В 1920 г. в Харьков приехала на гастроли Первая студия МХАТа, и мы, театральная молодежь, пошли на спектакль „Сверчок на печи", в котором был занят Евгений Богратионович.
Я воспитывалась в труппе Н. К. Синельникова, где были очень хорошие актеры, но тут я почувствовала совершенно новое для себя в театре. Меня тогда поразила необыкновенная четкость всего рисунка роли Евгения Богратионовича. Я следила только за ним и, казалось, воспринимала не только то, что он говорит, но и то, что он думает.
После спектакля мы познакомились с ним и попросили его прочесть нам несколько лекций, а также прослушать нас.
Вахтангов на следующий день пришел к нам. Наша группа под руководством Вильнера занималась тогда в гимназии, где было свободное помещение. Евгений Богратионович пришел, сел на стул, и сразу все окружили его. Люди, которые его знали, не могли быть в стороне от него, а шли к нему навстречу, старались быть ближе.
Очень ярко запомнилось мне, что он сказал в конце нашей встречи: „Куда бы меня судьба ни забросила, я везде найду людей, которым буду передавать учение Константина Сергеевича".
Помню также и другую его фразу: „Я хотел бы поставить спектакль, на котором люди говорили бы совершенно непонятные слова, но все было бы понятно". Тогда я поняла, что важны не слова на сцене, а важны мысли, подтекст, задачи, которые надо решать.
Встреч у нас было не много, но после его бесед мы твердо решили, что все восемь-девять человек поедем в Москву. Все, кроме меня, поехали в сентябре и были приняты без экзамена. Я не могла поехать, потому что была отправлена на юго-западный фронт с агитпоездом имени Сталина, и таким образом в Москву я попала уже позже.
Вахтангов увидел меня на лестнице студии и сказал: „Приехали? Ну, хорошо. Что я с вами буду делать?..." — „Буду держать экзамен" — ответила я.
Студийцы после экзамена подходили ко мне, хвалили. Потом подошел Вахтангов: „Спасибо, не ожидал, хорошо".
Так как приходилось думать о существовании, меня устроили служить в Главсанупр, в архиве. С Петровки надо было пешком отправляться в студию, потому что никаких трамваев или иных способов передвижения не было и в помине.
По вечерам мы занимались системой, но не так, как это делается теперь. Работались этюды, но все это еще было хаотично. Самыми замечательными являлись уроки и беседы с Евгением Богратионовичем. Он не только говорил о том, что надо делать, чтобы быть хорошим актером, он воспитывал людей.
— Он постоянно, исподволь, углублял индивидуальность каждого актера?
— Это чувствовалось сразу. Когда ой рассказывал о сквозном действии пьесы, он говорил: „И в жизни так. Надо знать свое сквозное действие, надо знать цель, куда идешь. Если будут препоны, вы можете принять за сквозное действие своей жизни случайную цель. Постоянно проверяйте, прислушивайтесь и присматривайтесь, правильный ли путь вы нашли".
— Над чем тогда работала студия?
— Начали работать над „Чудом св. Антония", „Свадьбой", и готовился чеховский вечер. Все эта были репетиции Евгения Богратионовича, которые происходили ночью. Мы являлись после работы, так как почти все мы служили, кроме нескольких студийцев. Уходили в пять-шесть часов утра, потому что Евгений Богратионович иногда приходил в час ночи.
Вскоре был организован так называемый питомник. Помню, что у меня от недоедания начался фурункулез. Я дежурила у столика, за которым зрители должны были расписываться. Евгений Богратионович спросил: „Что, у вас рука болит?" Я решительно ответила „нет", а сама не могла поднять руки из-за фурункулеза. Он спросил: „Как вы живете?". Он никогда не проходил мимо людей без внимания, он все замечал, видел всякое настроение. Мне кажется, что он знал даже мысли всех, — так он был внимателен к людям. „Как вы живете? Вам посылают что-нибудь родители?" Я говорю: „Присылают", а связь с Украиной не была налажена, там в это время были белые.
Через некоторое время в студии сорганизовалась особая группа, куда вошли молодые студийцы из самых способных; они получали паек и какие-то деньги. Называлось это почему-то „питомник". В питомнике «были Щукин, Симонов, Туманская, Яновский и др.
Театру отпущены были какие-то пайки, достаточно скромные, но благодаря им мы, вошедшие в питомник, могли заниматься днем.
— Что было вашей первой работой?
— Я показывала „Леди Макбет" с Яновским. Евгений Богратионович сказал: „Это ваша роль, но раньше научитесь сказать просто: „мама, дай мне чаю". Тогда был построен этюд, который весь состоял из „мама, дай мне чаю" с разным актерским подтекстом, подложенным под эти реплики.
Потом я сама начала работать над Адельмой, была введена в „Чудо св. Антония".
— Как возникла форма спектакля „Принцесса Турандот"?
— Евгений Богратионович приходил на репетиции всегда подготовленным. Но многое рождалось тут же, в процессе работы. Форма „Турандот", приемы спектакля, в частности, одевание актеров на глазах у публики, — все это родилось на одной из репетиций. Когда актеры в первый раз вышли на сцену, Евгений Богратионович сказал: „Пойдите, найдите какие-нибудь тряпки, наденьте на голову, создайте иллюзию, что вы в костюмах". Случайность этих костюмов и натолкнула Евгения Богратионовича на мысль: показать на сцене, сколь не важно актеру — будет ли у него настоящий кинжал или нож для разрезания бумаги.
Евгений Богратионович задумал показать не только, что мы играем, но и как играем. Публика в какие-то моменты должна была забывать о нашей игре, зрители попадают в плен к той жизни, что создана на сцене, но внезапно актер обнажает себя, обнажает прием игры. И затем снова заставляет верить герою, смеяться и плакать вместе с ним. Вахтангов выбрал для нас труднейшую задачу — разрушить иллюзию, а потом, на глазах у публики, ее восстановить.
Завадский, Захава и Котлубай помогали Евгению Богратионовичу в работе с актерами, а^Сймонов занимался с нами движением. Евгений Богратионович изумительно показывал, как воспринимать движение любой ткани и как его можно повторить или продолжить. Лучше всех это усвоил Р. Н. Симонов, и он был выделен заниматься с нами. У Евгения Богратионовича была изумительная легкость, он великолепно показывал Турандот, показывал Адельму.
— Что он больше всего давал актеру, вам в частности?
— Он углублял человеческую натуру.
— От углубления человеческой натуры шел к раскрытию таланта?
— Да, к раскрытию индивидуальности актерской. Он к каждому ученику подходил по-другому, к каждому индивидуально. Каждая его репетиция — это был праздник в театре.
— Чем он достигал этого?
— Такое праздничное настроение он создавал своей волей. Но надо помнить также, что мы все безгранично верили ему и в него. Сам он творчески загорался от нашего окружения и, как никто, умел внушить всем нам беспредельную любовь к искусству. Атмосфера была настолько насыщена его творческими мыслями, что невозможно было усидеть спокойно.
— Еще и время этому способствовало. В первые годы после Октябрьской революции необыкновенная жадность проснулась у молодежи к искусству, к театру.
— Нет, одной только молодостью и временем не объяснишь того влияния, какое он на нас имел. Вот, например, на репетициях Вильнера (до Вахтангова я училась в студии Вильнера в Харькове) я даже и не помышляла о том творческом подъеме, какой узнала в работе с Евгением Богратионовичем.
— Если он так загорался от вашего окружения, может быть, для этого ему главным образом и нужна была молодежная студия? Не случайно самые яркие и счастливые творческие взлеты Вахтангова связаны у него с молодыми и новыми людьми, которых он любил жадно, любил страстно, как художник и воспитатель.
— Когда репетировалась „Турандот", мы ходили в цирк. Как следил Евгений Богратионович за цирковыми приемами, следил внимательно, с творческой ревностью! Он любил остроту приема, любил точное мастерство цирка, но терпеть не мог трюкачества и запрещал переносить его в театр.
— А когда вы забывали об этом, Евгений Богратионович умел жестоко высмеивать формалистические увлечения?
— Но это не было обидно. Не обидно было и тогда, когда он „разносил" нас за какие-нибудь студийные неурядицы, подчас разжигаемые нашими молодыми темпераментами. Мне запомнилась его фраза: „Быт, как калоши, надо оставлять в передней театра. Человеческие отношения должны у вас быть, но не обыденные, бытовые".
Навсегда я запомнила отношение Вахтангова к репетициям. Евгений Богратионович говорил: „На репетицию надо приходить, во-первых, подготовленным, а во-вторых, забыть, что ты идешь на репетицию, и твердо быть уверенным, что ты идешь на спектакль. И так надо репетировать". Он ненавидел, когда репетировали вполголоса.
Сам он умел быть всегда в „форме". Совершенно больной, с мокрым полотенцем на голове, в дохе, с воспаленными глазами, куря папиросу за папиросой, он репетировал до шести часов утра.
Он знал великое чувство ответственности за все, что делал. Ответственности перед зрителем.
Он говорил об ответственности перед зрителем и об ответственности друг перед другом, об ответственности за все, что ты делаешь. Даже тогда—а мы были совсем молоды — мы понимали, что именно чувство ответственности заставляет его быть всегда собранным. И этой собранности он не уставал нас учить. Путь к этой собранности шел через большую работу над собой. Вахтангов сам много работал над собой и всегда внушал нам, что нужно неустанно воспитывать волю.
Самое светлое у нас в жизни — это встречи с Вахтанговым. Он заставлял мыслить и учил нас чувствовать. Он формировал наши идеи об искусстве и воспитывал в нас не только актеров, но и людей.
— Про Евгения Богратионовича много писали, что он родился в театре, во всем шел от театра, создан был только для театра. И на этом основании толкователи старались замкнуть его талант, его интересы в узком кругу обычных „профессиональных" задач. А не кажется ли вам, что он был главным образом создателем жизни, своеобразной и очень богатой жизни людей, чем просто создателем постановок, и каждый спектакль в его руках приобретал необычайно широкий и всегда новый смысл?
— Он мечтал о том, чтобы Арбат стал городом искусства. Он мечтал о том, что на Арбате, где будет стоять наш театр, будут построены мастерские художника, студии музыканта. Все лучшее должно быть собрано в театре.
Евгений Богратионович мечтал о театре как о некоем городе, где должны жить замечательные люди, отдавшие себя безвозвратно искусству, которое не должно знать компромиссов, искусству высокому и требовательному. Поэтому мне кажется, что имя Вахтангова не может умереть для театра.
Когда вспоминаешь, что его нет, то дело не в том, что на наше» памяти умер человек исключительного режиссерского дарования, не успев осуществить и малой доли своих творческих замыслов. Нет! Умер не только автор талантливейших постановок, умер тот, кто умел повести за собой в искусстве много людей, внушив им на всю их жизнь высокие идеи подлинного сценического искусства.
Это был учитель, прививавший безошибочный художественный вкус. И не его вина, а наша беда, если мы не всегда помним его заветы. Но ту роль, которую он сыграл в судьбе каждого из нас, мы будем помнить до конца своей жизни.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.