Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

Экономическое развитие Римской империи в IV в.


А. П. Каждан, Г. Г. Литаврин. "Очерки истории Византии и южных славян"
Изд-во Учпедгиз, М., 1958 г.
OCR Detskiysad.Ru

Эти процессы были внутренними, подспудными, на первый взгляд незаметными. Почти все области империи — за исключением, пожалуй Египта — переживали в IV в. подъем сельского хозяйства: все шире распространялись такие культуры, как виноград и оливка, требовавшие интенсивного труда: в Северной Африке, например, оливковые насаждения постепенно оттесняли на задний план возделывание пшеницы; виноградарство процветало не только в Паннонии и Мезии, ко и в долине Мозеля и в Южной Британии. Само производство зерна также интенсифицировалось. Высокого искусства достигали позднеримские ремесленники: во многих городах существовали обширные мастерские, где изготовляли оружие, шелковые ткани, стеклянную посуду, папирус; умелые строители воздвигали из камня дворцы, городские стены и христианские храмы. В 347 г., например, в сирийском городе Селевкии была отстроена новая гавань: для этого пришлось срыть высокий холм, чтобы корабли могли подходить к самому городу. Императорские монетные дворы чеканили в это время полновесную золотую монету — солиды, которые служили платежным средством далеко за пределами империи.
Анонимный географ, живший в середине IV столетия, так описывает Сирию: «Производством полотна занимаются Скифополь, Лаодикия, Библ, Тир и Бейрут, которые снабжают им весь мир и процветают во всяческом изобилии. Подобно этому Сарепта, Кесария, Неаполь, а также Лидда всему миру поставляют ткани, окрашенные настоящим пурпуром. Все названные города славны и изобильны хлебом, вином, оливковым маслом и другими плодами земли. Ты найдешь в Палестине, в месте, имя которому Иерихон, финиковую пальму, называемую именем Николая (имеется в виду Николай Дамасский, подаривший Августу финики. — А. К.), а также дамасскую пальму; эти края изобилуют и другими пальмами, меньшими по размеру, фисташковыми деревьями и всевозможными сортами яблонь».
Богатства господствующего класса по-прежнему создавались в значительной мере рабами. Конечно, в нашем распоряжении нет статистических данных, относящихся к IV в., но нельзя не видеть, что юридические источники и нарративные памятники этого времени говорят о рабах не менее часто, нежели документы, возникшие в условиях классической Греции. В IV—V вв. антиохийские богачи подчас были обладателями тысячи рабов; рабы в Сирии составляли настолько важную часть имущества богатых людей, что здесь в IV в. сложилась поговорка: «Кто отпускает своих рабов на свободу — разоряется, теряет свои владения».
Чтобы оценить значение рабского труда в Сирии IV в., мы можем обратиться к сочинениям оратора и политического деятеля, родившегося в Антиохии и связавшего свою судьбу с этим городом, — Ливания. В его речах мы постоянно слышим о рабах, которые наряду с домами, поместьями, кораблями и конями составляют основное имущество богача. Одну из своих речей, озаглавленную «О рабстве», Ливаний начинает так: «Эти два слова: раб и свободный — везде на устах: в домах, на рынках, в полях, на равнинах, на горах, даже на кораблях и челноках». По его словам, двух-трех рабов могли иметь даже антиохийские бедняки. О продаже рабов, о клеймении рабов, о бегстве измученных рабов говорит Ливаний в этой речи — о всех тех чертах рабства, которые были присущи ему в IV, как и в I в.
Конечно, не всюду в Римской империи рабство было так развито, как в Италии или в Сирии; на окраинах огромной страны, в горных областях ее, где было мало городов, где нередко господствовало полукочевое скотоводство, число рабов в IV в. оставалось незначительным.
Конечно, было бы очень важно узнать, где больше был развит рабский труд: в западной или в восточной половине империи. К сожалению, ученые еще не располагают данными, чтобы ответить на этот вопрос. Мы можем только предполагать, что на востоке было сравнительно немного больших рабовладельческих вилл, что здесь рабы были заняты преимущественно в городак или в пригородных усадьбах: они обслуживали непосредственные нужды своих господ, будучи поварами, месильщиками, ткачами, сапожниками; они вращали жернова на мельницах; они трудились в императорских красильнях или маслодельных мастерских.
Значительную часть населения восточных провинций (видимо, численно преобладавшую) составляли жители деревень. Селения Фракии, М. Азии, Сирии и Египта нередко представляли собой общины, имевшие своих должностных лиц и свои неразделенные угодья, составлявшие общинный фонд. Земля, на которой жила такая община, считалась собственностью государства, города или храма — и соответственно государство, город или храм присваивали себе львиную долю прибавочного продукта земледельцев.
