами фараонов (№ 18), носящими строго официальный характер, систематически излагающими ход военных действий, и со сказкой, сюжетом которой служит реальное событие, описание которого прикрашено поэтическими вымыслами (№ 20). Все время надо заострять внимание учащихся на вопросе о причинах войн, их цели и значении, указывать, что египетские летописцы и поэты не думают скрывать грабительского характера походов прославленных фараонов. Важно подчеркнуть, что всякое рабовладельческое общество нуждается в новых рабах и это делает неизбежной агрессивную внешнюю политику. Надо отчетливо и наглядно выяснить, кому была выгодна такая политика. Рядовой крестьянин и ремесленник, зачисленный в армию и проливающий кровь во славу фараона, ничего не выигрывал от победоносных экспедиций в Азию и Нубию. Это ясно видно из школьных поучений (№ 30), которые желательно зачитать в классе целиком, и в то же время напомнить, что подавляющая часть военной добычи попадала в руки жречества, военачальников (примеры из № 16), высших чиновников. Следует показать на карте арену военных действий, очертить границы Хеттского царства, ставшего в XV—XIII вв. главным врагом Египта, коснуться вопросов военной техники, используя иллюстрации из учебника или атласа (бой колесниц, штурм крепости), а также отдельные выражения из анналов Тутмоса III, характеризующие приемы ведения войны (например, осаду Мегиддо). Надо показать, что рабовладельческие государства после ряда кровопролитных войн готовы прийти к соглашению, когда им угрожают внутренние враги — порабощенные народы. Очень показателен в этом отношении договор Рамсеса II с хеттским царем Хаттушилем (№ 27). Из него целесообразно зачитать то место, где говорится о взаимной помощи при подавлении восстаний. Вчерашние враги становятся друзьями, когда это оказывается выгодным, и совместными усилиями подавляют своих подданных. Очень важно остановиться на организации государственного аппарата в Египте. Обильный материал для этого дают предписания верховному сановнику (№ 21). В этом документе весьма рельефно обрисована централизация Египетского государства. Все нити управления и суда сходятся в руках одного сановника, которому доверяет фараон. Основными задачами государственного аппарата являются ограбление собственного народа (отметить упоминания о взимании податей) и организация ирригационной системы (наблюдение за исправностью каналов и плотин, установление времени раздития Нила и т. д.) в дополнение к третьей функции, с которой познакомили учеников предыдущие документы (ограбление завоеванных стран). Для характеристики внешней торговли надо привлечь описание экспедиции Хатшепсут в далекий Пунт (нын. Сомали) и перечислять те товары, которые были привезены из этой страны в Египет, обратив внимание на то, что это были почти исключительно предметы роскоши, нужные для царицы, жрецов и знати (№ 17). В заключение нужно показать ученикам, что могущество Египта и его процветание было сравнительно недолгим и непрочным. Конец господства египетских фараонов в Финикии и Палестине можно проследить по «Путешествию Унуамона». Этот документ особенно интересен для нас тем, что он был обнаружен русским ученым (В. С. Голенищевым) и хранится в Москве (в Государственном музее изобразительных искусств). Подробное содержание его надо пересказать своими словами и сравнить обстановку, сложившуюся в западной Азии в XI в. (время составления данного документа) с обстановкой в начале XV в. (время Тутмоса). Нужно предложить самим ученикам ответить на вопрос, почему могущество Египетской державы оказалось таким недолговечным. Развал крупной рабовладельческой державы завершили вторжения внешних врагов (ливийцев, нубийцев, ассирийцев, персов). В качестве примера можно привести отрывки из красочной и подробной надписи Пианхи — нубийского царя, покорившего Египет в VIII в. до н. э. (№ 34). Особенно необходимо подчеркнуть раздробление Египта в этот период, наличие в каждом городе своего независимого царька (в надписи Пианхи это отражено с полной отчетливостью). Распад Египта на отдельные мелкие государства и обнищание народных масс ослабило страну и сделало её жертвой чужеземных завоевателей.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.