Константинопольские ремесленники и торговцы составляли коллегии, или цехи. «Книга эпарха» упоминает 23 константинопольских цеха, однако не все ремесленники объединялись в них: известно, например, что ткачи полотен не имели своего цеха. Вопрос о происхождении константинопольских средневековых цехов весьма сложен; во всяком случае, трудно допустить, что они генетически восходят к позднеримским коллегиям. Коренное различие между теми и другими состояло в том, что позднеримские коллегии были несвободными, тогда как константинопольские коллегии представляли собой привилегированные организации; члены позднеримских коллегий мечтали о том, чтобы освободиться от бремени своей службы — константинопольские ремесленники домогались права пойти в состав коллегий и не всегда могли добиться этого права.
Константинопольским корпорациям были присущи основные черты средневекового цехового строя: цеховая иерархия и цеховая регламентация. «Книга эпарха» упоминает учеников, помогавших мастерам-свечникам, а агиография расширяет наши сведения о положении ремесленных учеников. Мы узнаем, например, о некоем Илье, который в двенадцатилетнем возрасте был отдан в обучение столяру; он жил у своего хозяина, не только занимаясь ремеслом, но и прислуживая за столом, хозяин же выплачивал ему определенную плату. Некоторое время спустя Илья стал самостоятельным ремесленником, и его прежний хозяин, опасаясь конкуренции, предложил ему вступить в компанию.
Своеобразие цеховой иерархии в Византии состояло в том, что здесь не существовало различия между учеником и подмастерьем (мистием): недаром о том же Илье говорится, что он нанялся мистием. Согласно «Книге эпарха» мастер, нанявший мистия, не мог заключать с ним договор более чем на месяц вперед и выдавать ему плату более чем за месяц вперед. Но, получая плату помесячно, мистии на деле оставались подолгу в одном и том же эргастирии: помимо уже известного нам Ильи, который прожил у своего хозяина два года, мы можем сослаться на пример отца византийского полководца середины IX в. Феофоба: он бежал из халифата в Константинополь и нанялся здесь мистием к какой-то торговке; прослужив у нее известное время, он в конце концов женился на своей хозяйке.
Помимо учеников-мистиев, «Книга эпарха» упоминает также рабов. Рабы-ремесленники занимали в Константинополе двоякое положение. Одни из них являлись подручными зажиточных мастеров (главным образом в шелковом производстве), другие же, принадлежавшие константинопольским вельможам, становились самостоятельными владельцами эргастириев, выручка которых шла, разумеется, не рабам, а их господам.
Цеховая регламентация, отраженная в «Книге эпарха», должна была оградить ремесленников и торговцев от притязаний вельмож, заводивших собственные мастерские, а также защищала их от конкуренции стоявших вне цеха мастеров. Так, цеховые правила запрещали вести торговлю свечами тем ремесленникам, кто не имел своих эргастириев и, следовательно, не принадлежал к цеху свечников. «Книга эпарха» регламентировала закупку сырья у приезжих купцов, регулировала взаимоотношения между двумя цехами, запрещая заниматься одновременно несколькими профессиями, а также ограничивала внутрицеховую конкуренцию: она определяла место, где должны были располагаться эргастирии, расстояние между отдельными лавками, размеры эргастириев, качество товаров, заработную плату мистиев, цену товаров и т. п. «Книга эпарха» запрещала приобретать сырье в количестве сверх необходимого, прямо оговаривая, что это запрещение должно воспрепятствовать спекуляции «злокозненных людей». Наконец, она регламентировала норму прибыли, устанавливая, например, что булочник должен был с каждой вырученной номисмы 4 кератия затратить на содержание работников, топку печей и корм лошади, смоловшей жито, 19 кератиев — на покупку зерна и пр. и только 1 кератий (т. е. 1/24 номисмы) составлял его прибыль.
Константинопольские цехи обладали определенным административным устройством. «Книга эпарха» неоднократно упоминает старейшин цехов, которым следовало наблюдать за производством и торговлей и разрешать споры между мастерами. Старейшины получали определенные взносы от членов цеха.
Между константинопольскими цехами не было равенства. Члены одних цехов — менялы, торговцы шелком и особенно тавулярии (нотариусы) — пользовались значительными привилегиями; принадлежность к другим цехам (булочников, свечников) предполагала известное богатство, ибо содержание булочной и мельницы или свечной мастерской требовало значительных средств; наконец, были цехи, занимавшие подчиненное положение, например, катартарии, разматывавшие коконы и очищавшие шелк-сырец, находились обычное подчинении у торговцев шелком.
Цеховой строй в Константинополе IX—X в. являлся нормальной формой организации мелкотоварного средневекового производства. Он в полной мере соответствовал характеру производительных сил того времени, когда навыки, традиция, искусство мастера составляли гораздо более существенный «капитал», нежели несложные орудия труда. Его социальной функцией была защита ремесленников и торговцев Константинополя от притязаний господствующего класса и от конкуренции нецеховых мастеров. Его существеннейшей экономической задачей была регламентация рыночной стихии перед лицом которой оказывался средневековый мастер, коль скоро он являлся товаропроизводителем.
Цеховая организация в Византии имела некоторые особенности. Ее отличало, в частности, применение рабского труда — хотя, разумеется, и не во всех отраслях ремесла. Другой специфической чертой константинопольских цехов являлась связь ремесленников и торговцев с дворцовым хозяйством и в соответствии с этим административная подчиненность императорским чиновникам. Константинопольское ремесло, как мы видели, в значительной мере обслуживало потребности двора; при этом именно те отрасли производства (ювелирное, шелковое, строительное, оружейное дело), которые обслуживали двор и армию, оказывались наиболее передовыми в техническом отношении: в них разделение труда и дифференциация профессий выступали гораздо более отчетливо, нежели в других отраслях ремесла.
Византийское ремесло и торговля были поставлены под неослабный контроль ряда чиновников во главе с константинопольским апархом. Эпарх регламентировал закупку сырья и сдачу в аренду помещений под эргастирии, ставил пломбы на изготовленные шелковые ткани и печати на все весы и гири. Ремесленники ряда цехов должны были сдавать готовую продукцию на императорские склады; другие выполняли особые повинности для императорского двора. За нарушение регламентации, за уклонение от выполнения государственных повинностей эпарх сурово карал ремесленников и торговцев: порка, острижение головы, высылка из города постоянно упоминаются в «Книге эпарха».
Византийское государство не ограничивалось только контролем за цеховым и нецеховым ремеслом: в его распоряжении находились специальные государственные мастерские (оружейные, ткацкие и пр.). В государственных мастерских работали люди, осужденные за преступление, а также свободные мастера, получавшие за свой труд плату. Как были организованы эти мастерские, наши источники к сожалению, не сообщают. Во всяком случае, у нас нет оснований сомневаться, что и здесь производство оставалось мелким, индивидуальным, недифференцированным.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.