Восточноримские земледельцы — по большей части общинники — назывались обычно греческим термином «георги», который латинские юристы того времени переводили словом «колоны». Однако между восточными георгами и западными колонами было существенное различие: на западе колоны — арендаторы земли — никогда не образовывали общин; их наделы составляли своего рода периферию рабовладельческого поместья и потому они привлекались, хотя и в незначительных масштабах, к выполнению отработочных и натуральных повинностей, которые были очень мало известны на востоке. В то же время западные колоны — во всяком случае, до середины IV в. — могли свободно покидать свои наделы, коль скоро за ними не числились недоимки по арендной плате; в отличие от этого восточные георги подобно царским земледельцам эллинистической эпохи были прикреплены к своим общинам, к своему «месту рождения» как тогда говорили: уже в надписях II и III вв. уход георга с земли всегда именуется бегством. Этот обычай в IV в. получил силу закона: начиная с 332 г. был издан ряд указов, запрещавших восточным «колонам» (т. е. георгам) уходить со своих земель и угрожавших, что беглецы будут в оковах водворены на прежнее место. Разумеется, нельзя думать, что закон 332 г. и последующие законы о «колонах» как-то принципиально изменили положение георгов: так называемое «закрепощение колонов» на востоке было не нововведением IV столетия, а остатком эллинистических форм общественных отношений — подобно тому как восточноримская община восходила к эллинистическим, если не к доэллинистическим общественным отношениям.
Развитие производительных сил приводило к тому, что обе эти общественные организации: рабовладельческая вилла и эллинистическая община — превращались в оковы, препятствующие дальнейшему прогрессу. С первых веков н. э. в Римской империи дает себя знать тенденция к укреплению мелкого свободного производства: она выражается в переводе рабов на пекулий, в массовом отпуске на волю, в укреплении прав колонов-арендаторов на арендуемые участки, которые (во всяком случае, в Африке) превращаются в наследственное владение; в соответствии с этой тенденцией в Египте IV в. исчезает понятие государственной собственности на землю общин — иными словами, наделы превращаются в собственность самих земледельцев. Эта тенденция получает отражение в идейной жизни империи: физический труд, который в условиях расцвета рабовладельческого общества был предметом презрения, рассматривается теперь по-иному — появляются басни, где трутни осмеиваются за леность, а в надгробных надписях родственники покойных прославляют их за трудолюбие и мастерство.
Однако эта основная экономическая тенденция эпохи — тенденция к укреплению мелкого самостоятельного хозяйства — встречает самое решительное сопротивление со стороны господствующего класса рабовладельческого общества. Римские юристы не только стоят за сохранение незыблемости рабовладельческих отношений, но и стремятся максимально сблизить колона с рабом: колоны и георги объявляются неполноправными лицами, им запрещается заключать браки со «свободными» женщинами и нести государственные должности, их права на землю категорически отрицаются. Идеологи господствующего класса (и, в частности, уже известный нам Ливаний) ищут аргументы в защиту рабовладения, стараются доказать, что оно не противоречит человеческим представлениям о справедливости: ведь господин, лицемерно рассуждает Ливаний, еще более раб, чем его собственный раб, — он раб судьбы и болезней, забот и общественного долга. «Рабу и земля приносит плоды без трудов, и одежда и обувь для него прядется и шьется, пока он бездействует, и в брак рабы вступают, ни о чем заранее не позаботясь, ибо забота — дело господина, а рабу потребна только мужская сила. У хворающего раба одно на уме — его недуг, а о лекарствах, врачах, наговорах позаботится другой. И умирающему рабу не надо думать о погребении: у него есть, кто его схоронит, — тот, кто кажется хозяином, а на самом деле раб».
И если мелкое производство оказывалось в новых условиях единственной экономически выгодной формой хозяйства, то государство обрушивало на него бесчисленную массу повинностей, способных поглотить не только прибавочный, но и часть необходимого труда земледельца; тут были и денежные платежи разного рода, и необходимость привозить зерно в города, и повинности по обслуживанию войск и чиновников, и обязанность платить налоги за земли соседей, опустевшие из-за смерти или бегства хозяев. Естественно, что земледельцы отказывались платить налоги, предпочитая нередко бегство в пустыню или в болота бесплодному труду на своей земле; по словам историка IV в. Аммиана Марцеллина, египтяне даже гордились рубцами, оставленными на их спинах бичами сборщиков податей, — упорство в неуплате недоимок было своего рода добродетелью бедняков. В разных областях империи раздавались в то время жалобы, что невозможно, мол, взыскать налоги с той или иной деревни без помощи войск. Нужно было все больше и больше войск и чиновников, чтобы собирать налоги — и, в свою очередь, все больше налогов, чтобы содержать эти войска и чиновников.
Так противоречие между экономически прогрессивным мелким производством и косным рабовладельческим правом создавало порочный круг, и это могло привести либо к полному сокрушению рабовладельческого государства, либо — временно — к созданию диктатуры — такой формы государственной власти, весь мощный апппарат которой был бы направлен на подавление народного недовольства и сопротивления.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +