Дня через два Шевченко, вдоволь наговорившись с новыми друзьями, набравшись московских впечатлений, уехал в Петербург. Ему не терпелось начать новые работы. План выпусков «Живописной Украины» все разрастался. Шевченко обступали лица, пейзажи, которые он хотел запечатлеть. Он мечтал написать большую картину, давно вынашивал ее содержание. Но как-то с удивлением, словно спрашивая совета, признался Гребенке:
— Сам не знаю, откуда это берется: только начинаю думать о картине, как на меня роем несутся песни, строки стихов, перо само бежит по бумаге... Про картину уж и не помню ничего.
Репниной он писал, что успешно работает над рисунками, умалчивая о стихах. Она сама заговорила об этом. «Я надеюсь со всеми читающими, что и перо не будет лежать в бездействии. Не погашай свое светило!» — призывала она словами из шевченковской «Тризны».
Шевченко растрогало внимание Репниной. В разлуке он сильнее почувствовал всю теплоту ее отношения к нему. Расстояние сглаживало разницу в их воспитании, вкусах, взглядах на мир; оставалась дружба.
96Шевченко писал Варваре Николаевне с горечью, что жаждет вызволить из рабства своих родных, и в одном из писем она горячо заверяла, что если бы у нее было богатство, «с какой чистой радостью я воспользовалась бы правом сестры предложить вам его, чтобы окончить это ужасное дело».
Шевченко непрестанно думал о своей родине, о тяжелой жизни крепостных на прекрасной, щедрой земле, им не принадлежащей.
Но теперь при мысли о крепостных перед ним вставали образы всех порабощенных крестьян России, всех угнетенных игом царского произвола. На многое открыли ему глаза и «Мертвые души» Гоголя; он все глубже вдумывался и все больше любил это произведение.
Часто вспоминались ему строчки, пришедшие в голову еще в детстве:
Опухший ребенок сейчас вот умрет,
А мать в это время на барщине жнет...
Он и сам не знал, что скоро они войдут в его поэму «Сон».
В мае 1844 года в Петербурге состоялся военный парад. Шевченко присутствовал на этом параде. Ровными рядами, сверкая на весеннем солнце амуницией, позвякивая шпорами, гарцуя на конях, проходили полки, уланы, кирасиры, гренадеры, гвардия...
Что-то холодное, бесчеловечное, жестокое увидел в этом потоке Шевченко. Так вот оно, это пушечное мясо, вот сила, при помощи которой деспот-царь держит в тисках страну, отданную помещикам, панам, барам!
Шевченко задумал написать поэму, изобразить в ней не только украинский народ, но и все народы царской империи, угнетенные, обобранные помещиками и чиновниками.
Чтобы придать своему новому произведению внешне безобидный характер, он озаглавил поэму «Сон».
В самом деле, мало ли что во сне может привидеться! Всякая небывальщина! Но та «небывальщина», которую изобразил Шевченко, была страшной, жестокой, наводила ужас на читателей и вызывала ненависть к режиму Николая I.
Поэт начал с изображения несправедливости, царящей вокруг:
Этот строит, этот рушит,
Тот несытым оком
Озирает землю — нет ли
Где на свете края,
Чтоб зацапать и с собою
Забрать умирая.
Тот тузами обирает
Свата в его хате,
А тот тихо в уголочке
Точит нож на брата.
Поэту снится, что он совершает полет над страной. Он несется на Украину. Занимается утро. В роще поет соловей. Тополя стоят словно на страже. Степи и нивы дышат свежестью. Вербы клонятся над прудом.
Но эта прекрасная природа омрачена картинами тяжелых мучений, которым подвергается украинский народ. Нет, не похожа на рай родина поэта:
...В том раю, что ты бросил навеки.
Рваную одежду сдирают с калеки,
С кожею сдирают — ведь «гол и разут»
Княжеский сыночек! А вон человека,
Вдову, распинают за подать; ведут
Кормильца, который одной был опорой,
Одною надеждой, в войско отдают!
Мало им! А там вон — голодный и хворый,
Опухший ребенок сейчас вот умрет,
А мать в это время на барщине жнет.
