Византийские сельские поселения VIII—X вв. были соседскими общинами. Общине принадлежали леса, пастбища и пустоши, окружавшие деревню; по словам «Трактата об обложении», крестьянин, нуждаясь в земле, мог перенести свое жилище «в долю всей деревни», т. е на общинную землю. Каждый крестьянин мог свободно пользоваться общинным лесом: выгонять туда скот и рубить дрова. За пользование общим пастбищем крестьяне должны были платить пошлину пропорционально количеству скота, который они выгоняли пастись; собранную сумму они разделяли между всей деревней с тем, чтобы общинники, не выгонявшие скот на пастбище, «могли, — говоря словами византийского юриста XI в., — извлекать выгоду из обладания им».
Другие земли (хорафии, сады, виноградники) были разделены между крестьянами и в хозяйственном отношении обособлены, они считались частью крестьянской стаси и могли быть проданы. Мы не знаем, существовало ли в византийской общине VII в. право отчуждения земли — о купле-продаже земли ничего не говорит «Земледельческий закон». Во всяком случае в памятниках IX—X вв. о продаже крестьянских земель речь идет как об обыденном явлении. Но и эти земли, находившиеся в индивидуальном владении и считавшиеся отчуждаемыми, не являлись полной собственностью их владельцев: права крестьян были в значительной степени ограничены как наличием в Византии большой семьи, так и сильно развитым правом на «чужую» землю.
Большая семья (по-гречески «сингения») засвидетельствована в ряде византийских источников этого времени, в некоторых случаях члены большой семьи могли жить вместе и вести общее хозяйство. В одном житии IX в. рассказывается о богатом пафлагонском крестьянине Филарете, семья которого состояла примерно из 30 человек: кроме самого Филарета и его жены, в его доме жили и вели общее хозяйство его сын Иоанн с женой и семью детьми, овдовевшая дочь Филарета и четверо ее детей и, наконец, его другая дочь с мужем и шестеро их детей. Иные из внуков Филарета были в то время уже взрослыми. О совместном владении родственников, о братьях, живущих вместе и ведущих общее хозяйство, наконец, о разделе семейной собственности постоянно упоминают, несмотря на свою немногочисленность, сохранившиеся до нашего времени документы X в. В соответствии с этим византийское законодательство сохраняло архаичный принцип равного раздела имущества между сыновьями покойного; закон императора Льва VI рассматривает такой принцип раздела как присущий самой природе, тогда как иная форма наследования открывает, по словам законодателя, путь для несправедливости отца по отношению к сыну, а последнего вынуждает ко лжи и обману.
Учитывая силу родственных связей, византийские императоры использовали их при построении воинских соединений; во всяком случае, в восточных фемах, где войско формировалось из армян и ромеев, стратигам предписывалось создавать воинские соединения «по родству».
Другое ограничение права частной собственности, проступавшее в существовании так называемых прав на «чужую» землю, отчетливо выражено в нормах «Земледельческого закона». Византийское обычное право устанавливало несравнимо меньшее наказание за нарушение права собственности, нежели, например, «Салическая правда»: если «Салическая правда» за запашку чужого поля карает высоким штрафом, то византийский крестьянин, вспахавший и засеявший чужое поле, лишь терял свой труд и зерно. Даже если он при этом вырубил бы деревья на чужом участке, он не подвергался уголовному наказанию и только лишался взращенного урожая. Более того, «Земледельческий закон» не только не знал уголовной ответственности за нарушение границ чужого владения, но даже разрешал прямое использование чужой земли: византийский крестьянин имел право войти в сад и виноградник односельчанина и есть выращенные там плоды — наказанию подлежали лишь те, кто пытался унести с собой виноград или фрукты.
Еще и в Х в. крестьяне во многих случаях могли пользоваться пастбищами и лесами, перешедшими в индивидуальную собственность другого: соседи сохраняли право рубить дрова на этой земле, пасти там скот, собирать каштаны.
В «Земледельческом законе» отражена была и другая форма проявления права на «чужую» собственность: византийский крестьянин мог быть собственником дерева, которое росло на земле, принадлежавшей другому.
Важнейшим проявлением прав на «чужую» собственность являлась так называемая протимисис, т. е. предпочтение — право преимущественной покупки земли соседа. Византииский крестьянин не имел права продать свою землю кому ему вздумается: члены его сингении, соседи и, наконец, все односельчане являлись субъектами права протимисис, т. е. имели первоочередное право купить его надел, чтобы не допустить чужака в общину. И только в том случае, если все субъекты права протимисис отказывались от продаваемой земли, ее мог приобрести посторонний. Иск о нарушении права протимисис мог быть вчинен в течение 10 лет: иначе говоря, если сосед не дал официального отказа от своих претензий на продаваемое поле, он мог в течение 10 лет объявить сделку недействительной и добиться ее расторжения.
В византийской деревне не существовало периодических переделов земли, что было обусловлено спецификой сельскохозяйственной техники, а именно: значительной ролью виноградарства и садоводства, существованием карликовых хорафиев, обнесенных заборами, и отсутствием системы открытых полей. Однако несмотря на отсутствие периодических переделов, мы не могли бы объявить византийскую деревню поселением частных собственников в полном смысле слова: экономические связи между общинниками были настолько тесными, что каждый из них рассматривал себя как соучастника права собственности своего соседа.
Экономическое единство деревни обусловливало и ее административное единство. Общинники, например, могли не разрешить чужакам поселиться на принадлежащей общине территории. Община имела своих должностных лиц (старейшин), деревенских сторожей, мирских пастухов. Сходка всей общины решала тяжбы между крестьянами, особенно если споры касались вопросов земельной собственности. В таких случаях созывалось все село и деревенские старики, взяв в руки большой деревянный крест, обходили спорное поле, по памяти указывая его границы.
Византийская деревня имела свои доходы. Они складывались из судебных пошлин и штрафов за потравы, за нарушение чужих владений и т. п., из взносов за пользование общинными пастбищами, наконец, из всякого рода дополнительных взносов: община могла быть, к примеру, собственником церкви, которую посещали многочисленные богомольцы; из их даяний собирался известный фонд, который общинники делили между собой.
Единство общины проявлялось также в обязанности крестьян помогать друг другу при отправлении военной службы или при
уплате налогов.
Естественно, что община постоянно выступала как единый коллектив с общими интересами: жития рассказывают, как вся деревня сообща нанимает мастеров, чтобы воздвигнуть мост через речку, или сообща строит водоем. Солидарными оказывались крестьяне и при общих бедствиях, и при общих празднествах: всем селением они преследовали разбойников или выходили отбиваться от хищных зверей, угрожавших скоту, всем селением убивали на праздник быка и делили его мясо между общинниками.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.