Эти процессы были внутренними, подспудными, на первый взгляд незаметными. Почти все области империи — за исключением, пожалуй Египта — переживали в IV в. подъем сельского хозяйства: все шире распространялись такие культуры, как виноград и оливка, требовавшие интенсивного труда: в Северной Африке, например, оливковые насаждения постепенно оттесняли на задний план возделывание пшеницы; виноградарство процветало не только в Паннонии и Мезии, ко и в долине Мозеля и в Южной Британии. Само производство зерна также интенсифицировалось. Высокого искусства достигали позднеримские ремесленники: во многих городах существовали обширные мастерские, где изготовляли оружие, шелковые ткани, стеклянную посуду, папирус; умелые строители воздвигали из камня дворцы, городские стены и христианские храмы. В 347 г., например, в сирийском городе Селевкии была отстроена новая гавань: для этого пришлось срыть высокий холм, чтобы корабли могли подходить к самому городу. Императорские монетные дворы чеканили в это время полновесную золотую монету — солиды, которые служили платежным средством далеко за пределами империи. Анонимный географ, живший в середине IV столетия, так описывает Сирию: «Производством полотна занимаются Скифополь, Лаодикия, Библ, Тир и Бейрут, которые снабжают им весь мир и процветают во всяческом изобилии. Подобно этому Сарепта, Кесария, Неаполь, а также Лидда всему миру поставляют ткани, окрашенные настоящим пурпуром. Все названные города славны и изобильны хлебом, вином, оливковым маслом и другими плодами земли. Ты найдешь в Палестине, в месте, имя которому Иерихон, финиковую пальму, называемую именем Николая (имеется в виду Николай Дамасский, подаривший Августу финики. — А. К.), а также дамасскую пальму; эти края изобилуют и другими пальмами, меньшими по размеру, фисташковыми деревьями и всевозможными сортами яблонь». Богатства господствующего класса по-прежнему создавались в значительной мере рабами. Конечно, в нашем распоряжении нет статистических данных, относящихся к IV в., но нельзя не видеть, что юридические источники и нарративные памятники этого времени говорят о рабах не менее часто, нежели документы, возникшие в условиях классической Греции. В IV—V вв. антиохийские богачи подчас были обладателями тысячи рабов; рабы в Сирии составляли настолько важную часть имущества богатых людей, что здесь в IV в. сложилась поговорка: «Кто отпускает своих рабов на свободу — разоряется, теряет свои владения». Чтобы оценить значение рабского труда в Сирии IV в., мы можем обратиться к сочинениям оратора и политического деятеля, родившегося в Антиохии и связавшего свою судьбу с этим городом, — Ливания. В его речах мы постоянно слышим о рабах, которые наряду с домами, поместьями, кораблями и конями составляют основное имущество богача. Одну из своих речей, озаглавленную «О рабстве», Ливаний начинает так: «Эти два слова: раб и свободный — везде на устах: в домах, на рынках, в полях, на равнинах, на горах, даже на кораблях и челноках». По его словам, двух-трех рабов могли иметь даже антиохийские бедняки. О продаже рабов, о клеймении рабов, о бегстве измученных рабов говорит Ливаний в этой речи — о всех тех чертах рабства, которые были присущи ему в IV, как и в I в.
Конечно, не всюду в Римской империи рабство было так развито, как в Италии или в Сирии; на окраинах огромной страны, в горных областях ее, где было мало городов, где нередко господствовало полукочевое скотоводство, число рабов в IV в. оставалось незначительным.