Не только Украина закована в цепи, страдает, залита кровью — вся страна томится под гнетом палачей и насильников.
В далекой, холодной и дикой Сибири на каторге трудятся в кандалах борцы за свободу — декабристы. С величайшим благоговением говорит о них Шевченко. В них воплощена для поэта идея свободы:
В кандалы убранный,—
Царь всемирный! Царь свободы,
Царь, клеймом венчанный!
В муках каторжных — не просит,
Слез не проливает!
Сердце, что добром согрето.
Ввек не остывает.
Но дальше, дальше несет его полет фантазии. Вот и Петербург, царская столица. Сверкают огни на улицах, маршируют солдаты. Парад, парад!
Поэт проникает в царские палаты. Там он видит пузатых бар, добивающихся монаршей милости:
За богами бары, бары
В золоте уборов!
Пузатые, мордастые,
Каждый словно боров!..
Весь в поту, к самим стараясь
Стать поближе, чтобы
Плюху съесть, коль соизволят
Царские особы
Дать ее иль кукиш сунуть,
Полкукиша!— лишь бы прямо
Ткнули к морде самой!
Шевченко едко изобразил придворные нравы: подобострастие, подхалимство, подлость, жадность и жестокость царских блюдолизов. Не пожалел он сатирических красок, чтобы нарисовать и портреты «высочайших особ» — царя Николая I и его жены:
...Но вот и сам —
Высокий, сердитый...
С ним царица, что опенок
Несчастный, убогий, —
И сухая, и худая,
И длинные ноги —
И, сердечная, к тому же
Трясет головою.
Гневными словами поэт бичует царя, угнетателя народов:
О царь окаянный!
Царь проклятый и лукавый,
Аспид ненасытный!
Разумеется, Шевченко не мог мечтать о том, чтобы напечатать поэму «Сон». Он читал ее некоторым друзьям и давал переписывать.
Студенческая молодежь была взволнована революционной страстностью этой поэмы. Один юноша писал: «Последнее сочинение, приобретенное мной, есть «Сон». Это гениальная сатира, отразившая в себе так метко пороки петербургских придворных вельмож, карающая так грозно наших мучителей...»
Кончалось петербургское лето, но почти все знакомые и друзья Шевченко еще жили на даче — в Гатчине, в Петергофе, на мызе Михайловской. Тараса Григорьевича как-то не тянуло к старым светским знакомым. Ему хотелось говорить о наболевшем, а с ними это было опасно.
Люди недовольные, протестующие привлекали его к себе.
В одной из редакций познакомился он с польскими журналистами, и вскоре знакомство перешло в приятельские отношения. Поводом послужила просьба Бодянского достать ему одну польскую книгу. Книга была вполне легальная, но в связи с этим начались разговоры о современной польской литературе, и новые друзья познакомили Шевченко с произведениями своих собратьев, живших в эмиграции. Они дерзнули ему показать стихи Мицкевича «Русским друзьям». Шевченко задыхался от восторга, читая пламенные строфы этого послания:
Вы вспоминаете ль меня? О тьме тюремной
ишь вспомню, об изгнаньях, о смертях друзей —
О вас подумаю; ваш облик чужеземный
Огнем согражданства горит в душе моей.
Вы где теперь? Увы! Твою, Рылеев, шею
Я обнимал когда-то; царский приговор
Ее петлей сдавил, как низкому злодею...
Своих пророков убивающим — позор!
Бестужев некогда протягивал мне руку,
Поэта руку и солдата; той руке
Царь тачку дал... И вот, на каторжную муку
С поляком скованный, он роет в руднике.
Год был плодотворным. В Петербурге вышли «Чигиринский кобзарь и Гайдамаки», «Гамалия», «Тризна». Начал издаваться альбом «Живописная Украина». Туда вошли шесть офортов: «Мирской суд», «В Киеве», «Старосты», «Выдубецкий монастырь», иллюстрация к сказке «Солдат и смерть» и «Дары в Чигирине».
