Развитие феодальных отношений в Сербии протекало — по сравнению с Болгарией — более медленным темпом и отличалось рядом существенных особенностей. Эти особенности обусловливались и историческими судьбами сербских племен, вынужденных веками отстаивать свою независимость в борьбе с опасными соседями, и географическим положением Сербии, сравнительно удаленной от основных экономических центров Балканского полуострова, Константинополя и Солуни, и, наконец, горным рельефом страны, распадавшейся на множество мелких, отрезанных друг от друга областей. Еще в XII в. здесь сохранились сильные пережитки родо-племенного строя; значительно большей, чем на юге и на востоке, была роль общины и межобщинных объединений — жуп. Во главе отдельных областей стояли местные полуфеодальные полуродовые князья.
Крепостная зависимость начала оформляться в Сербии уже в конце XII — начале XIII вв., однако еще в первой половине XIV столетия большинство крестьян пользовалось правом перехода от одного господина к другому. И только «Законником» Стефана Душана (изданным в 1349 г. и дополненным в 1354 г.) крестьяне — они именуются там меропхами — были окончательно прикреплены к земле. Беглых меропхов можно было силой возвращать господину, подвергать жестоким наказаниям, клеймить каленым железом. Того, кто укрывал беглого меропха, «Законник» предписывал карать, как изменника. Даже города Сербии не имели права принимать беглых селян. Меропхи находились в полной власти своего господина, творившего над ними суд и расправу. Меропх мот передать свой надел по наследству, но если у него не было мужских наследников, господин получал право отобрать надел у семьи меропха и передать другому крестьянину.
Согласно «3аконнику» меропхи были обязаны нести барщину в размере двух дней в неделю. В действительности же барщина была гораздо более тяжелой, как об этом свидетельствуют сохранившиеся грамоты, выданные сербским монастырям. Кроме регулярной еженедельной барщины, меропхи были обязаны выполнять сезонные работы в виноградниках, на сенокосе, при сборе плодов и т. п. Иной раз господин выделял крестьянину участок, весь урожай с которого шел в амбары феодала. Таким образом отработочные повинности в Сербии были выше, нежели в Болгарии или в византийских землях в Македонии. Кроме того, меропхи платили натуральные оброки, несли повинности и платили налоги государству. В XIV в. в Сербии происходит быстрый рост домениальной запашки и связанный с этим рост барщины — неслучайно, что именно в это время феодалы приняли решительные меры к окончательному прикреплению крестьян к земле.
Помимо меропхов, были в Сербии и другие категории зависимых людей. Так называемые сокальники должны были выполнять самые разнообразные работы на землях феодала и в его усадьбе; отсутствие каких-либо норм, определяющих размеры повинностей сокальников, само по себе говорит об их тяжелом и приниженном положении. Кроме того, в зависимости от феодалов находились ремесленники и скотоводы-влахи. Ремесленники обслуживали нужды господского дома и домениального хозяйства, влахи же были обязаны ежегодно отдавать господину двух овец и ягненка или же одного коня, а также пасти скот господина и нести извозную повинность. Постепенно термин «влах» стал терять этническое значение — им стали называть и сербов, если они занимались преимущественно скотоводством. В особенно тяжелом положении находились отроки, используемые господином главным образом в качестве слуг и дворовой челяди. Феодальное государство никак не защищало ни прав, ни самой жизни отроков — господин мог безнаказанно убить своего отрока, как раба.
Но и в XIV в. сохранялась в Сербии, по-видимому, незначительная прослойка свободного сельского населения. Свободные сербские крестьяне назывались себрами. Феодальное государство признавало гражданские права себров, но защищало их куда менее решительно, нежели феодалов (властелей). Так, «Законник» устанавливал, что за убийство властеля себру отрубали обе руки, властель же, убивший себра, отделывался штрафом. Прослойка свободных крестьян в Сербии быстро исчезала, термин «себр» в XIV в постепенно приобрел широкое значение («селянин» вообще), и себрами даже стали называть меропхов.
Феодалы Сербии делились на властелей и властеличей. Властелями были крупные, а властеличами наиболее многочисленные средние и мелкие феодалы. В руках властелей сосредоточивались огромные массивы земель и многочисленные стада скота. Не только отдельные села, но нередко десятки сел, несколько жуп находились во власти одного властеля. Властеличи были обычно обладателями нескольких сел или даже одного села. Владения властелей и властеличей назывались баштинами и прониями. Баштиной было наследственное родовое владение, находившееся в полной собственности господина, прония была условным пожалованием и мало отличалась от византийской пронии. Баштаны были освобождены от повинностей и налогов в пользу государства, кроме поземельной подати (сока) и несения военной службы; краль мог отнять баштину только в случае измены ее собственника. Как баштинники, так и прониары пограничных земель были обязаны нести военную службу по охране границ.