Конечно, было бы очень важно узнать, где больше был развит рабский труд: в западной или в восточной половине империи. К сожалению, ученые еще не располагают данными, чтобы ответить на этот вопрос. Мы можем только предполагать, что на востоке было сравнительно немного больших рабовладельческих вилл, что здесь рабы были заняты преимущественно в городак или в пригородных усадьбах: они обслуживали непосредственные нужды своих господ, будучи поварами, месильщиками, ткачами, сапожниками; они вращали жернова на мельницах; они трудились в императорских красильнях или маслодельных мастерских. Значительную часть населения восточных провинций (видимо, численно преобладавшую) составляли жители деревень. Селения Фракии, М. Азии, Сирии и Египта нередко представляли собой общины, имевшие своих должностных лиц и свои неразделенные угодья, составлявшие общинный фонд. Земля, на которой жила такая община, считалась собственностью государства, города или храма — и соответственно государство, город или храм присваивали себе львиную долю прибавочного продукта земледельцев. Восточноримские земледельцы — по большей части общинники — назывались обычно греческим термином «георги», который латинские юристы того времени переводили словом «колоны». Однако между восточными георгами и западными колонами было существенное различие: на западе колоны — арендаторы земли — никогда не образовывали общин; их наделы составляли своего рода периферию рабовладельческого поместья и потому они привлекались, хотя и в незначительных масштабах, к выполнению отработочных и натуральных повинностей, которые были очень мало известны на востоке. В то же время западные колоны — во всяком случае, до середины IV в. — могли свободно покидать свои наделы, коль скоро за ними не числились недоимки по арендной плате; в отличие от этого восточные георги подобно царским земледельцам эллинистической эпохи были прикреплены к своим общинам, к своему «месту рождения» как тогда говорили: уже в надписях II и III вв. уход георга с земли всегда именуется бегством. Этот обычай в IV в. получил силу закона: начиная с 332 г. был издан ряд указов, запрещавших восточным «колонам» (т. е. георгам) уходить со своих земель и угрожавших, что беглецы будут в оковах водворены на прежнее место. Разумеется, нельзя думать, что закон 332 г. и последующие законы о «колонах» как-то принципиально изменили положение георгов: так называемое «закрепощение колонов» на востоке было не нововведением IV столетия, а остатком эллинистических форм общественных отношений — подобно тому как восточноримская община восходила к эллинистическим, если не к доэллинистическим общественным отношениям. Развитие производительных сил приводило к тому, что обе эти общественные организации: рабовладельческая вилла и эллинистическая община — превращались в оковы, препятствующие дальнейшему прогрессу. С первых веков н. э. в Римской империи дает себя знать тенденция к укреплению мелкого свободного производства: она выражается в переводе рабов на пекулий, в массовом отпуске на волю, в укреплении прав колонов-арендаторов на арендуемые участки, которые (во всяком случае, в Африке) превращаются в наследственное владение; в соответствии с этой тенденцией в Египте IV в. исчезает понятие государственной собственности на землю общин — иными словами, наделы превращаются в собственность самих земледельцев. Эта тенденция получает отражение в идейной жизни империи: физический труд, который в условиях расцвета рабовладельческого общества был предметом презрения, рассматривается теперь по-иному — появляются басни, где трутни осмеиваются за леность, а в надгробных надписях родственники покойных прославляют их за трудолюбие и мастерство.
Однако эта основная экономическая тенденция эпохи — тенденция к укреплению мелкого самостоятельного хозяйства — встречает самое решительное сопротивление со стороны господствующего класса рабовладельческого общества. Римские юристы не только стоят за сохранение незыблемости рабовладельческих отношений, но и стремятся максимально сблизить колона с рабом: колоны и георги объявляются неполноправными лицами, им запрещается заключать браки со «свободными» женщинами и нести государственные должности, их права на землю категорически отрицаются. Идеологи господствующего класса (и, в частности, уже известный нам Ливаний) ищут аргументы в защиту рабовладения, стараются доказать, что оно не противоречит человеческим представлениям о справедливости: ведь господин, лицемерно рассуждает Ливаний, еще более раб, чем его собственный раб, — он раб судьбы и болезней, забот и общественного долга. «Рабу и земля приносит плоды без трудов, и одежда и обувь для него прядется и шьется, пока он бездействует, и в брак рабы вступают, ни о чем заранее не позаботясь, ибо забота — дело господина, а рабу потребна только мужская сила. У хворающего раба одно на уме — его недуг, а о лекарствах, врачах, наговорах позаботится другой. И умирающему рабу не надо думать о погребении: у него есть, кто его схоронит, — тот, кто кажется хозяином, а на самом деле раб». И если мелкое производство оказывалось в новых условиях единственной экономически выгодной формой хозяйства, то государство обрушивало на него бесчисленную массу повинностей, способных поглотить не только прибавочный, но и часть необходимого труда земледельца; тут были и денежные платежи разного рода, и необходимость привозить зерно в города, и повинности по обслуживанию войск и чиновников, и обязанность платить налоги за земли соседей, опустевшие из-за смерти или бегства хозяев. Естественно, что земледельцы отказывались платить налоги, предпочитая нередко бегство в пустыню или в болота бесплодному труду на своей земле; по словам историка IV в. Аммиана Марцеллина, египтяне даже гордились рубцами, оставленными на их спинах бичами сборщиков податей, — упорство в неуплате недоимок было своего рода добродетелью бедняков. В разных областях империи раздавались в то время жалобы, что невозможно, мол, взыскать налоги с той или иной деревни без помощи войск. Нужно было все больше и больше войск и чиновников, чтобы собирать налоги — и, в свою очередь, все больше налогов, чтобы содержать эти войска и чиновников. Так противоречие между экономически прогрессивным мелким производством и косным рабовладельческим правом создавало порочный круг, и это могло привести либо к полному сокрушению рабовладельческого государства, либо — временно — к созданию диктатуры — такой формы государственной власти, весь мощный
апппарат которой был бы направлен на подавление народного недовольства и сопротивления.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.