Офорт «Дары в Чигирине» запечатлел важный эпизод из родной истории, предшествовавший воссоединению Украины с Россией. Три посла — из Царьграда (Константинополя), Варшавы и Москвы — прибыли с богатыми дарами для переговоров к Богдану Хмельницкому. Заискивающим фигурам послов Турции и шляхетской Польши противопоставлена преисполненная достоинства, спокойная фигура русского посла.
Разнообразные по теме, талантливо выполненные рисунки привлекали внимание разных кругов общества, и в одном польском журнале, выходившем в Петербурге, появилась благожелательная статья.
Шевченко пробовал свои силы и в драматургии. Он написал в 1843 году драму «Назар Стодоля» на русском языке и мечтал увидеть ее на сцене петербургского Александрийского театра. Но цензура не разрешила к постановке пьесу, в которой бедный казак боролся против угнетавшей его казацкой старшины.
Разумеется, эта пьеса не могла быть поставлена на сцене императорского театра. Но украинское землячество создало при Медико-хирургической академии любительский театр, в репертуар которого вошла драма «Назар Стодоля», переведенная самим Шевченко на украинский язык.
Успех не заглушал постоянной тревоги в душе Шевченко, вихрь чувств охватывал его. Мысленно обращался он к тем друзьям, которые могли, как ему казалось, дать ответ на волнующие вопросы.
В стихотворении, посвященном Щепкину, Шевченко просил:
Зачаруй меня, волшебник.
Друг мой седоусый!
. . . . . . . . . . . .
Может, явится надежда
С чистою водою —
Целительной, живительной,
Светлою слезою.
Через две недели после этого стихотворения он написал стихотворение «Гоголю». «За думою дума летит — вылетает», — говорил поэт в своем жарком послании.
Кому же ее покажу я?
Где найду такого,
Кто бы встретил и приветил
Великое слово?
Шевченко и сам начал понимать значение своего слова, но он еще был очень далек от того, чтобы осознать, как велико это значение, как тянутся к его слову простые люди и все желающие им счастья.
Зимой у Шевченко произошла интересная встреча.
К этому времени он снова собрался на Украину. Шевченко получил от Кулиша приглашение принять участие в харьковском издании «Записок о Южной Руси», где, кроме статей ученого содержания, предполагалось помещать украинскую прозу и стихи.
Встреча произошла у Гребенки. Приглашая к себе на этот вечер, Гребенка загадочно улыбнулся и сказал:
— Приходи, Тарас, познакомлю с одним молодым офицером. Он затевает литературные вечера. Занятный человек. От природы одарен такой алчной любознательностью, что, кажется, хочет все на свете узнать. В его библиотеке ты найдешь что угодно — от лекций по астрономии до курса сельского хозяйства. Лет ему от роду всего двадцать два.
— Ну, начнешь ему меня представлять как знаменитость... Надоело!
Гребенка замахал руками:
— Нет-нет, он и без того о тебе наслышан! Читал твой «Сон», мечтает о встрече.
Небольшой кабинет Гребенки располагал к задушевным разговорам. Немало споров возникало за столом, окруженным мягкой плюшевой мебелью тёмнокрасного цвета. Здесь часто собирались писатели Даль, Панаев, Григорович; бывали там и художники. Любил Гребенка и совсем молодых людей, подававших надежды. «Очевидно, новый знакомый — один из таких подающих надежды», — думал Шевченко.
Навстречу ему поднялся молодой человек среднего роста в форме поручика лейб-гвардии Московского полка. Круглое лицо с мягкими чертами, высоким лбом.
— Знакомьтесь: Николай Александрович Момбелли — Тарас Григорьевич Шевченко, — представил Гребенка.
Момбелли восторженно посмотрел на Шевченко своими темно-карими глазами.
Гребенка, продолжая начатый разговор, спросил Момбелли:
— Ну, и что же сделал князь?
