Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

Б. Е. 3ахава


"Беседы о Вахтангове". Записаны X. Н. Херсонским
Издание ВТО, М.-Л., 1940 г.
OCR Detskiysad.Ru

Я обратился к Борису Евгеньевичу, прежде всего с вопросом:
— В опубликованных материалах о Е.Б. Вахтангове, мне кажется, недостаточно рассказано о постановке „Свадьбы" А. Чехова. Вы мне как-то говорили, что у Евгения Богратионовича было два варианта „Свадьбы". Расскажите об этом, тем более что вообще трактовка Чехова Вахтанговым представляет большой интерес.
Б. Е. Захава ответил:
— Мысль о постановке „Свадьбы" зародилась у Вахтангова задолго до фактического осуществления этого спектакля. Еще в Мансуровском переулке мы пытались по заданию Евгения Богратионовича, но без его участия проделать всю подготовительную работу. Это было, вероятно, в 1915 — 1916 году. Потом это дело заглохло. Но мысль о постановке „Свадьбы снова всплыла после крушения старого „мансуровского" коллектива, когда основался новый коллектив.
Это было весной 1920 года. Евгений Богратионович заявил, что он летом никуда не поедет, останется в Москве и будет работать с нами. К этому времени я сам находился в состоянии упадка и разочарования от нашей внутристудийской распри и уехал в Орехово-Зуево заниматься с рабочей студией, думая, что вряд ли Евгений Богратионович предпримет что-нибудь серьезное. Но когда я вернулся осенью в Москву, то попал прямо на черновую генеральную репетицию „Свадьбы". Спектакль уже был готов и произвел на меня чарующее впечатление. Я поинтересовался, чем Евгений Богратионович главным образом увлекался в этом спектакле. И я узнал, что тем же, чем увлекался, работая над „Сказкой" Толстого, а именно — ритмом.
Что меня больше всего на этой генеральной репетиции поразило — это изумительная ритмичность спектакля, изумительно ясный, четкий и разнообразный ритмический рисунок; все действующие лица жили, сознательно владея ритмом. Это сообщало спектаклю необычайную легкость и прозрачность. Несмотря на то, что пьеса шла больше получаса, мне показалось, что она промелькнула в несколько мгновений.
— Было ли в этом спектакле сатирическое отношение к героям?
— Нет, сатирического отношения к героям пока еще не было. Это была только первая ступень, и образы были трактованы с очень мягким, незлобивым, водевильным юмором и добродушием. Хочется назвать то, что я тогда увидел, просто очень изящным спектаклем.
Это, в сущности, была еще школьная работа, а не театральный спектакль. Показывалась „Свадьба" на крохотной сцене, и весьма возможно, что если бы этот спектакль был перенесен на большую площадку, то, вероятно, в значительной степени он поблек бы. Это носило интимный характер.
Кстати, тогда я в первый раз увидел на сцене Щукина,— он играл грека. (Во втором варианте грека играл Симонов, а Щукин—Жигалова.)
— В этом варианте „Свадьба" не была показана публике?
— Она была показана в виде ученического исполнительского вечера.
Второй вариант начал готовиться осенью 1920 года, после переезда на Арбат. Пока помещение ремонтировалось, мы на небольшой сцене заканчивали одновременно вторые варианты „Чуда св. Антония" и „Свадьбы".
Перед тем как перейти к „Турандот", Евгений Богратионович закончил работу над „Свадьбой", причем в основу постановки легли, в сущности, те же приемы, которые были найдены во втором варианте „Чуда св. Антония", только здесь они проявились в более резкой форме. Были переделаны гримы, костюмы; были перестроены образы, всему придавались предельная четкость и лаконичность. Я даже сказал бы, что во втором варианте „Свадьбы" (этого не было в „Чуде св. Антония") действующие лица выглядели несколько куклообразными. Может быть, до зрителя это и не доходило, но в своей работе Евгений Богратионович шел именно таким путем он предложил нам считать, что мы играем кукол. Мы даже проделывали ряд упражнений, независимо от пьесы и ее текста, где мы пробовали играть оживших кукол.
— Это появилось в связи с отношением в то время Евгения Богратионовича к героям Чехова вообще?
— Это тесно связано с его желанием, определенным образом раскрыть Чехова.
На одном из первых спектаклей присутствовал М. А. Чехов и после спектакля сказал, что, несмотря на то, что публика много смеялась, он сам ни разу не засмеялся и, когда кончилось представление, впал в необычайно мрачное состояние...
— Это было, вероятно, „неожиданным" результатом для „кукольного" трагического спектакля?
— Да, это было то, чего добивался Вахтангов. Он хотел, чтобы до поры до времени, было смешно, а в какой-то момент смех застыл на лице зрителя и все почувствовали, что здесь дело вовсе не в водевильных положениях, что это не просто шутка.
Очень интересно был трактован момент, когда оскорбленный в своем человеческом достоинстве „генерал" кричал на фоне грустно играющей музыки (вначале эта мелодия звучала очень весело и бравурно, теперь же она шла в замедленном темпе); было очень сильно, когда на фоне этой печальной музыки „генерал" (его играл Басов) кричал: „Человек!" Следовала пауза. После паузы он кричал еще раз: „Челове-е-е-к!", и это звучало как голос человеческого отчаяния, как мольба о помощи. И зритель понимал, что речь идет уже не о лакее, слово „человек" здесь поворачивалось в своем смысловом значении. „Генерал" медленно уходил, грустно-грустно продолжала играть музыка, неподвижно стояли застывшие люди-куклы, рыдала Змеюкина. Так кончалась пьеса.
— В это время Евгений Богратионович вообще пересматривал свое отношение ко всем чеховским рассказам и к тому, как надо инсценировки этих рассказов использовать для учебной практики?
— В этот период Чехов у нас мало применялся в качестве учебного материала. В предыдущие годы это, наоборот, делалось очень широко, и Евгений Богратионович уже тогда многие вещи понимал по-своему. Я считаю замечательной его работу над „Злоумышленником". Он возмущался тем, как „Злоумышленник" обычно играется на сцене, имея в виду лишь одну цель: смех. Вахтангов считал, что в этом рассказе мы имеем дело с маленькой трагедией (маленькой по количеству страниц, но большой по смыслу). „Злоумышленник" был поставлен Вахтанговым великолепно. Роль „злоумышленника" прекрасно играл Л. А. Волков.
В дальнейшем Евгений Богратионович возвратился к Чехову. Он, например, мечтал о постановке „Чайки",— у него имеются об этом записи в дневнике.
— Вы помните, как он читал „Гамлета"?
— Был вечер в сезоне 1920—1921 гг., когда пришел Евгений Богратионович и сказал, что прочтет нам вслух „Гамлета". В его чтении Гамлет был человек очень ясной, четкой и острой мысли, человек чрезвычайно действенный, очень активный. Вообще на меня эта вещь в чтении Евгения Богратионовича произвела впечатление пьесы с чрезвычайно стремительным действием, без традиционного „гамлетизма".
— Вахтангов хотел ставить „Гамлета" в студии?
— Да, с Завадским в роли Гамлета. В сущности, неверно говорить, что он хотел „ставить" „Гамлета. Он рассматривал „Гамлета", подобно другим вещам, над которыми он тогда работал, как „предлог для упражнений". Эту же мысль он высказывал в письме к зрителям премьеры „Принцессы Турандот".
Когда Евгений Богратионович уже лежал в постели, сравнительно незадолго до смерти, у нас произошел с ним разговор о ближайших работах, о репертуаре. Вахтангов заявил, что он отказывается от мысли ставить „Гамлета" У нас в студии. Я чрезвычайно изумился. Спрашиваю: почему? Он ответил, что не может сейчас найти для „Гамлета" иной формы, чем та, которая уже найдена и использована в „Принцессе Турандот", что он как раз в последние дни об этом много думал, и вот у него сложилось такое убеждение. Я пытался ему возражать, но разговор был чем-то прерван, и Вахтангов больше к нему не возвращался.
Еще на другой день после того, как он слег после последней репетиции „Турандот", он диктовал пришедшим к нему исполнителям ролей масок текст интермедий, которые тут же сочинял.
— Этот текст вошел в спектакль?
— Да. Он набросал в своей тетради перед приходом исполнителей диалог между Бригеллой и Труффальдино, — там шел разговор на тогдашнюю злобу дня в области искусства. Этот диалог он и продиктовал пришедшим к нему артистам.
— Вы говорите, что все постановки в вашей студии Евгений Богратионович рассматривал главным образом как повод для упражнений. И, очевидно, „Усадьба Ланиных" была для него работой отнюдь не программной — такой, как его постановки в Первой студии МХАТа. Он не вкладывал в эту работу серьезных театральных идей, кроме педагогических?
— Отнюдь не программной. Он резко отрицательно относился к самой пьесе и решился работать над нею, только уступая уговорам молодых студийцев. Но в процессе работы он полюбил пьесу, полюбил актеров, просто лично с ними сдружился. Но, конечно, по-настоящему серьезно не относился к этой работе, у нас ему приходилось иметь дело со студентами, которые еще ничего не умеют,— ведь было совершенно неизвестно, выйдет ли из них что-нибудь, смогут ли они стать актерами, все это было еще в зародыше. Поэтому, естественно, он так относиться к этой работе, как относился к работе в Первой студии, не мог. Но задачу — принести группе молодых: людей настоящее искусство — он ставил перед собой очень серьезно и ответственно. И это вполне связывалось с его тогдашним мировоззрением: он считал, что это вопрос второстепенный — получится или не получится что-нибудь из „Усадьбы" в смысле спектакля или театра. Важно то, что здесь как-то сближаются люди, создается творческая атмосфера, и если люди даже потом разойдутся, то это все же оставит глубокий след в душе каждого. И ради такого рода задачи он готов был просиживать ночи напролет. Именно поэтому он нисколько не расстроился, когда спектакль провалился, и даже очень весело после смеялся и всю ночь гулял по Москве со всей нашей компанией в ожидании газетчиков с рецензиями.
— Что вы считаете в творчестве Вахтангова основным и наиболее индивидуальным? Есть что-то, резко отличающее его от многих режиссеров. Как бы вы это определили?
— Прежде всего, совершенно исключительная способность проникать в актера. Я думаю, что в этом отношении с ним мог соревноваться только К. С. Станиславский. Я не понимал никогда, как мог Вахтангов, просмотрев какой-нибудь отрывок, в котором занято несколько человек, подробно потом рассказать о каждом из исполнителей, всю линию его внутренней жизни в качестве актера: как он себя чувствовал в таком-то месте, как он испугался, как потом оправился от испуга, что он в это время думал, с каким это было связано душевным состоянием. Он как бы проникал своим взором внутрь актера и рассматривал подробно все, что там происходит.
Я поражался: как он мог держать одновременно столько объектов внимания? Мне теперь иногда удается, сидя за режиссерским столом, тщательно проследить за жизнью кого-нибудь из актеров и потом рассказать ему довольно подробно о том, как он жил в роли и что. чувствовал. Но для этого я должен выпустить из поля зрения остальных исполнителей. А Вахтангов это делал в отношении всех находящихся на сцене, хотя бы их было десять человек. Это — первое.
Второе — это совершенно изумительная способность создавать особую атмосферу вокруг работы, насыщать эту атмосферу определенными мыслями и чувствами, которые, становясь достоянием всех, объединяли коллектив вокруг данной работы. Причем я подчеркиваю: не только мыслями, но и чувствами. И наоборот: не только чувствами, но и мыслями. Отсюда создавалась необычайная увлеченность, „одержимость" всего коллектива. Благодаря этому никто не замечал времени, просиживая целые ночи напролет.
Затем, особым свойством Евгения Богратионовича было отсутствие (может быть, кажущееся) заботы о результате. Он весь, до конца, отдавался самому процессу работы. Именно поэтому процесс работы и проходил так увлекательно, так интересно, так волнующе и плодотворно. У Вахтангова не сидела в голове мысль, как это обычно бывает у режиссеров, о генеральной репетиции или о премьере еще тогда, когда работа только-только начинается. Поэтому он иногда волновал людей, несущих административные функции, тем, что на репетициях постоянно отклонялся от работы над данной пьесой в узком смысле этого слова. Он мог часы потратить на разговоры „вокруг и около", на рассказывание того, что приходило ему в голову по ассоциации с данной работой. Некоторые прозаические, чересчур практически настроенные люди часто обращались к нему с вопросом: „Когда же мы будем репетировать?". Вахтангов неизменно отвечал: „А что мы делаем? Мы репетируем".
И, наконец, изумительный по выразительности режиссерский показ. Такого показа я больше ни у кого не видел из режиссеров. Он редко показывал актеру, как следует сыграть данное место роли; он редко выходил на сцену, чтобы проиграть целый кусок роли, — большей частью он показывал „вокруг да около". Так, например, при работе над „Чудом св. Антония" он каждого из действующих лиц показывал нам сидящим за завтраком, который происходит за кулисами: как они едят, как заправляют салфетку за ворот, как они разговаривают друг с другом — он показывал нам всех поочередно, включая и персонажей без слов.
— Вахтангов весь, до конца жил в искусстве, жил в художественных образах, отражающих жизнь, и учил этому актеров, но вот создается впечатление, что некоторые, если не многие, артисты, бывшие „мансуровцы", до самого последнего времени видели главный смысл своего объединения не в создании театра, а в психологической и этической атмосфере молодежного коллектива самой по себе. И до сих пор в этом смысле, как бы сказать, „молодятся" и не становятся взрослыми актерами.
— На данный момент это впечатление, конечно, совершенно неосновательное.
Ответить нужно, рассматривая этот вопрос во времени: то, что верно в отношении первых лет существования студии, неверно применительно к более позднему времени. В первые, „ланинские" годы (т. е. в последние дореволюционные годы), действительно, на первом месте было понятие „студийности", стремление к объединению, к созданию соответствующей атмосферы. Это вполне увязывается с тем, что я сказал раньше. Тогда серьезные задачи искусства стояли на втором плане. Правда, объединение людей шло вокруг искусства, но не ради самого искусства, — скорее, наоборот: искусство было средством воспитания людей, средством объединения их с целью создания определенной этической атмосферы. Оно было поводом для объединения.
