Очень важную и вместе с тем очень своеобразную роль в византийском государстве играла церковь. Основной задачей византийской церкви являлось идеологическое воздействие на трудящиеся массы. Византийская церковь обладала развитой иерархией, во главе которой стоял константинопольский патриарх. Патриарх считался вторым лицом после императора и играл колоссальную роль в политической жизни страны. Номинально патриарх избирался духовенством, которое должно было предложить императору трех кандидатов на патриарший престол. Однако император мог отвергнуть всех предложенных ему кандидатов и указать на желательность избрания иного лица. Естественно, что при таких условиях патриархи в ряде случаев оказывались назначенными императором. Так, при Романе Лакапине патриархом стал его шестнадцатилетний сын Феофилакт, который больше всего увлекался конюшней и кормил своих лошадей фисташками и изюмом. Он и закончил жизнь, упав с лошади, которую пытался объездить.
Формально для низложения патриарха было необходимо его письменное отречение, однако на деле император мог арестовать патриарха и силой принудить его к отречению. Патриарх Фотий, например, был низложен дважды: один раз императором Василием I, который через несколько лет вернул ему патриарший престол, вторично же — сыном Василия, Львом VI.
Патриарх мог созывать собор, на котором присутствовали высшие князья церкви. На соборе рассматривались важнейшие вопросы церковной жизни, разбирались жалобы на духовных лиц, контролировалось их перемещение. Собор проходил под наблюдением императора или его представителя.
При патриархе существовали специальные секреты, которые управлялись патриаршими сановниками, бывшими вместе с тем членами собора. Наиболее важным секретом была патриаршая канцелярия, возглавляемая великим хартофилаксом. Отсюда исходила патриаршая переписка, здесь разбирались тяжбы между церковными учреждениями. Большую роль играл также великий эконом, управлявший финансами константинопольского патриархата.
Константинопольский патриарх и другие князья церкви: антиохийский патриарх, архиепископы и митрополиты, епископы — составляли первую ступень церковной иерархии — епископскую, ниже которой стояли пресвитеры (священники) и диаконы.
Своеобразие имущественного положения византийских епископов состояло в том, что они не имели — в отличие от западных прелатов — особого бенефиция, отделенного от доходов церкви. Зато они могли свободно распоряжаться доходами своего диоцеза. Это порождало всевозможные злоупотребления; чтобы их ограничить, была создана специальная должность эконома, который держал в своих руках хозяйственное управление диоцезом и контролировал епископа.
В отличие от запада в Византии не существовало церковной десятины. Приношения епископам носили до начала X в. добровольный характер, и церкви приходилось жить за счет императорской милости, подачек вельмож и доходов от собственных церковных владений. Не случайно западным путешественникам казалось, что византийские епископы по уши погрязли в хозяйственных заботах, подсчитывая выручку от продажи шерсти и выгоду от вывезенного на поля навоза. Только с середины X в. византийская церковь предпринимает попытки превратить добровольные приношения в обязательные. Со второй половины X в. византийские епископы получали разнообразные регулярные приношения: плату за рукоположение священников, плату за разрешение на брак, поминальное и каноникон — ренту, которую платили как миряне, так и духовные лица; каноникон взимался как в деньгах, так и натурой: баранами, курами, ячменем, мукой, вином; каждая деревня должна была уплачивать каноникон пропорционально числу домов. Монашество. Огромную роль в Византии играло монашество. Трудные условия жизни, неуверенность в завтрашнем дне заставляли многих византийцев — от крестьян до вельмож — искать прибежища в монастырях. Однако пострижение в монахи отнюдь не уничтожало социального неравенства: выходцы из знати, сделав вклад, становились игуменами и оставались по существу феодалами, только облаченными в рясу, крестьяне же и в монастыре исполняли обязанности младших монахов и должны были
ухаживать за скотом, работать на огороде или в кузнице. Поэтому общественные противоречия остро проявлялись в самой монашеской жизни: нередкими были возмущения младших монахов против своих игуменов. В одном житии мы встречаем рассказ о монахе Кириаке, которого агиограф презрительно именует вором и человеком, пренебрегшим собственным спасением. Его игумен Михаил Малеин, представитель знатнейшей каппадокийской фамилии, неоднократно поучал Кириака, но тот не раскаивался, а все более укреплялся в своих грехах, пока, наконец, не решился даже поднять руку на своего игумена: ночью он прокрался в келью Михаила, собираясь его зарезать; разумеется, случившееся вовремя чудо спасло «святого». Эпизод, которому агиограф стремился придать черты уголовного преступления, на самом деле отражает те противоречия, которые должны были существовать между представителем крупнейшего феодального рода, основателем и настоятелем монастыря Малеином и рядовым, по-видимому, нищим, монахом, страдавшим от бесконечных попреков и дисциплинарных взысканий феодала в монашеской схиме.
В Византии было большое количество крохотных монастырей и монастырьков, основанных крестьянами и насчитывавших иногда лишь двух-трех монахов. Эти крестьянские монастыри не могли долго сохранять независимость в условиях нарастающего процесса феодализации: они постепенно попадали либо под власть епископа, либо в зависимость от крупного монастыря, теряли свою самостоятельность и становились метохами, т. е. монастырскими поместьями. В других случаях император или патриарх посылал в такой монастырь харистикария, т. е. светское лицо, которое приобретало власть над монастырем и право извлекать из него доходы. Опять-таки и в этом случае монастырь по существу превращался в феодальное поместье, хотя права харистикария и ограничивались обычно сроком его жизни и лишь очень редко передавались по наследству.
Кроме небольших монастырей, существовало немало монастырей крупных, обладавших значительными богатствами и оказывавших существенное влияние на общественную и политическую жизнь империи. Среди столичных монастырей особенно большую роль играл в IX—X вв. Студийский, который в период своего расцвета насчитывал до тысячи монахов. В распоряжении монастыря находились сады, огороды, мельницы, приводившиеся в движение скотом или водой, и даже приморская пристань с собственными судами. Монахи были заняты на полях, где они пахали и убирали хлеб, в огородах и садах; они выжимали вино и давили масло, ловили рыбу. Были у Студийского монастыря собственные ремесленные мастерские.
Столичная знать и в последующие столетия стремилась воздвигать в Константинополе великолепные монастыри. Император Михаил IV Пафлагон приказал построить в северном предместье Константинополя монастырь Косьмы и Дамиана, который был украшен золотом, мозаикой и живописью; для монахов были разбиты сады, устроены купальни и бассейны.
Но уже с X в. все большее значение начинают приобретать провинциальные монастыри, особенно на Олимпе (в Малой Азии) и на Афоне. Если столичные монастыри жили преимущественно за счет императорских пожалований и даров столичной знати, то провинциальные монастыри приобретали земельные богатства. Акты небольшого монастыря св. Андрея близ Солуни показывают начальный этап роста монастырских земельных богатств. Первый из этих актов относится к 897 г. и рассказывает о приобретении монастырем за 61 номисму владения некоей вдовы Георгии и ее детей. Это владение включало несколько хорафиев и виноградников, луг и двор с колодцем. В X в. монахи этого монастыря приобретают различные земельные владения у светских собственников и у казны. Только в 941 г. они получили 1 800 модиев казенной земли на полуострове Кассандра. В середине X в. монастырь купил землю вместе со стоящей на ней мастерской для изготовления кирпичей. При этом монахам удалось воспрепятствовать тому, чтобы соседи осуществили право предпочтительной покупки. Еще больше сведений сохранилось у нас о росте монастырской собственности на Афоне в XI—XII вв.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.