— Я рассказываю о том, — живо обратился Момбелли к Шевченко, — как я, представляясь великому князю, своему шефу, второпях не добрил под подбородком, около галстука. Как на грех, другие представлявшиеся, говорившие со мной около двух часов в ожидании приема, не заметили моей неисправности. Ну, князь посадил меня под арест на три недели, а полковнику, командиру полка, сделал по этому случаю страшный выговор. По городу же стали говорить, что я представился чуть ли не с окладистой бородой...
— Вот-вот, — подхватил Гребенка со смехом, — я всегда говорю, что какой-нибудь азартный англичанин, падкий до разных пари, объявил бы премию тому, кто вычислит, с какой быстротой распространяются сплетни.
— А особенно в провинции, — поддержал Шевченко. Гребенка встал:
— Я пойду позабочусь о дружеской чаше. Вы, надеюсь, не соскучитесь без меня... Пусть Николай Александрович расскажет о мировом значении Мадагаскара. Ему только дай об этом поговорить — он и не умолкнет.
Что-то в облике Момбелли сразу привлекло к нему Шевченко.
— Зачем же о Мадагаскаре! — посмеиваясь, возразил Момбелли. — Мы можем и о более близком...
Через несколько минут они оживленно беседовали. Момбелли оказался столь разносторонне начитанным и сведущим человеком, что Шевченко не чувствовал девяти лет разницы между ними. Он щедро отвечал на вопросы, которые без конца задавал Момбелли. Тому особенно интересны были украинские впечатления Шевченко. Тарас Григорьевич увлекся и стал горячо говорить о виденном:
— Барщина съедает все силы крестьян, и конца этому не видно. С детства до глубокой старости работай на пана, а там и дети и внуки твои обречены на это же. Воля — где-то в мечтах, подразнит и улетит...
Момбелли закивал головой, вскочил и с жаром заговорил:
— Я понимаю, Тарас Григорьевич: вам, как малороссу, больно видеть ваш народ в таком состоянии. Но едва ли мне пришлось видеть менее ужасные картины. Холодный трепет пробегает по жилам при воспоминании о виденном мною куске хлеба, которым питаются крестьяне Витебской губернии. Муки вовсе нет в его составе, просто мякина, солома и еще какая-то трава. Видом похож на высушенный конский навоз, перемешанный с соломой... — Момбелли задыхался от негодования. — Хоть я и противник физического наказания — достаточно перевидал прошедших сквозь строй, — но желал бы посадить императора в продолжение нескольких дней на пищу витебского крестьянина...
«Ого! Есть еще надежда, — подумал Шевченко, — если уже офицеры так разговаривают!»
— А что мы видим по всей России? — продолжал Момбелли. — Десятки миллионов страдают, тяготятся жизнью, лишены прав человеческих или из-за плебейского происхождения своего, или по недостатку средств существования. Зато в то же время небольшая каста привилегированных счастливцев, издеваясь над бедствиями ближних, предается утонченной роскоши.
Шевченко собирался ответить, но в это время вошел Гребенка, который не любил острых политических разговоров, и Тарас Григорьевич постарался переменить тему:
— Евген Павлович говорит, что вы в различных науках сведущи. К чему вас особенно влечет?
— Намереваюсь специально заняться естественными науками. Ничто иное не дает такого ясного представления о мире, как они. А впрочем, все нужно знать: математику, физику, химию, историю — все! Вам знакома «Русская грамматика» Востокова? Замечательный труд! Только образованные люди могут переделывать жизнь. Пожалуй, и улучшение жизни крестьян надо бы начать с распространения между ними грамотности...
Гребенка тем временем уставил стол закусками. Появились знаменитые пирожки от Вольфа и густой, тяжелый херес. Полтавское сало и киевское варенье, полученные хозяином с Украины, вызвали восторженные восклицания гостей.
Через полчаса, разрумянившийся от выпитого вина и многочисленных тостов, Гребенка снял гитару со стены и, сам себе аккомпанируя, запел романс собственного сочинения:
Очи черные, очи страстные,
Очи жгучие и прекрасные,
Как люблю я вас! Как боюсь я вас!
Знать, увидел вас я не в добрый час...
— Тарас Григорьевич, прочитайте ваши стихи! — умоляюще, что придало ему сразу мальчишеский вид, попросил Момбелли. — «Сон»!
— Тcсс... — предостерегающе поднял палец Гребенка. — Да вы что?
— Евген прав — незачем ему нарушать свой покой, — не то добродушно, не то лукаво сказал Шевченко.
— А если так, то я поеду в маскараде, — уже совсем по-мальчишески сказал Момбелли. — Мне одна красавица-блондинка в Дворянском собрании свидание назначила.
— Ну и я с вами! — весело заявил Шевченко.
— На последнем маскараде у нас даже философский спор зашел, — продолжал Момбелли. — Одна из масок доказывала окружавшим ее мужчинам, что искусственные цветы лучше настоящих в том смысле, что они не вянут, а запах в них можно поддерживать. У маски был прелестный голос, и все с ней согласились. Но я не мог. Я доказывал, что жизнь, как бы коротка ни была, все-таки лучше безжизненного и что искусство никогда не может сравняться с природой. И — о женщины! — мои замечания так понравились маске, что она тут же переменила свое мнение. Так мы познакомились, и сегодня я обещал ей приехать в маскарад.
Шевченко внимательно слушал Момбелли. В этой, казалось бы, легкомысленной речи молодого офицера он уловил мысль, которая всегда живо интересовала его: о соотношении искусства и жизни.
— Вы совершенно правы, искусство должно питаться жизнью, — сказал он, как только Момбелли замолк. — Великий Брюллов одной черты не позволяет себе провести без модели, а ему, исполненному силы творчества, казалось бы это позволительно. Потому-то его творения так полны красоты и жизни. Все надуманное — мертво. А ваша блондинка просто хотела подразнить своих слушателей. Ей, наверно, все равно было, о чем говорить, лишь бы заинтересовать... Едем в маскарад, Евген!
Но Гребенка, сославшись на то, что ему нужно закончить рассказ, отказался.
Выйдя на улицу, передумал ехать в маскарад и Шевченко. Февральский ветер кружил снежинки. Под звон бубенчиков, перегоняя друг друга, мчались барские сани. Была масленица. Закутанные в шубы господа мчались на балы, в маскарады, в гости.
Как будто без связи с предыдущим, Момбелли вдруг сказал:
— Вчера мой денщик Тимофей разбил на улице фонарь. Полицейские привели его домой и пожаловались мне, что он не хочет платить. И всего-то платить надо было двадцать копеек. Но Тимофей уверял, что фонарщик сам разбил фонарь, опустив неосторожно прямо ему на голову. Ясно, что Тимофей лгал, и я должен был заплатить за фонарь. Но у меня не было даже такой ничтожной суммы...
Момбелли умолк и сказал, посмотрев как-то жалко на Шевченко:
— Вы знаете, я очень беден, и это порой так угнетает меня... Он снова помолчал.
— Да, так вот, я выгнал фонарщика с бранью — что мне было делать! Бедняга, должно быть, починил фонарь из своих средств. Выходит, что сильный обижает слабого не всегда из наклонности к злу.
На Шевченко рассказ этот произвел очень тяжелое впечатление. Он подумал: «Как много несправедливостей и противоречий в этом обществе, основанном на угнетении!»
Они прошли еще немного вместе, и Шевченко стал прощаться.
— Тарас Григорьевич, — решительно сказал Момбелли, — меня давно приглашают в один кружок. Там собираются, говорят о науке, о литературе, о народе. Пойдемте вместе?
— У кого это?
— У Михаила Васильевича Петрашевского.
— Не знаю его. Охотно пошел бы с вами, но вскоре уезжаю на Украину.
— Домой тянет?
— Да, дела разные... — неопределенно ответил Шевченко.
— Желаю вам счастья. И пишите побольше стихов... — Момбелли запнулся на мгновение, — таких, как «Сон». Они нам очень нужны.
22 марта 1845 года совет Академии художеств вынес постановление за успехи Шевченко в живописи «удостоить его звания неклассного художника и представить на утверждение общего собрания Академии». А через несколько дней после этого он получил от академии свидетельство, разрешающее поездку на Украину «для художественных занятий».
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.