Какими же путями складывалась эта вотчинная форма эксплуатации сельского населения? Мы могли бы наметить три основных пути формирования византийской вотчины. С конца IX в. в Византии начинается массовый сгон крестьян с земли. С одной стороны, налоговая политика византийского государства подорвала силу сопротивления византийской общины: разоренные и закабаленные крестьяне были не в состоянии сопротивляться натиску крупных собственников — динатов, или архонтов, как их называют источники того времени. С другой стороны, сами динаты, опираясь на значительные материальные богатства, на своих рабов и мистиев, представляли теперь более значительную силу, нежели в VIII столетии, когда крупная феодальная собственность едва только начинала складываться. Поэтому теперь динаты смогли гораздо более энергично проникать в деревню, скупая и просто присваивая крестьянские земли — тем более, что правительство Льва VI пошло им навстречу, ограничив действие права протимисис.
Уже у писателей IX в. мы встречаем рассказы о насилиях динатов. Крупный политический деятель и ученый второй половины IX в., константинопольский патриарх Фотий рассказывает в одном из писем, как к нему явился некий бедняк весь в слезах: его «хитонишко» был изодран, а на лице виднелись следы побоев. Он стал жаловаться Фотию, что был избит, потому что пытался отстоять свою «землицу» от людей видного вельможи Дамиана. Несмотря на вмешательство Фотия, Дамиан долгое время удерживал землю, противозаконно отнятую у этого бедняка, и мы не знаем, вернул ли он ее вообще.
Особенно усилился натиск динатов после голода 928 г., когда крестьяне — лишь бы сохранить жизнь — отдавали свои земли за бесценок. Целые деревни переходили под власть архонтов, становясь их вотчинами — проастиями, как тогда говорили. На этих землях динаты наряду с рабами стали использовать «поселенцев» (на языке того времени париков или проскафименов), т. е. крестьян, потерявших свою землю и оседавших теперь в качестве зависимых лиц на господской земле. Среди этих париков и проскафименов было немало беглых стратиотов, экскуссатов или государственных крестьян, надеявшихся на частновладельческой земле найти защиту от податных сборщиков. Но, по-видимому, парики рекрутировались преимущественно из числа младших сыновей стратиотов и крестьян, которые не получали земли и потому не вносились в государственные податные списки и, следовательно, пользовались свободой передвижения.
Осев на чужой земле, парик приобретал на нее известные владельческие права: господину не разрешалось сгонять с земли парика, прожившего на ней свыше 30 лет. За пользование землей парик должен был платить ренту. К сожалению, наши источники крайне скупы в известиях о рентных отношениях X—XII вв.: мы знаем только, что крестьяне должны были отбывать барщинные повинности, которые назывались ангарии (первоначально этим термином обозначалась повинность по обслуживанию государственной почты, но затем он был распространен на все виды барщины, в том числе и на пахоту), уплачивали ренту натурой (хлебом, овощами, воском и т. д.) и вносили денежную ренту, — однако мы не в состоянии определить ни соотношение этих рент между собой, ни их размеры.
Частновладельческие парики X—XI вв. в отличие от государственных крестьян, записанных в податные списки, обладали свободой перехода, хотя уже в XI в. византийские феодалы предпринимали попытки воспрепятствовать осуществлению этого права. В этом отношении очень интересна просьба, с которой обратился писатель и ученый XI в. Михаил Пселл к своему племяннику, занимавшему какой-то административный пост. Пселл советует племяннику услуживать динатам, а именно придти на помощь некоему Патрикию, сыну Иканатиссы, парики которого вздумали переселиться на другое место: надо сделать так, чтобы воспрепятствовать этому переселению. Письмо Пселла имеет двоякий интерес: будучи с одной стороны свидетельством наличия свободы перехода частновладельческих париков XI в., оно в то же время рисует тенденции динатов — их стремление превратить париков в крепостных, лишенных возможности покинуть поместье.
Но далеко не всегда зависимое население феодальных поместий образовывалось из числа безземельных и беглых крестьян,
оседавших во владениях крупных собственников. Еще более часто под властью дината оказывался крестьянин вместе со своим наделом: задавленный трудными условиями существования, он был вынужден передать феодалу верховные права на свою землю, но сам оставался на ней в качестве зависимого человека — по существу, того же парика. Иногда такие отношения складывались на первых порах как временные (до выплаты условленной суммы), но постепенно они перерастали в постоянные. Крестьянин должен был вносить феодальную ренту, часть которой феодал выплачивал в казну в качестве налогов.
Эти два пути феодализации, только что рассмотренные нами, не отличаются в принципе от тех основных путей, по которым шло развитие феодализма на Западе; однако в Византии огромную роль играл еще один путь, определенный тем, что на первых порах эксплуатация византийского крестьянства осуществлялась в форме централизованной феодальной ренты. По мере того, как феодальное поместье в Византии укреплялось, динаты не могли более удовлетворяться тем, что подчиняли своей власти элементы, выброшенные за пределы общины: разорившихся крестьян, беглых или отсутствующих в податных списках. Византийские феодалы добиваются того, чтобы государство передавало им определенную долю централизованной ренты, или, иначе говоря, право на взимание в свою пользу централизованной ренты с тех или иных владений. В таком случае государство как бы передает в частные руки свои прерогативы.
Передача централизованной ренты отдельным феодалам могла осуществляться в разнообразных формах. Прежде всего иной раз динат получал в свое распоряжение канон целой деревни. В таком случае деревня сохраняла свою целостность и противостояла феодалу как сплоченная община, над которой он осуществлял лишь право патроната. При этом у нас есть известия (относящиеся, правда, только к балканским областям XI—XII вв.) о том, что некоторые деревни обладали правом менять своих патронов, отказываясь от одного и признавая власть другого.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.