Особыми привилегиями пользовались в Сербии церкви и монастыри. Рост их владений был особенно бурным в царствование Стефана Душана. Основными богатствами монастырей были села зависимых крестьян. Некоторые монастыри имели в Сербии до 25—30 сел каждый, помимо отдельных хуторов, заимок и владений в городах, а сербский монастырь на Афоне Хиландарь имел в одной Сербии более 50 сел. После завоевания Македонии Душаном общее количество сел Хиландаря на территории от Солуни до Поморавья достигало одно время 360. Дечанский монастырь владел в XIV в. 2097 семьями меропхов, 69 домами сокальников и 266 — влахов, иными словами, монастырь имел до 10 000 зависимых людей.
Хозяйства монастырей были обширны и разнообразны. В одной из грамот XIV в. говорится, что монастырю жалуются села «с виноградниками, нивами, сенокосами, пашнями, лесами, ловищами звериными, с горными пастбищами, мельницами, рыбными ловлями и со всеми угодьями». Монастыри получали богатые вклады от феодалов и особенно от сербских королей. Вместе с тем они скупали земли, главным образом у крестьян. В голодные годы, пользуясь безысходной крестьянской нуждой, монастыри приобретали участки за ничтожную цену: в одном из актов мы читаем, что монастырь купил «в гладно време» у одного крестьянина его землю за барана и небольшое количество сыра, а у другого — за 20 мер зерна.
Особенно щедрым к церкви и монастырям был Стефан Душан. Он передал духовенству более 130 сел вместе с их общинными угодьями. Духовенство пользовалось широкими привилегиями, оно освобождалось от всяких повинностей в пользу государства. Церковные люди, гласит одна из статей «Законника», «пусть не ходят на меропщину (барщину в пользу казны), ни на сенокос, ни на пашню, ни на виноградники, ни на какие другие работы, великие и малые ...чтобы они работали только церкви».
Во владениях церкви и монастырей было много вотчинных ремесленников: кузнецов, златарей, седларей, уздарей, швецов, плотников, каменщиков, гончаров, ткачей, шапочников. Однако их изделия редко становились предметами торговли. Основное внимание монастырских властей было направлено на производство продуктов сельского хозяйства. В монастырях производилось большое количество вина, и нередко монахи получали монопольное право торговать вином на ярмарках.
На тучных монастырских пастбищах паслись неисчислимые стада скота. Часть этого скота принадлежала не монахам, а арендаторам монастырских пастбищ — светским феодалам или даже крестьянам. За аренду пастбищ монастыри брали одну голову скота с каждой сотни голов, пасшихся на монастырской земле.
Монастыри владели также и мельницами, и это также было важной привилегией: меропхи, не имея своих мельниц, должны были молоть хлеб на мельнице феодала, внося за это высокую плату. Некоторые монастыри за помол забирали до половины смолотого зерна.
Не только своему господину (монастырю или светскому феодалу) был обязан крестьянин многочисленными повинностями: ему приходилось платить налоги и выполнять различные службы в пользу государства и короля — краля, как его именовали в Сербии.
Все частновладельческие крестьяне, за исключением тех, господа которых — чаще монастыри — получили специальные жалованные грамоты на этот счет, платили поземельную подать — «сок» — в размере одного перпера в год или одной меры жита. Крестьяне должны были также содержать и растить часть скота краля, в особенности коней, распределявшихся по селам и жупам. Кроме того, крестьяне предоставляли продовольствие и ночлег проезжим служилым людям и сановникам краля, обеспечивали содержание жупных чиновников, принимали на постой войска, участвовали в строительстве и ремонте военных укреплений, а также в их охране, снаряжали воинов, а иногда несли военную службу и участвовали в походах. Во время путешествия краля население было обязано предоставлять всей его свите продовольствие, лошадей и средства для проезда. Половина желудей, собираемых в дубовых рощах по всей стране, принадлежала кралю, владевшему огромными стадами свиней. Существовал даже особый закон, разрешавший продавать мясо на сербских рынках только после того, как было распродано принадлежавшее кралю.
Семья краля владела в Сербии огромными землями. Доходы от них наряду с налогами от населения составляли большую часть тех средств, которыми распоряжалась центральная власть. В казну шли также торговые пошлины («царина»).
В пользу государства поступали и штрафы, взимаемые за суд по «царевым делам», т. е. за убийство, увечье, кражу, разбой, оскорбление, ересь и прием беглых крепостных. Любопытна эта статья «Законника», по которой суд за укрывательство беглого осуществляла центральная власть, стоявшая на страже интересов феодалов. Царские судьи обладали при этом огромной властью, и за их оскорбление даже властель лишался всех своих владений, как за измену, а село, в котором было нанесено оскорбление, отдавалось на поток и разграбление.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.