— Вы не думаете, что некоторые вахтанговцы и сейчас по традиции „больны" не совсем профессиональным отношением к собственному театру?
— Нет, ни в какой мере! И вообще самый термин „студийность" является термином уже историческим, он отошел в прошлое, мы уже давно не пользуемся им в повседневной нашей жизни. Если действительно на каком-то этапе и было так, то потом это изменилось. В этом и заключается тот перелом, который под влиянием революции произошел в Евгении Богратионовиче в 1919 году, когда начались разговоры о необходимости работать по-новому, искать новые формы, когда Вахтанговым были выдвинуты новые театральные лозунги. Тогда само понятие студийности приобретало иное значение и содержание.
Нужно сказать, что после этого перелома Евгений Богратионович очень редко в своих беседах с учениками касался вопросов этики, вопросов атмосферы. Он эту атмосферу создавал вокруг себя, но разговаривать об этом перестал, разговоры шли почти исключительно о вопросах искусства.
Я считаю очень важным как раз то лето, когда ставилась „Свадьба". Меня тогда не было в Москве, и я не стал свидетелем тех процессов, которые происходили в Евгении Богратионовиче.
Я очень хорошо помню, что, когда я уезжал весною 1920 года из Москвы и прощался с Евгением Богратионовичем, мы долго стояли около подъезда его дома. Вахтангов был в очень тяжелом, мрачном состоянии духа и, давая мне советы, касающиеся предстоящей мне работы в Орехово-Зуеве (в рабочей студии), настойчиво советовал читать йогов. Когда же я вернулся из Орехово-Зуева и пришел на репетицию „Свадьбы", то одна из первых его реплик при встрече была: „Плюньте на йогов". Эти „йоги" как бы сигнализируют для меня тот процесс, который произошел в Евгении Богратионовиче за лето 1920 года.
Тогда-то и началось провозглашение новых театральных лозунгов. От упадочных настроений у Евгения Богратионовича не осталось и следа, — он был необычайно бодр, хотя болезнь прогрессировала и физическое его состояние ухудшилось.
— Чем вы объясняете его увлечение в последний год „Михаилом архангелом" Надежды Бромлей? Что он видел в этих очень туманных и очень путанных идеях?
— Мы на такие увлечения Евгения Богратионовича в последний период смотрели как на рецидивы, — очевидно, в его сознании не окончательно еще потухли настроения, которые имели место раньше. Я думаю, что если бы он был здоров и жил бы еще несколько лет, то, вероятно, все это улетучилось бы начисто.
Нужно сказать, что такого рода устремления Евгения Богратионовича в то время в коллективе поддержки не встречали, а потому они и не реализовались.
Помню, что, готовясь играть в „Михаиле архангеле", Евгений Богратионович находил чрезвычайно интересные вещи, касающиеся искусства речи на сцене. Он много говорил нам о значении тембра голоса в искусстве актера. У актера часто бывает бесцветный тембр на сцене, несмотря на богатство интонаций. Часто актер весь текст говорит на одном и том же голосовом тембре. Вахтангов практически, на тексте своей роли из „Михаила архангела", демонстрировал нам, как в связи с изменением мысли меняется и тембр голоса, как мысль, помимо интонации, находит свое выражение и в тембре. Это было очень интересно.
— Ставил ли он кого-нибудь из актеров в образец для молодежи?
— О Москвине он часто говорил. О Леонидове с нами говорил во время работы над „Росмерсхольмом". Восторженно отзывался о работе Москвина в „Смерти Пазухина" и во многих других ролях.
— Чем вы объясняете то, что при всем исключительном авторитете Евгения Богратионовича и при всей горячей к нему любви от него отошел целый ряд его учеников?
— Все эти люди обосновывали свой уход причинами, лежащими в плоскости искусства. Большую роль в критическом периоде нашей студии играло то, что люди отчаялись в том, что будет наконец театр и что они станут актерами. Люди стали задыхаться в стенах этой крохотной студии, а „Народный театр" у Каменного моста их не удовлетворял, потому что это где-то на задворках Москвы; мы там иногда играли спектакли при пустом зале.
Я помню, например, как, играя в „Чуде св. Антония", я долго готовился к выходу, волновался, а когда вышел на сцену, то Серов, игравший Гюстава, мне шепнул: „Борис, не робей, нас больше".
Взглянув в зрительный зал, я увидел в партере одни пустые стулья — там не было ни одного человека. Правда, на балконе виднелись люди, но их нельзя было разглядеть со сцены, а в партере я видел лишь одни стулья...

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +