Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

Сочинения о «музыкальных страницах» романа Л. Н. Толстого «Война и мир»


"Творческие сочинения в старших классах", под ред. Н. В. Колокольцева
Изд-во «Просвещение», М., 1966 г.
Публикуется с некоторыми сокращениями
OCR Detskiysad.Ru

Сочинение на литературную тему способствует углубленному самостоятельному и творческому восприятию текста художественного произведения. Развитое воображение при этом — непременное условие. Подобно тому как невозможно творить, отражать жизнь в искусстве без художественного воображения, так трудно осознать, прочувствовать, понять художественное произведение без конкретных представлений, в основе которых тоже лежит воображение — воображение читателя, воспринимающего произведение. Именно такое воображение и следует развивать у школьников.
В большой мере решить эту задачу позволяют сочинения, которые привлекают внимание учеников к отдельным сценам, эпизодам, страницам романа, побуждают их вдумчиво вчитываться в текст, «видеть» героев и задумываться над тем, почему писатель рисует героя именно в данных обстоятельствах, почему использует те или иные приемы композиции образа.
В подобных сочинениях о «Войне и мире» ученики пишут о таких особенностях творческого метода Толстого, как глубина психологического анализа, изображение «диалектики души», «текучести психики» через внутренний монолог и диалог, через портрет и отношение героя к природе и т. д. Но есть один вопрос — это вопрос о роли музыки и музыкальных картин, в романе «Война и мир», который, как показывает опыт, не привлекает внимания учителя, хотя и имеет существенное значение для верного понимания идейного содержания романа, отдельных его героев, для развития воссоздающего и творческого воображения учащихся.
Музыке в произведениях Толстого, и в частности в «Войне и мире», принадлежит большая композиционная роль. Она используется Толстым наряду с другими приемами как средство психологического анализа.
Наблюдения над текстом «Войны и мира» показывают, что Толстой, создавая образы отдельных героев, пользуется различными композиционными приемами. Так, например, внутренние монолоти особенно часто используются для характеристики Андрея Болконского и Пьера Безухова — героев, которым свойственны глубокие раздумья над смыслом жизни, критическое отношение к действительности, стремление определить свое место в жизни и общенародной борьбе. Поэтический облик Наташи, ее живая непосредственность, эмоциональность, восприимчивость ко всему прекрасному особенно полно раскрываются через изображение внешности героини, ее жестов, движений, мимики, выражения глаз, через ее отношение к природе.
Толстой пользуется многообразными приемами композиции отдельных образов, но в зависимости от особенностей характера героев как бы отдает предпочтение отдельным приемам. Причем некоторыми приемами он характеризует большинство действующих лиц (изображение поступков и внешности, речевая характеристика героя и т. д.), но есть и такие приемы, которыми он пользуется избирательно, например, характеристика героя через его отношение к природе или к музыке. При этом наблюдения над текстом «Войны и мира» показывают, что, подобно тому как на фоне картин русской природы рисуются только положительные герои, и чаше всего Наташа Ростова, так и музыкальной чуткостью наделены любимые толстовские герои и герои из народа.
Лирические страницы о музыке и музыкальные картины в романе мы будем называть «музыкальными страницами». Опыт нашей работы со школьниками над романом «Война и мир» убеждает в том, что внимание к «музыкальным страницам» углубляет восприятие литературных образов, проблематики произведения, воспитывает любовь к литературе, что, в свою очередь, повышает культуру учащихся, развивает их художественный вкус и учит понимать прекрасное.
Углубленному и творческому восприятию «музыкальных страниц» «Войны и мира» способствуют домашние сочинения, вдумчивая работа над текстом.
Подобная работа требует предварительной подготовки и осторожного руководства учителя, которое проявляется в консультациях и конкретных заданиях, помогающих ученикам сэкономить время и плодотворно вести свои небольшие самостоятельные наблюдения над мастерством писателя.
Подготовка к сочинениям начинается еще во время изучения биографии Л. Толстого, когда учитель, если у него есть возможность, рассказывает об отношении к музыке в семье Толстого и о ее роли в жизни писателя, о его общении с музыкантами (композиторами и исполнителями), а продолжается эта работа уже во время изучения романа в классе, когда выясняется композиционная роль «музыкальных страниц» в «Войне и мире». Тогда же ученики получают темы сочинений о роли музыки и музыкальных картин в романе «Война и мир»:
1. Народная музыка и ее композиционная роль в романе «Война и мир».
2. Роль музыки в раскрытии характера Наташи Ростовой.
3. Роль музыки в романе «Война и мир».
Над темами ученики работают две-три недели, в течение которых они обращаются к учителю с вопросами, возникающими у них в процессе работы над планами, над содержанием и формой сочинений. Успешно написать сочинения ученикам помогает рекомендованная преподавателем литература (с нею ученики знакомятся во внеурочное время), специальные развернутые задания, а также анализ некоторых «музыкальных картин» на уроках.
Просматривая черновики, учитель отбирает наиболее интересный материал и предлагает учащимся сообщить его на уроке во время классного анализа романа. Такие сообщения тоже подготовка учащихся к оформлению сочинений.
Какой же материал используется на занятиях?
В жизни и творчестве Толстого музыка играла большую роль. Великий писатель земли русской тонко чувствовал музыку и понимал ее. С. Л. Толстой, сын писателя, вспоминал: «Я не встречал в своей жизни никого, кто бы так сильно чувствовал музыку, как мой отец».
Толстой был музыкально одаренным человеком. Он вырос в среде, где музыку любили и ценили. С детства он привык слушать народную музыку. Его мать была хорошей музыкантшей. С юных лет Толстой играл на рояле, и это увлечение доставляло ему большую радость.
Окончив университет, Лев Николаевич составил для себя программу самостоятельных занятий, среди которых значительное место отводилось изучению музыки. Цель Толстого заключалась в том, чтобы достичь «средней степени совершенства в музыке». В это время он много играет, особенно Бетховена, и произведения великого музыканта вызывают у Толстого «слезы умиления» (из письма к А. А. Толстой; 1857 г., по поводу Andante Бетховена).
Интерес к музыке не ослабевал и в более поздние годы.
Т. А. Кузминская, свояченица писателя, вспоминает, что «Лев Николаевич одно время очень увлекался музыкой, желая усовершенствоваться. Он играл по два, по три часа Шумана, Шопена, Моцарта, Мендельсона и позднее уже учил вальс Антона Рубинштейна».
Нередко писатель играл в четыре руки с Софьей Андреевной, а иногда с профессиональными музыкантами. Он был хорошим аккомпаниатором.
Увлечение, музыкой в молодости было настолько серьезным, что Лев Николаевич даже пытался сочинять ее.
Музыку, особенно народную, Лев Николаевич считал важным средством эстетического и нравственного развития людей. Поэтому в годы увлечения педагогической деятельностью в Ясной Поляне Толстой большое внимание уделял музыкальному образованию детей. Он обучал крестьянских детей музыкальной грамоте и считал это дело очень важным. Толстой возмущался тем, что «люди искусства» не занимаются музыкальным развитием народа. «Удивительным сокровищем» называл он музыкальные народные произведения в письме к Чайковскому.
Толстой неоднократно повторял: «Ничего так не люблю, как наши простые деревенские песни».
На вопрос, какую музыку он больше всего любит, Толстой отвечал: «Простую, народную. И самый лучший композитор — это народ».
Всю жизнь писатель нежно и восторженно любил народные песни и пляски, звучание народных музыкальных инструментов — балалайки, гитары, гармоники.
Любимыми народными песнями Толстого были «Горы Воробьевские», «Бурлацкая», «Не шуми, мати, зеленая дубравушка», «Как по морю, морю синему», «Дубинушка» и др.
Толстой знал и любил музыку народов России: украинскую, белорусскую, башкирскую, а также музыкальный фольклор Западной Европы, особенно французский. Народные песни, танцы, игра на народных инструментах занимают значительное место в произведениях Л. Н. Толстого, в том числе и в романе «Война и мир», в котором народная музыка используется особенно широко для характеристики народа и лучших представителей дворянской интеллигенции. Обычно эти сцены читаются в классе.
Прослушав отрывок из сцены смотра в Браунау (со слов «Песенники, вперед! — послышался крик капитана...» до слов «...как будто он жалел всех, кто не шел в это время с ротой» — т. I, ч. II, гл. II), учитель предлагает школьникам задуматься над композиционной ролью народной музыки в этой картине. Ученики убеждаются, что в сцене смотра в Браунау плясовая «Ах, вы, сени мои, сени» становится важным средством характеристики русских солдат, их бодрости, жизнерадостности и неутомимости.
Народная музыка используется Толстым и для характеристики положительных героев «Войны и мира», не порвавших с русской национальной культурой, близких к народу. Такова роль музыки в сценах посещения молодыми Ростовыми дядюшки. С истинной чуткостью и тонким пониманием Наташа, Николай и дядюшка вслушиваются в звуки «Барыни», доносящиеся из охотницкой, а затем с увлечением исполняют народные произведения сами.
Весьма желательно на уроке прослушать этот отрывок и выяснить композиционную роль народной музыки в нем. Отрывок «В гостях у дядюшки» читается со слов «Дядюшка, ни на кого не глядя...» до слов «Ну, племянница! — крикнул дядюшка, взмахнув к Наташе рукой, оторвавшею аккорд» (т. II, ч. IV, гл. VII).
Для выяснения роли народной музыки в романе ученикам предлагаются индивидуальные задания. Чтобы школьникам легче было готовиться к устному сообщению и к сочинению, в задание не только включаются вопросы, но и указываются соответствующие главы «Войны и мира», а также рекомендуется мемуарная литература, в которой освещается этот вопрос.
Вопросы-задания к теме «Народная музыка и ее композиционная роль в романе «Война и мир» могут быть такими:
1. Как относился Л. Н. Толстой к народной музыке?
2. Какую роль народная музыка играет в сценах смотра в Браунау (т. I, ч. II, гл. II) и в эпизодах подготовки к Бородинскому сражению (т. III, ч. II, гл. XX)?
3. Как характеризует Наташу Ростову, Николая и дядюшку их отношение к народной песне и пляске (т. II, ч. IV, гл. VII)?
Музыкальные переживания героев у Толстого — одно из средств тонкого психологического анализа. Убедительно и с глубоким знанием музыки и психологии человека Толстой воспроизводит переходы одного чувства в другое, показывает влияние музыки на настроение и чувства слушателей.
Такова роль музыки во многих его произведениях, в том числе и в тех, где «описываются впечатления от народной музыки.
Музыкальные интересы Толстого были разнообразны. Он хорошо знал многие выдающиеся музыкальные произведения своего времени, общался с композиторами, музыкантами, артистами.
Как вспоминает А. Б. Гольденвейзер, «Толстой любил музыку с определенно выраженным ритмом, мелодически ясную, веселую или полную страстного возбуждения. Музыка с сентиментальным оттенком или ноюще-грустная мало его трогала».
В конце XIX и начале XX века дом Толстого в Москве и в Ясной Поляне становится своеобразным центром музыкальной культуры. Знаменитые композиторы, музыканты и певцы исполняют для Толстого лучшие произведения русской и зарубежной музыки. Здесь часто звучат произведения Гайдна, Моцарта, Глюка, Бетховена, Шумана, Чайковского, Венявского и других композиторов. Толстой особенно любил музыку Чайковского и Глинки. Нравились ему также произведения Скрябина, Рахманинова, Аренского.
Самым же любимым композитором Толстого был Шопен. «Шопен в музыке — то же, что Пушкин в поэзии»,— говорил он. Большим праздником исполнение музыки в доме Толстых было не только для слушателей, но и для самих исполнителей.
В последние годы жизни, в период перехода на позиции патриархального крестьянства, в отношении Толстого к музыке проявились те «кричащие противоречия», которые были характерны для его творчества и мировоззрения в этот период. В трактате «Что такое искусство?», в дневниковых записях, в художественных произведениях, в беседах с близкими он высказывает резкие суждения о классической музыке, о творчестве композиторов, глубоко любимых им и понимаемых.
Именно в эти годы Толстой резко отзывается о музыке Бетховена, хотя, как вспоминает писательница Л. Я. Гуревич, в 1895 году Толстой играл Крейцерову сонату на рояле со скрипкой и лицо его было «строго и светло-серьезно».
«Кричащие противоречия» Толстого в отношении к музыке вытекали из его самобытных требований к общественному назначению искусства вообще и музыки в частности. Любя и понимая классическую музыку, он чувствовал, что простому народу она недоступна, непонятна, он видел, что народ не воспринимает ее. Иногда он проделывал такой эксперимент. Он следил за восприятием классических произведений (в частности, прелюдий и полонезов Шопена) крестьянами и рабочими и убеждался, что для неподготовленных слушателей эта музыка сложна и непонятна. И тогда появлялись такие суровые оценки: «Настоящее искусство должно быть всем доступно. Теперешнее искусство только для развращенных классов, для нас. Как я ни люблю Шопена, а я думаю, что Шопен не останется жив, умрет для будущего искусства».
Несмотря на подобные суровые и несправедливые утверждения, музыка в течение всей жизни глубоко волновала Толстого. Еще в 1876 году он писал П. И. Чайковскому, что музыка для него — «высшее в мире искусство». В течение многих лет Толстой записывал в дневнике впечатления от прослушанных произведений, рассуждал о назначении музыки в общественной жизни и жизни человека. Эти записи свидетельствуют о том, что Толстой тонко и глубоко чувствовал силу, красоту и поэтичность народной и классической музыки, которая производила на него очень сильное впечатление. Сергей Львович вспоминает, что Лев Николаевич, слушая музыку, «волновался, у него что-то сжималось в горле, он всхлипывал и проливал слезы. Беспричинное волнение и умиление были те чувства, которые в нем возбуждала музыка. Иногда музыка волновала его против его воли, даже мучила его и он говорил: «Чего хочет от меня эта музыка?».
Исполнению классической музыки и игре на различных музыкальных инструментах в произведениях Толстого посвящено много страниц. Они свидетельствуют о тонком и глубоком знании и понимании музыки, о мастерском воспроизведении музыкальных переживаний человека.
В «Войне и мире» музыка, как и в других произведениях, является важным средством характеристики действующих лиц, средством психологического анализа. Любовь к музыке, музыкальная чуткость и одаренность героев для Толстого — средство их положительной оценки. В произведениях Толстого положительные герои не только знают классическую музыку, поют, играют на различных музыкальных инструментах, но и чувствуют прелесть народной музыки, народных песен, народных инструментов.
В «Войне и мире» наибольшей музыкальной культурой отличаются семьи Болконских и Ростовых. Княжна Марья серьезно занимается музыкой, Андрей Болконский тонко чувствует и понимает ее.
Но наибольшей музыкальной чуткостью отличается Наташа Ростова; эту романтическую, искреннюю, чуткую народную героиню невозможно представить вне мира музыки.
Очаровательно пение Наташи в сцене после проигрыша Николая (т. II, ч. I, гл. XV), где Толстой психологически убедительно раскрывает власть музыки над человеком. Музыка подчиняет себе слушателей, заставляет их забыть о своих неудачах, пробуждает в их душе то лучшее, на что только они способны. В этой сцене музыка позволяет Толстому воспроизвести смену мыслей и настроений героя.
В «Войне и мире» музыка используется не только для того, чтобы раскрыть музыкальную чуткость, одаренность и восприимчивость Наташи Ростовой. Восприятие ее пения становится средством характеристики других героев, в частности Андрея Болконского. Музыка рождает новые чувства, под ее влиянием жизнь представляется герою в ином свете. Именно музыка помогает князю Андрею осознать свою любовь к Наташе (т. II, ч. III, гл. XIX).
Так используется музыка для показа «текучести» человеческой психики, смены чувств, мыслей, настроений героя. Эти «музыкальные страницы» — свидетельство замечательного мастерства Толстого в области изображения «диалектики души» человека. Толстой очень любил танцы, и его полное страсти исполнение танцевальной музыки увлекало всех присутствующих.
По воспоминаниям Т. А. Кузминской, «Лев Николаевич так играл, что действительно нельзя было стоять на месте, и танцевали все».
Описание танцев занимает большое место в произведениях Толстого. Особенно много танцев, народных и бальных, в романе «Война и мир».
Задорно пляшут солдаты после смотра в Браунау, дворовые исполняют на балалайке в охотницкой у дядюшки народную плясовую мелодию «Барыня», пляшет русскую Наташа Ростова.
Но не только народная танцевальная музыка звучит в романе «Война и мир», не только народные пляски увлекают героя. В доме Ростовых танцуют «Данилу Купора», на балу у Иогеля — экосезы, англезы и страстную мазурку; Наташа Ростова грациозно и изящно танцует на балу у екатерининского вельможи. Большинство этих эпизодов читается на уроке и анализируется при изучении образа Наташи Ростовой.
Усвоить композиционную роль музыки в создании образа Наташи и подготовиться сначала к устному сообщению, а впоследствии к сочинению на тему «Роль музыки в раскрытии характера Наташи Ростовой» ученикам помогают следующие вопросы:
1. Как Наташа относится к музыке (любовь к пению и танцам, восхищение народной музыкой)?
2. Какое влияние оказывает искусство Наташи на окружающих, на их настроение, мысли и чувства?
3. Как самый характер музыкальных произведений помогает понять образ героини?
Кроме того, учитель указывает главы романа, в которых учащиеся могут найти материал для сочинения:
т. I, ч. I, гл. XVII (пение квартета «Ключ»);
т. II, ч. I, гл. XII (бал у Иогеля);
т. II, ч. I, гл. XV (пение Наташи и впечатления Николая Ростова);
т. II, ч. III, гл. XIV, XV, XVI, XVII (Наташа на балу у екатерининского вельможи);
т. II, ч. III, гл. XIX (пение Наташи и впечатления Андрея Болконского);
т. II, ч. IV, гл. VII (в гостях у дядюшки);
т. II, ч. V, гл. IX (посещение оперы).
Наряду с такими темами учащимся предлагается и более широкая — «Роль музыки в романе «Война и мир».
К этой теме даются следующие вопросы-задания:
1. Как относился Л. Н. Толстой к музыке?
2. Какие герои в романе музыкальны?
3. Какое влияние оказывает музыка на мысли, чувства и настроение героев (т. II, ч. I, гл. XV — пение Наташи и реакция Николая; т. II, ч. III, гл. XIX — пение Наташи и впечатления Андрея Болконского)?
4. Как характеризует Наташу, Николая и дядюшку отношение к народной музыке (т. II, ч. IV, гл. VII)?
5. Как показано в романе, что народные песни в сцене смотра в Браунау и подготовки к Бородинскому сражению помогают Толстому раскрыть бодрость, мужество и решительность русских воинов (т. I, ч. II, гл. II; т. III, ч. II, гл. XX)?
Учеников обычно привлекают все эти темы, и работают они над ними с увлечением.
Вот сочинение ученицы на тему «Роль музыки в раскрытии характера Наташи Ростовой»:

«Какая глыба, а? Какой матерый человечище! Вот это, батенька, художник...»— так сказал Владимир Ильич Ленин о создателе романа «Война и мир», о Льве Николаевиче Толстом. К этому отзыву Ленина можно добавить слова Алексея Максимовича Горького: «Это не человек, а колосс какой-то по силе ума, по богатству душевных ресурсов».
Лев Николаевич Толстой очень любил музыку. Музыка была для него не развлечением, а важным делом в жизни. Когда начинали играть, Толстой садился в старое дедовское кресло у рояля и слушал. На лице его появлялось особенное выражение: он бледнел, взгляд его устремлялся вдаль, и часто он не мог сдержать слез, выступавших на глаза. Однажды он сказал Гусеву: «Музыка — это единственное из всего мирского, что действует на меня... Это подобно тому, как я радуюсь, смотря на природу...»
О любви Толстого к музыке рассказывают многие современники. Вот что говорит о Толстом известная польская пианистка и клавесинистка Ванда Ландовска: «Толстой необычайно входит в музыку. Еще и теперь он часто играет один или в четыре руки с дочерью. Любит он преимущественно музыку классическую». Всю свою любовь к музыке Толстой старался передать своим героям. Но Толстой своеобразен. Не все главные действующие лица в романе музыкальны, любят музыку. Любовь к музыке можно заметить только у положительных героев романа — у Наташи и Николая Ростовых, у Андрея и Марьи Болконских. Они любят музыку, понимают ее. В то же время отрицательные герои — Элен Безухова, Анатоль Курагин — не представляют себе той духовной ценности, которую несет в себе музыка. На всем протяжении романа автор ни разу не показывает Элен поющей или играющей. Она лишь танцует, но все это потому, что нужно танцевать на балах, потому, что это было принято в светском обществе.
В романе мы видим Наташу в разное время ее жизни и замечаем, как использует Толстой музыку в качестве важного средства характеристики героини. Сначала она предстает перед нами маленькой девочкой, которая на именинах своих и своей матери поет с Николаем и Соней квартет «Ключ», исполнение которого всем очень понравилось.
Наташа любит танцевать. На балах у Иогеля «иногда танцевали танец с шалью лучшие ученицы, из которых лучшая была Наташа, отличавшаяся своей грациозностью». Танцевальная музыка позволяет Толстому раскрыть эмоциональность и жизнерадостность Наташи, те качества, которые нравятся всем. Она весела, молода, хорошо танцует. На балу у Иогеля все любуются ею. «И как она танцует, какая грация!» — говорит о ней Денисов.
Мы видим Наташу на балу екатерининского вельможи. Ее оттеснили к стене, никто не замечает ее, никто не приглашает танцевать. Она стояла грустной, лицо ее казалось бледным. Она была готова заплакать в эту минуту. Огорченная, она думала: «Неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми, неужели меня не заметят все мужчины, которые теперь, кажется, и не видят меня, а если и смотрят на меня, то смотрят с таким выражением, как будто говорят: «А это — не она, так нечего смотреть». Нет, этого не может быть! — подумала она. — Они должны же знать, как мне хочется танцевать, как я отлично танцую и как им весело будет танцевать со мной».
Каким счастьем засияло ее лицо, когда она была приглашена Андреем Болконским на тур вальса. «Они были вторая пара, вошедшая в круг. Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени. Наташа танцевала превосходно. Ножки ее в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от нее делали свое дело, а лицо ее сияло восторгом счастья».
Наташа любила не только петь и танцевать. Она очень любила народную музыку.
Вспоминается сцена: после охоты Наташа вместе с братьями в гостях у дядюшки. Она слушает, как играет дядюшка русские народные песни и требует, чтобы он еще и еще раз повторил, а затем не может удержаться и сама начинает плясать. «Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движение плечами и стала. Где, как, когда всосала в себя из этого русского воздуха, которым она дышала, эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые pas de chale давно должны были вытеснить? Но дух и приемы эти были те самые неподражаемые, не изучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка».
Все любуются Наташей: ее дядюшка, дворовые, братья. Грустно подперев щеку, стоит Анисья Федоровна, вспоминая себя девушкой, когда она так же, как и эта графинечка, плясала русские пляски.
Лев Николаевич Толстой не любил оперу, считал ее чем-то искусственным. Однажды он сидел на премьере оперы «Русалка» в одной ложе с Даргомыжским и не сказал ему своего мнения. Наташе, так же как и Льву Толстому, непонятны действия на сцене своей искусственностью. «Она не смогла следить за ходом оперы, не могла даже слышать музыку: она видела только крашеные картоны и странно наряженных мужчин и женщин, при ярком свете странно двигавшихся, говоривших и певших: она знала, что все это должно было представлять, но все это было так вычурно-фальшиво и ненатурально, что ей становилось то совестно за актеров, то смешно на них».
Толстой рисует Наташу такой, что своим пением она заставляет забывать неприятности, ее искусство производит сильное впечатление на слушателей. У Николая Ростова большой проигрыш. Нужно завтра заплатить, но ему неудобно просить у отца такую сумму денег. У него плохое настроение. Но когда Наташа запела, Николай забыл все. «Она пела теперь не по-детски, уже не было в ее пении этой комической, ребяческой старательности, которая была в ней прежде: но она пела еще не хорошо, как говорили все знатоки-судьи, которые ее слушали. «Не обработан, но прекрасный голос, надо обработать»,— говорили все».
«В ее голосе была та девственная нетронутость, то незнание своих сил и та необработанная бархатность, которые так соединялись с недостатком искусства пения, что, казалось, нельзя было ничего изменить в этом голосе, не испортив его Слушая Наташу, Николай старается помочь ей взять трудную ноту и сам, не замечая того, поет. Он счастлив... «О, как задрожала эта терция и как тронулось что-то лучшее, что было в душе Ростова. И это что-то было независимо от всего в мире! Какие тут проигрыши, и Долоховы, и честное слово!.. Все вздор! Можно зарезать, украсть и все-таки быть счастливым...»
Князь Андрей, слушая Наташу, не может сдержать подступающих к горлу слез. Причину этих слез он не знает. «Он был счастлив, и ему вместе с тем было грустно. Ему решительно не о чем было плакать, но он готов был плакать. О чем? О прежней любви? О маленькой княгине? О своих разочарованиях?.. О своих надеждах на будущее?.. Да и нет». Андрею Болконскому нравилось ее пение, открывавшее ему что-то новое в жизни, чего он не знал ранее.
Музыка в романе помогает раскрыть некоторые черты характера Наташи Ростовой. Ее любовь к веселой музыке показывает й ней жизнерадостность, беззаветность ее характера, ее веселость и стремление жить. Мы знаем, что Наташа много пела, танцевала, играла па клавикордах, арфе, затем стала учиться играть на гитаре, отличалась музыкальностью. О любви к народу говорят любимые Наташей народные русские песни и пляски. Она проста и весела со всеми. Это положительная черта в характере Наташи.
Музыка в раскрытии образа Наташи играет громадную роль. Толстой называл музыку «высшим в мире искусством» и пользовался ею для характеристики духовного богатства своих любимых героев.

Ученица внимательно изучила рекомендованную литературу о роли музыки в жизни и творчестве Л.Н.Толстого и рассказала о любви писателя к классической, народной и танцевальной музыке. Ее сочинение свидетельствует о вдумчивом изучении текста «Войны и мира». Работая над «музыкальными страницами», ученица как бы увидела героев романа, и это помогло ей правильнее и глубже понять Наташу и других действующих лиц, помогло осознать композиционную роль музыки как средства характеристики Наташи. Ученица понимает «музыкальные страницы» «Войны и мира» и делает верные выводы о тех особенностях характера героини, которые лучше всего можно было раскрыть через ее увлечение музыкой. Хотя в сочинении встречаются стилистические погрешности, оно написано живо и эмоционально.
Приведем еще одно сочинение (с сокращениями) на тему «Роль музыки в романе «Война и мир»:

Музыка в жизни Л. Н. Толстого играла большую роль. Он говорил, что, если бы провалилась вся европейская цивилизация, он бы пожалел больше всего о музыке. Слушая нравившуюся музыку, Толстой волновался, музыка вызывала в нем беспричинное волнение и умиление. Иногда музыка волновала его против его воли, даже мучила, и он говорил: «Чего хочет от меня эта музыка?»
Такое действие музыки особенно ярко описано Толстым в «Крейцеровой сонате».
Толстой всегда стремился понять смысл переживаемых им чувств и впечатлений, место музыки в жизни человечества.
Лев Николаевич жил в годы наибольшего распространения русской народной песни. Он любил простую, ясную мелодию. О любимых им песнях он часто упоминает в своих произведением. Это — «Барыня», «Ах, вы, сени мои, сени», «По улице мостовой» и др.
Толстой сам увлекался музыкой, играл по три-четыре часа в день сонаты Моцарта, Вебера, Бетховена, некоторые вещи Шумана и вальсы Штрауса. Писатель любил танцы и с удовольствием слушал вальсы Штрауса, полонезы, мазурки и вальсы Шопена.
Музыка сопровождала Толстого всю его жизнь. Во всех его произведениях она играет очень большую роль. Своих любимых героев он наделяет музыкальней чуткостью. Так, в романе «Война и мир» музыка служит дда раскрытия образов Наташи, Андрея Болконского, Пети, Николая. И не случайно именно эти любимые герои обладают музыкальностью. Свое отношение к героям Толстой стремится выразить через описание переживаний, которые вызывает в них музыка.
Музыка способствует раскрытию чувств и переживаний героев романа. Толстой очень глубоко анализировал влияние музыки на людей и поэтому с большой точностью, очень правдиво показывает действие музыки на героев романа.
Николай, проиграв Долохову сорок три тысячи и находясь в ужасном настроении, возвратился домой. Он прошел в гостиную и увидел Наташу, собиравшуюся петь. Ему было все неприятно: к восторженность Наташи, и ее радость». «И чему она радуется! — подумал Николай, глядя на сестру. — И как ей не скучно и не совестно!» Соня взяла первый аккорд, и Наташа запела. «Что же это такое? — подумал Николай, услыхав ее голос и широко раскрыв глааа. — Что с ней сделалось? Как она поет нынче? — подумал он. — И вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты, следующей фразы, и все в мире сделалось разделенным на три темпа: «Oh mio crudele affetto...» Раз, два, три, раз, два, три. «Эх, жизнь наша дурацкая! — думал Николай. — Bee это, и несчастье, и деньги, в Долохов, и злоба, честь — все это вздор... a вот оно настоящее.- Ну, Наташа, ну, голубушка, ну, матушка!.. как она этот si возьмет! взяла! славе богу! — ин он сам, не замечая того, что он поет, чтобы усилить этот si, взял втору в терцию высокой ноты. «Боже мой! как хорошо! Неужели это я взял? как счастливо!»— подумал он».
Только испытав на себе это волнующее, чарующее действие музыки, Толстой мог так верно описать состояние чувств Николая, слушающего Наташу. И мы, читая эти строки, ясно чувствуем перемену, происшедшую в Николае.
Пение Наташи, действие его на князя Андрея — это описание тех подлинных чувств, которые испытывал Толстой, слушая музыку: «Квязь Андрей стоял у окна, разговаривая с дамами, и слушал ее. В середине фразы князь Андрей замолчал и почувствовал неожиданно, что к его горлу подступают слезы, возможность которых он не знал за собой. Он посмотрел на поющую Наташу, и в душе его произошло что-то новое и счастливое».
Наташа — дворянка, аристократка, но она всем существом своим близка к народу; народные пляски и музыка захватывают ее.
Вот она вместе с Николаем приехала после охоты в Михайловку, к дядюшке. Страстное желание сплясать подхватывает Наташу, услышавшую русскую песню «По улице мостовой».
«Ну,- ну, голубчик, дядюшка»,— таким умоляющим голосом застонала Наташа, как будто жизнь ее зависела от этого...
— Ну, племянница!— крякнул дядюшка, взмахнув к Наташе рукой, оторвавшей аккорд.
Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперев руки в боки, сделала движение плечами и стала...»
В этой русской пляске сказалась любовь Наташи ко всему народному, ее русская талантливость.
Народные песни помогают Толстому раскрыть и показать бодрость духа, мужество и решительность русских войск. Вот усталые, голодные солдаты запели песню. Ложечник, несмотря на тяжесть амуниции, резко выскочил вперед. И вот уже солдаты идут в такт песни, размахивая руками и попадая в ногу. Песня поднимала людей на свершение новых подвигов, на преодоление трудностей.
Толстой — это великий мастер слова. Читая его книги, будто становишься одним из действующих лиц. Мало того, мы сознаем, что происходит в душе каждого героя и будто это происходит с нами.
Петя Ростов слышит торжественный гимн, и мы тоже слышим его благодаря гению Толстого.
«Ожиг, жиг, ожиг, жиг... — свистела натачиваемая сабля. И вдруг Петя услыхал стройный хор музыки, игравшей какой-то неизвестный, торжественный гимн.
Петя был музыкален, так же как и Наташа, и больше Николая, но он никогда не учился музыке, не думал о музыке, и потому мотивы, неожиданно приходившие ему в голову, были для него новы и привлекательны. Музыка играла все слышнее и слышнее. Напев разрастался, переходил из одного инструмента в другой. Происходило то, что называется фугой, хотя Петя не имел ни малейшего понятия о том, что такое фуга. Каждый инструмент, то похожий на скрипку, то на трубы — но лучше и чище, чем скрипки и трубы,— играл свое и, не доиграв еще мотива, сливался с другим, начавшим почти то же, и с третьим, и с четвертым, и все они сливались в одно и опять разбегались, и опять сливались то в торжественно-церковное, то в ярко блестящее и победное».
Толстой стремился отобразить в музыке те переживания, чувства человека, которые трудно показать на обычном жизненном примере.

Автор сочинения опирается на большой материал и достаточно полно освещает композиционную роль музыки в романе «Война и мир». Работа подкупает проникновением в характер исполняемых в романе музыкальных произведений; в ней чувствуется попытка уяснить взгляды Толстого на роль музыки в жизни человека. Ученица серьезно поработала над текстом и поняла, какое значение придавал Толстой музыке, рисуя внутренний мир своих героев, какова композиционная роль «музыкальных страниц» романа, как точно воспроизводит писатель влияние музыки на мысли, чувства и настроения героев. Внимательно вчитавшись в текст, ученица почувствовала себя как бы одним из действующих лиц романа, происходящее в душе каждого героя осознала как происходящее с нею. Все это свидетельствует о несомненной ценности таких сочинений и для развития воображения.
В нашей статье не было речи о требованиях к сочинению, не говорилось об оформлении письменных работ, о необходимости писать логично, правильно. В этом отношении мы разделяем установившуюся в методике точку зрения.
Мы не отмазываемся от обычных литературных тем, считаем их нужными, необходимыми, помогающими усвоению литературы и развитию школьников, однако полагаем важным проводить также и сочинения на темы, о которых шла речь в статье. Они позволяют через углубленный анализ отдельных страниц и эпизодов произведения понять его образы, проблематику и композицию.
Подобные сочинения вызывают интерес к творчеству писателя, побуждают учеников знакомиться с мемуарной литературой, развивают воображение, содействуют эстетическому воспитанию школьников, их литературному развитию.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +